Страницы

ЕГЭ. Часть 1

                                                       
                     
http://neznaika.pro/test/russian/ ТЕСТЫ ПО ЕГЭ

                     


          ПРЕДЛОГИ                                         

*************************

благодаря
согласно
вопреки                           +   сущ. в ДАТ. падеже /кому? чему?/
навстречу
наререкор

 правильно                                                                                          НЕправильно

благодаря мамЕ, приходУ                                                            благодаря мамы, прихода


согласно уставУ,  программЕ                                                        согласно устава, программы



****************************
ПО   приездЕ
по окончаниИ
                                  ПО  +   ИИ
по прибытиИ
по завершениИ



                                                                                       НЕПРАВИЛЬНО
                                                            ПО ПРИБЫТИю, ОКОНЧАНИю
                                                             ПО ПРИЕЗДу

 ******************************                          

  Быть участником чего-либо — участвовать в чем-либо.

 Беспокоиться о чем-либо — тревожиться за что-либо.
 Вера во что-либо — уверенность в чем-либо. 
 Грустить, скучать  по вас (пр. п.) 
 Доволен чем-либо — рад чему-либо. 
 Дорожить чем-либо — ценить что-либо.
 Думать о чем-либо — задумать что-либо.
 Наградить чем-либо — удостоить чего-либо.
 Наполнить чем-либо — полон чего-либо. 
 Начать что-либо — приступить к чему-либо.
 Отчитываться в чем-либо — давать отчет о чем-либо.
 Опираться на что-либо — упираться во что-либо.
 Писать о чем-либо — описывать что-либо. 
 Платить за что-либо — оплачивать, оплатить  что-либо.
 Полон чего-либо — переполнен чем-либо 
 Поделиться чем-либо — рассказать о чем-либо.
 Признаться в чем-либо 
 Предостеречь от чего-либо — предупредить о чем-либо.
 Разочароваться в чем-либо — быть недовольным чем-либо.
 Указывать на что? 
 Удивляться чему-либо — быть удивленным чем-либо
 Уделять внимание чему?
 Упрекать в чем-либо — попрекать чем-либо.
 Удивляться чему-либо — восхищаться чем-либо
 Поражаться чему - либо


***************************

рецензия на - отзыв  о
заведующий, управляющий   ЧЕМ?





                                                           
                                                       склонение имён числительных

3 имена  числительные
   РОД.п.
двух
трёх
четырёх
пяти                          СОТ
шести
семи
восьми

 порядковые - КАКОЙ? склоняем       только последнее слово
 какой?    И.П.   двести     второй
                Р.п. двести      вторОГО

количественные СКОЛЬКО? склоняем каждое слово - в каждом слове обе части

сколько?              двести два
                            двУХсОТ двУХ
                                   2346
                             двУМ тысячАМ  трЕМстАМ  сорокА  шестИ

40 90 100   1,5   150     -2 формы
сорок                      девяносто             сто    полтора и полторЫ(ж.р.)         полтораста
сорокА                   девяностА             стА     полУтора                                полУтораста

**если 100 отдельно - только ста   100 157  ста   ста пятидесяти семи  , если в составе - то изменяется как им. сущ. ж.р.1 скл.   565  пятьСОТ   пятиСОТ  пятиСТАМ пятьюСТАМИ

8        восьмью      и   восемью/устар/            ТВ.п.
1000  тысячей       и  тысячью                         ТВ,п.

собирательные
двое трое четверо пятеро шестеро семеро восьмеро  девятеро десятеро   + с:
- сущ.  м.р. и общего рода     трое друзей  двое сирот
                                                !! НЕЛЬЗЯ   трое женщин  -ТРИ,т.к      ж.р.
                                                                     трое волков -ТРИ ,т.к.  название животного
-  сущ.  т-о- мн.ч.  трое ножниц /до 4/  четверо ножниц - пять ножниц
 - парные предметы   двое сапог
- дети, детёшыши животных
- слова ребята, дети, люди

обО-   м.р. с.р.     обОими ушами
обЕ-     ж.р.          обЕими руками

                       НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
  1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения:победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, тмить, дерзить, пылесосить и др. Если необходимо 1 лицо – прибегают к описательному способу выражения: хочу (смогу, надеюсь) убедить, попытаюсь ощутить, должен победить, могу очутиться.
  2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения глаголов:
    Инфинитив
    Форма повелительного наклонения (единсивенное число)
    Форма повелительного наклонения (множественное число)
    Лечь

    Ехать

    Ездить

    Положить

    Класть


    Бежать

    Лазать
    Ты ляг (неправильно ляжь)

    Ты поезжай (неправильно едь, ехай,
     езжай)
    Ты езди (неправильно ездий, ездь)

    Ты положи (неправильно положь)

    Ты клади (неправильно ложи)


    Ты беги (неправильно бежи)

    Ты лазай (неправильно лазь)
    Вы лягте (неправильно
    ляжьте)
    Вы поезжайте (неправильно едьте, ехайте, езжайте)
    Вы ездите (неправильно ездийте, ездьте)
    Вы положите (неправильно положьте)
    Вы кладите (неправильно ложьте)
    Вы бегите (неправильно бежите)
    Вы лазайте (неправильно лазьте)
    Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
Ездить – я езжу, он ездит
Лазить – я лажу, он лазит
Жечь (зажечь, поджечь, разжечь) – я жгу, ты жжешь, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут
Печь (испечт, запечь) – я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут
Беречь (сберечь) – я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут
Стеречь – я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут
  1. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ
Одеть ребенка, куклу.
Надеть на ребенка пальто.
  1. Нормативное употребление глаголов кушать и есть:
Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (кушать подано) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол ЕСТЬ. Поэтому не рекомендуется говорить «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ», «Вы уже ели сегодня».
  1. Не следует использовать в речи следующие конструкции: «Я извиняюсь» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ»). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».
  2. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ – ОКОНЧИТЬ:
ЗАПОМНИ: закончить работу, дело; но окончить школу, университет. Не следует употреблять выражение «закончить школу».
  1. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ:
Глагол оплатить употребляется без предлога.
ЗАПОМНИ: оплатить проезд, оплатить мобильный телефон, но заплатить за проезд.
  1. Слова ЛОЖИТЬ в русском литературном нормативном языке нет, поэтому нельзя так говорить: «Не ложи шапку на стол». Глаголы ПОЛОЖИТЬ, СЛОЖИТЬ, ОТЛОЖИТЬ без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ клади шапку на стол».
  2. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ / ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ / СОЙТИ».с приставкой с (со) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому сказать: сойти с автобуса; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.
Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса.
  1. Нормативное употребление глаголов «ПРЕДСТАВИТЬ – ПРЕДОСТАВИТЬ»: глагол представить имеет значение 1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства).
Глагол предоставить имеет значение: отдать в распоряжение, пользование кому-либо, дать слово.
  1. Запомни нормативное употРебление следующих глаголов:
ПОСТРИЧЬСЯ (в этом варианте нет приставки ПОД)
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)
ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК
  1. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:
Инфинитив
Форма прошедшего времени
Сохнуть
Промокнуть
Замерзнуть
Окрепнуть
Он сох
Он промок
Он замерз
Он окреп

Окончание существительных в родительном падеже множественного числа
с нулевым окончанием
с окончанием -ов (-ев)
англичан
армян
болгар
грузин
румын
татар
туркмен
цыган
турок;
партизан
солдат
гусар
драгун;
валенок
сапог
чулок
ботинок
погон;
ампер
ватт
вольт;
колен
плеч
чисел
кресел
кухонь
басен
песен
барышень
деревень
полотенец
вафель
туфель
свадеб
усадеб;
брызг
брюк
бус
каникул
макарон
носилок
яблок
дынь
слив
киргизов
казахов
узбеков
монголов
таджиков
якутов
хорватов;
платьев
носков
гольфов
джинсов
кедов
клипсов
лампасов;
метров
граммов
килограммов
гектаров
рельсов;
апельсинов
мандаринов
абрикосов
помидоров
томатов
баклажанов
лимонов.
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед. ч. на –Це, в родительном падеже множественного числа, как правило оканчиваются на –Ец:
Именительный падеж единственного числа
Родительный падеж множественного числа
БЛЮДЦЕБЛЮДЕЦ
ЗЕРКАЛЬЦЕЗЕРКАЛЕЦ
КОПЫТЦЕКОПЫТЕЦ
ОДЕЯЛЬЦЕОДЕЯЛЕЦ
ПОЛОТЕНЦЕПОЛОТЕНЕЦ
СЕРДЦЕСЕРДЕЦ
ЩУПАЛЬЦЕЩУПАЛЕЦ
Но:
Именительный падеж единственного числа
Родительный падеж множественного числа
БОЛОТЦЕБОЛОТЦЕВ
ДЕРЕВЦЕДЕРЕВЦЕВ
ОКОНЦЕОКОНЦЕВ
СОЛНЦЕСОЛНЦ
ЗАПОМНИ (НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ):


БАСЕН
БАШЕН
БРЫЗГ
МНОГО ДЕЛ
ВАФЕЛЬ
ЖАБР
КОПЁН
КУХОНЬ
МАКАРОН
МАНЖЕТ
НЯНЬ
ПЕТЕЛЬ
СЕРЕГ
СПЛЕТЕН
ТУФЕЛЬ
ЦАПЕЛЬ
ШПРОТ
ЯБЛОНЬ


ЗАПОМНИ (ОКОНЧАНИЕ ОВ):


БРОНХОВ
ГРАММОВ
ГЕКТАРОВ
ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТОВ
КАРАТОВ
КИЛОГРАММОВ
НЕРВОВ


                 Нормативное образование сравнительной степени имен прилагательных
Сравнительная
Превосходная
Простая форма
К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы:
ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ
Примеры:
Красивый – красивЕЕ
Тяжёлый – тяжелЕЙ
Громкий – громчЕ
Тонкий – тоньШЕ
К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы:
ЕЙШ, АЙШ
Примеры:
Красивый – красивЕЙШий
Тонкий – тончАЙШий
Составная форма
Состоит из двух слов:
Более + начальная форма прилагательного
Примеры:
Красивая – БОЛЕЕ красивая
Тонкий – БОЛЕЕ тонкий
Состоит из двух слов:
САМЫЙ + начальная форма прилагательного
НАИБОЛЕЕ + начальная форма прилагательного
Примеры:
Красивая – САМАЯ красивая
Умный – НАИБОЛЕЕ умный
Примечание:
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных.
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Ошибочными являются следующие образования:
А) Она более умнее, чем он.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (умнее) присоединяется частица более, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксов ее. Употребление частицы более с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные построения этого предложения:
- Она более умная, чем он
- Она умнее, чем он.
Б) Это самая высочайшая в городе башня.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (высочайшая) присоединяется частица самая, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом айш. Употребление частицы самая в такой форме прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные построения этого предложения:
  1. Это самая высокая башня в мире.
  2. Это высочайшая башня в мире.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (дополнения)
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед. ч. на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударенияимеют в родительном падеже множественного числа окончание –ИЙ:
И.п. ед. ч
Р.п. мн.ч.
Гнездовье
Запястье
Кушанье
Надгробье
Ожерелье
Отродье
Печенье
Плясунья
Побережье
Поверье
Подземелье
Оладья
Сиделье
Соленье
Увечье
Ущелье
Гнездовий
Запястий
Кушаний
Надгробий
Ожерелий
Отродий
Печений
Плясуний
Побережий
Поверий
Подземелий
Оладий
Сидений
Солений
Увечий
Ущелий
НО
И.п. ед. ч
Р.п. мн.ч.
Верховье
Коренья
Лохмотья
Низовье
Платье
Подмастерье
Устье
Хлопья
Верховьев
Кореньев
Лохмотьев
Низовьев
Платьев
Подмастерьев
Устьев
Хлопьев
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед. ч. -ЬЕ под ударением, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ЕЙ:
И.п. ед. ч
Р.п. мн.ч.
Ружьё
Ладья
Копьё
Ружей
Ладей
Копий
Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
И.п. ед. ч
Р.п. мн.ч.
Будни
Бредни
Гантели
Грабли
Дровни
Дяди
Злыдни
Кегля
Козни
Простыни
Распри
Скатерть
Тёти
Чукчи
Ясли
Будней
Бредней
Гантелей
Граблей
Дровней
Дядей
Злыдней
Кеглей
Козней
Простыней
Распрей
Скатертей
Тётей
Чукчей
Яслей

Список слов с нормативным окончанием и (ы): бухгалтеры, вееры, векторы, ветры, возрасты, выговоры, грифели, джемперы, договоры, драйверы, инженеры, инструкторы, инспекторы, конструкторы, контейнеры, лекари, месяцы, плееры, полисы, почерки, прожекторы, пудели, редакторы, ректоры, свитеры, склады, слесари, слоги, снайперы, табели, торты, тракторы, тренеры, флигели, шоферы.

Список слов с нормативным окончанием а (я):векселя, вороха, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, кучера, окорока, округа, ордера, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, сторожа, тенора, терема, тополя, фельдшера, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, якоря.

Следует запомнить следующие формы:
Корпусы (часов) – корпуса (здания)
Лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)
Мужи (государственные) – мужья (в семьях)
Зубы (у человека, животных) – зубья (у пилы)
Пропуски (недосмотры) – пропуска (документы)


Ордены (РЫЦАРСКИЕ) – ОРДЕНА (награды)
Образы (художественные) – образа (иконы)
Дно – донья
Курица – куры
Человек – люди
Ребенок – дети
Полено – поленья
Судно – суда


                                     ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение


 ПОЕЗЖАЙ – ПОЕЗЖАЙТЕ

    ЕЗДИ - ЕЗДИТЕ

ЛЯГ-ЛЯГТЕ

   КЛАДИ-КЛАДИТЕ

   ПОЛОЖИ-ПОЛОЖИТЕ

БЕГИ-БЕГИТЕ


    ? ЛАЗиТЬ ЛАЗаТЬ
лазь лазьте
лазай лазайте( в нек.сл. с пометой "разг")

НЕЛЬЗЯ
       МОЖНО


ЛАЗИЙ-ТЕ
ПОЛОЖЬ-ТЕ
ПОКЛАДИ-ТЕ
БЕЖИ-ТЕ

ЕЗЖАЙ-ТЕ
ЕДЬ-ТЕ


ЕЗДИЙ
ЕХАЙ


ЛЯЖ-ТЕ
  
ЛАЗЬ    ЛАЗАЙ
ПОЛОЖИ
КЛАДИ
БЕГИ
ПОЕЗЖАЙ

ЕЗДИ


ЛЯГ
     
                                 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  в предложении  - 8



                                             
1.   Построение предложения с причастным оборотом



                        ДУВШИЙ С МОРЯ - причастие с зависимыми словами
                        ВЕТЕР - определяемое слово

определяемое слово НЕ входит в причастный оборот
стоит до или после оборота

                               ветер, ДУВШИЙ С МОРЯ,..............
                                                                                                    ВЕРНО
                               ДУВШИЙ С МОРЯ ветер..............

                                    дувший ветер с моря                                   НЕВЕРНО

2. Согласование причастия и определяемого слова

   причастие СОГЛАСУЕТСЯ с определяемым словом в РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ

туристАМ, приехавшИМ издалека,
туристОВ, приехавшИХ издалека,

Исправь ошибки

мальчику, написавшим письмо,........
воинами, участвовавших в сражении,....


3.  деепричастный оборот



деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному подлежащему, обозначать действия одного и ТОГО же предмета



ШИРОКО УЛЫБАЯСЬ, космонавт рассказывал о полёте.

*** космонавт  улыбался, и он же рассказывал. -        ВЕРНО





Зайдя в лес, белка сидела на дереве. -                           НЕВЕРНО, т.к.


сидела белка ,  НО в лес она НЕ заходила - нарушено условие: деепричастие "зайдя"относится к другому лицу, а по правилу должно относиться к "белке"




ИСПРАВИМ :



Зайдя в лес, я увидел белку, которая сидела на дереве.   ВЕРНО


Я зашёл и увидел - относятся оба слова к ОДНОМУ лицу - подлежащему



4. Согласование /связь/ подлежащего и сказуемого



Все помнят -мн.ч.


кто помнит, читал - ед. ч.


Все, кто читал(-и) роман, помнят(-ит) героев.




5. Построение предложения с несогласованным приложением




читаю    трагедию   "Борис Годунов"


читаю                       "БорисА годуновА"


люблю     журнал      "Мурзилка"


люблю                        "МурзилкУ"   



6. Построение предложений с однородными ЧП



1. Иногда однородные  ЧП требуют РАЗНых предлогов




Я хожу В театры, музеи, НА выставки. -            ВЕРНО



Я хожу в театры, музеи, выставки. -                   НЕВЕРНО


2. ОЧП должны быть однотипными( нельзя совмещать существительное и глагол  или в качестве ОЧП брать придаточное)

Исправь

На праздник приглашены ветераны и которые одиноки.   -


В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.  -


3. Двойные союзы / не только................но и, как...........так и  /  ( их части) должны стоять при ОЧП

Рассказ показался как интересным взрослым, так и детям.                 -


7. Предложения с косвенной речью

Гринёв сказал Пугачёву, что крепко перед ним виноват.              +

Гринёв сказал Пугачёву, что я крепко перед тобою виноват.        - смешали КР с ПР

Гринёв сказал Пугачёву: "Я крепко перед тобою виноват".            +  прямая речь
        































правила перестройки прямой речи в косвенную


1) форма 1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;
2) личные местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательные мой, твой заменяются местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное;
3) если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения с союзом чтобы;
4) если чужая речь дана в форме вопросительного предложения, то вопросительное местоимение или наречие становятся относительными, употребляются как союзные слова; при отсутствии вопросительных местоимений и наречий в косвенную речь вводится ли в качестве подчинительного союза;
5) при замене прямой речи косвенной нейтрализуется стиль чужой речи: изменяется порядок слов, опускаются частицы эмоционального характера, междометия, обращения, вводные слова: Она сказала: "Хорошо, я это сделаю" – Она сказала, что это сделает;
6) замена прямой речи косвенной невозможна, если чужая речь представляет собой эмоциональное восклицательное предложение;
7) косвенная речь строится с опорой на глаголы говорения, значение которых должно быть основным, прямым




Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью.
Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»
Предложение с косвенной речью.
Диктор сообщилчто завтра ожидается похолодание.
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ: 
Я спросил, когда отправляется поезд.
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
Капитан приказал, чтобы подняли флаг.
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение
ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение
ЧТОБЫ



8. Нарушение порядка слов




http://evartist.narod.ru/text1/63.htm





виды ошибок

https://sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-6




Грамматические ошибки




                            ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ОШИБОК


                         Виды грамматических ошибок

1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8)нарушение в построении  сложного предложения

9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


          найди ошибки и объясни допущенные    недочёты            
                         Виды грамматических ошибок
Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла вдвое.
 Благодаря урагану мы остались дома.
 Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
На премьере оперы "Бориса Годунова» присутствовало 7 тысяч зрителей.
Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы.
 Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.
Мальчик жмурил и хлопал глазами.
Используя этот крем, кожа ваша станет нежной.

  В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол.
Мы шли по проваливающемуся снегу под ногами.
Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.

 Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
 Он что-то весело напевал и  присвистывает.
 В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро.
                                            


  ТРЕНИНГ

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером.
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный».
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке.
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения.
В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
Через дня четыре он добрался до своей деревни.
1 Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей.
2  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
3 Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
4 Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
5 Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
6 Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
7 Через подобные ситуации порой гибнут люди.
8 Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
9 Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
10 Они перестают понимать и доверять друг другу
11 Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
12 С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
13 Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
14 Гражданин , вошедший в автобус, должны  рассчитаться  за проезд.
15 В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 
16 Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.
17 ак как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
18 В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
19 Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
20 Все, кто не попали на премьеру,  были расстроены.
21 Нельзя не преклоняться его героизмом. 
22 Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
23 Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
24 О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
25 Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
26 Автор описывает о событиях послевоенного времени.
27Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.

28 Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

29 Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.

30 Настоящий героизм проявился при боях за Москву.

31 От утра до вечера он трудился в своей редакции.
32 Он чуть не погиб через предательство друга.

33 Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны.
 34 Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью.

35 Как коренной москвич он любил и гордился столицей.
36 Маша сказала маме, что я  очень виновата перед тобой.
37 Капитан приказал, что все купались. 
38 Мы с удовольствием побывали на премьере "Щелкунчик".
39  У фильма "Сталинграда" много поклонников.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ






                                            * ВСЁ о числительных
  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д. 
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др. 
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.
Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пятьи несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:
1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лицпятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей;семь зевак;
2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении 'люди': у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями:пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.
По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень) склоняются:
  • числительные пять, шесть, семь, восемь, девять:
и. п. пять в. п. пять
р. п. пяти т. п. пятью 
д. п. пяти п. п. о пяти
Но: т. п. – восьмью и восемью.
  • числительные на -дцатьодиннадцать, двенадцать, тридцать и др.:
и. п. одиннадцатьв. п. одиннадцать
р. п. одиннадцатит. п. одиннадцатью
д. п. одиннадцатип. п. об одиннадцати
  • числительные на -десятпятьдесят, шестьдесят и др.:
и. п. пятьдесят, шестьдесятв. п. пятьдесят, шестьдесят 
р. п. пятидесяти, шестидесятит. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью(НЕ пятидесятью, шестидесятью)
д. п. пятидесяти, шестидесяти п. п. о пятидесяти, о шестидесяти
Но: т. п. – восьмьюдесятью и восемьюдесятью.
Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот):
и. п. триста, пятьсотв. п. триста, пятьсот 
р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)
т. п. тремястами, пятьюстами (НЕ трехстами, пятистами)
д. п. тремстам, пятистам(НЕ трехстам)п. п. о трехстах, о пятистах
Нужно запомнить:
  • Числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (и. п., в. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублямио сорока ученикахсо ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами.
  • Числительное полтора имеет две формы именительного падежа – полтора (м. р. и с. р.) иполторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни. Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) – полутора. Правильно: о полутора днях, а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях.
Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:
и. п. два, три, четыре, оба, обе, столько, четверов. п. два, три, четыре, оба, обе, столько (двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверых)
р. п. двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверыхт. п. двумя, тремя, четырьмя, обоими, обеими, столькими, четверыми
д. п. двум, трем, четырем, обоим, обеим, стольким, четверымп. п. о двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверых
ПРАВИЛЬНО: До скольких работает библиотека? Она работает до стольких-то, а НЕ *до скольки, до стольки-то.
Нужно помнить, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.
У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая.

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально 'мешок'): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

«Полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но неполторы суток) существует. Т. к. слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутораНе прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.

Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.
Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, какпять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.
Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.
Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах).
В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительноеодни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, какпара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары.
Употребление словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).
Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении 'несколько' (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков) или 'две штуки чего-либо непарного' (пара яблок, пара мешков) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча – существительным или числительным?
Если тысяча – имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории , парадоксам истории и т. д. – форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется). 
Если тысяча – числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря,  в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями.
Так что такое тысяча – числительное или существительное?
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в т. ч. в значении 'число и количество 1 000') именем существительным.
«Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям, слово тысяча – имя существительное только в значениях 'огромное количество, множество' и 'большие деньги, состояние'. А в значениях 'число 1000' и 'количество 1000' тысяча – количественное числительное.
Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.
Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежатысячью (не тысячей!).
Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного –тысячей (с тысячей рублей).
Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного – тысячью,  в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане. Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление:человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).
Правильно: тысяче работников, миллиону работников, трем тысячам работников (д. п.),тысячей работников, миллионом работников, тремя тысячами работников, тысячью работниками и одной тысячей работников (т. п.).

Правильно: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.


                                     
                                              *   род

тюль
рельс
путь           хорош-ИЙ     М.р.
рояль
шампунь
дядя


простыня
фамилия
тапка                 моЯ  Ж.р.
кроссовка
сандалия                                         

 


                                          * образование степеней сравнения

сравнительная                                                                                      превосходная

слаб-ЕЕ                                                                                        слаб-ЕЙШ-ий
красив-ЕЕ                                          ПРОСТАЯ                             красив-ЕЙШ-ий
слаще                                                                                          сладчайший
горче и горше
лучше                                                                                          лучший
хуже                                                                                          худший    

НА что обращаем внимание -  Простая степень образуется с помощью суффикса и состоит из ОДНОГО слова                                                                    
        НЕПРАВИЛЬНО    более красивее    ----

более слабЫЙ                               СОСТАВНАЯ                                самый слабЫЙ      
более красивЫЙ                                                                              самый красивЫЙ
          
        НЕПРАВИЛЬНО  САМЫЙ КРАСИВЕЙШИЙ------

 ??? в ЧЁМ ошибка?  Нельзя смешивать простую и составную формы:

--  в составной форме слова БОЛЕЕ  САМЫЙ + к прилаг. в исходной форме ( более красивый-- правильно,т.к. "красивый" - это исходная форма  //////     более "красивее" - неверно,т.к. "красивее" - уже не исходная форма)

--  то же в превосходной степени: самый + красивый- правильно,т.к. "красивый" в исходной форме  ///// "самый красивейший" - неверно,т.к. "красивейший" - не в исходной форме





                                                     


                                                          задание 23

                                                 РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
По своему значению и синтаксической роли местоимения можно разделить на следующие разряды:  
  1. Личные Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они
 2. Возвратное СЕБЯ себе, себя, собой
 3. Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш,      его, ее, их    /чей?/ 

НЕ путать      увидел /кого?/  его - личн.       его /чей?/ чемодан - притяж.
4-5 Относительно-вопросительные - не что иное, как вопросы, на которые отвечают именные части речи:
* сущ.        Кто, что, кого, чего, кому, чему, кем, чем, о ком, о чём 
* прилаг.   какой,-ая, -ое, -ие каков, -а, -о, -ы, чей, чья, чьё, чьи
 числит.    который,-ая, -ое, -ые  сколько 
6. Неопределённые  Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто- либо, что-либо, какой-либо, чей-либо
 7. Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
 8. Указательные Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.)
 9. Определительные Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий

                                            задание 24

                                Языковые особенности текста

                           Лексическая стилистика
-омонимы
-синонимы  ( + контекстуальные)
-антонимы  (+контекстуальные)
-паронимы

-историзмы, архаизмы(=устаревшая лексика) и неологизмы

-диалектизмы
-профессионализмы(=термины)  канцеляризмы
- жаргонизмы
- общеупотребительные слова

Стилистически нейтральная и эмоционально окрашенная лексика(= разговорная, сниженная, высокая)

- фразеологизмы


 КОНТЕКСТНЫЕ  СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ.
  Это слова, которые являются таковыми ТОЛЬКО в определённом контексте. Вне его они НЕ являются ни синонимами, ни антонимами.
                  Знакомьтесь: это Женя. Она моя одноклассница. Женька - отличная подруга.
 Слова "Женя"  "она"  "одноклассница"   "подруга" в данном тексте являются КОНТЕКСТНЫМИ СИНОНИМАМИ. Вне этого текста  - Не синонимы.
                 У неё не ГЛАЗА, а ОЧИ.
  Вне текста слова "глаза"   "очи" - синонимы. В контексте предложения они - КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ.


                        Изобразительно-выразительные средства 

        Тропы

эпитет
сравнение
метафора
метафора-олицетворение
метонимия
синекдоха
гипербола и литота
аллегория
ирония
перифраза - "детей ничтожных мира"= люди

      Стилистические(=синтаксические) фигуры

анафора и эпифора
антитеза
оксюморон
инверсия 
градация и ряд ОЧП
эллипсис
умолчание
риторические фигуры( обращение, восклицание, вопрос)
многосоюзие
бессоюзие
параллелизм

ссылка на сайтhttp://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/

 САЙТ в помощь  ЕГЭ                           http://5-ege.ru/

 Изобразительно-выразительные средства  http://5-ege.ru/

                                                    задание 8-11


                                         ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
ИМ. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 -ЕЦ- ИЦ-                      Ж.Р.    - ИЦ-  УМНИЦА
                                   М.Р.     -ЕЦ-  КОРЕЕЦ
                                   С.Р.      -ИЦ- _ ударение ДО суффикса        КРЕСЛИЦЕ
                                               -ЕЦ-  УДАРЕНИЕ после СУФФИКСА  РУЖЬЕЦО

-ЕНК-ИНК-                     -ИНК - , если сущ. на -ИН  горошинка/горошина/
                                   -енк- , если сущ. на -НЯ, -НА     вишенка/вишня/ и в др. случаях/француженка/

-ИН- ИЗН-                       белизна  тишина

-ИЧК- ЕЧК-                      -ИЧК- , если сущ. на -ИЦ-  УМНИЧКА / умница/

-ИК- ЕК-                          -ЕК-, если Е выпадает / замочЕК - замочКа/
                                      -ИК-, если  И не выпадает  /ослИК - ослИКа/

-ЧИК- /- ЩИК-    "лицо по роду занятий"     основа на -Д Т З С Ж- -       ЧИК-  в ост. случаях - -ЩИК
                                                   алиментщик
                                                                                   ИСКЛ.
                                                    асфальтщик                            

                                        груЗ-чик   ракеТ-чик         камеН-щик( не на д-т-з-с-ж-)

-ЧИК-                 "небольшой"                                    лимонЧИК

                        !!!!!!!!!!  НЕ путать     чайничЕК   лимонЧИК  зайчИК   грузЧИК

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

-ЕВ- ИВ-         Е  без ударения  боЕВой
                                             ленИВый
-ЛИВ- ЧИВ-                      только такие                     причудЛИВый

ГЛАГОЛ 

-ОВА- ЕВА-   // -ЫВА- ИВА-
                        1л. ед.ч. на -УЮ-/-ЮЮ    -----   -ОВА- ЕВА- рисОВАть  /рис-УЮ/

            !!!!!!!!!!!!!!!!!             ПРОДЛЕВАТЬ  ЗАТМЕВАТЬ   ЗАСТРЕВАТЬ

-ВА-                  запЕвать                запИвать            -ВА-

-Л-        перед -Л- та же гласная, что в инфинитиве  сеЯл- сеЯть  лелеЯла - лелеЯть

ПРИЧАСТИЕ

-УЩ-ЮЩ- ЕМ-ОМ-, если образовано от гл. 1 спр.
-АЩ-ЯЩ-ИМ-, если образовано от гл. 2 спр.

                         !!!!!!!!                      БРЕЗЖУЩИЙ
                                                       БРАЧАЩИЕСЯ
                                                       ДВИЖИМЫЙ
                                                       ПРИЕМЛЕМЫЙ

в причастии прошедшего времени та же гласная, что и в основе инфинитива
                                  увидЕвший  - увидЕть
                                  засеЯнный - засеЯть
                                  выкаченный - выкатить
                                  выкачанный - выкачать
                                  развешенный - развесить " разделить на части по весу, раскинуть" конфеты
                                  развешанный - развешать "поместить по разным местам" афиши, картины, бельё
                               


!!!!! если  основа глагола  заканчивается   на -И,   то И выпадает, + суффикс -Енн-
                            построИть - постр - + енн   построЕнный
                             всклокочЕнный - всклокочИть







                      -НН-/ - Н-
           -ЕНН-     //   -ЕН-  
РАЗВЕША-НН-ЫЕ картины, афиши "разместить по разным местам"
РАЗВЕШ-ЕНН-ЫЕ  конфеты "распределить по весу"
ОБВЕША-НН-ЫЕ минами
ОБВЕШ-ЕНН-ЫЕ покупатели "обвесить"
НАВЕША-Н-О картин
НАВЕШ-ЕН-А дверь "навесить"
РАСТРЕЛЯ-НН-ЫЕ фашисты
ПОДСТРЕЛ-ЕНН-ЫЕ волки
ЗАМЕША-НН-ЫЙ в преступлении
ЗАМЕШЕННОЕ тесто "замесить"
ПРИСТРЕЛЯ-НН-ОЕ орудие
ПРИСТРЕЛ-ЕНН-ЫЙ волк
ВЫКАЧА-НН-АЯ нефть "выкачать"
ВЫКАЧ-ЕНН-АЯ машина "выкатить"
             
                      


                                              ГЛАГОЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ОСНОВА ИНФИНИТИВА   /  =прош. t  /
 ОСНОВА  НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ 
                      = 3 ЛИЦО/они/
                       ВИДЕ -  ть
                             ВИД – ят    2 СПР
 ПРОШЕДШЕЕ t  ГЛАГОЛА

      ВИДЕЛ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
               ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
                                        ВИДЕВШИЙ

               СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ   
                                        ВИДЕННЫЙ          

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
           ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
                                        ВИДЯЩИЙ    2 СПР

               СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ   
                                        ВИДИМЫЙ   2 СПР       

ДЕЕпричастие    СОВ. В
увидЕ- в
            -ши
           -вши
ДЕЕпричастие НЕСОВ.в
 Вид   - Я








                                  Н НН         Н НН            Н  НН                       Н НН         Н  НН


                           Н  НН


                            НН
                              Н
Полное причастие
* есть приставка(кроме не-)
* сов.в.
* есть зав.слово
Краткое причастие
Отыменное ИП краткое,если  2н н
тумаННа ---тумаННый
Отыменное ИП краткое,если 1 н
СерьёзНа - -- серьезНый
Отглаг. ИП – исключения
даННый
деланный
медлеННый
желаННый
жемаННый
свящеННый
обещаННый
отчаяННый
чваННый
чекаННый
неждаННый
негадаННый
невидаННый
неслыхаННый
нечаяННый
недремаННый
                           но!  Конченная работа
                              названная пьеса
Отглагольные ИП

Жареный   варёный  солёный

Названый(брат)
Посажёный(отец)
ПрощёНое воскресенье
кончеНый человек
Незваный
Непрошеный
Смышлёный
воронёный

Наречие, если в Ип  НН
мужествеННо---мужествеННый
Наречие, если в Ип  Н
серьёзНо-----серьёзНый

ИС, если образовано от ИП/причастия с НН
Бесприданница
Мошенник
Ставленник
Посланник
Избранник
Пленник
Именинник
Странник
Собственник
Лиственница
ИС, если образовано от ИП/причастия с Н
Масленица
Гостиница
Гостиный
Труженик
Варение
Конопляник
Путаник
Печатник
Ветреник /ветреница


Раненный в плечо – времен. состояние
ранеНый – пост. признак
ИН отыменные с суф.. – онн-  -енн-
Основа Н + Н
ИН отыменные с суф   -Ан-  -Ян-  -ИН-
Оловянный
Деревянный
стеклянный
Ветреный                       пьяный
Свиной                             синий
Рдяный                            зелёный

ИП отглагольные на –ованный  -ёванный
Но   пережёванный
  жёваНый  коваНый   клеваНый

Сложные слова
Златотканый    штопаный-перештопаНый

НЕ С РАЗНЫМИ ЧР



                                            НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ ( вопрос 12)

1. НЕ всегда слитно, если без НЕ слова не употребляются невеста, нелепость, нелепый, нелепо, негодовать, негодуя, негодующий

2. приставка НЕДО- " ниже нормы"слитно  недоварить, недоедают, недосмотрел за ребёнком Но не досмотрел фильм

3. НЕ  с глаголами, деепричастиями - РАЗДЕЛЬНО
                        не взирая на лица
                        не смотря по сторонам
4. Не с местоимениями      РАЗДЕЛЬНО        не я, не ваш

5. Не с местоимениями неопределёнными и отрицательными
        некто нечто  некоторый
        некого нечего                     не  с  кем             не  в кого

6. не с ИС, ИП, НАРЕЧИЯМИ НА -О
  СЛИТНО:
* замени синонимом
       РАЗДЕЛЬНО
* есть противопоставление с союзом А     !!!!! Не путай с ложным противопоставлением
* есть зависимые слова ВОВСЕ ДАЛЕКО ОТНЮДЬ  и все слова на НИ-/нисколько и т.д./

7. Не с причастием
СЛИТНО:
* НЕТ зависимых слов, противопоставления
РАЗДЕЛЬНО:
* есть противопоставление с союзом А
* есть зависимое слово ( кроме слов - наречий меры и степени - они не учитываются)
* причастие краткое   НЕ закрыта

8. Не с    именами числительными, относительными. и притяжательными ИП  - РАЗДЕЛЬНО
   не первый, не два, не вчерашний, не осенний,   не лисий

9. Предлоги      НЕСМОТРЯ НА     НЕВЗИРАЯ НА - слитно !! не путай с деепричастиями
несмотря на плохую погоду(= хотя)
не  смотря на прохожих( = не ГЛЯДЯ)






Не вежда
Не приятель
Не трудная
Не поздоровится
Не замеченные
Не взлюбить
Не друг, а ……
Не простая, а…
Не досмотреть
Не сданные в срок
Не приязненный
Не правда
Не глубокая, но холодная
Не досмотреть
Не выполнена
Не брежно
Не счастье
Далеко не простое решение
Не смотря по сторонам
Совсем не проверенные
Не годуя
Не балкон
Вовсе не бесплодные поиски
Не смотря на дождь
Совсем не решённая до сих пор
Не истовство
Не Ваня
Отнюдь не новый
Не взирая на лица
Не законченный, а только начатый
Не здоровится
Не осторожность, а………………
Никому не известный
Не взирая на неприятности
Совершенно не вычитанная
Не сдобровать

Ничуть не вредный
Не читая
Не проверены
Не доваренный

Очень не удачное
Не где
Не подготовленная к набору
не досыпать

Почти не знакомый
Не зачем
Не изданная

Невпопад  нехотя  невтерпёж  невмоготу  невзначай  невдомёк невдалеке некстати невмочь                                                          неспроста
недаром /не напрасно/ – не   даром / не бесплатно/



Розенталь. Всё об УПРАВЛЕНИИ   http://evartist.narod.ru/text1/66.htm




СЛИТНО ДЕФИС          РАЗДЕЛЬНО

      СЛИТНО - ДЕФИС - РАЗДЕЛЬНО                          
  
СЛИТНО - ДЕФИС - РАЗДЕЛЬНО

                   

 СЛИТНО
ДЕФИС
РАЗДЕЛЬНО

КОЕ –

КОЕ  У  КОГО
НЕ+   НИ+
-ТО, ЛИБО, - НИБУДЬ

НЕ  У  КОГО
НИ  У  КОГО
ПОТОМУ
ПОЭТОМУ   наречия
ПОЧЕМУ
НАСКОЛЬКО
ОТТОГО
В - ……………….ИХ/ЫХ
ПО  ТОМУ 
ПО  ЭТОМУ    по + местоим.

По этому мосту 
НА   СКОЛЬКО  частей  
ОТ         ТОГО   дома до этого   
 ЗАТО -  союз= но, а..
ПО - ………………ОМУ/ЕМУ
ЗА ТО  -  пред+ мест

За то дерево
ЧТОБЫ = ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ - союз
ПО-   ………………..  И
ЧТО  БЫ -  мест+ частица
Что  бы прочесть?
ТОЖЕ  =ТАКЖЕ= И
союзы

ТО  ЖЕ   мест  + част
ТАК  ЖЕ   нар. + част
А   ТАКЖЕ


ПРИЧЁМ
                         союзы
ПРИТОМ 




При     ТОМ
                     Предлог+ мест
При   ЧЁМ
При чем же ты останешься?
При том заявлении приложен документ.

-КА
-ДЕ
-ТКА      частицы
-ТКО
-ТКАСЬ
-СТА
-ТО
ТО  ЖЕ
ТО  ЖЕ самое
Одно и ТО  ЖЕ
Все   ТО  ЖЕ
Все   ТАК  ЖЕ
Точно  ТАК  ЖЕ, как…
ИТАК,…

Итак, я жил в Одессе.


 И  ТАК
Мы промокли  И   ТАК   устали, что…
ВСЛЕДСТВИЕ = из-за                         предлог
ПО – НАД
ИЗ – ЗА
ИЗ – ПОД
ПО-ЗА
ПО-ПОД
В  ТЕЧЕНИЕ
В  ПРОДОЛЖЕНИЕ
             Предлоги «время»
ВМЕСТО
ВОКРУГ


В    СВЯЗИ   С
ПО  ПРИЧИНЕ
В ДЕЛЕ
В ОБЛАСТИ
В ОТНОШЕНИИ
В ОТЛИЧИЕ
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В СИЛУ
ПО МЕРЕ
В ВИДЕ
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
ЗА СЧЁТ
В ЦЕЛЯХ
НАСЧЕТ – предлог


НА  СЧЁТ – на   счет в банке
ВВИДУ = из-за


ИМЕТЬ   В    ВИДУ
НЕСМОТРЯ   на
                       предлоги
НЕВЗИРАЯ   на

НЕ       СМОТРЯ
 НЕ      ВЗИРАЯ    = не  глядя


ПОТОМУ  ЧТО
ТАК  КАК                         союзы
ВСЛЕДСТВИЕ  ТОГО  ЧТО
ОТТОГО  ЧТО
ТО  ЕСТЬ 
КА  БУДТО
ВследствиЕ
  наподобиЕ               Е


В  течениЕ
В продолжениЕ              Е
В   заключениЕ


Наречие
Глагол                         ---    таки
частица

далеко---таки
сделал----таки
все----таки



Красивый          таки
/не гл-нар-част/
НЕУЖЕЛИ
УЖЕЛИ
ДАЖЕ


     ЛИ
      БЫ
Вряд        ЛИ
Сделал    БЫ
Попросту   поровну 
Врассыпную  вслепую  врукопашную
Тотчас  чересчур 
Вообще   наоборот








вмиг
Точь-в-точь

По  трое
По  двое
Бок  о  бок
На  дом  под уздцы
За    границей
Без  толку
Без   умолку
Во  всеоружии
В  общем
В  рассрочку
На  смех
На  совесть

На  миг

Навстречу
Наверх
Наутро
Вначале
набок
Насмерть  стоять
Недаром
Невдомёк
Натощак
Наудачу
Неспроста
некстати

Втайне
Вконец
Вглубь
Вдаль
вдали

На   встречу друзей
На   верх холма
Отложить  на  утро
В  начале недели
На  бок левый
На смерть повлияло
Не    даром= не бесплатно






В тайне (=в секрете)
В конец туннеля
В глубь леса




               


 "УПРАВЛЕНИЕ при словах-синонимах" 
Быть участником чего-либо — участвовать в чем-либо.
 Беспокоиться о чем-либо — тревожиться за что-либо.
 Вера во что-либо — уверенность в чем-либо. 
 Грустить, скучать  по вас (пр. п.) 
 Доволен чем-либо — рад чему-либо. 
 Дорожить чем-либо — ценить что-либо.
 Думать о чем-либо — задумать что-либо.
 Наградить чем-либо — удостоить чего-либо.
 Наполнить чем-либо — полон чего-либо. 
 Начать что-либо — приступить к чему-либо.
 Отчитываться в чем-либо — давать отчет о чем-либо.
 Опираться на что-либо — упираться во что-либо.
 Писать о чем-либо — описывать что-либо. 
 Платить за что-либо — оплачивать, оплатить  что-либо.
 Полон чего-либо — переполнен чем-либо 
 Поделиться чем-либо — рассказать о чем-либо.
 Признаться в чем-либо 
 Предостеречь от чего-либо — предупредить о чем-либо.
 Разочароваться в чем-либо — быть недовольным чем-либо.
 Указывать на что? 
 Удивляться чему-либо — быть удивленным чем-либо
 Уделять внимание чему?
 Упрекать в чем-либо — попрекать чем-либо.
 Удивляться чему-либо — восхищаться чем-либо
 Поражаться чему - либо
рецензия на - отзыв  о
заведующий, управляющий   ЧЕМ?

 ВОПРОС 8

        ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ОШИБОК

                         Виды грамматических ошибок

1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8)нарушение в построении  сложного предложения

9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


ВОПРОС 7 - ТАБЛИЦА   ===    ВСЕ ПО ВОПРОСУ 7 -     ВЫУЧИ - И 5 БАЛЛОВ В КАРМАНЕ!


Виды ошибок
                       правило
ошибки
1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

·         Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, наперерез  + сущ.в ДАТ.п.

·         По приездЕ

·         По окончан ИИ  по завершенИИ   по предъявленИИ

·         Правила управления/см. «Факультатив»

Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла вдвое.

 Согласно программы и Устава….

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Уверенность в победу
Вера в победе

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
·          и          согласуются в роде, числе

                      Все  , кто  ушёЛ,  пришлИ.

·         Сочи  / город – м.р./  встречаЛ / м.р./
·         Миссури/ река – ж.р./ вышлА / ж.р./
·         Онтарио / озеро – с.р./ обмелелО / с.р./
·         Жалюзи / мн.ч./ потемнелИ / мн.ч./
·         Фрау выступила, мсье уронил, пальто упало, кенгуру выскочил

·         Род несклоняемых собственных  ИС- географических названий-  определяем по родовому слову

·         Род несклоняемых ИС нариц. так:

·         Средний. Большинство несклоняемых заимствованных неодушевленных имен существительных относятся к среднему роду (пальто, метро, шоссе).
·         Мужской. К несклоняемым существительным мужского рода относятся заимствованные слова со значением:
·         Лиц мужского рода (денди, маэстро, мсье);
·         Названия животных и птиц (фламинго, кенгуру);
·         Названия вида занятий, профессий (конферансье, атташе).
      Женский. К женскому роду относятся заимствованные несклоняемые существительные со значением:
·         Лиц женского пола (леди, мадам);
·         Названия животных, когда по контексту понятна их половая принадлежность (примеры: самка шимпанзе, маленькая коала).
Исключения! Род заимствованных несклоняемых существительных может зависеть от их значения и видовой принадлежности. Примеры: пенальти (м. р.) – штрафной удар, кольраби (ж. р.) – сорт капусты, латте (м. р.) – напиток, авеню (ж. р.) – широкая улица, салями (ж. р.) – сорт колбасы.



Те, кто придут позже, займут свободные места.Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.


Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.Шоссе расположен рядом с домом.
Кольраби мне понравилось.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


·         Я читаю журнал  «МурзилкА»/ есть родовое слово журнал, поэтому приложение в кавычках «Мурзилка» не изменяется, т.е. стоит в ИМ.пад.
·          Я читаю  «МурзилкУ».  / нет родового слова журнал, поэтому приложение в кавычках «МурзилкУ» изменяем.

О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
На премьере оперы "Бориса Годунова» присутствовало 7 тысяч зрителей.
Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
«Евгений Онегин» я знаю наизусть.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами

·         Части двойного союза должны стоять около   ОЧП, рядом, перед  ними
Люблю не только яблоки, но и груши.
·         Не путать части двойного союза:
не только…, но и
как…, так и
не столько…, сколько
хотя и.., но
·         ОЧП должны быть однотипными
*Умываться и пить / 2 глаг/
*Весел и счастлив / веселый и счастливый / 2 рктких или 2 полных/
*2 причастных оборота или 2 придаточных

·         Очп должны быть одного смыслового ряда:
Люблю  яблоки, груши, персики / не  путать родовое и видовое/
·         Нельзя употреблять одно общее слово при ОЧП, управляющих разными падежами:
Люблю  родину/ Вин.п./   и горжусь ею / ТВ.п./
/нельзя: люблю и горжусь родиной/
Книга не толькопредназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Мы не только собирали значки, но и марки.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает каккинофильмы, а такжетелепередачи на любой поверхности.

Мы радостны и счастливые.

Я попросил умыться и чаю.
Доктор,назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

·         Деепричастие и сказуемое относятся к ОДНОМУ  и ТОМУ  же подлежащему, т.е.обозначают действия одного и того же ОДНОГО лица, а не разных лиц
Рисуя, я сломал карандаш. /  Я и рисовал, и сломал – одно лицо/
 неправильно: Заканчивая чертёж, карандаш сломался. Получается, карандаш сам заканчивал чертеж –заканчивал человек, а сломался карандаш .


·         Сказуемое при деепричастии должно быть глаголом, нельзя его употреблять при сказуемом, выраженном категорией состояния.
Уезжая из дома, не стоит грустить./нельзя: Уехав из дома, мне стало грустно/.



Используя этот крем, кожа ваша станет нежной.
 Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Найди неверные варианты, верные отметь +
Открыв окно, я залюбовался видом города.  Открывая дверь, она громко скрипнула.  Брат, склонив голову набок, что- то писал. Возвращаясь домой, шёл дождь.
Разложив игрушки на диване, дети начали какую- то интересную игру.
 Кое- кто из малышей ,занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


Приехав в Москву, мне стало весело.

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

·          Определяемое слово стоит  до или после причастного оборота, но НЕ внутри него!
Мальчик     , читающий книгу,…..
Читающий книгу     мальчик
·         Причастие ставим в том же роде, числе и падеже, что и слово, от которого оно зависит

мальчикА, читающЕГО книгу
мальчикОМ, читающИМ книгу
мальчикЕ, читающЕМ книгу










·         Определяемое слово не должно быть оторвано от причастного оборота

Мы шли по проваливающемуся снегу под ногами.
1.      Найди причастие
2.      Границы прич.оборота
3.      Найди определяемое слово/то, от которого зависит причастие/.Где оно находится?

В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол.
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
 1.Найди причастие
2.Найди определяемое слово, поставь от него вопрос кпричастию
3. проверь по окончанию вопроса окончание причастия

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение
ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение
ЧТОБЫ

форма 1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;

* личные местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательныеместоимения  мой, твой заменяются местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное.


Капитан , что все шли купаться./ Капитан крикнул: «Купаться!»/




Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.






Журналист  сказал,, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.

8)нарушение в построении  сложного предложения

·         Используем один союз  в придаточной части
·         Придаточное должно занимать свое место
·         Союз должен соответствовать типу придаточного предложения
 Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Тот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился .
Пожар возник (почему?), для того чтобы кто-то не выключил электроприборы.
9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ОЧП – сказуемые должны быть ОДНОГО времени и вида:
               читаЛ и писаЛ

Бабушка вяжетшарф и подарилаего своему внуку.
Они разбредалиськто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. Он что-то весело напевал и  присвистывает.
 В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро

сжигать мосты     в пух и прах   не по дням, а по часам   ушки на макушке   бездонная бочка     забирать последнее    вздохнуть свободно   воспрянуть духом    положить на обе лопатки     запереть душу на замок     тут как тут      с глазу на глаз   мастер на все руки   заварить кашу   задирать нос   обвести вокруг пальца   из кожи вон лезть   во всё горло   глаза разгорелись   нет  в помине   держать язык за зубами   до глубины души   собаку съесть      доводить до белого каления        дать маху      брать верх        тише воды, ниже травы       держать камень за пазухой          пасть духом   воспрянуть духом      из одного  теста   жить чужим умом   мысли лезут в голову      семимильными шагами    спустя рукава   засучив рукава   за чужой счёт    сломя голову   как в воду канул       бить баклуши        тёртый калач      за тридевять земель   во все лопатки   валять дурака       след простыл      на краю света    стреляный воробей     с ума сошёл   что было духу    из сил выбиваться    с гулькин нос    душа в душу    считать ворон    как кошка с собакой плевать в потолок    хоть отбавляй     хоть пруд пруди    пойти на попятную   в мгновение ока    пятки засверкали   дать слово    с младых ногтей  глас вопиющего в пустыне куда Макар телят не гонял   ничтоже сумняшеся  камо грядеши  козел отпущения  провалиться сквозь землю  к шапочному разбору  шапками закидать   турусы на колесах  сапоги всмятку /чепуха, бессмыслица /  альфа и омега  между Сциллой и Харибдой прокрустово ложе прометеев огонь  гомерический хохот эзопов язык  убить бобра  диву даваться  дело табак  пускать петуха       без памяти         язык проглотить   рубить с плеча хлопать глазами  мизинца не стоить  бередить рану  крутить носом ухо режет 

иметь в виду  в конце концов  в первую очередь  первым делом  лезть в голову  себе на уме  шутка сказать  куда ни шло  на босу ногу  тертый калач  стреляный воробей  ума не приложу  бить ключом  белая ворона  держи карман шире  взять за бока  брать в свои руки  вылететь в трубу играть первую скрипку  ставить в тупик  второе дыхание абсолютный нуль  дойти до точки  дойти до ручки   щекотливый вопрос, положение  закадычный друг, товарищ  иметь значение - играть роль  удельный вес/ роль кого-то /    отдать концы  страх, злость берет  сгорать от стыда   краеугольный камень  сесть в лужу, в калошу потупить голову, взор  опустить глаза  повесть нос, голову  надуть губы   насупить, нахмурить   брови  выйти на орбиту  звездный час   момент истины  точка опоры  склонить голову  задавать тон  чувство гордости  кровь проливать  втоптать в грязь вертеть хвостом  благим матом во всю ивановскую   потерять дар речи   с открытой душой   рукой подать  до мозга костей  до последней капли крови   не находить себе места  бабушка надвое сказала все глаза выплакать  бросает в жар  кланяться в ножки  положив руку на сердце бросать в краску  витать, парить в облаках  на всех парах, парусах  парить, витать в эмпиреях/часть неба в огне в античной натурфилософии /     со щитом - на щите семимильными шагами закинуть удочку рукой податьжить в ладу сбивать с толку воспрянуть духом  лезть в бутылку   попасть пальцем в небо  каким ветром  мелко плавать  легкая рука  золотые руки не робкого десятка  уши развесить  смотреть в оба  переламывать себя  вести начало  пальцем не пошевелить  положить под сукно  понять с полуслова  пропади все пропадом выйти из себя портить кровь  переходить границу говоря по совести  делать нечего  достать со дна моря  сбил с панталыку  добро пожаловать  пришлось по душе  ювелирная работа заклятый враг  повернуться лицом  в двух шагах близко к сердцу  жить чужим, своим умомвпасть в детство  гнуть спину  брать свои слова назад /обратно мороз по коже держать в струне/в узде/  точить лясы  хоть бы хны - хоть бы что  на отшибе /быть, находиться/
                  



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.