Страницы

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


                                                       2https://sochinenie11.ru


                                              УЧИМ на 8.11:
1. ТЕЗИСЫ
2. ВЫБРАТЬ 1-2 АФОРИЗМА ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ СМ. ПАПКИ


Отцы и дети

  1. Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
  2. Советы родителей очень много значат для детей.
  3. По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
  4. Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
  5. Не всегда родители несут добро своим детям.
  6. Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
  7. Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
  8. Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.




    Мечта и реальность  

    1.  Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
    2. Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
    3. Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
    4. Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
    5. Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
    6. Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.




      Месть и великодушие    

      1. Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
      2. Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
      3. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
      4. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
      5. Месть как чувство и действие.
      6. Кровная месть как социально-историческое явление.



        Доброта и жестокость 

        1. Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
        2. Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
        3. Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
        4. Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
        5. Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
        6. Истинная и ложная доброта.
        7. Доброта и жестокость на войне.
        8. Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.




          Искусство и ремесло    

          1. Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
          2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
          3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
          4. В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
          5. Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
          6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.



          **********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************










          Декабрьское сочинение 2018-2019 темы к 5 направлениям:
                                                        ТЕМЫ

          Мечта и реальность

          1. Что такое мечта?
          2. Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
          3. Что общего между мечтой и реальностью?
          4. Чем отличается желание от мечты?
          5. Чем отличается мечта от цели?
          6. Почему люди предают мечту?
          7. Нужно ли быть верным своей мечте?
          8. Почему люди убегают от реальности?
          9. Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
          10. Все ли мечты должны сбываться?

          Доброта и жестокость

          1. Что такое доброта?
          2. Что такое жестокость?
          3. Почему люди бывают жестоки друг к другу?
          4. Чем доброта отличается от милосердия?
          5. Почему человек должен быть добрым?
          6. Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
          7. Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
          8. Кого можно назвать добрым человеком?
          9. Кого можно назвать жестоким человеком?
          10. Уместна ли жестокость на войне?

          Месть и великодушие

          1. Что такое месть?
          2. Что такое великодушие?
          3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
          4. Что такое «кровная месть»?
          5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
          6. Можно ли отомстить врагу?
          7. Можно ли оправдать месть?
          8. Чем великодушие отличается от благородства?
          9. Чем великодушие отличается от доброты?
          10. Как убедить человека отказаться от мести?

          Искусство и ремесло

          1. Что такое настоящее искусство?
          2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
          3. Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
          4. Кого можно назвать истинным творцом?
          5. Почему люди путают искусство и ремесло?
          6. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
          7. Что такое талант?
          8. Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
          9. Что можно считать подлинным искусством? 
          10. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? 

          Отцы и дети

          1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми? 
          2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей? 
          3. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений? 
          4. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток? 
          5. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей? 
          6. Быть родителями - это счастье или обязанность? 
          7. Что такое «конфликт поколений»?
          8. Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
          9. Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
          10. Почему молодое поколение зачастую  не принимает прежние взгляды?

                               четко формулируй тезис


          1. Напишите сочинение по направлению "Мечта и реальность" 
           "Доброта и жестокость" по произведениям Бунина, Куприна / сдать в понедельник каб.16/
           по "Гранатовому браслету", "Поединку"
          • 1.Мечта — крылья, не знающие усталости.
          • 2.Не всё сбывается, о чём мечтается.
          • 3.Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву» (Д.И. Писарев).
          • 4.«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г. Паустовский).
          • 5.«Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал» (М. фон Э.-Эшенбах).
          • 6.«Мечта и действительность сливаются в любви» (В. В. Набоков).

          • 7.Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
          • 8.Большая душа, как большой костер, - издалека видна.
          • 9.Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
          • 10.Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро.

          • 11.«Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло» (В. Вольф).
          • 12.«Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней» (О. Бальзак).
          • 13.«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне).
          • 14.«Жестокость не может быть спутницей доблести» (М. Сервантес).
          • 15.«С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами» (Т. Браун).

          2. Выбери одно направление , сформулируй по каждой теме ВСТУПЛЕНИЕ, В КОТОРОМ ОБЯЗАТЕЛЕН ТЕЗИС - ответь на вопрос-тему.Это твой тезис / сдать в среду каб.16/


            





          Комментариев нет:

          Отправить комментарий

          Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.