Страницы

ИСКУССТВО и РЕМЕСЛО

      Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


ИСКУССТВО -  Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства. Русское и. серебряного века. И. для (ради) искусства(теория, отвергающая общественное назначение искусства). Чистое и. (название эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований). 2. Отрасль творческой художественной деятельности. Изобразительное и.Сценическое и. Прикладное и. Кино - самое массовое из искусств.3. чего или с опр. Отрасль практической деятельности с присущей ей системой приёмов и методов. Военное и. Певческое и. И. врачевания. И. воспитания. 

РЕМЕСЛО - 
1. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом. Портняжное р. Сапожное р. Знать несколько ремёсел. Владеть навыками кузнечного ремесла. 

  2. Разг.Профессия, занятие. Знаток военного ремесла. Тайны писательского, актёрского ремесла. Приняться за старое р.(вернуться к прежним неблаговидным делам, поступкам). 

3.Неодобр. =Ремесленничество  работа по шаблону, без творческой инициативы.
Это не искусство, а р. 


ТЕЗИСЫ 

  1. Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
  2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
  3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
  4. В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
  5. Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
  6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.




Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»
● Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
● Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
● Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
● Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
● Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Размышления по теме
Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания.

 Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство?
Как отличить бездарность от гения?
 В чем предназначение художника? Какова сила творчества?
 Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

литература 

  1. В.Г. Короленко  «Слепой музыкант»; 
  2. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»;
  3. Н.С. Лесков «Тупейный художник»;
  4. Е. Замятин «Мы»;
  5. И.С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети»;  
  6. К.Г. Паустовский «Золотая роза», «Акварельные краски»;
  7. В.В. Набоков «Музыка»;
  8. Л.Е. Улицкая  «Зеленый шатер»;
  9. А. Азимов «Двухсотлетний человек»;
  10. Дж. Фаулз «Башня черного дерева»;
  11. Г. Гессе  «Игра в бисер», «Гертруда»; 
  12. Дж. Лондон  «Мартин Иден»;
  13. К. Гамсун «Голод»;
  14. И. Стоун «Жажда жизни»;
  15. А. Рэнд «Атлант расправил плечи»;
  16. В.В. Орлов  «Альтист Данилов»;
  17. П. Зюскинд «Контрабас»;  
  18. А. Барикко «1900-й. Легенда о пианисте»;
  19. Т. Манн «Доктор Фаустус»;
  20. Э. Райс  «Плач к небесам», «Скрипка»;
  21. П. Хёг «Тишина»;
  22. Д. Митчелл «Облачный атлас»;
  23. Э. Золя  «Творчество»;
  24. У.С. Моэм «Луна и грош»;
  25. Т. Драйзер  «Гений»;
  26. К. Исигуро «Художник зыбкого мира», «Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках»;
  27. Т. Шевченко «Музыкант»;
  28. В. Шпильман «Пианист. Варшавские дневники 1939-1945»;
  29. Х.Х. Андерсен «Всего лишь скрипач»;
  30. А. Романо-Лакс «Испанский смычок»;
  31. О. Хаксли «О дивный новый мир»;
  32. Д. Гранин «Картина»; 
  33. К. Бьёрнстад  «Пианисты»;
  34. Н. Хорнби «Hi-Fi»;
  35. Г. Роббинс «Торговцы грезами»;
  36. Э.А. По «Овальный потрет»;
  37. Д.И. Рубина  «Концерт по путевке «Общества книголюбов»;  
  38. Ф.С. Фицджеральд  «Ранний успех».

А также:

Г. И. Успенский, рассказ «Выпрямила». Рассказ о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им...». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием».Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музы­ки очищается душа его от зависти. И только тут герой начи­нает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт от­равлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «но­вого Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррацио­нальная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери» Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодей­ство — две веши несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.
В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, тво­рящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство—две вещи несовместные», — го­ворит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Мо­царта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, без­защитен перед жизнью.
Л .Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом романе Л.Н. Толстой показывает, как музыка воздействует на ум и сердце, как человек раскрывается в музыке. Так, эмоци­ональная, живущая чувствами Наташа Ростова покоряет нас своей музыкальностью. Она замечательно поет, у нее прекрас­ный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью и нетронутостью. Ее пением восхищаются Николай Ростов, Денисов. Наташа с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», — замечает автор.
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой с любовью отзывается о народном танце, где человек свободно выражает себя. В противовес ему он изображает светские балы, где все движения рассчитаны и расписаны, где люди танцуют для того, чтобы достичь своих меркантильных целей: выгодно выйти замуж, познакомиться с нужным человеком, устроить родственника и т.д. Народные же танцы отражают характер человека и его чувства. Они раскрепощают и высвобождают душу, а не заковывают ее в определенную последовательность жестов и движений. Настоящее искусство, например, автор видит в беспорядочном танце Наташи Ростовой, а не в безупречной грации Элен с мраморными плечами. Настоящее искусство всегда обнажает душу, а не грудь.
Н.С. Лесков — сказ «Левша». В сказе Н. С. Лескова «Левша» описывается непростая судьба творца. Тульский мастер получает важный заказ от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность работников. Левша и его команда долго трудились над непосильной задачей, но сделали невероятное достижение: подковали английскую блоху, которой так поразился император. Одна беда: раньше блоха танцевала, а после работы над ней перестала двигаться. Тут рассвирепел Платов, так и не поняв того, что сделали мастера. Он сильно избил Левшу. Но когда при дворе поняли, чего он добился, все единодушно решили отправить умельца в Англию, чтобы похвастаться его работой. За границей одаренного мужчину сразу же оценили по достоинству. Там и жену ему подобрали, и денег обещали, и всяческими почестями задабривали, но он упрямо рвался на родину. В конце концов, сел он на судно и поехал домой. Больше всего хотел он вовремя донести до императора важный секрет: нельзя ружейные дула кирпичной крошкой чистить, оружие портится. Но в родной стране пьяного Левшу бросили умирать, никто не прислушался к его словам, никто не помог ему. Так и умер талантливый человек, которого важные господа всего лишь использовали, но не оценили. Таким образом, судьба редко балует гениев, ведь люди слишком поздно понимают их значимость.
В сказе Н. С. Лескова «Левша» рассказывается о жертве, которую искусство требует от того, кто им владеет. При знакомстве с тульским мастером мы обращаем внимание на то, что волосы у него выдраны еще во время обучения. Также мы видим, что он беден и живет очень скромно. Интересен и тот факт, что герой рабски покорен судьбе и не спорит с Платовым, когда тот несправедливо нападает на умельцев. Все это говорит о том, как на самом деле выглядит жизнь настоящего творца. Это не слава и почести, богатство и признание, нет! Это нищета, тяжелый труд, напряженное и трудное постижение тонкостей мастерства. Все это человек должен вытерпеть без ропота. Иначе его дар не получит развития и не станет настоящим талантом. Такова цена таланта!
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Природа творчества, по мнению Булгакова, — это всепоглощающая страсть, служение духовной сверхзадаче. Эта идея раскрывается писателем через образ Мастера. По мысли автора, писательский долг состоит в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восста­новить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хо­чет с ней считаться. В этом и состоит смысл сокровенной булгаковской фразы: «Рукописи не горят.»
Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного твор­чества. Автор представляет нам два типа художников. Пер­вый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена лите­ратурных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собствен­ной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — тру­сости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за гре­хи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценнос­тей —любви, свободы, творчества, поиска истины.
Н. Полевой — повесть «Живописец». В своем произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу твор­чества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
Кирпичникова И. "Хрустальные тайны"- увлекательная повесть об искусстве мастеров-стеклодувов, об удивительном стекле с острова Мурано, как развивалось стеклодувное искусство на протяжении веков и о современных мастерах.
В сказе Ю.Нагибина " Мой первый друг , мой друг бесценный" описывается другое ремесло. Отец Павлика , главного героя произведения , был часовщиком. Это очень востребованная профессия." Считается что причастность к таинственной стихии времени выделяет человека из обыденности."
А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» - это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут- подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».
Н.В.Гоголь «Портрет» Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В.Гоголя «Портрет». В этом произведении писатель представил нам двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире.
А.И. Куприн «Тапер»
Тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.

  В рассказе Куприна «ТапЁр» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.

отрывки
дейтвие -  в доме Рудневых
герою14 лет Юрий Азагаров// встреча с Антоном Григорьевичем Рубинштейном

Если вам угодно, mademoiselle, — резко повернулся он к Лидии, — то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа.

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.


" Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов"    
А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда» Одним из замечательнейших творений А.П.Чехова является рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич, потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку, а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям. Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего искусства.
    
//Фамилия Ротшильд в те времена была именем нарицательным. Баснословно богатый французский банкир еврейского происхождения, удостоенный титула барона, стал символом финансового успеха, сказочной роскоши, власти и славы. Соединение его фамилии со словом «скрипка» парадоксально: возвышенное искусство и деньги.//


отрывки
    Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором. Всё на этом свете пропадало и будет пропадать! Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка.
******************
Из-под смычка у него льются такие же жалобные звуки, как в прежнее время из флейты, но когда он старается повторить то, что играл Яков, сидя на пороге, то у него выходит нечто такое унылое и скорбное, что слушатели плачут, и сам он под конец закатывает глаза и говорит: «Ваххх!..» И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз.

М.Лермонтов "Поэт"/ отрывок/
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
А.Пушкин "Я памятник  себе воздвиг нерукотворный..."

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А.Платонов "В прекрасном и яростном мире"https://ilibrary.ru/text/1193/p.1/index.html

В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда…

.Отвлекаясь вниманием от приборов, следящих за состоянием бегущего паровоза, от наблюдения за работой левой машины и пути впереди, я посматривал на Мальцева. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, — даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьем: что с ним станется после нас, куда он полетел.

.....Когда мы тронулись вперед, я посадил Александра Васильевича на свое место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки. Я водил своими руками, как надо, и его руки тоже работали. Мальцев сидел молчаливо и слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо и работой. Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством.В обратный конец мы ехали подобным же способом: Мальцев сидел на месте механика, а я стоял, склонившись, возле него и держал свои руки на его руках. Мальцев уже приноровился работать таким образом настолько, что мне было достаточно легкого нажима на его руку, и он с точностью ощущал мое требование. Прежний, совершенный мастер машины стремился превозмочь в себе недостаток зрения и чувствовать мир другими средствами, чтобы работать и оправдать свою жизнь.

Н.Лесков "Тупейный художник" / отрывки/

....Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси./Аркадий/
.......Это-то вот и умел придавать некрасивому и ничтожному лицу графа своим удивительным искусством Аркадий.

......Любовь Онисимовна в то время была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта: она «пела в хорах подпури», танцевала «первые па в «Китайской огороднице» и, чувствуя призвание к трагизму, «знала все роли наглядкою».

И.Тургенев "Певцы"/прочитай полностью или в пересказе/ - это отрывки

 Проблема: истинного искусства, его влияния на окружающих


.........Об Якове-Турке и рядчике нечего долго распространяться. Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца...........
........
      Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, легкое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же, наконец, Яков открыл свое лицо — оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...— Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и — смолк.Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты... твоя... ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты

Легенда об Арионе.Записана древнегреческим  историком Геродотом
…Периандр был тираном Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред/играл на кифаре – муз.инструмент/ своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб, дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.
Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя — жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.
А.Куприн "Гамбринус" читаем https://ilibrary.ru/text/1484/p.3/index.html


АФОРИЗМЫ

Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь
Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери
Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов... Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их... Прекрасный танец рождается из умения танцевать. Антуан де Сент Экзюпери
Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Л. Толстой
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Бертольд Брехт
Искусство требует знаний. Бертольд Брехт

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак
Дело художника — рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский
Третья способность души после ума и воли — творчество. Василий Андреевич Жуковский
Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником. Лев Николаевич Толстой
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Иван Сергеевич Тургенев
Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев,).
Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский,).
Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла. Леонид Зорин 
Искусство требует знаний. Бертольд Брехт
  • «Первый закон в искусстве - свобода вдохновения и творчества» (Ф. Достоевский).
  • «Искусство заключается в том, чтобы его не было заметно» (Овидий).
  • «Искусство надо любить ради самого искусства, иначе лучше заняться любым другим ремеслом» (Г. Флобер).
  • «Чтобы заниматься искусством, нужно быть свободным от материальных забот» (Г. Флобер).
  • «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Д. Дидро).
  • «Искусство легче сживается с нищетой и роскошью, чем с довольством. Весь характер мещанства, со своим добром и злом, противен, тесен для искусства» (А. Герцен).
  • «Легко свернуть на путь дешевого искусства. Достаточно творить пошло и неестественно» (Л. Толстой).
  • «Искусство можно называть настоящим только в том случае, если оно находит отклик в сердце каждого, а не понято лишь кучкой аристократов, старательно делающих вид, что они в нем разбираются» (Р. Роллан).
  • «Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу» (А. Блок).
  • «Нелепейшее заблуждение – почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство – это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком» (С. Моэм).
  • «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла» (Л. Зорин).
  • «Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов... Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их... Прекрасный танец рождается из умения танцевать» (А.С. Экзюпери).
  • «В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла» (И. Гёте).
  • «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать» (И. Гёте).
  • «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле» (Б. Брехт).
  • «Искусство требует знаний» (Б. Брехт).
  • «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь» (Б.Л. Пастернак).
  • «Изучайте науку искусства и искусство науки» (Л. Винчи).
  • «Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед» (Л.М. Леонов).
  • «Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному» (М. Аврелий).
  • «Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» (М. Буонаротти).
  • «Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда» (Т. Драйзер).
  • «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь» (Ф.И. Шаляпин).
  • «Ничто великое, ничто мощное не может вылиться из-под продажного пера» (Жан-Жак Руссо).
  • «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта» (Ф. Достоевский).
  • «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (Ф. Достоевский).
  • «Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно» (Ф. Достоевский).
  • «Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (К.Г. Паустовский).
  • «Дело художника — рождать радость» (К.Г. Паустовский)
  • «Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом» (К.Г. Паустовский)
  • «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (К.Г. Паустовский)
  • «В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного» (Д. Дидро).
  • «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить» (Н.В. Гоголь).
  • «В руках таланта все может служить орудием к прекрасному» (Н.В. Гоголь).
  • «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют» (А. Чехов).
  • «Краткость — сестра таланта» (А. Чехов).
  • «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» (М. Глинка).
  • «Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию» (Л. Толстой).
  • «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником» (Л. Толстой).
  • «Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти» (Л. Толстой).
  • «Творить — значит убивать смерть» (Р. Роллан).
  • «Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем» (А. Блок).
  • «Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа» (В.И. Качалов).
  • «Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти»  (А.С. Экзюпери).
  • «Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза» (Платон).
  • «Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил» (И. Кант).
  • «Великие таланты чужды мелочности» (О. Бальзак).
  • «Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит» (О. Бальзак).
  • «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И. Гёте).
  • «Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим» (В. Ключевский).
  • «Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь» (М. Горький).
  • «Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи» (М. Горький).
  • «Талант — это вера в себя, в свою силу…» (М. Горький).
  • «Творчество — общее дело, творимое уединенными» (М. Цветаева).
  • «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В.А. Сухомлинский).
  • «Третья способность души после ума и воли — творчество» (В.А. Жуковский).
  • «Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества» (Ж. Ренар).
  • «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках» (И.С. Тургенев).
  • «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение» (И.Ф. Стравинский).
  • «Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества» (К.С. Станиславский).
  • «Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! (Ф. Ницше).
  • «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» (Л. Бетховен).
  • «С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками» (Н.К. Рерих).
  • «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П.И. Чайковский).
  • «Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце» (Ф.-М. А. Вольтер).
  • «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят» (А. Шопенгауэр).
  • «Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем»  (А. Шопенгауэр).
  • «Хорошее поведение – последнее прибежище посредственности» (Г. Хаскинс).
  • «Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта» (У. Шекспир).
  • «Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их» (Г.Э. Лессинг).
  • «Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи» (М. Горький).
  • «Талант — это вера в себя, в свою силу…» (М. Горький).
  • «Без чувства современности художник останется непризнанным» (М.М. Пришвин).
  • «Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями» (А. Камю).
  • «Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков» (О. Роден).
  • «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом — художником» (О. Роден).
  • «Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает» (А.Ф. Лосев).
  • «Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе» (С.Е. Лец).
  • «Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов» (В. Белинский).
  • «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях» (Н. Карамзин).
  • «Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других» (Г. Лихтенберг).
  • «Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются» (В. Успенский).
  • «Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость» (Ф. Энгельс).










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.