Страницы

ПУТЬ

Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 
материалы по направлению http://sochinenie11.ru/podgotovka/334-vebinar-tematicheskie-napravleniya-vremya-put.html ТЕМЫ
Ах, дорожка, фронтовая…
Долгий путь домой…
Жизненный путь
Путь познания
Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
Дорога в никуда…
Дорога чести
Тип  « русского скитальца »  в литературе
« Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » ( Н.А.Некрасов)
Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...
ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.) 

             выучить все , кроме отмеченного красным,  на вторник

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути).  По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».


Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания — это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа — дорога и дом — неразрывно связаны в сознании человека. В мифологии и литературе древности образ дороги играл крайне важную роль. Вспомним «Одиссею» Гомера, герой которой странствует долгие годы, прежде чем ему удается вернуться домой. Практически все великие герои отправляются в путь. Во время странствий они совершают большинство своих подвигов. Не являются исключением и герои русских былин: Илья Муромец, тридцать три года просидевший дома, по пути в Киев побеждает в одиночку огромное войско и Соловья-разбойника.





Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

 Мотив дороги может быть связан с раздумьями о..../ тайнах бытия, природе творчества, смысле жизни, предназначении

Для вступления    /ключевые фразы/

* Образ дороги многослоен, многозначен, многогранен, символичен: реальная дорога превращается в символ чего-либо

* Реальная дорога, элемент сюжета , путешествие героя, движение куда-либо
* Дорога, становящаяся либо символом чего-либо, либо способом характеристики героя, либо способом изображения мира, общества,  либо способом раскрытия идеи. 
* Используя мотив пути, образ дороги, автор размышляет о.....
Роль образа,темы дороги,пути, путешествия:
      - Композиционный приём, связывающий воедино части ХП – композиционный стержень /помогает создать панорамный образ Руси, к примеру/ образ дороги связующий, стержневой
- образ дороги тесно связан с общей идеей произведения
- структурный элемент, элемент композиции, элемент сюжета
-образ дороги играет важную роль в сюжете
-образ дороги играет важную роль в характеристике героя
·         Способ характеристики героя/ к примеру, в «М.д» - встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья../
·         Тема дороги – философская тема,т.е.:
·         Образ – символ:
 символ
* судьбы, жизненного пути 
 * духовного пути / жизнь - та же дорога - бесконечная, неведомая, обманная, неправедная,со взлётами и падениями, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь…/
 *выбора поприща, призвания / в «М.Д» «Пророк» Пушкина/
* пути цивилизации, путь народа, страны ….
 *источник вдохновения
 *  символ движения, развития, стремления к совершенству
*странничества –дар, предназначение,путь самоотречения
                                           и т.п.
Т.о., образ дороги может быть худ.приёмом, а может – главной темой, сутью произведения.
Получает обобщённое, символическое значение...

*********************************
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.    / Ю.Левитанский/


 А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».  Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно  присутствует другой путешественник - это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для  М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, -
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По странной по дороге по калужской.


«Герой нашего времени»
В  романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.
 Кроме того, образ дороги-  это способ раскрыть внутренний мир героя, постичь глубину его чувств, противоречивость натуры, увидеть трагедию человека, который бешено гоняется за жизнью, так и не найдя или не поняв своего предназначения./ примеры – бросается вдогонку за Верой, каждая глава связана с новым местом пребывания героя…./
«Ионыч» - путь героя – движение вверх и вниз одновременно: образ дороги – символичен и конкретен: становление Дмитрия Старцева как профессионала оборачивается превращением в Ионыча, духовной деградацией. Подобную метаморфозу автор раскрывает через образ дороги: если вначале мы видим героя бодро шагающим от пациента к пациенту, то в конце перед нами обрюзгший, тяжело дышащий владелец богатого экипажа, забывший не только о том, как шагать по земле, но и о том, кто он такой и каково его предназначение.
«Преступление и наказание» - путь Раскольникова  - путь человека через страдания из царства тьмы к свету, от индивидуализма к гуманизму, от греха к покаянию, к новой жизни через духовную смерть к духовному возрождению. Его пути – это дороги в мир других людей, в мир идей, в свой собственный мир.
Путь Сони, нравственного идеала Достоевского,  - это подвиг  самопожертвования во имя великой любви к людям/ жёлтый билет – чтобы помочь детям, отцу, едет на каторгу вслед за Раскольниковым/ . Фактически вечная Сонечка воплощает земной путь Иисуса Христа, учившего своим примером добру и милосердию и  принявшего мученическую смерть на кресте во спасение человечества.
«Муму»-путь Герасима/деревня-Москва – деревня/ - это утрата и обретение человеком своих корней, нравственной основы, путь смерти раба духовного и рождения нового, духовно свободного человека. Путь нравственного прозрения ценой нелёгких испытаний и страданий/очищение через страдание/ Татьяна – первая любовь, которую отдают замуж за другого.гибель Муму/
«Ожерелье» - Выбирая в спутники ложные ценности, человек обречён: жизнь героини Мопассана – плата за желание не быть, а казаться, за мнимые ценности, оказавшиеся ничуть не   лучше фальшивых украшений ценою.. жизнь стоимостью в 500 франков – не дороговато ли?

«Лапти» - мотив дороги звучит на протяжении всего коротенького рассказа: рискуя жизнью, Нефёд отправляется в дорогу, бросая вызов самой судьбе. И пусть герой погибает, даже в смерти он нужен людям, становясь неким ориентиром, благодаря которому заплутавшие мужики остаются в живых, найдя дорогу к жилью. Кто –то живёт- лишь небо коптит, а иной и погибелью своей жизнь дарит. Его путь  - это подвиг самопожертвования.
"Чистый понедельник" -ПУТЬ  героини -   ведя путём  обуздания чувственной стихии,  размышляет  о нац. нравств. идеале России.

 Уход в монастырь - искупление за историческое отступничество, за то, что Россия "сорвалась" со своих нравственных устоев в бунт и мятежность. Финал символичен:отречение героини от МИРА, от ЛЮБВИ -  это проявление  бунинского Неприятия русской общественности, тех соц.настроений, которые привели страну к революции

 "Поединок" Ромашова  путь - путь избавления от ложных представлений о чести мундира, от ложных ценностей через ошибки, испытания, движение от несвободы духовной и уставной / робок, застенчив, порой бесхарактерен/ - к свободе духа/ пробуждение чувства достоинства, осознание своей индивидуальности, пробуждение внутренней силы/, к гуманизму. Путь нравственного роста. Его путь - это цепь поединков


Сайгё
   По  дороге  странствий  волей или  неволей  кочевали  многие поэты. Как вечные странники  остались  в памяти людей  китайский поэт Ду Фу, таджикский поэт Саади.  Дорога служила источником вдохновения.  В стихах  Саади  звучат караванные колокольчики 1.
     Посох  в  руке,  изголовье из  травы,  узкая тропа  через  горы,-  так странствовали японские  поэты. Впервые образ поэта-скитальца создал в Японии Сайге.
     Человек необычной судьбы, Сайге оставил дворец ради горной хижины.
 
     Книга  его стихов "Горная хижина" прославлена в  японской поэзии. О нем уже  вскоре  после его  смерти  стали создавать легенды. Художники в  сюитах
картин на свитках изображали  его странствия. К местам, некогда им воспетым, совершались паломничества. И даже теперь, спустя восемь веков, Сайге четко и
ясно  выступает из глубин  средневековья.  Так  навечно  запечатлен  орлиный профиль  Данте.  И так  же, как Данте, Сайге  до сих пор остается  загадкой, несмотря на кропотливые изыскания многих исследователей.
     Поэзия его кристально ясна и  проста, но вмещает в себе  сложнейший мир мыслей и чувств.  Буддийский  монах,  он был  влюблен  в  красоту природы до одержимости.  Натура   страстная,   мятущаяся,  он  стремился  к  спокойному созерцанию,  но  исторические  бури постоянно  мешали  этому. Певец  печали, сумерек, одиночества, - писал стихи о детских играх.
     Бежал  от  людей и тянулся к ним.  Воин  по происхождению  -- ненавидел войну. Изобразил  мучения  буддийского ада, а по существу -- бедствия своего
времени.  Но Сайге  не  мог  бы  написать  на  вратах ада:  "Оставь  надежду навсегда". Он верил, что даже на дно геенны может сойти  милосердие, несущее
свет.
     Сайге -  поэт  мысли,  но  даже  достигая больших  философских  глубин, равнодушно  мыслить он  не может. Его картины природы, в сущности, - "пейзаж
души". Скорбь Сайге пронзительна, радость постижения красоты обжигает болью.
Но даже  доведенное  до  предела напряжение чувств  разрешается  в  стройной гармонии, классически уравновешенной.



Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской литературе, но и в мировой. Уводящая вдаль лента дороги и застывшая архитектура здания — это образы поиска и покоя, будущего и прошлого, между которыми зажат короткий миг настоящего. Очевидно, что два эти образа — дорога и дом — неразрывно связаны в сознании человека. В мифологии и литературе древности образ дороги играл крайне важную роль. Вспомним «Одиссею» Гомера, герой которой странствует долгие годы, прежде чем ему удается вернуться домой. Практически все великие герои отправляются в путь. Во время странствий они совершают большинство своих подвигов. Не являются исключением и герои русских былин: Илья Муромец, тридцать три года просидевший дома, по пути в Киев побеждает в одиночку огромное войско и Соловья-разбойника.

Естественно, что в процессе исторического развития общества образ дороги в литературе и сознании людей претерпевал те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века.

Повесть «Метель» А. С. Пушкина конечно же хорошо известна всем. Сочиняя эту повесть, Пушкин хотел посмеяться над модными в то время сюжетами любовных романов. Но это вовсе не означает, что произведение лишено глубокого смысла. Поразительный по своей выразительности и силе образ дороги — дороги, как судьбы, ведущей человека, показывает нам Пушкин! В самом деле метель застала в пути обоих молодых людей Владимира и Бурмина. Казалось бы, дорога к церкви, где ждет его Маша — это дорога Владимира, ведь они любят друг друга и твердо намерены обвенчаться вопреки воле родителей девушки. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Как будто ничего необычного: в сильную метель, конечно, трудно что-то разглядеть. Стоит ли удивляться, что молодой человек сбился с дороги? Однако вот что говорит о своем путешествии в ту же метель Бурмин: «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда». Стоит обратить внимание на это различие в описании дороги Владимира и Бурмина: одному словно кто-то мешает, другому, наоборот, указывает путь. В пользу этого говорит и другое — несмотря на метель, Бурмин чувствовал, что должен ехать. То, Что Ведет — так называли это необъяснимое ощущение древние мудрецы Северной Европы. «... Поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мной; казалось, кто-то меня так и толкал». Итак, мы видим, что в «Метели» Пушкина образ дороги не утратил того мистического ореола, которым он был овеян в мифах и легендах древности. В повести Пушкина дорога как бы ведет одного из героев, в то же время прячась от другого; она, словно нить судьбы, которую прядут богини для каждого человека, во что в древности верили многие народы.

Подобный же образ дороги мы находим и в другом произведении Пушкина — романе «Капитанская дочка». В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», — с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы снова обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.

Но обратимся к рассмотрению образа дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла» начинается словами автора: «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам автор знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Также автор делает множество путевых наблюдений за поведением ямщиков и тех осетин, в сакле которых ему и Максиму Макси-мычу пришлось остановиться из-за метели, любуется дикой красотой кавказских гор, размышляет об увиденном и услышанном и приходит к определенным выводам. В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени (в частности, события, о которых рассказывает Максим Максимыч, происходили несколько лет назад). Неопрятность осетинской сакли и затруднения, которые испытывают путешественники, поднимаясь по горному склону, читателю не слишком бросаются в глаза на фоне сурового романтического пейзажа и повествования о любви Бэлы и Печорина. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд.

Очарованный странник

Метель Пушкин
Мцыри
Герой нашего времени
Преступление и наказание
Ионыч
Тихий Дон 
Муму
 Мопассан Ожерелье
Лирика Цветаевой
Сайгё
Г-н из Сан-Франциско
Лапти
Мёртвые души
КОМУ НА Руси жить хорошо
Путешествие из Петербурга в Москву
Поединок
Пелевин Жёлтая стрела"http://e-libra.ru/read/121627-zheltaya-strela.html
Гомер Одиссея

Варианты заключения по  направлению «Путь»

    *    Наш путь на земле – дорога длиною в жизнь.  И какой он будет, зависит только от нас, от нашего нравственного выбора, который является    и нашим правом, и нашей ответственностью.
      *   Рано или поздно каждый из нас оказывается на перепутье, подобно сказочному или былинному герою . И от этого выбора зависит, каким будет наш дальнейший путь на земле.

     *  Путешествуя вместе героями книг по дороге жизни, мы не только познаём  окружающий мир, но и постигаем важнейшие истины,  ибо жизнь любого человека  является нравственным уроком, усвоив который, мы можем  сделать правильный выбор и пойти по верному пути.


        Путь как поиск места в жизни
(А.С.Грибоедов «Горе от ума»,М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.Экзюпери «Маленький принц»)
Примерные темы:
·        Жизнь – это путь
·        Дорога чести
·        Тип «русского скитальца» в литературе
·        Путь к себе...
·        Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
·        «У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе» (Герман Гессе).
        Исторический путь России
Примерные темы:
·        Дорога чести
·        «Ещё народу русскому пределов не поставлено –  пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)
(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»,А.С.Пушкин «Медный всадник»)

        Путь (путешествие) как  способ познания жизни и возможность описания  социальной действительности
Примерные темы:
·        Когда находишься в дороге…
·        Долгий путь домой…
·        Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага

(А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,Н.В.Гоголь «Мёртвые души».Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты",    А. Никитин «Хождение за три моря»)
Фернандо Магеллан, португальский мореплаватель и исследователь, вошёл в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. 
При этом он не был уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно: было доказано, что Земля круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину — он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута.
        Путь духовной эволюции
(А.С.Пушкин «Пророк»,А.Чехов «Ионыч», Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание")
Примерные темы:
·        Духовные искания человека как основа его нравственного развития
·        Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
·        «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо да Винчи)
        Путь развития и искания, духовного становления
Примерные темы:
·        Духовные искания человека как основа его нравственного развития
·        Либо я найду свой путь, либо проложу его сам
·        «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо да Винчи)
(Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь», «Война и мир», Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание")
        Путь как символ скоротечности жизни
Примерные темы:
·        Казалось, только вышел – уже окончен путь…
·        Мы не полу­чи­ли корот­кую жизнь, а сде­ла­ли ее корот­кой (Сенека)
(Н.А.Некрасов «Тройка»,А.А.Блок «На железной дороге»)

        Путь как этап жизни
Примерные темы:
·        Эх, путь - дорожка фронтовая…
·        Отрочество как этап жизни
Л.Н.Толстой «Война и мир»
(путь русского народа в Отечественной войне 1812 года»), Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь»
        Путь поиска правды
Примерные темы:
·        Дорога  без начала и конца
·        Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
(Н.С.Лесков «Очарованный странник»)
ЦИТАТЫ К РАЗНЫМ ТЕМАМ (на выбор)
·        Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс).
·        Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри).
·        У каждого из нас есть только одно истинное призвание  – найти путь к самому себе (Герман Гессе).
·        Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон).
·        Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери).
·        Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.