Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
МАТЕРИАЛЫ к сочинению 1.http://rustutors.ru/argumenty/1219-itogovoe-sochinenie-vse-argumenty-otcy-i-deti.html
1. ТЕЗИСЫ
2. ВЫБРАТЬ 1-2 АФОРИЗМА ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ СМ. ПАПКИ
Отцы и дети
- Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
- Советы родителей очень много значат для детей.
- По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
- Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
- Не всегда родители несут добро своим детям.
- Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
- Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
- Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.
Мечта и реальность
- Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
- Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
- Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
- Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
- Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
- Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.
Месть и великодушие
- Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
- Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
- Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
- Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
- Месть как чувство и действие.
- Кровная месть как социально-историческое явление.
Доброта и жестокость
- Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
- Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
- Истинная и ложная доброта.
- Доброта и жестокость на войне.
- Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.
Искусство и ремесло
- Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
- Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
- Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
- В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
- Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
- К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.
ГОТОВИМСЯ к сочинениюhttps://bingoschool.ru/news/czitatyi-dlya-itogovogo-sochineniya-dobrota-i-zhestokost/
**********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************
Декабрьское сочинение 2018-2019 темы к 5 направлениям:
ТЕМЫ
Мечта и реальность
- Что такое мечта?
- Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
- Что общего между мечтой и реальностью?
- Чем отличается желание от мечты?
- Чем отличается мечта от цели?
- Почему люди предают мечту?
- Нужно ли быть верным своей мечте?
- Почему люди убегают от реальности?
- Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
- Все ли мечты должны сбываться?
Доброта и жестокость
- Что такое доброта?
- Что такое жестокость?
- Почему люди бывают жестоки друг к другу?
- Чем доброта отличается от милосердия?
- Почему человек должен быть добрым?
- Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
- Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Кого можно назвать жестоким человеком?
- Уместна ли жестокость на войне?
Месть и великодушие
- Что такое месть?
- Что такое великодушие?
- Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
- Что такое «кровная месть»?
- Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
- Можно ли отомстить врагу?
- Можно ли оправдать месть?
- Чем великодушие отличается от благородства?
- Чем великодушие отличается от доброты?
- Как убедить человека отказаться от мести?
Искусство и ремесло
- Что такое настоящее искусство?
- Как отличить настоящее искусство от ремесла?
- Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
- Кого можно назвать истинным творцом?
- Почему люди путают искусство и ремесло?
- Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
- Что такое талант?
- Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
- Что можно считать подлинным искусством?
- В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
Отцы и дети
- Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
- Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
- Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
- Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?
- Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
- Быть родителями - это счастье или обязанность?
- Что такое «конфликт поколений»?
- Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
- Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
- Почему молодое поколение зачастую не принимает прежние взгляды?
четко формулируй тезис
1. Напишите сочинение по направлению "Мечта и реальность"
"Доброта и жестокость" по произведениям Бунина, Куприна / сдать в понедельник каб.16/
по "Гранатовому браслету", "Поединку"
- 1.Мечта — крылья, не знающие усталости.
- 2.Не всё сбывается, о чём мечтается.
- 3.Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву» (Д.И. Писарев).
- 4.«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г. Паустовский).
- 5.«Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал» (М. фон Э.-Эшенбах).
- 6.«Мечта и действительность сливаются в любви» (В. В. Набоков).
- 7.Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
- 8.Большая душа, как большой костер, - издалека видна.
- 9.Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
- 10.Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро.
- 11.«Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло» (В. Вольф).
- 12.«Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней» (О. Бальзак).
- 13.«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне).
- 14.«Жестокость не может быть спутницей доблести» (М. Сервантес).
- 15.«С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами» (Т. Браун).
2. Выбери одно направление , сформулируй по каждой теме ВСТУПЛЕНИЕ, В КОТОРОМ ОБЯЗАТЕЛЕН ТЕЗИС - ответь на вопрос-тему.Это твой тезис / сдать в среду каб.16/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.