Страницы

РОДНОЙ ЯЗЫК

                            6   7     8
      Дети, есть темы общие . Ищите         РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.
                           Задание: прочитать, выделить главную информацию

Речевой этикет - совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний, правила речевого поведения, система формул общения.
К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человека чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Соблюдение речевого этикета чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражи порядка – имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению, как речевой, так и общей культуры общества.

К постулатам речевого общения относятся:
  • постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований),
  • количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным), отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и
  • способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.).
Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.

Другой важный принцип, который регулирует процесс общения, – принцип вежливостиПринцип Вежливости, является неотъемлемой частью коммуникативного кодекса. Данный принцип направлен на предотвращение конфликтных . Принцип Вежливости конкретизируется в определённых нормах, максимах:
  • Вежливость: приветливость, доброжелательность, уважительность, стремление соблюдать правила приличия.
  • Тактичность: деликатность, выдержка, возможность вести себя с опорой на такт, уважая других, чувство меры в словах, в поведении, в поступках.
  • Обязательность: пунктуальность, аккуратность, точность, ответственность, стремление всегда оказать содействие, быть внимательным к людям и верным своему собственному слову.
  • Скромность – сдержанность в оценке своей собственной персоны, своих заслуг, нехвастливость, умеренность.
  • Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, уважение их в себе.
Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на «Ты» воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.
С другой стороны, речевой этикет может рассматриваться с точки зрения языковой нормы. Так, представление о правильной, культурной, нормированной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. Например, каждому носителю языка известны формулы извинения за неловкость; однако нормой приветствуются одни (Извините меня, Прошу прощения) – и отвергаются или не рекомендуются другие, например, Извиняюсь (причем иногда подобному разграничению даются «обоснования» вроде: нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других и пр.).
Речевой этикет:
  • способствует установлению контакта между собеседниками;
  • привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;
  • позволяет засвидетельствовать уважение;
  • помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);
  • формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
Языковые средства речевого этикета
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:
  1. На уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.п.).
  2. На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.).
  3. На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов.
  4. На интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, фраза Будьте любезны, закройте дверь может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование).
  5. На уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр.
  6. На организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.
НЕЛЬЗЯ
В этикете предусмотрены и запреты. Запреты на употребление непристойных и шокирующих слов и выражений могут сочетаться с рекомендациями или предписаниями заменять их эвфемизмами. Это касается собственно непристойных слов и выражений и тех, что слишком прямо называют предметы и явления, говорить о которых прямо в данной культуре не принято. Одни и те же выражения могут считаться запретными в одних коллективах и допустимыми в других. В одном и том же коллективе может считаться допустимым или по крайней мере простительным употребление бранных слов; однако строгость запрета резко возрастает в присутствии женщин, детей, в условиях официального и дипломатического общения и пр.
Невербальные аспекты речевого этикета.
Помимо интонации, устную речь отличает от письменной использование невербальных средств – жестов и мимики. С точки зрения речевого этикета различаются следующие паралингвистические знаки:
  • не несущие специфической этикетной нагрузки (дублирующие или заменяющие собой сегменты речи – указующие, выражающие согласие и отрицание, эмоции и пр.);
  • требуемые этикетными правилами (поклоны, рукопожатия и пр.);
  • имеющие инвективное, оскорбительное значение.

При этом регламентация жестикуляции и мимики охватывает не только две последние категории знаков, но и знаки неэтикетного характера – вплоть до чисто информативных; ср., например, этикетный запрет показывать на предмет речи пальцем.


8 КЛАСС
                                                    УРОК 1.
1.      Язык – это система знаков, средство мышления  и общения. Речь- язык в действии. Функционируя как живой организм, язык изменяется, будучи тесно связан с жизнью общества. Особенно это видно на уровне лексики.
Лексика – словарный состав РЯ, все слова языка.  Лексикон – запас слов 1 человека.
Словарный состав РЯ состоит из различных лексических пластов, это словарное богатство – результат исторического развития РЯ.
Итак,
                                               Лексика с т.з. происхождения
Исконно русская
старославянизмы
Заимствованная, неславянская

Рожь  корова  снег  город  молотьба  дело-делать лес-лесной

1.      Ра-ла –ре-ле  неполногласие
2.      Приставки и суффиксы пре-  из- чрез-  -ущ- -знь, -ын/я
3.      Сочетание жд
4.      Благо- веле-зло- добро-едино-
Галлицизмы
Полонизмы
Германизмы
Тюркизмы
Грецизмы
Арабизмы
Англицизмы
Приметы:
- начальное а/э/ф
-Сочетания  хт, шт ке ге хе пю мю вю бю
-удвоенные согласные в корне
-неизменяемость
- соч. дж  инг  мен
Ударение на последнем слоге/франц/


Безусловно, заимствование слов обогащает язык. Возникают ряды синонимов, позволяющих отражать мельчайшие смысловые оттенки.
                                       Варенье – конфитюр – джем – повидло
Однако иноязычная лексика не должна захламлять, обременять и засорять язык. ? Что значат сии слова:
Снуд       саунмейкер          дженерик     байк     маркет    кары    руферы       груминг      грумер  лайфхак     лайфхакер пиктограмма
Читай на блоге алыепаруса72          1. Папку ЭЛ/РЕСУРСЫ Словарь неологизмов 2. Андрей Кнышев «В мире ньюзости» сообщение за 28.5 2016 суббота.
2.       
                                   Лексика с т.з. активного/пассивного запаса
неологизмы
Устаревшая - историзмы
Устаревшая - архаизмы
Снуд       саунмейкер       дженерик     байк     маркет    кары    руферы       груминг      грумер  лайфхак     лайфхакер пиктограмма

Воевода
Горница
Ботфорты
Ендова
Чело           выя
Десница     око
Шуйца       рамена
Перст  перси  ланиты

3.
                                   Лексика с т.з. сферы употребления
  Диалектизмы
жаргонизмы
 Профессионализмы, термины
Умёт   мшара  замолаживать  куржак
Головастый-догадный-надумистый-мышлявый-смыслистый –нахватный-башковитый              «умный»
Комп  чувак  предки  шухер
Дробь «прекращай работу» морск.
Окно «педагог»

4            Фразеология . Фразеологизм = идиома=устойчивое выражение в переносном смысле. Фразеология отражает национально-культурную специфику языка.
В Тулу со своим самоваром – На Рейн со своей водой    -   В Касл со своим углем.

Источники фразеологизмов: исконно русские   -   библейские – античные

Авгиевы конюшни    ахиллесова пята  между Сциллой и Харибдой   притча во языцех  избиение младенцев   вавилонское столпотворение  мартышкин труд 
!!! помни: 1.  слова во фразеологизме заменять другими нельзя
                        2. не нарушай сочетаемость во фразео-
В ежовых рукавицах    играть роль   иметь значение
Тянуть кота за хвост    вешать нос  из века в век  врезаться в память заклятый враг закадычный друг

5.      Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определенных условиях. Его составляющие -  слова вежливости-отсутствие обсценной/нецензурной/   лексики – соблюдение норм.

6.       Норма – правило. Нормы: орфографические, грамматические:синтаксические  и морфологические, лексические, пунктуационные, орфоэпические
                                                     Урок 2
НОРМЫ  орфоэпии - произношение, ударение
1. аканье к/А/рова
2. иканье  м/И/сной

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВНИК -20

существительные

ТоРТЫ   БаНТЫ  ШаРФЫ   иКСЫ  иКОНОПИСЬ СВёКЛА   КРаНЫ  ВеРБА  НеДРУГ

оТРОЧЕСТВО
НОГОТЬ  НоГТЯ           
ПАРТеР   ДИСПАНСеР              ШОФёР  КИОСКёР   КОНТРОЛёР
ЖАЛЮЗи  ДОСуГ   ДОКУМеНТ  КВАРТаЛ  КОРыСТЬ ЭКСПеРТ
СТОЛяР
 КАТАЛоГ ДИАЛоГ   МОНОЛоГ       НЕКРОЛоГ
  СИРоТЫ  СИРоТ СИРоТАМ
ЦЕПоЧКА   ГРАЖДаНСТВО
АЭРОПоРТЫ  

ВОДОПРОВоД
ГАЗОПРОВоД

 прилагательные , отглагольные образования

СЛиВОВЫЙ          ГРуШЕВЫЙ         КуХОННЫЙ    ЗНаЧИМЫЙ
КРАСиВЕЕ     КРАСиВЕЙШИЙ          
ОПТоВЫЙ  
ПРИБыВШИЙ     БАЛоВАННЫЙ


 наречия

ДОНеЛЬЗЯ    НАДоЛГО             НЕНАДоЛГО
КРАСиВЕЕ    ЗАВиДНО      


глаголы


в глаголах Ж.р. прош.вр. окончание -А  ударное

ПОЗВАЛа  ПОЛИЛа  ПОНЯЛа  РВАЛа  СНЯЛа  СОЗДАЛа
СОРВАЛа   УБРАЛАа

кроме

   ПОСЛаЛА        КЛаЛА     КРаЛАСЬ   КРОВОТОЧиЛА

   
   
    ГЛАГОЛЫ НА –ИТЬ //тенденция  - ударение на окончание

ЗВОНиТ    ДОЗВОНи/яТСЯ   НАДЕЛиТ   
 ДОЛБиТЬ -ДОЛБиТ        
 НАКРЕНиТЬ- НАКРЕНиТСЯ
КРОВОТОЧиТЬ - КРОВОТОЧиТ
ОТКуПОРИТЬ   ЗАКуПОРИТЬ       ПРИНуДИТЬ
ОБЛЕГЧиТЬ   ОБЛЕГЧиТ            ОБОДРиТЬ   ОБОДРиШЬСЯ
ОБОСТРиТЬ  ОБОСТРиТ         ОКРУЖиТ      ПОВТОРиТ 
  УГЛУБиТ         УКРЕПиТ   ОДОЛЖиТ   ОКРУЖиТ  ВРУЧиТ
СВЕРЛиТ       СВЕРЛиШЬ                       ЩЕМиТ      СОРиТ
ВКЛЮЧиТ   ВКЛЮЧиШЬ   
        ЩёЛКАТЬ         ЧеРПАТЬ

                                                              Урок 3



                                                ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 Для начала вспомним, что такое ЛЕКСИКА.

Лексика – словарный состав языка,     ВСЕ СЛОВА русского языка.
Употребление слов подчиняется  ПРАВИЛАМ, или НОРМАМ.
НОРМА – это правило. Существуют      лексические нормы русского языка.

Лексические нормы русского литературного языка— это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

  Наша речь должна быть ТОЧНОЙ, ЯСНОЙ, ПОНЯТНОЙ. Для этого надо соблюдать следующие лексические нормы.
1.     Правило соблюдения ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ слов.
.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость.
  Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлебчерствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность.

    Правильно
неправильно
 Табун лошадей
Табун собак
Закадычный друг
Заклятый друг
Глубокая ночь
Глубокое утро

2. Правило несмешивания паронимов.
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический).

    Правильно
неправильно
 Надеть пальто
Одеть шляпу
Одеть ребёнка
Надеть куклу
Остатки пищи
Останки еды


3.Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не знает значения слова либо не принимает это значение во внимание.
 Например: Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).
Дед перевозил свой скраб / вместо скарб/ на тележке.

4.Не стоит употреблять рядом  слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние.
Излишнее словоупотребление называется ПЛЕОНАЗМ.
 Смелый и храбрый человек . Свободная вакансия, главная суть 
5. Следует избегать Тавтологии – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ).
6. Точность в употреблении фразеологизмов.
Фразеологизм, или идиома - устойчивое выражение в переносном значении. Смысл имеет весь фразеологизм в целом. НЕЛЬЗЯ производить замену слов во фразеологизме - это приведет к его разрушению.

провалиться сквозь землю -   упасть сквозь землю/ неверно/
 Отдать Богу душу - передать Богу дух / нельзя/


Нарушение вышеперечисленных  лексических языковых норм появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

                                                                          УРОК 4      



ГРАММАТИЧЕСКИЕ/МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ/ НОРМЫ             ГОВОРИ  ПРАВИЛЬНО
 МНОГО      НОСКОВ  ГОЛЬФОВ   ЧУЛОК
 МНОГО ПОМИДОРОВ  ГРАММОВ  ЯБЛОК
МНОГО партизан  солдат грузин болгар  якутов  турок
нет  кеглей  граблей   будней     
нет вафель  туфель  
И.п.  туфля  тапка  девочка - Ж.р.

их            неправильно  ихний

 Р.п.двухсот трехсот  четырехсот и т.д.
ляг лягте
поезжай
езди
клади - положи
поскользнуться
почерк НО  поДчеркнуть
белЫЙ тюль, белого тюлЯ
иду  ИЗ школы
                                                              УРОК 5
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Г1
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  
Благородностьчуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями;жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокругего ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
Г2
Нарушение норм согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Г3
Нарушение норм управления
Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, этохудожественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Г5
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г6
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
Г7
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегомпод  ногами.
Г8
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
Г9
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Г10
Нарушение границ предложения
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  
Г11
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  
Г12
Пропуск члена предложения (эллипсис)
На собрании было принято (?) провести субботник.
Г13
Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Р1
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.Благодаря пожару, лес сгорел.  
Р2
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  
Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 
Р3
Неудачное употребление местоимений
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина всвоем воображении.
Р4
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работаетсекретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Р5
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
В таких случаях я взглядываю в словарь.
   
Р6
Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте
Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.
Р7
Нарушение лексической сочетаемости  
Автор использует художественные особенности. 
Р8
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Молодой юноша; очень прекрасный.
Р9
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Р10
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком.Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.
Р11
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Р12
Употребление лишних слов, лексическая избыточность
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.
Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Л1
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; Захорошую учебу и воспитание детейродители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.
Л2
  Нарушение причинно-следственных отношений
 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
Л3
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  
Л4
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?  
Л5
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      
Автор пишет о природе, описывает природу севера,вижу снега и просторы снежных равнин.
Л6
Сопоставление логически несопоставимых понятий
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Композиционно-текстовые ошибки
Л7
Неудачный зачин 
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  
Л8
Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 
Л9
Неудачная концовка 
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 
Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Ф1
Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров
Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.
Ф2
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись
Ф3
Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.
Ф4
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.
Искажения в названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.
Тургеньев; «Тарас и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и наказание».
Этические ошибки (Э) - нарушение в работе  системы ценностей и правил этики:  высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность,  проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.  
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Э1
Речевая некорректность.
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка;
употребление бранных слов,  вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его  неумение передавать свои мысли.
Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
                                 ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ


                                                         УРОК  6


Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы:
дотекстовый, текстовый, послетекстовый.

Дотекстовый этап (этап антиципации)
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:

·         тематику текста;
·         перечень поднимаемых в нем проблем;
·         ключевые слова и выражения и т.д.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
·         К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
·         Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)? •
·         Где и в какое время может происходить действие?
3. Сформулировать предположения о тематике текста на
основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.
Учащимся предъявлены новые слова.
Задача учащихся — определить основную идею текста.
5. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап

Упражнения и задания
1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:
·         ответы на предложенные вопросы;
·         подтверждение правильности/ложности утверждений;
При составлении собственных вопросов и утверждений желательно;
- избегать общих вопросов, при необходимости заменять
их разделительными, чтобы избежать односложных ответов;
- ориентировать вопросы и утверждения не на содержание, а на смысл,поскольку последние предполагают
цитирование и позволяют проверить глубину понимания.
Одновременно учащиеся осуществляют творческий анализ
текста и готовятся к работе по интерпретации.
- подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;
- предложения со следующими словами/грамматическими явлениями/идиоматическими выражениями и т.д.;
- глаголы/прилагательные/эпитеты/другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо;
- описание внешности/места события/отношения кого-либо к чему-либо и т. д.
2. Догадаться:
- о значении слова или слов по контексту;
- какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

Послетекстовый этап


Упражнения и задания
1.    Опровергнуть утверждение или согласиться с ним.
2.    Доказать, что…
3.    Охарактеризовать…
4.    Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.
5.    составить план текста, выделив его основные мысли.
6.    Рассказать текст от лица его главного героя.
7.    Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
8.    Придумать, что могло бы случиться, если бы…
9.    Придумать новый конец текста.
10.  Подобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации. И точно передают содержание текста.
11.  Написать собственный текст, взяв за основу ситуацию текста.

                                                             Василий Сухомлинский
                                                  Прогулка
  В жаркий весенний  день вывела Гусыня маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала детям большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастлива, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала  нужна, ой, как нужна мать; они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, — об этом известно каждой матери, — а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно. Гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Потом все стихло. Гусятам  хотелось поскорее на  зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что, если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери  изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки и шмели пели так красиво, что гусятам и в голову  не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива. 



Приемы эффективного слушания
  • не принимайте молчание за внимание;
  • будьте физически внимательными (например, повернитесь лицом к собеседнику);
  • дайте собеседнику время высказаться;
  • не перебивайте без надобности;
  • если перебили, помогите восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника;
  • не делайте поспешных выводов;
  • не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам, так как можно пропустить смысл сообщения;
  • если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду;
  • не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника;
  • постарайтесь выработать у себя готовность выслушать мнение оппонента, умение учитывать его во время обсуждения.

Освоение этих приемов поможет вам наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий между вами, сделать ваш диалог более плодотворным глубже понять поступающую информацию, извлечь из нее необходимые данные, принять правильное решение.

                                                                Урок 7



                         СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ, ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ








                                                                        
                                                                      
                                     Урок 8


Тема Коммуникативные стратегии и тактики
Цель:Ознакомить с основными стратегиями и тактиками, обеспечивающими эффективность коммуникации
Ключевые слова:коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, коммуникативный опыт, манипулятивные стратегии, конвенциональные стратегии, презентационные стратегии
 В процессе общения люди всегда преследуют цели. А чтобы достичь коммуникативных целей, нам необходимо использовать особые приемы, называемые коммуникативными тактиками и коммуникативными стратегиями.
 Что такое коммуникативная цель? Коммуникативная цель – результат, на который ориентировано общение.
Коммуникативная стратегия
Существует понятие коммуникативная стратегия. Коммуникативная стратегия является частью коммуникативного взаимодействия или поведения. Для достижения цели, в коммуникативной стратегии мы пользуемся целым рядом вербальных и невербальных средств. Стратегия является лишь общей нормой поведения, в некоторых случаях можно выходить за рамки стратегии. Люди ежедневно используют стратегии. Например, каждый день любой из нас использует такую стратегию, как приветствие. Приветствие используется для разных людей, а значит и для разных целей коммуникации с этими людьми.

 Коммуникативная стратегия: определения

Каждой коммуникативной ситуации соответствует своя стратегия.
Стратегия – осознание ситуации в  целом,  определениен
аправленияразвития и организация воздействия в интересах достижения цели.
Е. Клюев: «Под коммуникативной
стратегией...
будет
пониматься
совокупность запланированных заранее
и
реализуемых
в
ходе
коммуникативного акта теоретических
ходов, направленных на достижение
коммуникативной цели».



 Коммуникативная стратегия: структура

Таким
образом,
коммуникативная
стратегия предполагает:
1) осознание (анализ) коммуникативной
ситуации (до начала коммуникации);
2) определение модели поведения, исходя
из п.1; 1) 2) = планирование
3) организацию в соответствии с этим (1 - 2)
взаимодействия (определение «ходов»
коммуникации – и поведенческих, и
речевых); = планирование и реализация
4) достижение цели коммуникации (ради
этого и выстраивается стратегия).
= реализация
Коммуникативная тактика
Коммуникативная тактика отличается от коммуникативной стратегии тем, что тактике присущи практические действия в реальном процессе взаимодействия, и тактика по своим масштабам не соотносится с коммуникативной стратегией, а соотносится с набором коммуникативных задач, намерений. Тактический ход, который является практическим средством достижения коммуникативной цели, является коммуникативным намерением.

 Коммуникативные тактики

Стратегия
коммуникации
реализуется через тактики, которые
выполняют
функцию
способов
осуществления
стратегии
в
конкретной
коммуникативной
ситуации.
Иными
словами,
коммуникативная
тактика
совокупность практических ходов в
реальном
процессе
коммуникативного взаимодействия,
позволяющих
достичь
поставленных целей в конкретных
ситуациях.

 Коммуникативные тактики

Коммуникативная тактика – это
совокупность приемов
осуществления коммуникации и
линия поведения на определенном ее
этапе.

 Коммуникативные стратегии и тактики

Таким
образом,
коммуникативная стратегия – это
теоретическое
«выстраивание»
модели
взаимодействия,
а
тактика – это практическое
воплощение
такого
взаимодействия.

Например:

Так, при реализации стратегии
отказа в выполнении просьбы
может быть применена одна из
следующих тактик:
а) «перевоплощение»: выдать
себя
за
некомпетентного
человека
=
неспособного
выполнить просьбу;
б) ссылка на занятость (=
невозможность
выполнить
просьбу в данное время);
в) отказ без мотивировки;
г) уклонение от прямого ответа
(ни да, ни нет) и др.

Приемы выражения тактик

Тактики
как
способы
реализации
стратегии
выражаются с помощью арсенала
средств.
В качестве приемов выражения
тактик
при
вербальной
коммуникации
выступают
речевые
средства
разных
уровней, а также средства
невербальной коммуникации.

 Например:

тактика отказа без мотивировки
может быть выражена следующими
средствами:

словом-предложением «Нет».
простым
распространенным
предложением
с
отрицательным
значением
или
его
модальным
значением: «Я не буду выполнять твою
просьбу»/ «Я не хочу (не могу, не в
состоянии) выполнять твою просьбу».
отрицательным жестом головы.
нетривиальным способом: «Ты бы у
меня еще попросил ключ от квартиры,
где деньги лежат».

Коммуникативный опыт
Прямое отношение к формированию коммуникативной личности имеет коммуникативный опыт, все значения слов сохраняются как память о предшествующих контекстах, результатах их применения. В данном случае коммуникативный опыт необходимо понимать как знания о неуспешных и успешных коммуникативных тактиках, которые привели, либо же не привели к успешной реализации коммуникативных стратегий.



                       Классификация

Тактика    «Обобщение»

используется,
чтобы
показать
типичность,
неслучайность
и
неисключительность информации.
Тем самым подкрепляется (а иногда
с помощью данной тактики и
формируется)
возможное
общее
мнение.
Вербальными
сигналами
применения этой тактики являются
обобщающие слова (все, всегда и пр.),
выражения вроде: «И так всегда», «С
этим сталкиваешься на каждом шагу».

Тактика «Приведение примера»

показывает, что общее (или
формируемое) мнение основано
на конкретных фактах (опыте).
Пример приводится в качестве
иллюстрации,
подтверждения
истинности того, что является
содержанием
коммуникации.
Типовые
выражения:
«Вот
пример», «Например, на прошлой
неделе».

Тактика «Уступка»
позволяет
продемонстрировать
реальную
или воображаемую терпимость,
готовность принять другую точку
зрения даже при отказе от
некоторых
собственных
убеждений и интересов.
Как правило, является частью
стратегии
положительной
самопрезентации. Реализуется с
помощью
уступительных
конструкций.

Тактика «Контраст»
 – тактика
противопоставления,
предполагающая
подчеркивание
положительных и отрицательных
оценок, действий, свойств (часто
путем противопоставления МЫгруппы и ОНИ-группы).

Актуальна для ситуаций, где
прослеживается
конфликт
интересов (отцы и дети, свои и
чужие и пр.).
Яркими
свидетельствами
использования тактики являются
антитеза,
конструкции
с
противительными
союзами,
употребление антонимов.

Тактика «Неожиданность» –
использование неожиданной или
неизвестной
слушателям
информации.
Способствует
оживлению
коммуникации и привлечению
угасающего внимания.

Тактика «Провокация»– тактика
«подстрекательства» на действия,
которые могут иметь негативные
последствия для субъекта.
Применяется в тех случаях, когда
адресата необходимо «вывести из
себя», заставить пойти на поводу у
эмоций и выдать ту информацию,
оглашать которую коммуникант был
не намерен, либо
предпринять
действия,
совершать
которые
коммуникант был не намерен.

Тактика «Апелляция к авторитету» –
приведение
мнения
личности,
обладающей высоким авторитетом в
обществе или в определенных его
слоях, срабатывает «эффект имени».
Используется для подтверждения
правильности и важности излагаемой
информации. Чем больше кредит
доверия по отношению к тому, чье
мнение приводится, тем выше
вероятность того, что передаваемая
информация будет принята на веру.


Тактика
«Привлечение
эксперта»,
или
«Экспертное
мнение»
- тактика, близкая
тактике
«апелляция
к
авторитету».
Суть приема - в предъявлении
мнения того, кто является
специалистом (профессионалом)
в определенной сфере.

Срабатывает
не
«эффект
имени»,
а
«эффект
профессионала»,
мнению
которого
можно
доверять,
поскольку оно основано на
специальных, профессиональных
знаниях и умениях. В качестве
экспертов могут выступать врачи,
педагоги, спортсмены…
Прием также используется с
целью повышения доверия к
информации.


Тактика
«Личное
свидетельство»,
или
«Свидетельство
наблюдателя
(участника)».

Смысл – в приведении мнения
«простых людей» (например,
представителей
какой-либо
социальной
группы

пенсионеров, студентов, рабочих
и т.п.) по проблеме, которая
интересует
адресанта,
либо
очевидцев события.

Например, студенты говорят о
том,
как
они
получают
качественные
знания
в
университете.
Или очевидцы события «из
простых»
делятся
своими
впечатлениями.
Как правило, человек склонен
доверять такому же, как он сам
(по возрасту, роду занятий,
социальному статусу и пр.).

Тактика «Прогнозирование»
предполагает
формулирование
ожидаемого
(возможного)
развития событий с опорой на
реальное
положение
дел,
необходимые
ценностные
ориентации,
определяющие
интересы,
требования,
пожелания.
Связана
со
способностями
производить анализ.

Тактика «Внесение элемента
неформальности
» применима в
официальной
коммуникации,
позволяет
преодолеть
сдержанность, скованность.
В качестве одного из вариантов
реализации тактики может быть
предложение перехода с ВЫобщения на ТЫ-общение.

Тактика «Юмор». Смысл – в
приведении
смешных,
парадоксальных
примеров,
в
«разбавлении»
серьезной
информации анекдотами, веселыми
шутками, забавными историями, в
том числе и из своей жизни.
Хорошее чувство юмора, умение к
месту привести шутку или каламбур в
сочетании
с
невербальными
элементами (улыбкой, например)
позволят добиться успеха.

Тактика «Да-да-да», или «Трех
да»
– известный в психологии
общения прием, когда партнеру
подряд
задаются
три-четыре
вопроса, на которые он обязательно
должен
ответить
«да».
Тогда,
вероятнее всего, и на основной
вопрос
он
также
ответит
положительно.
Это одна из самых древних тактик.
Изобрел ее великий древнегреческий
философ
Сократ
и
блестяще
использовал
для
убеждения
собеседников.

Тактика «Черный оппонент» –
тактика, противоположная тактике
«трех да».
Партнеру по общению задается
несколько вопросов с таким расчетом,
чтобы хотя бы на один из них он не
смог ответить, после чего следует
речевая
формула
прерывания
коммуникации: «Вот видите, вопрос
не
подготовлен»,
«Дальнейшее
обсуждение бессмысленно» и пр.

Правила использования тактики
«черный оппонент»:
вопросов не должно быть более трех,
иначе станет очевидным предвзятое
отношение к собеседнику;
вопросы должны быть достаточно
сложными,
в
ряде
случаев
неразрешимыми,
поскольку,
если
партнер ответит на все вопросы, тактика
не сработала;
не
следует позволять партнеру
перехватить инициативу.


Тактика
«Подмазывание
аргумента», или «Комплимент».

Предполагает
усиление
коммуникативной
позиции
адресата, его укрупнение.
Например,
слабый
довод,
который может быть легко
опротестован,
сопровождается
комплиментом
(подчас
завуалированным) партнеру по
общению.

Например:
«Вы, как человек умный, не
станете отрицать»;
«Всем хорошо известна ваша
честность и принципиальность,
поэтому вы...»;
«Человек,
недостаточно
образованный,
не
поймет
приведенный аргумент, но вы...».


Тактика
«Приведение
аргументов».
Назначение приема –
подтверждение
истинности
и
облегчение процесса запоминания
мнений, суждений и образов,
содержащихся
в
передаваемой
информации.
Заключается в предоставлении
достаточного количества аргументов,
чтобы они могли быть использованы
адресатом
для
внутренней,
интеллектуальной работы.

Этот прием часто называют
«мнимый выбор», потому что под
покровом
аргументации,
многообразия точек зрения по
обсуждаемой
проблеме
в
наиболее выигрышном свете
представляются те суждения,
которые выгодны для адресанта.


Тактика
«Привлечение
внимания».
Основной смысл –
представить информацию в такой
форме, чтобы она непроизвольно
притягивала внимание адресата.
Например,
в
рекламной
коммуникации эта задача решается с
помощью ярких красок, контрастных
цветов, необычных шрифтов и т.п.
На
привлечение
внимания
направлено и использование средств
образности и выразительности, а
также других языковых средств
(обращений, имен собственных и пр.)


Тактика «Переключение
внимания», или «Сдвиг».

Применим, когда надо решить
обратную задачу - отвлечь
внимание адресата от какой-либо информации (как правило,
невыгодной для адресанта).



                         7 класс
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре слова, словосочетания, предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  
№ п/п
Вид ошибки
Примеры ошибок
Г1
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  
Благородность,                             чуда техники, 
подчерк,                            надсмехаться;
  более интереснее,                     красивше;                      с пятистами рублями;     жонглировал обоими руками,
 ихнего пафоса,          вокруг него ничего нет;
 сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности;
им двигает чувство сострадания;
 ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста
Г2
Нарушение норм согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Г3
Нарушение норм управления / слово стоит не в том падеже/
Нужно сделать природу более красивую.
 Все удивлялись его силой.
Г4
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  
Все были рады, счастливы и веселые.
Все, кто пришли на концерт, был счастлив.
Г5
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Г6
Пропуск слова
На собрании было принято (?) провести субботник.
Г7
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.
Г8
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
Г9
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Г10
Нарушение границ предложения
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  
Г11
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Мы шли по дороге и смеёмся.
Г12
Нарушение порядка слов
В тексте всего раскрываются две проблемы.

дз        -   1.  исправь ошибки  в примерах из таблицы  2. исправь ошибки в предложениях:

1. В журнале "Мурзилке" много интересного. 2. Сегодня более теплее, чем вчера. 3. Трое девочек стояли у крыльца. 4.  Известная врач Иванова вёл приём.  5. Двадцать двое сутки не было дождя.6. Кто пришли, все получили зачет. 7.Я хочу сказать то, что я не виноват.8. Мы подумали, что будто пойдет дождь.9.  Евоный плащ промок насквозь.10. Цветок высохнул.11. Это был пример милосердности и великодушества.


6класс                   учим
1.орфоэпический словник
звонИт, звонИшь,звонИм  облегчИт, сверлИт, долбИт
тОрты, шАрфы, Иксы, свЁкла
квартАл, опЕка, афЕра
 прИбыл, прибЫвший, прибылА
сОздал создалА
включИшь, включИт
углубИт, углубИшь
газопровОд платО
красИвее удОбнее
кУхня - кУхонный
слива- слИвовый
грУша- грУшевый
премировАть
твОрог- творОг
рАкушка - ракУшка
кулинАрия-кулинарИя
завИдно


мЕльком и мелькОм
щавЕль, столЯр,киломЕтр,диспансЕр, жалюзИ
скуч/ш/но, конеч/ш/но, яич/ш/ница, ч/ш/то.сквореч/ш/ник  пустяч/ш/ный нароч/ш/но

2. грамматические формы

кремЫ
столЯр - столярЫ  инженер-инженЕры. офицЕр-офицЕры
герб - гербА - гербЫ
тУфля - тУфли - много тУфель
тапочка
директор - директорА, профессора, докторА
диспЕтчеры
полис - пОлисы             полюс - пОлюсы


учу: все устно

 1. см.учебник 6 класс: склонение ИС на -мя, род ИС, в том числе несклоняемых, образование ИС мн..ч. Им.п. и мн.ч.Р.п. / все учили - повторить/



2.. таблица "Лексические ошибки"



                                       Лексические нормы. Речевые ошибки
Лексические нормы – это правила, которые регулируют использование слов в соответствии с его  лексическим значением, употребление слов, их сочетание.
                                                     Качества речи
1.     Целесообразность/нужность/
2.     Точность / учитываем ЛЗ/
3.     Ясность/ недвусмысленность/
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
Р1
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  
Р2
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  
Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 
Р3
Неудачное употребление местоимений
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина  в своем воображении.
Р4
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Р5
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
В таких случаях я взглядываю в словарь.
   
Р6
Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте
Были приняты эффектные меры. Имя этого поэта знакомо во многих странах. В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.  Грампластинка не сказала еще своего последнего слова.
Р7
Нарушение лексической сочетаемости  
По дороге бежал табун собак.
Р8
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Молодой юноша; очень прекрасный.
Р9
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Р10
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком.Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.
Р11
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Р12
Употребление лишних слов, лексическая избыточность
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.
 
3. . Устно исправь  речевые ошибки см.выше 


4. познакомься с видом речевых ошибок.

Употребление синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Ошибки
1.        Неудачный выбор синонима
*Карий, коричневый  / пальто, глаза/
 * мокрый, сырой  / луг, воздух /
*голубое,лазурное  / небо, платье /
Серый, пасмурный / день, костюм/
2.        Смешение паронимов
*Эффектный, эффективный/метод, выход/
* надеть, одеть/ребенок, шуба/
 *остатки, останки / животное,пища/
 * сытый, сытный/ жизнь,человек,  обед/
               3.   неверное использование антонимов
* при наличии отсутствия материалов
 *трудность состояла в знании языка
                4.  ошибки в употреблении омонимов
                      *Экипаж был в отличном состоянии.

                       *Это был боксёр.

  


6 КЛАСС                                   

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ

Толковый словарь - словарь, служащий для объяснения значения слов.
Словарная статья - раздел толкового словаря, в котором разъясняется значение одного слова.
структура словарной статьи:
* толкуемое слово
*толкование слова
*контекст 
* Контекст - примеры из художественного произведения или из живой речи.
*пометы
Пометы - специальные обозначения, из которых мы можем узнать о том, какой частью речи является то или иное слово, его морфологические признаки
                            ОБРАЗЕЦ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

 Трубочист, -а, м. Рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб.


ТЕКСТ
Задание. Ответы - письменно

1.      Определить микротему каждого абзаца  - прописать.
2.      Определить тему текста.
3.      Определить главную мысль текста.
4.      Озаглавьте текст.
5.      Определите тип речи.
6.      Докажите, что перед вами текст.
Перед нами –текст, т.к. он состоит из……………………………………., связанных по……………………. и расположенных ……………………….. . Предложенный текст обладает 3 основными признаками:
1…………………………………/доказываем конкретными примерами каждый признак/
2.
3.


    Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно , находящееся в Атлантическом океане, попала молния. На корабле начался пожар. Пассажиров охватила паника. Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.
    Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»
    Огонь ведь можно потушить. О такой возможности никто даже и не подумал. Все готовились бежать с корабля. Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ 
               ТИПОВ РЕЧИ

                   ТИПЫ РЕЧИ





Речь - это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или в письменной форме.
Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Описание - тип речи: словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением.
Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств. Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) - один из самых распространенных компонентов монологической речи автора.
Обычно выделяют следующие виды описания:
· портрет - изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.).
Например:
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум (И. Тургенев);
Динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа: Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка… (Ф. Достоевский);
· психологический портрет - описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя.
Например:
Глаза его не смеялись, когда он смеялся (М. Лермонтов);
· пейзаж - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие.
Например:
Нивы сжаты, рощи голы. Над водой - туман и сырость… (С. Есенин);
· интерьер - изображение внутренней обстановки помещения.
Например:
Посреди комнаты - тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки (М. Булгаков).
Изображение места и времени действия.
Например:
Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок - однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых (А. Солженицын).
В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя.
Например:
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада (И. Тургенев).
Или диссонировать с ним.
Например:
Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы (Ф. Достоевский).
В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего.
Например:
Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками - Мумми-Тролю... Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (журнал «Всемирный следопыт»).
Однако нередко описание дается через восприятие автора.
Например:
Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом (Ю. Нагибин).
Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, оно может и не приостанавливать развертывание действия, а быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания).
Например:
Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна. Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет (Ф. Достоевский).
Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.).
Например:
В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина - очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, - и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков).
В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства.
Например:
Автомат системы моментальных платежей - вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.
Ведущую роль в описании играют прилагательные и причастия, а также назывные предложения, обеспечивающие выразительность и наглядность изображения.
Например:
Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).
Глаголы, причастия и деепричастия в текстах-описаниях обычно стоят в форме настоящего времени, а сказуемое, как правило, располагается после подлежащего.
Например:
Дверь на крыльцо распахнута (Т. Толстая).
Описание как тип текста (способ изложения), ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию.
Повествование
Повествование - тип речи: рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием.
Цель повествования - дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое.
Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
Например:
По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой, потом на попутке… Долго шла пешком по лесу, чуть не заблудилась. Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил: «Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать». Лидия Борисовна спросила: «Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?» Он ответил: «Лида, в России надо жить долго» (Д. Рубина).
В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.
Примерами самых коротких повествований могут считаться знаменитое письмо Цезаря, рассказывающее о стремительной победе в битве при Зеле (Пришел, увидел, победил), или классическая цитата из кинофильма «Бриллиантовая рука»: Споткнулся, упал, очнулся - гипс. Они очень точно передают сущность повествования - рассказа о том, что произошло.
В зависимости от авторской задачи и стиля речи повествование может быть:
· нейтральным (в научном и официально-деловом стилях речи).
Например:
Берёза - лиственное дерево. Растёт в средней полосе России. Кора берёзы используется в народных промыслах);
· пронизанным авторскими эмоциями (в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи).
Например:
Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй! Не узнала меня? Мы с братом нашли тебя на пастбище… Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Посадили, вылили два ведра воды... Ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные… (В. Белов).
Повествование характерно прежде всего для художественных текстов, в основе сюжета которых лежит рассказ о событиях. В художественном произведении повествованием называют также речь персонифицированного рассказчика или авторскую монологическую речь (за исключением прямой речи персонажей - монологов и диалогов).
К литературным жанрам, основу которых составляет повествование, традиционно относят рассказ, повесть, роман, роман-эпопею.
Публицистические жанры, в основе которых лежит повествование - это: речь описание повествование рассуждение
· репортаж (рассказ с места событий);
· очерк (произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора);
· статья;
· фельетон (произведение обличительной направленности на злободневную тему) и др.
Повествование в художественном и публицистическом тексте может включать в себя:
· описания (для наглядно-образного представления героев, места действия);
· рассуждения (для выражения авторского отношения к изображаемому).
К научному повествованию относят сообщение (жанр, характеризующийся лаконизмом изложения, опорой на факты и используемый в научных публикациях, а кроме того в газетных статьях и исторической литературе).
Например:
После краткого ознакомления с Египтом во время поездки по Нилу Цезарь двинулся в Малую Азию против Фарнака II, сына Митридата, овладевшего провинцией Понт. В августе 47 до н.э. Цезарь с ходу обратил в бегство войско Фарнака в битве при Зеле (Энциклопедия «Кругосвет»).
Жанры делового повествования - это инструкции, отчёты, протоколы.
Например:
14 марта 2001 года на перекрестке автодорог Светлоград - Дивное сотрудники ГБДД попытались остановить «ВАЗ 21099» для проверки документов. Машина не остановилась, и автоинспекторы стали ее преследовать. Нарушителей удалось догнать и остановить.
Композицию делового повествования обычно организуют слова-маркеры, указывающие на последовательность изложения материала или рекомендуемых действий.
Например:
Сначала, затем, в результате и др., а также глаголы и слова нужно, необходимо, следует и т. п.
Ведущую роль в повествовании любого типа играют глагольные формы, обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные.
Например:
Пугачев уехал; народ бросился за ним (А. Пушкин).
Однако если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используются глаголы прошедшего времени несовершенного вида.
Например:
Каждый год весной родители отправлялись на дачу. Сажали цветы и овощи, разводили цыплят.

                            РАССУЖДЕНИЕ



Рассуждение - тип речи: словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
Цель рассуждения - исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.
Например:
Потратив уйму времени и сил на изучение “заумных” орфографических правил и исключений, я задумался: почему не договориться писать «как слышится»? (тезис) Это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым. Не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен, достаточно маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек. Без особых затрат мы упростим свою жизнь. Но так ли всё просто на самом деле? Во-первых, от ошибок в письменной речи нам всё равно полностью не избавиться, так как произношение у разных людей неодинаково. Например, не все знают, как правильно говорить: звонъшь или звунишь. Человек, который говорит правильно, напишет званъшь, а второй - звунишь. И таких слов немало. Во-вторых, лексический запас русского языка изменится: появится много омонимов, многие слова потеряют своё лексическое значение. Слова "распивать" и "распевать" будут писать как "распивать". И разве можно будет понять, о чем говорится в таком, например, предложении: В общественных местах запрещается расп(и/е)вать... (доказательство).Взвесив все за и против, я решил, что эта реформа не только не приведёт к желаемому результату, но нанесёт огромный ущёрб в первую очередь нам, говорящим, пишущим на русском языке и владеющим богатствами этого великого языка (вывод) (Из ученического сочинения).
В композиционной структуре рассуждения обычно соблюдается условие, при котором тезис (положение, гипотеза, версия, которая рассматривается, доказывается, оценивается) является зачином, доказательства же и выводы могут быть расположены в последовательности, обусловленной авторским замыслом.
Например:
Так как в русском языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж (тезис), то, рассуждая по справедливости, следовало бы убавить жалованье учителям русского языка (вывод), ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа (доказательство справедливости тезиса) (А. Чехов). Тезис в этом тексте стоит в начале рассуждения, далее следует вывод, а затем доказательство (почему это так).
Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

                                   3 ВИДА ТЕКСТОВ -РАССУЖДЕНИЙ



·* рассуждение-объяснение                ? ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

*  рассуждение - доказательство        ? ПОЧЕМУ?


* рассуждение - размышление            ? КАК БЫТЬ? 

                                 ОБЩИЙ ПЛАН ТЕКСТА ПО ТИПУ РАССУЖДЕНИЯ

1. тезис/мысль, требующая доказательства или опровержения/
   2. обоснование тезиса/  аргументы - логические доводы,  доказательства,  примеры в поддержку доказываемой мысли/
                3. вывод-заключение

По способу проведения доказательства бывают 2 типов:
                                   прямое и косвенное
В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения:



·* рассуждение-объяснение                ? ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Например:
Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов);


· рассуждение-умозаключение
Например:
Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.
Например:
Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).
К жанрам рассуждения относят:
· научные;
· научно-популярные;
· публицистические статьи;
· эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер.
Например:
Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков)).
Традиционное школьное сочинение-рассуждение обычно предлагает осветить один из аспектов произведения, названный в теме сочинения, и строится по композиционному плану рассуждения: тезис, который следует доказать (тема) - доказательство (аргументы, примеры, комментарии к тексту, раскрывающие тему) - вывод (заключение, обобщение).
Например:
Тема: Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Доказательство (аргументы): Гуманистические истоки теории - возмущение социальным неравенством - не соответствующие результату проверки теории практикой - убийство. Нравственные последствия преступления - муки совести. Конфликт теории и «живой жизни» - отчуждение от близких. Система персонажей романа - составляющая авторской системы опровержений: образы «двойников» главного героя, олицетворяющие антигуманные аспекты наполеоновской идеи (Лужина и Свидригайлова), и противостоящие им образы антиподов и оппонентов Раскольникова (Сони, Лизаветы, Мармеладоав, Разумихина и др.). Роль снов героя в развенчании наполеоновской идеи. Авторское отношение к теории: признание неравенства людей - главная ошибка Раскольникова. Вывод: Идея героя романа безбожна и античеловечна, она требует развенчания, потому что ей «заражены» многие. Задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а разоблачить идею, воплотившуюся в теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и являющуюся следствием безверия.
В рамках рассуждения для доказательства тезиса могут использоваться все типы речи:
· рассуждение-умозаключение (логическое доказательство).
Например:
Все пернатые - птицы - страус пернатый => страус - птица;
· повествование;
· описание (эмоциональное доказательство).
Например:
Как не любить мне эту землю, <…> И эту синь, и эту зелень, И тропку тайную во ржи! (В. Лазарев).
В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: во-первых, вводные слова и предложения; во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей.
Например:
Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.
Рассуждение как тип текста (способ изложения) широко используется в таких речевых ситуациях, как объяснение нового научного и учебного материала, полемика с оппонентами и т. п








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.