Страницы

темы сочинений

                                       шаблон сочинения по литературе
Объем - 300 слов
пишем на листе А4
указываем кол-во слов

  Вступление / строго в рамках темы/ 
  Тезис – утверждение./ обязательно сформулируй в предложении мысль – утверждение, то, что будешь доказывать. Проверь себя вопросом: что я буду доказывать?  - то, что доказываешь, д.б.сформулировано в первой части./
           Доказательство / одно или два, НО! объём д.б. одинаковым/

         Доказательство
Вывод-резюме / возвращаемся к тезису, но не повторяем, а обновляем его, дополняем, расширяем/
   "Медный всадник"     Темы сочинений


1.В чём смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».2.Образ Петра Великого в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».3.Петербург глазами А.С.Пушкина по поэме «Медный всадник».
4. Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
5. Символика образов поэмы "Медный всадник"            / памятник, наводнение/
6.Проблема бунта в поэме "Медный всадник". /                 Евгений, Нева/
7.Преемственность образа Петра / на примере поэмы"Медный всадник" и текста песни В.Кипелова " "Непокоренный"/
  1. Небо Балтики давит свинцом, держит город за горло блокада;
    Медный всадник и ангел с крестом батальонам подвозят снаряды.
    Львы из камня срываются с мест, чтоб с бойцами подняться в атаку
    Непокорных жестокая месть. Наступление. Крушение мрака!
    Непокоренный, прошедший сквозь ад;
    Непокоренный, герой - Ленинград!
    Непокоренный, на все времена;
     Непокоренный, город Петра!
    Пишет Жизнь слабой детской рукой даты смерти на саване снега.
     Что тогда бы случилось с тобой; смог остаться бы ты человеком;
     Не сдаваться и в голос не выть, убивая за хлебные крошки;
    Свет надежды сумел бы хранить под раскаты немецкой бомбежки?
    Чернота. Хрупкий Ладожский лёд, уходящие под воду дети.
     Метроном отобьет скорбный счет всех погибших в блокадные годы.
     Нервы города – к сердцу земли, силы взять, и к весне возродиться,
     Медный всадник к победе летит неподвластной забвению птицей.
  2. 8. Символика образа Петра в поэме "Медный всадник" и в песне В.Кипелова "Непокоренный"

                                                               ЛЕРМОНТОВ
Обязательна опора на поэзию Лермонтова / изученные стихотворения/

«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».

Это направления итогового сочинения по литературе в этом году.

1.Можно ли назвать отзывчивым лирического героя стихотворения «Я,Матерь Божия,...»
2.Что значит быть отзывчивым? / по стихотворению Лермонтова «Я,Матерь Божия,...»
3.«Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди». (Х. Мураками) / по лирике Лермонтова/
7.Авторская позиция в стихотворении  Лермонтова «Валерик».
8.«Война — главный источник частных и общественных бед, когда она ведется»./Платон/
9.«Война – дело до того безумное, что поэты справедливо считают ее порождением фурий».
Эразм Роттердамский

              ГОГОЛЬ. все сочинения - на примере изученных произведений Гоголя
1. Своя колея.
2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
3. Как найти цель своей жизни?
4. Согласны ли вы с выражением В.Белинского : «Искусство без мысли,  что человек без души, — труп?»
5. «Не продается вдохновенье…»
6. Как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение.     /  С. Батлер/
7. Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома  /.В. Г. Белинский/
Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей. /В. Г. Белинский/

8. Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.     /М. И. Глинка/

9. Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других  возводятся, но тяжелее всего разрушаются./ Бисмарк/.

10. "Мысль положительная" и "мысль отрицательная" в произведениях Н.В.Гоголя /  на примере изученных произведений/
11. Невский проспект - символ современного Гоголю мира( по повести Гоголя "Невский проспект")
12.  Проблематика повести Гоголя "Невский проспект" / несколько проблем - проблематика/
13.  Петербург Гоголя и Петербург Пушкина./ "Невский проспект", "Портрет", "Шинель"  - "Медный всадник"/.


                                                         ОСТРОВСКИЙ /1 аргумент - из "Грозы"/

ИЗУЧИТЬ МАТЕРИАЛ В ПАПКЕ " КЛИШЕ".  вОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МАТЕРИАЛАМИ ИЗ ПАПКИ

1. Чем безрассудство отличается от смелости?
2. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
3.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
4. Какие поступки человека говорят о его эгоизме?
5. Согласны ли вы с утверждением русского философа Н.Бердяева о том что " все люди должны ... быть бунтарями, то есть перестать терпеть рабство "? 
6.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
7. Как связаны трусость и слабость? 
8. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
9. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
10. Хорош ли принцип: "..главное, чтобы все шито - крыто было"?
 11. Какие причины могут привести человека к измене?
 12. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

                                                Тургенев "Отцы и дети"


1. Испытание любовью в произведениях русских писателей.
2.  "Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы" (И. Тургенев).
3. "Величайшие государства рушились по вине молодых и охранялись и восстанавливались стариками" (Цицерон).

4. «Любовь и уважение к родителям,без всякого сомнения, есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

5. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

6.Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

7.«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан)

8. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин)
9. Почему так важно сохранять связь между поколениями?

10. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

 11. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

 12. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

 13. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

14. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

15. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

 16. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
 17. Нужна ли смелость в любви?

 18. Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

 19. Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?


 20. Конфликт поколений как общественная проблема.


примеры сочинений

пример сочинения ученицы по теме "Спор поколений: вместе и врозь"
Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен  Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.
 Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.
Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"
Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда.  Причины их совершенно различны, но суть  одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть  чуть-чуть терпимее друг  к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…   (355 слов)
Вера

Сочинение.В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?

Конфликт поколений… Он существовал  в давние времена, актуален и сегодня. Правда, суть его чуть меняется. Вспомним роман «Отцы и дети» И.Тургенева. Братья Кирсановы спорят и не соглашаются с нигилистом Базаровым и в ту пору поддерживающим его взгляды Аркадием Кирсановым в вопросах общественного устройства, отношения к религии, к искусству, к семье… Конфликт оформлен в форме дискуссии, полемики  представителей старого и молодого поколений. В наши дни трудно привести подобный пример. И суть противостояния между старшими и молодыми  изменилась, она в другом: как поступить в той или иной жизненной ситуации, как жить юному поколению? Об этом повествуют многие российские современные писатели.
 Вспомним повесть Ю.Короткова «Седой» и ее героя, сына генерала Александра Завьялова. Молодой бунтарь бросает вызов семье, да и обществу потому, что его поступки не будут одобрены не только старшим поколением, но и сверстниками. Чего стоит решение Саши уйти из престижного вуза после того, как он узнает, что папаша его туда «пропихнул» по блату. Уверена, что многие друзья Александра посмеялись над ним и его решением, потому что ищут в жизни легких дорог и мечтают о  «беспокойном» и заботливом папе. Но не таков Александр! Не за что ему благодарить отца, совершающего такие безнравственные поступки! Александр продолжает бунтовать, идти против воли родителей только потому, что его совесть не позволяет юноше жить бесчестно. Он идет в армию, где с достоинством вынесет все испытания и сохранит чистой свою душу. Юноша погибнет, спасая друга, но какой светлый след он оставит в душах большинства читателей…
Еще одного бунтаря, точнее, бунтарку, рисует Ю. Коротков в повести «Головная боль». Катя Белова - выпускница одной из московских школ. Автор не рассказывает нам подробно об отношениях Катерины с родителями, но  о них мы узнаем из ряда реплик девушки. Катя в знак протеста против образа жизни отца и матери ушла из дома, живет в квартире умершей бабушки. Свою жизненную позицию она формирует четко: не хочет и не будет девушка жить, как мать, «смотреть лабуду» (сериалы) о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Самостоятельная, уверенная в себе, она еще не знает, как будет жить, но четко знает, как не будет! Казалось бы, счастье улыбнулось девушке: богатый сорокалетний олигарх Виктор влюбился в Катерину, окружил ее заботой и вниманием. Лучшие учебные заведения мира готовы принять Белову в свои объятия, самые престижные курорты ждут девушку вместе с влюбленным мужчиной, по взглядам на жизнь однозначно относящимся к старшему поколению.… Думаете, моя сверстница оценит это? Нет! Все, что делает для нее Виктор, – это «мишура», богатая жизнь – золотая клетка, жить в которой она не будет! Вот он, конфликт молодых против жизни по образцу, подобному жизни старших…
Александр Завьялов и Катерина Белова, герои Ю.Короткова,-  однозначно уникальные личности, которых встретишь не часто среди моих сверстников. Но они мне нравятся, и я поддерживаю их точку зрения в конфликте с родителями и представителями старшего поколения.

Л.ТОЛСТОЙ


1. ВАМ БУДЕТ ПРЕДЛОЖЕНО 5 ТЕМ ИЗ СПИСКА. СЛЕДУЕТ НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАВ ТЕЗИС - ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ БУДЕТЕ ДОКАЗЫВАТЬ, ОБЪЯСНИВ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

1.      Истинная и ложная красота ( по изученным произведениям)
2.      "Мысль народная" ( по изученным произведениям
3.      "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"
4.      Герои мыслящие и ищущие
5.      Красота человеческих отношений
6.       Что есть красота?
8.      Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
9.      Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?
10.  Что такое истинная храбрость на войне?
11.  Что может дать человеку общение с природой
12.  Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
13.  Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
14.  Путь к самому себе: взлёты и падения.

15.  Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?







                                           Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

1. "Мы все глядим в Наполеоны..."
2. Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
3."Корень злых дел - в дурных мыслях..."
4. "Маленькие люди" в произведениях русской литературы 19 века
5. Наполеон Раскольникова и Наполеон Болконского
6. Красота человеческого поступка
7. Нравственный идеал в произведениях русских писателей 19 века



                                                           А.П. ЧЕХОВ 


 1.Изображение русской интеллигенции в прозе и драматургии А. П. Чехова.
 2.  Своеобразие комического в пьесах Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.
 3. Женские характеры в пьесах А. Н. Островского и А. П. Чехова ("Гроза", "Вишневый сад").
 4. Бытовой фон и второстепенные персонажи в пьесах А. Н. Островского и А. П. Чехова.
 5. Художественный символ и его роль в пьесах А. Н. Островского и А. П. Чехова ("Гроза", "Вишневый сад").
 6. Провинциальное дворянство в изображении И. С. Тургенева и А. П. Чехова

 7. Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова 




                     ПЛАТОНОВ             АХМАТОВА                 СОЛЖЕНИЦЫН


1.       Трагедия народа в в поэме «Реквием»
2.       Художественное своеобразие поэмы «Реквием»
3.       «Реквием» - поэма-предостережение, поэма-приговор.
4.       «Перед  этим горем гнутся горы…»/ По поэме А.Ахматовой «Реквием»/
5.       Изображение тоталитарного государства в русской литературе/ Ахматова, Платонов, Солженицын/
6.       «Котлован» как антиутопия.
7.       Котлован великой утопии/социально-историческая и философская  проблематика повести «Котлован»/
8.       Тема детства и образы детей в повести «Котлован»
9.       Дом и идея Дома в повести «Котлован»
10.    «Мне без истины стыдно жить»: человек и истина в повести «Котлован»

                          темы по произведениям о ВОВ



1. "Мы даже смерти выше"/ По произведениям современной литературы о ВОВ/
2. "Война ...оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня"/ К.Симонов/

                                                         Шолохов "Тихий Дон"

1. Истоки трагедии Григория Мелехова
2. "Вечные проблемы" в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"



            ПОСЛЕДНЕЕ ШКОЛЬНОЕ  СОЧИНЕНИЕ  НЕ ПОЗДНЕЕ 19.05   23.59

" О,сколько нам открытий чудных...." / на основе изученных произведений школьной программы/
"....ИСКУССТВО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЖИЗНЬ" / на основе изученных произведений школьной программы/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.