Страницы

ФАКУЛЬТИВ

         
знать темы для решения тестовой части

1.       Паронимы ФИПИ - демоверсия
2.       Орфоэпический словник ФИПИ-демоверсия
3.       Склонение числительных
4.       Сравнительная форма имен прилагательных
5.       Образование имен существительных мн.ч. род.п. типа туфель, болотец, солдат, помидоров, чулок, носков
6.       Им.сущ. мн.ч. им.п.   типа  тренеры, диспетчеры, лекторы, директора,профессора
7.       Склонение им.числ. оба, обе
8.       Управление синонимичными словами типа  отчет о работе – отчитываться в работе, уверенность в победе – вера в победу
9.       Род несклоняемых имен существительных
10.    Двойные союзы
11.    Причастие, деепричастие
12.    Причастный оборот, деепричастный оборот
13.    Придаточное предложение
14.    Придаточное определительное с союзным словом который
15.    Виды придаточных предложений
16.    СП с разными видами связи
17.    СПП с последовательным подчинением
18.    Корни с чередованием
19.    Приставки пре-  при-
20.    Суффиксы- иц, -ец / ИС/, лив-чив, ев/ив/ИП/
21.    Спряжение глаголов/таблица/
22.    Суффиксы причастий /действительных и страдательных/ настоящего времени – ащ, ящ, ущ, ющ// -ом, -ем, им-
23.    А,Я, Е, Ё перед НН/Н – в страдательных причастиях прошедшего времени
24.    Н/НН в разных частях речи
25.    Слитное и раздельное написание слов разных частей речи
26.    Не с разными частями речи/ ИС, ИП, наречие , глагол, деепричастие, причастие/
27.    Запятая при ОЧП
28.    Запятая в ССП
29.    Отсутствие запятой в ССП
30.    Знаки препинания при ОЧП
31.    ИВС
32.    Разряды местоимений
33.    Разряды им.числительных
34.    Склонение числительных
35.    Типы речи – повествование, рассуждение, описание
36.    Лексические нормы / плеоназм, тавтология , нарушение лексической сочетаемости- ошибки/
37.    Знаки препинания .Обращение.
38.    Знаки препинания. Вводные конструкции
39.    Многозначные слова

40.    Синонимы, антонимы


 "УПРАВЛЕНИЕ при словах-синонимах" 
Быть участником чего-либо — участвовать в чем-либо.
 Беспокоиться о чем-либо — тревожиться за что-либо.
 Вера во что-либо — уверенность в чем-либо. 
 Грустить, скучать  по вас (пр. п.) 
 Доволен чем-либо — рад чему-либо. 
 Дорожить чем-либо — ценить что-либо.
 Думать о чем-либо — задумать что-либо.
 Наградить чем-либо — удостоить чего-либо.
 Наполнить чем-либо — полон чего-либо. 
 Начать что-либо — приступить к чему-либо.
 Отчитываться в чем-либо — давать отчет о чем-либо.
 Опираться на что-либо — упираться во что-либо.
 Писать о чем-либо — описывать что-либо. 
 Платить за что-либо — оплачивать, оплатить  что-либо.
 Полон чего-либо — переполнен чем-либо 
 Поделиться чем-либо — рассказать о чем-либо.
 Признаться в чем-либо 
 Предостеречь от чего-либо — предупредить о чем-либо.
 Разочароваться в чем-либо — быть недовольным чем-либо.
 Указывать на что? 
 Удивляться чему-либо — быть удивленным чем-либо
 Уделять внимание чему?
 Упрекать в чем-либо — попрекать чем-либо.
 Удивляться чему-либо — восхищаться чем-либо
 Поражаться чему - либо
рецензия на - отзыв  о
заведующий, управляющий   ЧЕМ?

 ВОПРОС 7

        ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ОШИБОК


                         Виды грамматических ошибок

1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8)нарушение в построении  сложного предложения

9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


ВОПРОС 7 - ТАБЛИЦА   ===    ВСЕ ПО ВОПРОСУ 7 -     ВЫУЧИ - И 5 БАЛЛОВ В КАРМАНЕ!


Виды ошибок
                       правило
ошибки
1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

·         Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, наперерез  + сущ.в ДАТ.п.

·         По приездЕ

·         По окончан ИИ  по завершенИИ   по предъявленИИ

·         Правила управления/см. «Факультатив»

Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла вдвое.

 Согласно программы и Устава….

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Уверенность в победу
Вера в победе

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
·          и          согласуются в роде, числе

                      Все  , кто  ушёЛ,  пришлИ.

·         Сочи  / город – м.р./  встречаЛ / м.р./
·         Миссури/ река – ж.р./ вышлА / ж.р./
·         Онтарио / озеро – с.р./ обмелелО / с.р./
·         Жалюзи / мн.ч./ потемнелИ / мн.ч./
·         Фрау выступила, мсье уронил, пальто упало, кенгуру выскочил

·         Род несклоняемых собственных  ИС- географических названий-  определяем по родовому слову

·         Род несклоняемых ИС нариц. так:

·         Средний. Большинство несклоняемых заимствованных неодушевленных имен существительных относятся к среднему роду (пальто, метро, шоссе).
·         Мужской. К несклоняемым существительным мужского рода относятся заимствованные слова со значением:
·         Лиц мужского рода (денди, маэстро, мсье);
·         Названия животных и птиц (фламинго, кенгуру);
·         Названия вида занятий, профессий (конферансье, атташе).
      Женский. К женскому роду относятся заимствованные несклоняемые существительные со значением:
·         Лиц женского пола (леди, мадам);
·         Названия животных, когда по контексту понятна их половая принадлежность (примеры: самка шимпанзе, маленькая коала).
Исключения! Род заимствованных несклоняемых существительных может зависеть от их значения и видовой принадлежности. Примеры: пенальти (м. р.) – штрафной удар, кольраби (ж. р.) – сорт капусты, латте (м. р.) – напиток, авеню (ж. р.) – широкая улица, салями (ж. р.) – сорт колбасы.





Те, кто придут позже, займут свободные места.
Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.


Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

Шоссе расположен рядом с домом.
Кольраби мне понравилось.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


·         Я читаю журнал  «МурзилкА»/ есть родовое слово журнал, поэтому приложение в кавычках «Мурзилка» не изменяется, т.е. стоит в ИМ.пад.
·          Я читаю  «МурзилкУ».  / нет родового слова журнал, поэтому приложение в кавычках «МурзилкУ» изменяем.

О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
На премьере оперы "Бориса Годунова» присутствовало 7 тысяч зрителей.
Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
«Евгений Онегин» я знаю наизусть.


4) ошибка в построении предложения с однородными членами

·         Части двойного союза должны стоять около   ОЧП, рядом, перед  ними
Люблю не только яблоки, но и груши.
·         Не путать части двойного союза:
не только…, но и
как…, так и
не столько…, сколько
хотя и.., но
·         ОЧП должны быть однотипными
*Умываться и пить / 2 глаг/
*Весел и счастлив / веселый и счастливый / 2 рктких или 2 полных/
*2 причастных оборота или 2 придаточных

·         Очп должны быть одного смыслового ряда:
Люблю  яблоки, груши, персики / не  путать родовое и видовое/
·         Нельзя употреблять одно общее слово при ОЧП, управляющих разными падежами:
Люблю  родину/ Вин.п./   и горжусь ею / ТВ.п./
/нельзя: люблю и горжусь родиной/
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Мы не только собирали значки, но и марки.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Мы радостны и счастливые.

Я попросил умыться и чаю.
Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

·         Деепричастие и сказуемое относятся к ОДНОМУ  и ТОМУ  же подлежащему, т.е.обозначают действия одного и того же ОДНОГО лица, а не разных лиц
Рисуя, я сломал карандаш. /  Я и рисовал, и сломал – одно лицо/
 неправильно: Заканчивая чертёж, карандаш сломался. Получается, карандаш сам заканчивал чертеж –заканчивал человек, а сломался карандаш .


·         Сказуемое при деепричастии должно быть глаголом, нельзя его употреблять при сказуемом, выраженном категорией состояния.
Уезжая из дома, не стоит грустить./нельзя: Уехав из дома, мне стало грустно/.



Используя этот крем, кожа ваша станет нежной.
 Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Найди неверные варианты, верные отметь +
Открыв окно, я залюбовался видом города.  Открывая дверь, она громко скрипнула.  Брат, склонив голову набок, что- то писал. Возвращаясь домой, шёл дождь.
Разложив игрушки на диване, дети начали какую- то интересную игру.
 Кое- кто из малышей ,занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


Приехав в Москву, мне стало весело.

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

·          Определяемое слово стоит  до или после причастного оборота, но НЕ внутри него!
Мальчик     , читающий книгу,…..
Читающий книгу     мальчик
·         Причастие ставим в том же роде, числе и падеже, что и слово, от которого оно зависит

мальчикА, читающЕГО книгу
мальчикОМ, читающИМ книгу
мальчикЕ, читающЕМ книгу










·         Определяемое слово не должно быть оторвано от причастного оборота

Мы шли по проваливающемуся снегу под ногами.
1.      Найди причастие
2.      Границы прич.оборота
3.      Найди определяемое слово/то, от которого зависит причастие/.Где оно находится?

В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол.
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

 1.Найди причастие
2.Найди определяемое слово, поставь от него вопрос к причастию
3. проверь по окончанию вопроса окончание причастия

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.


7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение
ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение
ЧТОБЫ

* форма 1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;

* личные местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательныеместоимения  мой, твой заменяются местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное.


Капитан , что все шли купаться./ Капитан крикнул: «Купаться!»/




Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.






Журналист  сказал,, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.



8)нарушение в построении  сложного предложения

·         Используем один союз  в придаточной части
·         Придаточное должно занимать свое место
·         Союз должен соответствовать типу придаточного предложения
 Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Тот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился .
Пожар возник (почему?), для того чтобы кто-то не выключил электроприборы.
9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ОЧП – сказуемые должны быть ОДНОГО времени и вида:
               читаЛ и писаЛ

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
 Он что-то весело напевал и  присвистывает.
 В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро

сжигать мосты     в пух и прах   не по дням, а по часам   ушки на макушке   бездонная бочка     забирать последнее    вздохнуть свободно   воспрянуть духом    положить на обе лопатки     запереть душу на замок     тут как тут      с глазу на глаз   мастер на все руки   заварить кашу   задирать нос   обвести вокруг пальца   из кожи вон лезть   во всё горло   глаза разгорелись   нет  в помине   держать язык за зубами   до глубины души   собаку съесть      доводить до белого каления        дать маху      брать верх        тише воды, ниже травы       держать камень за пазухой          пасть духом   воспрянуть духом      из одного  теста   жить чужим умом   мысли лезут в голову      семимильными шагами    спустя рукава   засучив рукава   за чужой счёт    сломя голову   как в воду канул       бить баклуши        тёртый калач      за тридевять земель   во все лопатки   валять дурака       след простыл      на краю света    стреляный воробей     с ума сошёл   что было духу    из сил выбиваться    с гулькин нос    душа в душу    считать ворон    как кошка с собакой плевать в потолок    хоть отбавляй     хоть пруд пруди    пойти на попятную   в мгновение ока    пятки засверкали   дать слово    с младых ногтей  глас вопиющего в пустыне куда Макар телят не гонял   ничтоже сумняшеся  камо грядеши  козел отпущения  провалиться сквозь землю  к шапочному разбору  шапками закидать   турусы на колесах  сапоги всмятку /чепуха, бессмыслица /  альфа и омега  между Сциллой и Харибдой прокрустово ложе прометеев огонь  гомерический хохот эзопов язык  убить бобра  диву даваться  дело табак  пускать петуха       без памяти         язык проглотить   рубить с плеча хлопать глазами  мизинца не стоить  бередить рану  крутить носом ухо режет 

иметь в виду  в конце концов  в первую очередь  первым делом  лезть в голову  себе на уме  шутка сказать  куда ни шло  на босу ногу  тертый калач  стреляный воробей  ума не приложу  бить ключом  белая ворона  держи карман шире  взять за бока  брать в свои руки  вылететь в трубу играть первую скрипку  ставить в тупик  второе дыхание абсолютный нуль  дойти до точки  дойти до ручки   щекотливый вопрос, положение  закадычный друг, товарищ  иметь значение - играть роль  удельный вес/ роль кого-то /    отдать концы  страх, злость берет  сгорать от стыда   краеугольный камень  сесть в лужу, в калошу потупить голову, взор  опустить глаза  повесть нос, голову  надуть губы   насупить, нахмурить   брови  выйти на орбиту  звездный час   момент истины  точка опоры  склонить голову  задавать тон  чувство гордости  кровь проливать  втоптать в грязь вертеть хвостом  благим матом во всю ивановскую   потерять дар речи   с открытой душой   рукой подать  до мозга костей  до последней капли крови   не находить себе места  бабушка надвое сказала все глаза выплакать  бросает в жар  кланяться в ножки  положив руку на сердце бросать в краску  витать, парить в облаках  на всех парах, парусах  парить, витать в эмпиреях/часть неба в огне в античной натурфилософии /     со щитом - на щите семимильными шагами закинуть удочку рукой податьжить в ладу сбивать с толку воспрянуть духом  лезть в бутылку   попасть пальцем в небо  каким ветром  мелко плавать  легкая рука  золотые руки не робкого десятка  уши развесить  смотреть в оба  переламывать себя  вести начало  пальцем не пошевелить  положить под сукно  понять с полуслова  пропади все пропадом выйти из себя портить кровь  переходить границу говоря по совести  делать нечего  достать со дна моря  сбил с панталыку  добро пожаловать  пришлось по душе  ювелирная работа заклятый враг  повернуться лицом  в двух шагах близко к сердцу  жить чужим, своим умомвпасть в детство  гнуть спину  брать свои слова назад /обратно мороз по коже держать в струне/в узде/  точить лясы  хоть бы хны - хоть бы что  на отшибе /быть, находиться/


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.