Путь - направление актуализирует конкретное и
символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское
его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям
о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
материалы по направлению http://sochinenie11.ru/podgotovka/334-vebinar-tematicheskie-napravleniya-vremya-put.html
ТЕМЫ
Ах, дорожка, фронтовая…
Ах, дорожка, фронтовая…
Долгий путь домой…
Жизненный путь
Путь познания
Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
Дорога в никуда…
Дорога чести
Тип « русского
скитальца » в литературе
« Ещё
народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » ( Н.А.Некрасов)
Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)
Путь к себе...
ОБРАЗ
ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.)
выучить все , кроме отмеченного красным, на вторник
выучить все , кроме отмеченного красным, на вторник
Каждая
национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы,
устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем
становится тема дороги (пути). По
словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является
чувство пути, дороги».
Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской
литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура
здания — это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат
короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа — дорога и дом —
неразрывно связаны в сознании человека. В мифологии и литературе древности
образ дороги играл крайне важную роль. Вспомним «Одиссею» Гомера, герой которой
странствует долгие годы, прежде чем ему удается вернуться домой. Практически
все великие герои отправляются в путь. Во время странствий они совершают
большинство своих подвигов. Не являются исключением и герои русских былин: Илья
Муромец, тридцать три года просидевший дома, по пути в Киев побеждает в
одиночку огромное войско и Соловья-разбойника.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих
писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А.
Некрасов.
Мотив дороги может быть связан с раздумьями о..../ тайнах бытия, природе творчества, смысле жизни, предназначении
Для вступления /ключевые фразы/
* Образ дороги многослоен, многозначен, многогранен, символичен: реальная дорога превращается в символ чего-либо
* Реальная дорога, элемент сюжета , путешествие героя, движение куда-либо
* Дорога, становящаяся либо символом чего-либо, либо способом характеристики героя, либо способом изображения мира, общества, либо способом раскрытия идеи.
* Используя мотив пути, образ дороги, автор размышляет о.....
Мотив дороги может быть связан с раздумьями о..../ тайнах бытия, природе творчества, смысле жизни, предназначении
Для вступления /ключевые фразы/
* Образ дороги многослоен, многозначен, многогранен, символичен: реальная дорога превращается в символ чего-либо
* Реальная дорога, элемент сюжета , путешествие героя, движение куда-либо
* Дорога, становящаяся либо символом чего-либо, либо способом характеристики героя, либо способом изображения мира, общества, либо способом раскрытия идеи.
* Используя мотив пути, образ дороги, автор размышляет о.....
Роль образа,темы
дороги,пути, путешествия:
- Композиционный приём, связывающий
воедино части ХП – композиционный стержень /помогает создать панорамный образ
Руси, к примеру/ образ дороги связующий, стержневой
- образ дороги тесно связан с общей идеей произведения
- структурный элемент, элемент композиции, элемент сюжета
-образ дороги играет важную роль в сюжете
-образ дороги играет важную роль в характеристике героя
- образ дороги тесно связан с общей идеей произведения
- структурный элемент, элемент композиции, элемент сюжета
-образ дороги играет важную роль в сюжете
-образ дороги играет важную роль в характеристике героя
·
Способ характеристики героя/ к
примеру, в «М.д» - встреча с помещиком предваряется описанием дороги,
поместья../
·
Тема дороги – философская тема,т.е.:
·
Образ – символ:
символ
* судьбы, жизненного пути
* духовного пути / жизнь - та же дорога - бесконечная, неведомая, обманная, неправедная,со взлётами и падениями, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь…/
* судьбы, жизненного пути
* духовного пути / жизнь - та же дорога - бесконечная, неведомая, обманная, неправедная,со взлётами и падениями, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь…/
*выбора поприща, призвания / в
«М.Д» «Пророк» Пушкина/
* пути цивилизации, путь народа,
страны ….
*источник вдохновения
* символ движения, развития, стремления к совершенству
* символ движения, развития, стремления к совершенству
*странничества –дар,
предназначение,путь самоотречения
и
т.п.
Т.о., образ дороги может быть худ.приёмом, а может – главной темой, сутью произведения.
Получает обобщённое, символическое значение...
Получает обобщённое, символическое значение...
*********************************
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. / Ю.Левитанский/
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. / Ю.Левитанский/
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская
дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина
и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в
Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему
прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и
своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для
освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с
Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе.
По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его
последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
М.Ю.Лермонтов. Важнейший для
лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в
стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного
пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по
дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического
героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство
всей Вселенной.
Н.В.Гоголь. Поэма
«Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только
кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного
героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой
путешественник - это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков,
превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора,
то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и
дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на
символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и
взаимопревращение.
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова
тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”,
на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении
всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни,
малая ее часть.
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя
Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой
личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий
смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути
Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
М.И.Цветаева.
Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой
имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого
служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем
плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех
мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
И думаю: когда-нибудь
и я,
Устав от вас, враги,
от вас, друзья,
И от уступчивости речи
русской, -
Надену крест
серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо
тронусь в путь
По странной по дороге по калужской.
«Герой нашего времени»
В романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.
Кроме того, образ дороги- это способ раскрыть внутренний мир героя, постичь глубину его чувств, противоречивость натуры, увидеть трагедию человека, который бешено гоняется за жизнью, так и не найдя или не поняв своего предназначения./ примеры – бросается вдогонку за Верой, каждая глава связана с новым местом пребывания героя…./
«Ионыч» - путь героя – движение вверх и вниз одновременно: образ дороги – символичен и конкретен: становление Дмитрия Старцева как профессионала оборачивается превращением в Ионыча, духовной деградацией. Подобную метаморфозу автор раскрывает через образ дороги: если вначале мы видим героя бодро шагающим от пациента к пациенту, то в конце перед нами обрюзгший, тяжело дышащий владелец богатого экипажа, забывший не только о том, как шагать по земле, но и о том, кто он такой и каково его предназначение.
«Преступление и наказание» - путь Раскольникова - путь человека через страдания из царства тьмы к свету, от индивидуализма к гуманизму, от греха к покаянию, к новой жизни через духовную смерть к духовному возрождению. Его пути – это дороги в мир других людей, в мир идей, в свой собственный мир.
Путь Сони, нравственного идеала Достоевского, - это подвиг самопожертвования во имя великой любви к людям/ жёлтый билет – чтобы помочь детям, отцу, едет на каторгу вслед за Раскольниковым/ . Фактически вечная Сонечка воплощает земной путь Иисуса Христа, учившего своим примером добру и милосердию и принявшего мученическую смерть на кресте во спасение человечества.
«Муму»-путь Герасима/деревня-Москва – деревня/ - это утрата и обретение человеком своих корней, нравственной основы, путь смерти раба духовного и рождения нового, духовно свободного человека. Путь нравственного прозрения ценой нелёгких испытаний и страданий/очищение через страдание/ Татьяна – первая любовь, которую отдают замуж за другого.гибель Муму/
«Ожерелье» - Выбирая в спутники ложные ценности, человек обречён: жизнь героини Мопассана – плата за желание не быть, а казаться, за мнимые ценности, оказавшиеся ничуть не лучше фальшивых украшений ценою.. жизнь стоимостью в 500 франков – не дороговато ли?
«Лапти» - мотив дороги звучит на протяжении всего коротенького рассказа: рискуя жизнью, Нефёд отправляется в дорогу, бросая вызов самой судьбе. И пусть герой погибает, даже в смерти он нужен людям, становясь неким ориентиром, благодаря которому заплутавшие мужики остаются в живых, найдя дорогу к жилью. Кто –то живёт- лишь небо коптит, а иной и погибелью своей жизнь дарит. Его путь - это подвиг самопожертвования.
"Чистый понедельник" -ПУТЬ героини - ведя путём обуздания чувственной стихии, размышляет о нац. нравств. идеале России.
Уход в монастырь - искупление за историческое отступничество, за то, что Россия "сорвалась" со своих нравственных устоев в бунт и мятежность. Финал символичен:отречение героини от МИРА, от ЛЮБВИ - это проявление бунинского Неприятия русской общественности, тех соц.настроений, которые привели страну к революции
"Поединок" Ромашова путь - путь избавления от ложных представлений о чести мундира, от ложных ценностей через ошибки, испытания, движение от несвободы духовной и уставной / робок, застенчив, порой бесхарактерен/ - к свободе духа/ пробуждение чувства достоинства, осознание своей индивидуальности, пробуждение внутренней силы/, к гуманизму. Путь нравственного роста. Его путь - это цепь поединков
"Поединок" Ромашова путь - путь избавления от ложных представлений о чести мундира, от ложных ценностей через ошибки, испытания, движение от несвободы духовной и уставной / робок, застенчив, порой бесхарактерен/ - к свободе духа/ пробуждение чувства достоинства, осознание своей индивидуальности, пробуждение внутренней силы/, к гуманизму. Путь нравственного роста. Его путь - это цепь поединков
Сайгё
По
дороге странствий волей или
неволей кочевали многие поэты. Как вечные странники остались
в памяти людей китайский поэт Ду
Фу, таджикский поэт Саади. Дорога
служила источником вдохновения. В
стихах Саади звучат караванные колокольчики 1.
Посох
в руке, изголовье из
травы, узкая тропа через
горы,- так странствовали
японские поэты. Впервые образ
поэта-скитальца создал в Японии Сайге.
Человек необычной судьбы, Сайге оставил
дворец ради горной хижины.
Книга его стихов "Горная хижина" прославлена в японской поэзии. О нем уже вскоре после его смерти стали создавать легенды. Художники в сюитах
картин на свитках изображали его странствия. К местам, некогда им воспетым, совершались паломничества. И даже теперь, спустя восемь веков, Сайге четко и
ясно выступает из глубин средневековья. Так навечно запечатлен орлиный профиль Данте. И так же, как Данте, Сайге до сих пор остается загадкой, несмотря на кропотливые изыскания многих исследователей.
Поэзия его кристально ясна и проста, но вмещает в себе сложнейший мир мыслей и чувств. Буддийский монах, он был влюблен в красоту природы до одержимости. Натура страстная, мятущаяся, он стремился к спокойному созерцанию, но исторические бури постоянно мешали этому. Певец печали, сумерек, одиночества, - писал стихи о детских играх.
Бежал от людей и тянулся к ним. Воин по происхождению -- ненавидел войну. Изобразил мучения буддийского ада, а по существу -- бедствия своего
времени. Но Сайге не мог бы написать на вратах ада: "Оставь надежду навсегда". Он верил, что даже на дно геенны может сойти милосердие, несущее
свет.
Сайге - поэт мысли, но даже достигая больших философских глубин, равнодушно мыслить он не может. Его картины природы, в сущности, - "пейзаж
души". Скорбь Сайге пронзительна, радость постижения красоты обжигает болью.
Но даже доведенное до предела напряжение чувств разрешается в стройной гармонии, классически уравновешенной.
Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской
литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура
здания — это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат
короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа — дорога и дом —
неразрывно связаны в сознании человека. В мифологии и литературе древности
образ дороги играл крайне важную роль. Вспомним «Одиссею» Гомера, герой которой
странствует долгие годы, прежде чем ему удается вернуться домой. Практически
все великие герои отправляются в путь. Во время странствий они совершают
большинство своих подвигов. Не являются исключением и герои русских былин: Илья
Муромец, тридцать три года просидевший дома, по пути в Киев побеждает в
одиночку огромное войско и Соловья-разбойника.
Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века.
Повесть «Метель» А. С. Пушкина конечно же хорошо известна всем. Сочиняя эту повесть, Пушкин хотел посмеяться над модными в то время сюжетами любовных романов. Но это вовсе не означает, что произведение лишено глубокого смысла. Поразительный по своей выразительности и силе образ дороги — дороги, как судьбы, ведущей человека, показывает нам Пушкин! В самом деле метель застала в пути обоих молодых людей Владимира и Бурмина. Казалось бы, дорога к церкви, где ждет его Маша — это дорога Владимира, ведь они любят друг друга и твердо намерены обвенчаться вопреки воле родителей девушки. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Как будто ничего необычного: в сильную метель, конечно, трудно что-то разглядеть. Стоит ли удивляться, что молодой человек сбился с дороги? Однако вот что говорит о своем путешествии в ту же метель Бурмин: «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда». Стоит обратить внимание на это различие в описании дороги Владимира и Бурмина: одному словно кто-то мешает, другому, наоборот, указывает путь. В пользу этого говорит и другое — несмотря на метель, Бурмин чувствовал, что должен ехать. То, Что Ведет — так называли это необъяснимое ощущение древние мудрецы Северной Европы. «... Поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мной; казалось, кто-то меня так и толкал». Итак, мы видим, что в «Метели» Пушкина образ дороги не утратил того мистического ореола, которым он был овеян в мифах и легендах древности. В повести Пушкина дорога как бы ведет одного из героев, в то же время прячась от другого; она, словно нить судьбы, которую прядут богини для каждого человека, во что в древности верили многие народы.
Подобный же образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина — романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», — с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы снова обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.
Но обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла» начинается словами автора: «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Макси-мычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени (в частности, события, о которых рассказывает Максим Максимыч, происходили несколько лет назад). Неопрятность осетинской сакли и затруднения, которые испытывают путешественники, поднимаясь по горному склону, читателю не слишком бросаются в глаза на фоне сурового романтического пейзажа и повествования о любви Бэлы и Печорина. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.
Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века.
Повесть «Метель» А. С. Пушкина конечно же хорошо известна всем. Сочиняя эту повесть, Пушкин хотел посмеяться над модными в то время сюжетами любовных романов. Но это вовсе не означает, что произведение лишено глубокого смысла. Поразительный по своей выразительности и силе образ дороги — дороги, как судьбы, ведущей человека, показывает нам Пушкин! В самом деле метель застала в пути обоих молодых людей Владимира и Бурмина. Казалось бы, дорога к церкви, где ждет его Маша — это дорога Владимира, ведь они любят друг друга и твердо намерены обвенчаться вопреки воле родителей девушки. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Как будто ничего необычного: в сильную метель, конечно, трудно что-то разглядеть. Стоит ли удивляться, что молодой человек сбился с дороги? Однако вот что говорит о своем путешествии в ту же метель Бурмин: «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда». Стоит обратить внимание на это различие в описании дороги Владимира и Бурмина: одному словно кто-то мешает, другому, наоборот, указывает путь. В пользу этого говорит и другое — несмотря на метель, Бурмин чувствовал, что должен ехать. То, Что Ведет — так называли это необъяснимое ощущение древние мудрецы Северной Европы. «... Поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мной; казалось, кто-то меня так и толкал». Итак, мы видим, что в «Метели» Пушкина образ дороги не утратил того мистического ореола, которым он был овеян в мифах и легендах древности. В повести Пушкина дорога как бы ведет одного из героев, в то же время прячась от другого; она, словно нить судьбы, которую прядут богини для каждого человека, во что в древности верили многие народы.
Подобный же образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина — романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», — с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы снова обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.
Но обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла» начинается словами автора: «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Макси-мычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени (в частности, события, о которых рассказывает Максим Максимыч, происходили несколько лет назад). Неопрятность осетинской сакли и затруднения, которые испытывают путешественники, поднимаясь по горному склону, читателю не слишком бросаются в глаза на фоне сурового романтического пейзажа и повествования о любви Бэлы и Печорина. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.
Очарованный странник
Метель Пушкин
Мцыри
Герой нашего времени
Преступление и наказание
Ионыч
Тихий Дон
Муму
Мопассан Ожерелье
Мопассан Ожерелье
Лирика Цветаевой
Сайгё
Г-н из Сан-Франциско
Лапти
Г-н из Сан-Франциско
Лапти
Мёртвые души
КОМУ НА Руси жить хорошо
Путешествие из Петербурга в Москву
Поединок
Пелевин Жёлтая стрела"http://e-libra.ru/read/121627-zheltaya-strela.html
Гомер Одиссея
Поединок
Пелевин Жёлтая стрела"http://e-libra.ru/read/121627-zheltaya-strela.html
Гомер Одиссея
Варианты заключения
по направлению «Путь»
* Наш
путь на земле – дорога длиною в жизнь. И
какой он будет, зависит только от нас, от нашего нравственного выбора, который
является и нашим правом, и нашей
ответственностью.
* Рано
или поздно каждый из нас оказывается на перепутье, подобно сказочному или
былинному герою . И от этого выбора зависит, каким будет наш дальнейший путь на
земле.
* Путешествуя
вместе героями книг по дороге жизни, мы не только познаём окружающий мир, но и постигаем важнейшие
истины, ибо жизнь любого человека является нравственным уроком, усвоив который,
мы можем сделать правильный выбор и
пойти по верному пути.
•
Путь как поиск места в жизни
(А.С.Грибоедов «Горе от
ума»,М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.Экзюпери
«Маленький принц»)
Примерные темы:
·
Жизнь – это путь
·
Дорога чести
·
Тип «русского
скитальца» в литературе
·
Путь к себе...
·
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
·
«У каждого из нас есть только одно истинное призвание
— это найти путь к себе» (Герман Гессе).
•
Исторический путь России
Примерные темы:
·
Дорога чести
·
«Ещё народу
русскому пределов не поставлено – пред
ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)
(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»,А.С.Пушкин «Медный всадник»)
•
Путь (путешествие) как способ познания жизни и возможность
описания социальной действительности
Примерные темы:
·
Когда находишься в дороге…
·
Долгий путь
домой…
·
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага
(А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,Н.В.Гоголь «Мёртвые
души».Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Максим Горький "Детство. В людях. Мои
университеты", А. Никитин «Хождение за три моря»)
Фернандо Магеллан,
португальский мореплаватель и исследователь, вошёл в историю как человек,
организовавший первое кругосветное путешествие.
При этом он не был
уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме
Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно: было доказано,
что Земля круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину
— он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута.
•
Путь духовной эволюции
(А.С.Пушкин «Пророк»,А.Чехов «Ионыч», Ф.М. Достоевский "Преступление и
наказание")
Примерные темы:
·
Духовные искания человека как основа его нравственного развития
·
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
·
«Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо
да Винчи)
•
Путь развития и искания,
духовного становления
Примерные темы:
·
Духовные искания человека как основа его нравственного развития
·
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
·
«Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо
да Винчи)
(Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь», «Война и мир», Ф.М. Достоевский
"Преступление и наказание")
•
Путь как символ скоротечности
жизни
Примерные темы:
·
Казалось, только вышел – уже окончен путь…
·
Мы
не получили короткую жизнь, а сделали ее короткой (Сенека)
(Н.А.Некрасов «Тройка»,А.А.Блок «На железной дороге»)
•
Путь как этап жизни
Примерные темы:
·
Эх, путь -
дорожка фронтовая…
·
Отрочество как
этап жизни
Л.Н.Толстой «Война и мир»
(путь русского народа в Отечественной войне 1812 года»), Л.Н.Толстой
«Детство и отрочество», «Исповедь»
•
Путь поиска правды
Примерные темы:
·
Дорога без начала и конца
·
Путь в вечность
(Человек родом из вечности.)
(Н.С.Лесков «Очарованный странник»)
ЦИТАТЫ К РАЗНЫМ ТЕМАМ (на выбор)
·
Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс).
·
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас
выбирать дорогу (О.Генри).
·
У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе (Герман Гессе).
·
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути
(Фрэнсис Бэкон).
·
Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери).
·
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.