Страницы

УРОК СЛОВЕСНОСТИ ( ЭЛ/БИБЛ хар-ка героя, вопросы, планы и темы сочинений)

                    ССЫЛКИ  НА ЭЛЕКТРОННЫЕ  БИБЛИОТЕКИ

http://www.klassika.ru/proza/

http://www.belousenko.com/bk_russian.htm       - ЭЛБИБЛ Александра Белоусенко

http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13460&cat_ob_no=12487 - российский общеобразовательный портал /русская л-ра и зарубежка, лит. критика, есть тексты, биография, кр.статьи)


http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/21/prezentatsiya-na-temu-apchekhov - разработки уроков
http://magazines.russ.ru/inostran/2006/7 - эл литературные журналы   
                 АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Название, почему такое - обоснуй
Род и жанр

Герои главные – перечисли всех
Отношения героев
Социальное положение героев
Время событий
События –  цепь всех событий сюжета
Композиция
Внесюжетный элемент
Это фрагмент произведения, не имеющий прямого отношения к сюжету
Л.О. – высказывания философского, автобио характера
Описание – портрет / пейзаж / интерьер..
Вставной эпизод/вставной сюжет, вставная новелла/
 - действие с героями в другом месте и времени
 НАЙДИ  В тексте
Лирическое отступление
Описание   
Вставной эпизод/вставной сюжет/
Тематика
Это произведение о…………
…………………………………..
Проблематика – задавайте вопросы, над которыми можно задуматься, читая текст
?
?
?
?
?
?
Идея, авторская позиция/ к чему призывает, что воспевает,  прославляет, утверждает, обличает, осуждает/

                     АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


Заготовка для сочинения
 Мною прочитано стихотворение.......................................( укажи автора и название).

Это произведение - .......................................( укажи жанр произведения: баллада, элегия, послание, эпиграмма и т.д.), потому что........................................ ( найди приметы жанра, приведи доказательства, обоснуй, почему стихотворение относится к тому или иному жанру).

Используя разнообразные тропы ( укажи их название и приведи примеры из текста), а также синтаксические приёмы ( укажи их название и приведи примеры из текста) , автор создаёт красочные (яркие, запоминающиеся, впечатляющие и т.д. - выбери подходящее определение или придумай своё) художественные образы...........................( напиши - какие, помня, что худ.образ - это образ предмета, человека, природы, Родины....). 

Подумай и ответь, кто или что стоит за тем -иным образом и выйди на тему, проблему произведения( тема - о чём, проблема - сложный вопрос, который мучит, беспокоит автора, фактор неблагополучия).

В стихотворении звучит тема...........................................................
Поэт задумывается о.........................................................................., обращая наше внимание..................................................

Сформулируй идею( идея - то, к чему автор призывает, то, ради чего пишет)
Содержанием своей лирической миниатюры( стихотворения, творения, описания, размышления, повествования - выбери подходящее или придумай своё слово - обозначение) автор( творец, поэт, художник, фамилия  - выбери подходящее слово)   призывает нас( заставляет задуматься, показывает, утверждает - выбери подходящее слово)..............................
...............( допиши предложение)

Нарисованная в стихотворении картина .....  //  Лирическое размышление о ...................//
умещается в ..............строф/строк/ ( оцени объём произведения) с ............типом /способом/ рифмовки ( укажи тип рифмовки -  3).

Стихотворение написано .....................................(укажи стихотворный размер - есть двусложные - хорей, ямб    //      есть трёхсложные - дактиль, амфибрахий, анапест)

  На меня это стихотворение..................................( напиши о своём  впечатлении, чем понравилось)
  Над чем заставило задуматься ( напиши конкретно)

ТЕРМИНЫ                         8 а б - знать
пафос 1.воодушевление, подъём
            2. эмоция, тон произведения,  лирика - род л-ры, в основе которого чувства
стих
стихотворение
лирические жанры/ ода, элегия, эпиграмма, дружеское послание...../
размер стих.  хорей ямб                     дактиль  амфибрахий анапест
стопа - сочетание ударного и безударного/ых/ слогов
лирический герой
худ.образ - образ любого предмета
рифма 
способы рифмовки   перекрёстная  кольцевая   парная 
ритм
тропы
синтаксические фигуры/приемы/
 цветопись 

         ЗВУКОПИСЬ – повторение звуков
          аллитерация
            ассонанс
БронЗы Звон
ГРанита ГРань
 Взложу на тетивУ тугУю, ПослУшный лУк согнУ в дугУ, А там пошлЮ (У) наудалУю, И горе нашему врагУ
Согласных
                             Гласных


              ТАБЛИЦА для анализа стихотворения
      


Название
Род
Жанр
Худ.образы
Ключевые слова каждого стиха
Тема
Идея
Пафос
 утверждающий, отрицающий, возвышающий, оправдывающий, героический, драматический,трагический, комический, пафос сентиментальности  сатирический, романтический
Композиция
Размер
Способ рифмовки
Тропы

Синтаксические приёмы
Поэтическая фонетика
                                            
                                             ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

Перед вами - элементы характеристики героя, они помогут вам составить связный текст о герое

Назовите героя, определите его место в системе действующих лиц( герой главный-второстепенный, внесюжетный)

Выясните степень его участия и его роль в конфликте произведения

Определите, является ли образ героя автобиографическим, имеет ли прототипов

Определите тип героя - Герой классицизма, романтический герой или типический образ( воплощает черты поколения людей:" маленький" человек, "лишний" человек...)

Проанализируйте его имя, проведите параллели с известными в истории, литературе образами

Опишите внешность( портрет - по тексту)

Используйте описание интерьера(если есть)

Проследите историю жизни, расскажите, какое воспитание получил, в какой семье рос

 Выясните род занятий героя

Дайте речевую характеристику( проанализируйте особенности речи- как говорит, о чём - по тексту)

 Проанализируйте отношения героя с окружающими

 Проанализируйте его поступки

Проследите, дан ли характер героя в эволюции( меняется ли герой)  -- в развитии -     или всё же характер статичен

Назовите черты характера героя(резюме)


                                                   Способы характеристики героя


поступки          речь         портрет    интерьер    авторская характеристика   оценка критиков



                       Темы сочинений + раб материалы к урокам л-ры для 5-10 кл.
                                                   


ПОШАГОВАЯ РАБОТА

1 Читаем тему
2 Определяем вид заголовка( 1тема-понятие /2/тема- вопрос//3 тема-тезис, утверждение, суждение)
3 Определяем содержание темы:
-Анализируем все слова заголовка, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово
-Ищем ключевые слова в заголовке
- Задаём себе вопрос "О ЧЁМ я буду писать?
Т.О., мы формулируем тему 
4 Определяем объём темы:
- на какие образы, на какие произведения будем опираться
5 Высказываем тезис
6 Определяем структурные элементы, нужные нам, тех ХП, к которым будем обращаться
7 Пишем аргументы, анализируя тексты
9 Делаем вывод, пишем  заключение, повторяя тезис, но по-другому, др. словами
10 Составляем план-карту
                                                   ПЛАН-КАРТА


Заголовок  сочинения

О чем буду писать



Вступление
Вид указать
кратко основное



Тезис – какую мысль буду доказывать
записать



А1 –название ХП, структурный элемент


А2 -название ХП, структурный элемент

Заключение  
вид указать 


кратко основное

Всего слов ( 300-350)
Вступление(35) –
Основная часть –
Заключение(35) -

  не заполнять   пока



ШАБЛОН             не менее 300                                             300-350 слов

1  Вступление / тема- тезис/  3-4 предложения /            50-70 слов

2  Основная часть                                                                    240-250 слов
аргумент1    +    аргумент2

3 Заключение                                                                             50 слов

11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11   КЛАСС

"золотые сочинения"http://scribble.su/work/zolotaya/529.html


 БУНИН И.А.
1. ко вторнику  дома пишем сочинение                  Тема любви в творчестве И.А.Бунина

2. во ВТОРНИК  - на уроке - пишем сочинение на одну из тем / см. ниже/

   Образ дороги в рассказе И.А.Бунина  "Господин из Сан-Франциско"
   Образ дороги в рассказе И.А.Бунина "Лапти"
   Изображение времени в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
   Образ дороги в произведениях И.А.Бунина
   
                                                          АХМАТОВА      БЛОК  
1. Образ матери в русской литературе / 1 пример  - "Реквием"Ахматовой/
2. Трагедия народа в произведениях Ахматовой и Солженицына/ "реквием", "Один день..."/
3. Библейские мотивы в поэме Ахматовой "Реквием" и Блока " 12"
4. Прошлое и настоящее в поэме Блока "12"

                                                          М.Шолохов

1. Истоки трагедии Григория Мелехова.
2. Утверждение вечных ценностей — Дома, Труда, Любви — в романе.
3. Григорий Мелехов в поисках правды.
4. Стихия народной жизни в романе.

5. Гражданская война как трагедия народа

                                        ВОВ / на примере пов. "Сашка" + 1 сам.прочитанное/

1.  "Люди же мы, а не фашисты" / проблема гуманизма в произведениях о ВОВ/
2. Испытание войной
3. Правда о войне
4."Война — болезнь. Вроде тифа". /А.де С-Экзюпери/
5. "Солдату надлежит быть здорову ,храбру, тверду. решиму, правдиву, благо-честиву". /Суворов А. В./
6.Война - это гидра, которая в современных условиях угрожает самому существованию человечества". /Р. Роллан/


10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10          КЛАСС                                              


                       островский

1. Пишем сочинение к субботе ( сдать) - 5 декабря
2. по шаблону "Итоговое сочинение"
3. объём - не менее 300 слов



ТЕМЫ - выбираем одну из 8

Тема поколений
1.Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисс
2. «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский)
3.Роль семьи в жизни человека


Тематика нравственная

1. Каждый выбирает для себя...
2. Какие нравственные уроки, с вашей точки зрения, может преподать литература?
3. Легко ли говорить правду?
4. Всегда ли любовь делает человека счастливым?
5. Чем страшен эгоизм? 


                                            ТУРГЕНЕВ
Сочинение пишем по шаблону итогового сочинения. Напоминаю:

1 аб. тема + тезис
2 аб. 1 аргумент  из р. "Отцы и дети"
3 аб. 2 аргумент  
//как вариант - 1 аргумент из р. "Отцы и дети", но объём аргументации д.соответствовать 2 арг./
4 аб.  вывод-обобщение

рекомендуемый объём - 350 слов , минимум - 250 слов

пример сочинения ученицы по теме "Спор поколений: вместе и врозь"
Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен  Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.
 Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.
Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"
Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда.  Причины их совершенно различны, но суть  одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть  чуть-чуть терпимее друг  к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…   (355 слов)
Вера

Сочинение.В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?

Конфликт поколений… Он существовал  в давние времена, актуален и сегодня. Правда, суть его чуть меняется. Вспомним роман «Отцы и дети» И.Тургенева. Братья Кирсановы спорят и не соглашаются с нигилистом Базаровым и в ту пору поддерживающим его взгляды Аркадием Кирсановым в вопросах общественного устройства, отношения к религии, к искусству, к семье… Конфликт оформлен в форме дискуссии, полемики  представителей старого и молодого поколений. В наши дни трудно привести подобный пример. И суть противостояния между старшими и молодыми  изменилась, она в другом: как поступить в той или иной жизненной ситуации, как жить юному поколению? Об этом повествуют многие российские современные писатели.
 Вспомним повесть Ю.Короткова «Седой» и ее героя, сына генерала Александра Завьялова. Молодой бунтарь бросает вызов семье, да и обществу потому, что его поступки не будут одобрены не только старшим поколением, но и сверстниками. Чего стоит решение Саши уйти из престижного вуза после того, как он узнает, что папаша его туда «пропихнул» по блату. Уверена, что многие друзья Александра посмеялись над ним и его решением, потому что ищут в жизни легких дорог и мечтают о  «беспокойном» и заботливом папе. Но не таков Александр! Не за что ему благодарить отца, совершающего такие безнравственные поступки! Александр продолжает бунтовать, идти против воли родителей только потому, что его совесть не позволяет юноше жить бесчестно. Он идет в армию, где с достоинством вынесет все испытания и сохранит чистой свою душу. Юноша погибнет, спасая друга, но какой светлый след он оставит в душах большинства читателей…
Еще одного бунтаря, точнее, бунтарку, рисует Ю. Коротков в повести «Головная боль». Катя Белова - выпускница одной из московских школ. Автор не рассказывает нам подробно об отношениях Катерины с родителями, но  о них мы узнаем из ряда реплик девушки. Катя в знак протеста против образа жизни отца и матери ушла из дома, живет в квартире умершей бабушки. Свою жизненную позицию она формирует четко: не хочет и не будет девушка жить, как мать, «смотреть лабуду» (сериалы) о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Самостоятельная, уверенная в себе, она еще не знает, как будет жить, но четко знает, как не будет! Казалось бы, счастье улыбнулось девушке: богатый сорокалетний олигарх Виктор влюбился в Катерину, окружил ее заботой и вниманием. Лучшие учебные заведения мира готовы принять Белову в свои объятия, самые престижные курорты ждут девушку вместе с влюбленным мужчиной, по взглядам на жизнь однозначно относящимся к старшему поколению.… Думаете, моя сверстница оценит это? Нет! Все, что делает для нее Виктор, – это «мишура», богатая жизнь – золотая клетка, жить в которой она не будет! Вот он, конфликт молодых против жизни по образцу, подобному жизни старших…
Александр Завьялов и Катерина Белова, герои Ю.Короткова,-  однозначно уникальные личности, которых встретишь не часто среди моих сверстников. Но они мне нравятся, и я поддерживаю их точку зрения в конфликте с родителями и представителями старшего поколения.
Вика

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
1. Испытание любовью в произведениях русских писателей.
2.  "Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы" (И. Тургенев).
3. "Величайшие государства рушились по вине молодых и охранялись и восстанавливались стариками" (Цицерон).

4. «Любовь и уважение к родителям,без всякого сомнения, есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

5. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

6.Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

7.«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан)

8. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин)
9. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
10. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
 11. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
 12. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
 13. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
14. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
15. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
 16. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?



РЕКОМЕНДАЦИИ


Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все произведения, где показаны отношения «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.
1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.
2. Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.
3. Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.
4. Отношения между поколениями - это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?
Список литературы
1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
3. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»
4. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
5. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба», «Мёртвые души» (на образе Чичикова)
6. А.Н. Островский. «Гроза»
7. И.А. Гончаров. «Обломов»
8. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
9. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»
10. Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Война и мир»
11. А.П. Чехов. «Вишневый сад»
12. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
13. А.М. Горький. «Детство»
14. М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Родинка»
15. В.Г. Распутин. «Уроки французского», «Последний срок»
16. В. Тендряков. «Расплата»
17. Б. Васильев. «Завтра была война»
18. Ю. Бондарев. «Выбор»
19. Г. Щербакова. «Вам и не снилось»
20. Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна!»
21. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
22. А.Алексин. "Безумная Евдокия", "Шаги"
23. Б.Екимов. "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви"

                                              

                                                      НЕКРАСОВ
1."Я лиру посвятил народу своему..."( по изученным произведениям Некрасова)
2. Образ русской женщины в поэзии Некрасова
3. Народная философия счастья в поэме"Кому на Руси жить хорошо"
4. "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное" ( Платон)

                                             ТОЛСТОЙ Л.Н. ****
1. Истинная и ложная красота ( по изученным произведениям)
2. "Мысль народная" ( по изученным произведениям)
3. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды"
4. Герои мыслящие и ищущие
5. Красота человеческих отношений
6. Что есть красота?

**** 1 аргумент - из "Войны и мира"

                                                  Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

1. "Мы все глядим в Наполеоны..."
2. Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
3."Корень злых дел - в дурных мыслях..."
4. "Маленькие люди" в произведениях русской литературы 19 века
5. Наполеон Раскольникова и Наполеон Болконского
6. Красота человеческого поступка
7. Нравственный идеал в произведениях русских писателей 19 века



                                                           А.П. ЧЕХОВ 


 1.Изображение русской интеллигенции в прозе и драматургии А. П. Чехова.
 2.  Своеобразие комического в пьесах Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.
 3. Женские характеры в пьесах А. Н. Островского и А. П. Чехова ("Гроза", "Вишневый сад").
 4. Бытовой фон и второстепенные персонажи в пьесах А. Н. Островского и А. П. Чехова.
 5. Художественный символ и его роль в пьесах А. Н. Островского и А. П. Чехова ("Гроза", "Вишневый сад").
 6. Провинциальное дворянство в изображении И. С. Тургенева и А. П. Чехова

 7. Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова 


   



                                                    ПУШКИН

1. "Вслед Радищеву восславил я свободу"( по страницам изученных стихотворений А.С.Пушкина)
2.  В чем я вижу современность звучания поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
3. Пушкинское видение мира и человека( по изученным стихотворениям))


                                                  ЛЕРМОНТОВ

1. Лирический герой поэзии Лермонтова     !/ на примере 2 изученных в 10 кл. произведений/
2. Молитва как жанр в лирике Лермонтова/ на примере 2 изученных в 10 классе произведений/
3. Какое из изученных на уроках в 10 классе стихотворений оказалось наиболее близким вам и почему? /на примере 1 стих-я, но 2 аргумента/
*** советы
Объём - не менее 300 слов
Придерживайтесь шаблона "Итоговое сочинение"
ШАБЛОН             не менее 300                                             300-350 слов

1  Вступление / тема- тезис/  3-4 предложения /            50-70 слов

2  Основная часть                                                                    240-250 слов
аргумент1    +    аргумент2

3 Заключение                                                                             50 слов

Выберите 2 стих-я/первые две темы/
Обязательно сформулируйте тезис и пропишите его
Аргументируй то, Что прописано в тезисе
Следите,чтобы ТЕЗИС - Аргументы - Заключение были созвучны.
             Удачи Вам!


                                                    ГОГОЛЬ

1. "Мысль положительная" и "мысль отрицательная" в произведениях Н.В.Гоголя
2. Невский проспект - символ современного Гоголю мира( по повести Гоголя "Невский проспект")
3.  Проблематика повести Гоголя "Невский проспект"


                                              ГОНЧАРОВ
1.Черты русского национального характера в Обломове
2. Обломов и Штольц - два жизненных пути
3.Лики любви в романе "Обломов"
4. "Мысль семейная " в романе "Обломов"
5. Обломов. Испытание любовью.



-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


9999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999

                      "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" (Темы сочинений)  


1. "Автор "Слова" - это Пушкин 12 столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников, и нас, далёких потомков". (Б.Рыбаков)

2. "Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведёт своё повествование, постоянно обращаясь от современности к истории". (Д.С.Лихачёв)

3. "Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в "Слове" очень ярко". ( В.Г.Маранцман)


                                           Как работать над сочинением.

1.Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем ( объём - 4 стр)
2. Авторы приведённых слов - литературоведы, Рыбаков - историк, археолог
3. Это рассуждение, поэтому необходимо выдержать структуру рассуждения:
- сделайте небольшое вступление, от которого плавно перейдёте к 
- дублированию(повторение, воспроизведение, передача чужой речи( в виде прямой, косвенной речи, предложения с вводными словами) темы-тезиса 
- ваша позиция: объясните, как понимаете слова(комментарий, пояснение) !!! Фактически вы другими(своими) словами говорите о том, о чём идёт речь в теме-цитате сочинения. Распишите своё понимание фразы подробно ( в нескольких предложениях)
- приведите несколько(4-5) доказательств из текста "Слова", подтверждающих справедливость ваших аргументов.
- сформулируйте  заключение-вывод (обращаетесь к тезису - теме)

                                                      Удачи вам на экзамене!



               9  Темы сочинений по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"



Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение-рассуждение, придерживаясь алгоритма(см. сообщение по теме"Сочинение по "Слову...")

1. "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей"( И.А.Гончаров).
2. "Чацкого роль-роль страдательная:она иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная"( И.А.Гончаров)
3. "Проследив, как меняются интонации, темы, лексика монологов Чацкого от 1 к 4 действию, мы убеждаемся, что он избавляется от иллюзий, но не от своих идеалов"(В.Г.Маранцман).
  !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  Сопровождайте свои комментарии-аргументы примерами-доказательствами из текста. Таких примеров постарайтесь привести 4-5.
                     Стихотворный текст ЦИТИРУЙТЕ      ТАК:
- с новой строчки построчно(новая строчка - с большой буквы)
- посередине листа
- без кавычек
                                                     НАПРИМЕР

                             Ученость - вот чума, ученость - вот причина,
                             Что нынче, пуще, чем когда,
                             Безумных развелось людей, и дел, и мнений.





9 КЛАСС        999999999999999999999999999999999999999999999999999  9 КЛАСС



                         

                          Сочинение по роману А.Пушкина   "ЕВГЕНИЙ  ОНЕГИН"





1. Выбери одну тему.
2. Напиши сочинение -рассуждение, раскрывая смысл высказывания, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС "КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?"   
3. Объем - "   3-3,5 стр.
4. Цитата - не более 4 строк
1)"Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица".(выдающийся критик В.Г.Белинский))

2)"В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". ( Белинский В.Г.)

3) «Его Онегин не просто светский фат; это человек с большими силами души, человек, понимающий пустоту той жизни, в которой призван он судьбою, но не имеющий довольно силы характера, чтобы из нее выбраться».(Критик Н. Добролюбов) 



4).  «В Онегине в первый раз русский человек с горечью сознает или по крайней мере начинает чувствовать, что на свете ему нечего делать»( русский писатель  Ф.М. Достоевский)



5).  «Онегин это не столько тип, сколько гримаса, не столько характер, сколько поза, и притом чрезвычайно неловкая и фальшивая». (видный русский историк        В.О.Ключевский)

6).  Почему Татьяна - "милый идеал" Пушкина ?

7). "Евгений Онегин" - роман, "в котором отразился век и современный человек изображён довольно верно..."


8)." Роман "Евгений Онегин"  - цветок на поле нашей русской словесности" ( поэт Д.Веневитинов)

9). Почему Онегина можно назвать "лишним" человеком?

                                               АЛГОРИТМ

1. Воспроизведи высказывание.    ".........",  - считал...............  .  Смысл данной фразы я понимаю так: ................................................./попытайтесь объяснить , как понимаете написанное/   
                                ИЛИ 1.  сделайте небольшое вступление, а потом сформулируйте тезис
2. приведи 4-5 аргументов из текста романа, доказывающих твою точку зрения.                        Доказательство оформляешь так: пишешь аргумент своими словами+ цитата - так 4-5 раз.
3. Напиши заключение. Это вывод, обобщение









Подготовка к сочинению. Психологическая карта Печорина


Имя
Отчество
Фамилия
Возраст( примерно)








 Следующие характеристики должны быть обоснованы ( подкрепить примерами или просто объяснить свой вариант)  * - уточните значение слова

Тип литературного героя
Темперамент
Тип нервной системы(сильный, слабый; лабильный*, инертный)
Личностные особенности (замкнутость, открытость, степень уверенности,сдержанный, доминантный *, склонный к риску,социально смелый, реалистичный,послушный, робкий,эгоистичный, индивидуалист*, интерес к участию в общих делах, уровень самоконтроля, равнодушный, чёрствый, безнравственный, уровень самокритичности)
Особенности познавательной сферы:
 внимание
память
мышление
речь
обучаемость
умственная способность
уровень знаний о себе

Специальные способности( что умеет, чем владеет)
Самооценка качеств личности и уровень притязаний( выс, ср., низ.)
Трудные ситуации и актуальные проблемы, вызывающие тревогу
Способ регулирования конфликтов ( избегание, компромисс,приспособление, соревнование, сотрудничество)
Социометрический статус( изгой, лидер)

Заполнив карту, продумайте композицию своего будущего сочинения "Психологический портрет Печорина".

  Предлагаю начать традиционно. Во вступлении стоит упомянуть автора, название романа - отражает замысел, каков он( замысел), сказать о типичности главного героя.
  Основная часть - хар-ка Печорина( карта). Печорин - главный герой. Все характеристики подкреплять примерами ( цитатами небольшими  или  описательными подтверждениями своими словами).
  Заключение - резюме.  Печорин - лишний человек( тезис развернуть).


                 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ  ПО РОМАНУ    ЛЕРМОНТОВА    "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

объём - не менее 250 слов,
 во вступлении ок. 40,
в заключении - ок. 40


                                                                     ШАБЛОН
Вступление.
                       Говорим о теме, формулируем тезис( ту мысль, которую будем доказывать в основной части)

Основная часть.
1 аргумент 
2 аргумент

Заключение. \Вывод, резюме .( Обращаетесь к тезису - началу, но говорите иными словами, добавляя новые мысли к сказанному в начале сочинения)

Темы сочинений.

1. "Печорин не только сеет зло, но и обнажает его в мире".

 2. " Для Печорина при его одиночестве дневник, "журнал",  - единственный "достойный собеседник", с которым он может быть вполне искренним".

3.  Испытание любовью в романе "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова

4.  Дуэль в романе А.Пушкина "Евгений Онегин" и в романе М.Лермонтова "Герой нашего времени".

5.  Кто Печорин - жертва или виновник трагедии? ( по главе "Бэла")







         Характеристика помещиков   9 класс



Ответь на вопрос ( для ответа надо проанализировать все образы)

Почему Гоголь расположил помещиков именно в таком порядке? По степени духовной деградации( омертвения) или по принципу оживления?

Характеристика героев

 !!!!!!!!!!!!!Обратите внимание на следующее:
                                                                                 1.  Героев окружает ВЕЩНЫЙ мир ( мир Вещей). Через ВЕЩИ (предметы) автор раскрывает персонажа - таков прием художественный
                                                                                   2. автор использует прием зоологического уподобления
             3. прием сравнения

найдите оописание

1. пейзаж
2. усадьба
          3. сам помещик
 4. интерьер
5. торг
6. отъезд   и     всмотритесь во все детали ( не пропуская ничего)

определите основные черты помещика

- найдите примеры гиперболы, гротеска, бурлеска, иронии, сатиры или сарказма в описании
бурлеск и травестия - приемы, заключающиеся в изображении низкого высоким стилем и наоборот
- найдите ключевые фраз, слова

- создайте коллаж "Образ помещика", используя материалы разной фактуры, основа может быть выполнена карандашом, красками и т.д.
!!! Обязательное условие: должны быть отражены детали, упомянутые в произведении( предметы, сравнения, уподобления, метафоры ит.д.)





                                                                          кто есть кто?









          СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ  ПО  ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ "МЁРТВЫЕ ДУШИ"

объём - не менее 250 слов,
 во вступлении ок. 40,
в заключении - ок. 40


                                                                     ШАБЛОН
Вступление.
                       Говорим о теме, формулируем тезис( ту мысль, которую будем доказывать в основной части)  - для написания вступления надо проанализировать каждое слово в названии темы, выделить главное. Сказать, о чем будем говорить,поговорить  глобально  по теме, а затем сформулировать какое-либо утверждение в рамках темы. Это утверждение нам и надо доказать во второй части 2 примерами из поэмы.

Основная часть.
1 аргумент  - обязательно из "Мертвых душ"
2 аргумент   можно из другого произведения, можно из "М.Д"

Заключение. \Вывод, резюме .( Обращаетесь к тезису - началу, но говорите иными словами, добавляя новые мысли к сказанному в начале сочинения)

Темы сочинений.
1. Чем страшен эгоизм?
2. Раздумья о человеке, его предназначении в романе "Мёртвые души"
3. Почему в галерее "мёртвых душ" Плюшкин изображён последним?
4. Какую роль в воспитании Чичикова сыграл его отец?
5. Какую роль в жизни Чичикова и Гринёва сыграли отцовские наставления?
6. Чичиков - подлец или хозяин-приобретатель?


Текст для изучения и воспроизведения 9 классе литература



1. изучить
2. анализ прочитанных пьес Островского

19 век – знаменательный век в русской литературе . Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов.

   Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой “золотого века” — человек во всем многообразии его проявлений. Русская литература - это литература глубокого психологического анализа.

  Первооткрывателем  в области изображения внутреннего мира человека по праву можно считать  М.Ю.Лермонтова, ибо до  него жанра психологического романа в русской литературе не существовало.  Он в своём лучшем прозаическом произведении – романе "Герой нашего времени” – впервые поставил на первое место не события, не какие-либо социальные проблемы, а внутренний мир героя, раскрывая его при помощи психологического анализа.

    А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.     Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова .
     
   Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой в произведении «Юность» красочно изображает внутреннюю сущность юноши, который только зреет как личность. Он использует прием самоанализа, чтобы этот этап показать в полной мере, а также внутренний монолог героя.

  Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» - к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам.     Ф.М. Достоевский – писатель, тщательнейшим образом исследовавший «маленького человека». Так, уже в одной из первых своих повестей – в «Белых ночах» - эта особенность его творчества проявляется в полной мере.     Сюжет «Белых ночей»  основан на чувстве любви, которое герой –мечтатель испытывает на протяжении четырех «белых» петербуржских ночей. Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один». И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».     Герой повести очень сентиментален. Он чист душой и не испорчен цивилизацией. Можно сказать, что герой сохранил в своей душе традиционно русские, патриархальные, нравственные устои.     В своей  любви мечтатель  предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий. Развязка его романа с Настенькой только подтверждает это - к девушке внезапно возвращается ее жених. «Мечтатель», который признавался Настеньке в любви, опять остался одиноким. Но он не сетует на это, а благодарит Настеньку за «минуту блаженства»: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

       А.П. Чехов – еще один мастер «внутреннего анализа» - также интересуется жизнью «маленького человека». Герой его рассказа «Тоска» - деревенский мужик Иона, зарабатывающий себе на хлеб извозом. Как показывает писатель, этот молчаливый и «примитивный» мужик тоже наделен способностью глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.     Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын. Эта беда подкосила героя: «Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну... » Иона чувствует настоятельную потребность поделиться с кем-то своей трагедией, найти сочувствие, хоть на некоторое время избавиться от съедающей его тоски: «Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдаётся тоске... Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дёргает вожжи... Ему невмоготу».     Именно в поисках сочувствующего слушателя Иона отправляется на извоз. Но господам, которые садятся к нему, глубоко безразлично, что происходит у мужика на козлах. Все они заняты собой, своим заботами и проблемами. Разве им интересно то, что происходит в душе извозчика? Да и есть ли вообще у него душа?     Но такое безразличие Иона встречает не только среди «высшего сословия». И простые мужики не спешат посочувствовать герою – никому нет дела до страданий других.     А Иона чувствует насущную потребность поговорить, излить душу, почувствовать живого человека рядом: «Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про неё нужно поговорить... Слушатель должен охать, вздыхать,причитывать...»     В результате Иона изливает душу своей лошади – единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.     Внимание к внутренней жизни «маленького человека» - одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий.

      Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

     88888888888888888        8 КЛАСС   8 КЛАСС    8 КЛАСС    8888888888888888888888


                                                 ПИШУ СОЧИНЕНИЕ
Прежде чем начать писать сочинение, выполни следующее:

1. Внимательно прочитай заголовок и объясни каждое слово  / к пр. "Образ Митрофана" - образ - это герой, его характеристика, Митрофан, а не Софья или Стародум/

2. Определи вид заголовка 

* заголовок-понятие
* заголовок - вопрос
* заголовок-тезис, суждение, утверждение

3. Задай вопрос "О чём буду писать?" и ответь на него

4.   Задай вопрос "Что буду доказывать ?"

5. Сформулируй тезис

6. Подумай, как его прокомментируешь

7. Выбери 2 примера -доказательства твоего тезиса  из текста / пересказ кратко+ комментарий/

8. Сделай вывод-заключение, вернувшись к тезису, но расширив его

1. Вступление / тема+ тезис/               40слов
2. 1 Аргумент      
                                                                  120 слов
    2 Аргумент
3. Вывод -заключение                          40 слов

               выбери 1 тему и напиши сочинение, учитывая рекомендации выше

Темы по  комедии Д.И.Фонвизина

1. Семейный портрет Простаковых-Скотининых
2. Уроки Стародума
3. Почему Митрофан - "достойный плод злонравия" своей матушки?





8 класс сочинение по роману "Капитанская дочка"

                               ПИШУ СОЧИНЕНИЕ
Прежде чем начать писать сочинение, выполни следующее:

1. Внимательно прочитай заголовок и объясни каждое слово  / к пр. "Образ Митрофана" - образ - это герой, его характеристика, Митрофан, а не Софья или Стародум/

2. Определи вид заголовка 

* заголовок-понятие
* заголовок - вопрос
* заголовок-тезис, суждение, утверждение

3. Задай вопрос "О чём буду писать?" и ответь на него

4.   Задай вопрос "Что буду доказывать ?"

5. Сформулируй тезис

6. Подумай, как его прокомментируешь

7. Выбери 2 примера -доказательства твоего тезиса  из текста / пересказ кратко+ комментарий/

8. Сделай вывод-заключение, вернувшись к тезису, но расширив его

1. Вступление / тема+ тезис/          прим.   30 слов
2. 1 Аргумент      
                               прим. 140 слов - общее количество /  /или 1 Аргумент - 140 сл/
    2 Аргумент
3. Вывод -заключение                     прим.  30 слов

               выбери 1 тему и напиши сочинение, учитывая рекомендации



Внимание!
* Вы выбираете только одну тему
* пишИте сочинение строго по алгоритму
* Не стоит пересказывать текст романа
* Работа, написанная  без опоры на текст романа "Капитанская дочка", не оценивается
*объем - не менее 200 слов!!

Темы
1. Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив.

2. Капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях.

3.Доброта и благородство являются в Гринёве основными качествами, они и делают его таким привлекательным.

4. Образ Гринёва дан в развитии. 




                8 КЛАСС  СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА "МЦЫРИ"




1. "Мцыри" - романтическая поэма.

2. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!" ( выдающийся русский критик В.Г.Белинский)

3. "Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» ( В.Г.Белинский) 

шаблон см. выше


 8 КЛАСС                      Н.В.ГОГОЛЬ  "РЕВИЗОР

                          ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ВСЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Напиши сочинение, выбрав одну из тем     - 2  блока тем

                                              I блок

1. Как вы понимаете смысл эпиграфа " На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
2. Как вы понимаете фразу городничего "Чему смеётесь? над собой смеётесь!."/д.5 явл.8/
3. Как вы понимаете фразу Хлестакова "Я везде, везде". /д.3  явл.6/


ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
   Сначала сформулируй   тезис= "понимание" фразы, объясни её значение своими словами, а потом докажи то, что написал, 3-4 примерами из текста, комментируя, объясняя эти примеры. Сделай вывод

Вступление.(Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых,… Во-вторых,…
Вывод. Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что …

 Памятка.
 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить. 3. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. 4. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. 5. Приведите 3-4 примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Опирайтесь на текст,комментируя его.
6. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). 7. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).


 Варианты вступления.

  Комедия...../название,автор/ /заканчивается/начинается/предваряется/ словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  Я считаю, что мысль автора ....................., выраженная в........, заключается в том, что …
 Автор ................ привлекает читателя к размышлению над вопросом...
 По моему мнению, в........... выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

  Смысл ................................. я понимаю так: …
================================================================================================================================================================================================

                                          II блок

1 .Смысл немой сцены в комедии Н.Гоголя "Ревизор" 
2. "Ревизор" - комедия положений и комедия характеров
3. Своеобразие композиции комедии Н.Гоголя "Ревизор"

ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Сначала сформулируй тезис / объясни тему своими словами, перефразируй её, запиши как утверждение/,затем докажи то, что написал, 2 примерами из текста, комментируя их. Сделай вывод



Прежде чем начать писать сочинение, выполни следующее:

1. Внимательно прочитай заголовок и объясни каждое слово 

2. Определи вид заголовка 

* заголовок-понятие
* заголовок - вопрос
* заголовок-тезис, суждение, утверждение

3. Задай вопрос "О чём буду писать?" и ответь на него

4.   Задай вопрос "Что буду доказывать ?"

5. Сформулируй тезис

6. Подумай, как его прокомментируешь

7. Выбери 2 примера -доказательства твоего тезиса  из текста / пересказ кратко+ комментарий/

8. Сделай вывод-заключение, вернувшись к тезису, но расширив его

1. Вступление / тема+ тезис/          прим.   30 слов
2. 1 Аргумент      
                               прим. 140 слов - общее количество /  /или 1 Аргумент - 140 сл/
    2 Аргумент
3. Вывод -заключение                     прим.  30 слов

               выбери 1 тему и напиши сочинение, учитывая рекомендации



Внимание!
* Вы выбираете только одну тему
* пишИте сочинение строго по алгоритму
* Не стоит пересказывать текст романа
* Работа, написанная  без опоры на текст, не оценивается
*объем - не менее 200 слов!!

                             8 материалы к сочинению по произведениям о ВОВ



   Оформляем так ( на двойном листе)
                                                              Сочинение
                                                обучающ(его)ейся 8  класса ( А  Б   В)
                                                               Ф.И. в р.п.
                                               .......................................................(тема)



Темы:                               ( записывать  как у меня)
 1. "Это нужно не мёртвым, это нужно  - живым" ( по изученным произведениям о Великой Отечественной войне).

  Данная работа - сочинение - рассуждение( размышление). Докажите, что произведения о ВОВ актуальны в наши дни ( подумайте, какие качества можно воспитать в читателе в процессе чтения такой литературы чему они( произведения о ВОВ) учат, какую пищу для ума, души дают, приведите аргументы, в качестве доказательств - примеры из прочитанных произведений.


2. Великая Отечественная война в литературе 20 века.

 Размышляя над данной темой, вы :
1. вы говорите о том, какое место в истории литературы занимают произведения о войне(ВОВ) - это ваше вступление;
2. обозначаете темы, проблемы, идеи, звучащие в прочитанных вами произведениях( 8 класс: Твардовский "Василий Тёркин", песни- стихи, "Возвращение" Платонова) - делайте ссылку на произведение( упоминайте автора, название);
3. делайте вывод, резюме ( актуальность произведений о ВОВ в наши дни)

                                               Успешной, плодотворной работы!


          7 КЛАСС УРОКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие требования

 *Объём - 2-2,5 стр.
 *Обязательное цитирование 3-4 цитаты(=Прямая речь)
 *Ссылка на прочитанные произведения

* Оформляем так
       вверху с первой строки
                             Сочинение на тему : "Уроки древнерусской литературы"
                             учени....(ка, цы) 7 класса Б
                             МОУ "СОШ №35 с УИОП"
                             Ф.И. в р.п.

План.
1. Древнерусская литература - литература великорусской народности:
а) ДРРЛ- начальный этап русской литературы;
б) познавательное и воспитательное значение произведений ДРРЛ ( говорим в общем о ценности худ. произведений этого периода)
2. Уроки мужества и уроки нравственности:
а) Центральная тема - патриотическая ( летописи):
1) "Сказание о белгородском киселе";
2) "Подвиг отрока-киевлянина";
б) важнейшие духовные заповеди:
1) поучения Мономаха;
2) добродетели Петра и Февронии.
3. Заключение. ДРРЛ - кладезь народной мудрости.

                     ГОГОЛЬ                         " ТАРАС БУЛЬБА"

Темы

1. Можно ли считать Тараса Бульбу народным героем?
2. Тема предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
3. Запорожская Сечь - образ идеального государственного устройства.

РЕКОМЕНДАЦИИ
1.  Читаем заголовок, находим ключевые слова, объясняем каждое слово заголовка
2. Задаём себе вопрос "О ЧЁМ буду писать?" - этот вопрос задаём на протяжении написания всего сочинения
3. Пишем по шаблону
- Вступление  (  обозначить тему и ТЕЗИС сформулировать)
- Аргументация ( " аргумента из текста) вашего тезиса + комментарий к нему
- Заключение - это обобщение, вывод( повторяем тезис, НО другими словами + новая мысль)
4. объём - 2-2,5 стр.

                                                   7 КЛАСС     "ДЕТСТВО"   "ЦИФРЫ"

1. "Годы детства - это прежде всего  воспитание сердца".
2. Взаимоотношения детей и взрослых.
3. Детству следует оказывать величайшее уважение.
4. Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.
5. "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?"
6.  "Воспоминания о детстве освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений".
7. " У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей..."

Объём - 150-200  слов
вступление = тема+ тезис                 ок.30 слов
основная часть  2 аргумента из 2 прочитанных произведений о детстве
заключение - вывод, резюме, итог( обращаемся к тезису, но несколько его расширяем, дополняя новым содержанием, новой мыслью)    ок.30 слов

РЕКОМЕНДАЦИИ
   *это сочинение-рассуждение
    * в нем 3 -4  абзаца  - не меньше                    

  1. абзац - это вступление. Мы раскрываем тему, постоянно задавая себе вопрос: "О чем я буду писать?" + формулируем тезис, который докажем во 2 абзаце. То, о чем вы пишите во вступлении, должно  строго соотноситься с заголовком вашего сочинения. Для этого найдите ключевые слова в заголовке-теме сочинения, проанализируйте их. Не пишите лишнего. Затем формулируйте тезис - мысль, утверждение, которое надо доказать

** К примеру, наше сочинение по общей теме "Детство"  можно начать с фраз о том, какая это пора - детство, как мы его воспринимаем, с чем оно ассоциируется - общие фразы. 
** Затем, в этом же 1 абзаце, мы формулируем тезис: в нашем случае все темы, кроме 2, уже готовый тезис, но не надо переписывать заголовок - попытайтесь передать его содержание другими словами, объяснить, сказать то же самое, но по-другому. Тезис готов. Закончить 1 абзац можно переходной фразой " Докажем данное утверждение примерами".



  2 абзац- вы приводите 2 аргумента - для доказательства тезиса. аргументы берете из ХП - одного или двух. Самая объемная часть.

** Начать 2 часть можно словами "Обратимся к повести.........." или "Вспомним рассказ......"
** Укажите название произведения и автора обязательно.
** Расскажите о фрагменте произведения, который будет доказывать ваш тезис( пересказ  всего произведения не нужен) - 1 аргумент.
** Потом упомяните о втором произведении - 2 аргумент
**Дежурная фраза "Об этом же говорится....."
**второе произведение на ваш выбор ( из прочитанного о детстве, может быть, "Пр. Тома Сойера" и т.п.


   3 абзац - вывод, вы подводите итог, возвращаясь к тезису в 1 абзаце, говорите то же, но другими словами, обобщённее, прибавив что-либо новое

** 3 абзац можно начать словами "В заключение ...", " Подводя итог, ещё раз скажу...", "Могу сделать вывод, что......"
 
                                                        СОЧИНЕНИЕ
                               НУЖНО ЛИ СОЧУВСТВИЕ И СОСТРАДАНИЕ?

Объём - 150-200  слов
вступление = тема+ тезис                 ок.30 слов
основная часть  2 аргумента из 2 прочитанных произведений / ПО ТЕМЕ: "Юшка", "Хорошее отношение к лошадям", "Кусака"...)
заключение - вывод, резюме, итог( обращаемся к тезису, но несколько его расширяем, дополняя новым содержанием, новой мыслью)    ок.30 слов

РЕКОМЕНДАЦИИ
   *это сочинение-рассуждение
    * в нем 3 -4  абзаца  - не меньше                  

  1. абзац - это вступление. Мы раскрываем тему, постоянно задавая себе вопрос: "О чем я буду писать?" + формулируем тезис, который докажем во 2 абзаце. То, о чем вы пишите во вступлении, должно  строго соотноситься с заголовком вашего сочинения. Для этого найдите ключевые слова в заголовке-теме сочинения, проанализируйте их. Не пишите лишнего. Затем формулируйте тезис - мысль, утверждение, которое надо доказать

          2 абзац- вы приводите 2 аргумента - для доказательства тезиса. аргументы берете из  2ХП - двух. Самая объемная часть.

** Начать 2 часть можно словами "Обратимся к повести.........." или "Вспомним рассказ, стихотворение..."                                       

   3 абзац - вывод, вы подводите итог, возвращаясь к тезису в 1 абзаце, говорите то же, но другими словами, обобщённее, прибавив что-либо новое

** 3 абзац можно начать словами "В заключение ...", " Подводя итог, ещё раз скажу...", "Могу сделать вывод, что......"


                                    Сочинение в жанре   ЭССЕ 


               
                    ЭССЕ - жанр возник на рубеже 17 века( Англия)
   Скажу сразу: чёткого определения этого жара нет, и в разных источниках -словарях вы можете встретить разное толкование этого слова.
   Эссе - жанр, который характеризуется свободной трактовкой какой -либо проблемы, автор анализирует проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.
  Эссе - разновидность очерка, главное в нём - не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Эссе - прозаический этюд - соображение по какому-либо поводу или о каком-либо предмете.
                 Давайте сформулируем особенности эссе как вида школьного сочинения

** цель - заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль потребность в самовыражении
** небольшой объём
**конкретная тема(философская, общественная)
**свободная композиция
**личное мнение(может не совпадать с общепринятым)
** парадоксальность и афористичность( афоризм - мысль, сформулированная в предельно краткой форме)
** разговорная лексика и интонация
**смешение разных языковых пластов
** эмоциональность
**метафоричность, образность языка
воплощается в различных литературных формах:
                 моральная проповедь( поучение, наставление, назидание)
                  статья
                                дневник
                     рассказ
                                   исповедь
                                 речь
                                           очерк
                                                           и т.д.

  Темы эссе по роману                            6 КЛАСС   "Дубровский"  /выбери одну/

1 Что такое благородство и можно ли Дубровского назвать благородным?( , не ставится)
2 Что такое человеческое достоинство и как герои романа его защищают?
3 Нужно ли бороться с деспотизмом, произволом и несправедливостью?
4 Человек человеку - кто?
5 Романтическая история любви в романе ( Маша-Владимир)

 Дети, выберите одну из тем и напишите эссе. Главное - выразите своё мнение, поразмышляйте, пофилософствуйте, не будьте равнодушными, поделитесь своими соображениями. Не бойтесь быть "неправильными" - повторяю, главное - выразить СВОЁ понимание, мнение, СВОЁ(ваше), особо не заботясь о построении(композиции). Вывод может отсутствовать, вопрос остаться открытым. Здесь вы свободны. Используйте обращения к виртуальному читателю, риторические фигуры( воскл., вопрос. предложения), можете оформить  своё сочинение как беседу с невидимым собеседником(читателем вашей работы). Главное - высказаться.

                         

6 класс Сочинение по литературе. Анализ стихотворения Лермонтова "Три пальмы"

                                                       ГОТОВИМСЯ
1. Вступление. "Три пальмы" - философская баллада (* вспомните, что такое баллада - см. словарь терминов * уточните слово "философский"  * докажите, что это стихотворение - философская баллада)
2. Назовите худ.образы стихотворения, определите, кого или что они олицетворяют ( помни -любое стих-е о природе - это стих-е о человеке, о мире людей)
3. Сформулируйте тему стих-я,.
4. В чём идейная составляющая ( идея, гл. мысль стих-я, что хотел сказать автор, что его волнует, к чему призывает, против чего протестует.... )
5. Как автор доносит до нас, читателей, содержание произведения( анализируем форму)?
 Создавая поэтический образ......., автор  использует такие-то тропы......., синтаксич. приёмы....( перечисляем всё, что есть - примеры).
 Нарисованная в балладе необычная эпическая картина умещается в ....строф с ......типом рифмовки.....
6. Ваше восприятие произведения( чем понравилось, запомнилось, над чем заставило задуматься)

!!!!!!!!!!! Во избежание повторов пользуемся синонимами, в том числе контекстными.
поэт
Лермонтов
автор
творец

стихотворение
баллада
сказание
произведение
картина



 


                         ДЛЯ 5 - литература - подготовка к сочинению

В.Астафьев "Васюткино озеро"

                                             Рабочие материалы
  Цитата - точная выдержка из текста( предложение)

   ?  Составьте цитатный план текста, указав элементы композиции
                                                       План.
1. Экспозиция. ...........................................( предложение-цитата)
2. Завязка......................................................
3. Развитие действия:
-..............................
-..............................
-..............................
4. Развязка......................................................
5. ...............................................................

   

  Культура( ок. 1000 определений) - совокупность материальных и духовных ценностей, всё созданное человеком
                                                                         Ценности
                        материальные                                                                  духовные

? Приведите примеры ценностей ( обратитесь за помощью к родителям)
? Благодаря каким ценностям спасся Васютка?



                                                  Материалы к сочинению

                                     Почему озеро назвали именем Васютки?

             ***** Робинзонада - ситуация вынужденного одиночества
                        Культура
                        НРАВСТВЕННОСТЬ(МОРАЛЬ) - ДУХОВНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, правила поведения человека в обществе
                         Духовные ценности

                                 
        ? Порассуждайте, заслужил ли Васютка" право" на то, чтобы озеро назвали его именем?
         ? Приведите несколько аргументов в защиту вашего мнения.
          ? Достойно ли Васютка прошёл "испытания природой", какие качества проявил?
            ? Можно ли считать озеро - наградой Васютке? От кого(чего) и за что?
          ? Сделайте вывод.

                                        Тезис - мысль, которую доказываем
                                        Аргументы- логический довод
                                         Доказательства - примеры из текста

                                               


                                                       Темы сочинений для 5

   КОРОЛЕНКО В.Г. "В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ "( сочинение-рассуждение)

  Выбираем одну из тем.
Почему повесть В.Г.Короленко называется "В дурном обществе"?
Почему Валек, из "дурного общества," и Вася, сын пана судьи, смогли стать друзьями?



Оформляем работу на двойном листочке так:
                                                                                                                      Иванов Иван
                                                    Восьмое марта.
                                                     Сочинение.
                            Почему........ ( указать выбранную тему - без кавычек см. выше)

                                                                 текст сочинения

  Рекомендации.

Вы пишите сочинение - рассуждение.
рассуждение бывает нескольких типов: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление. Мы выбираем 2или 3, поэтому нам можно обойтись без вводных слов во- первых, во- вторых,....следовательно...Однако следует помнить о абзацном членении текста в соответствии с з частями текста- рассуждения:

  тезис - мысль, которую доказываем, объясняем, то, над чем размышляем - это ваше вступление;
 аргументы - ваши доводы, объяснения ( когда формулируете предложения-всегда задавайте себе один и тот же вопрос: почему Валек подружился... или почему повесть так называется .... Это поможет вам избежать лишней информации, выделить главную- а значит, выдержать формат РАССУЖДЕНИЯ. )
 вывод - заключение (может быть лирическим).

 ! Не пересказывайте текст!Не рассказывайте и не описывайте, а размышляйте, доказывайте
                                                
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.