Страницы

УРОКИ - РЯ



знать темы для решения тестовой части

1.       Паронимы ФИПИ - демоверсия
2.       Орфоэпический словник ФИПИ-демоверсия
3.       Склонение числительных
4.       Сравнительная форма имен прилагательных
5.       Образование имен существительных мн.ч. род.п. типа туфель, болотец, солдат, помидоров, чулок, носков
6.       Им.сущ. мн.ч. им.п.   типа  тренеры, диспетчеры, лекторы, директора,профессора
7.       Склонение им.числ. оба, обе
8.       Управление синонимичными словами типа  отчет о работе – отчитываться в работе, уверенность в победе – вера в победу
9.       Род несклоняемых имен существительных
10.    Двойные союзы
11.    Причастие, деепричастие
12.    Причастный оборот, деепричастный оборот
13.    Придаточное предложение
14.    Придаточное определительное с союзным словом который
15.    Виды придаточных предложений
16.    СП с разными видами связи
17.    СПП с последовательным подчинением
18.    Корни с чередованием
19.    Приставки пре-  при-
20.    Суффиксы- иц, -ец / ИС/, лив-чив, ев/ив/ИП/
21.    Спряжение глаголов/таблица/
22.    Суффиксы причастий /действительных и страдательных/ настоящего времени – ащ, ящ, ущ, ющ// -ом, -ем, им-
23.    А,Я, Е, Ё перед НН/Н – в страдательных причастиях прошедшего времени
24.    Н/НН в разных частях речи
25.    Слитное и раздельное написание слов разных частей речи
26.    Не с разными частями речи/ ИС, ИП, наречие , глагол, деепричастие, причастие/
27.    Запятая при ОЧП
28.    Запятая в ССП
29.    Отсутствие запятой в ССП
30.    Знаки препинания при ОЧП
31.    ИВС
32.    Разряды местоимений
33.    Разряды им.числительных
34.    Склонение числительных
35.    Типы речи – повествование, рассуждение, описание
36.    Лексические нормы / плеоназм, тавтология , нарушение лексической сочетаемости- ошибки/
37.    Знаки препинания .Обращение.
38.    Знаки препинания. Вводные конструкции
39.    Многозначные слова

40.    Синонимы, антонимы


 "УПРАВЛЕНИЕ при словах-синонимах" 
Быть участником чего-либо — участвовать в чем-либо.
 Беспокоиться о чем-либо — тревожиться за что-либо.
 Вера во что-либо — уверенность в чем-либо. 
 Грустить, скучать  по вас (пр. п.) 
 Доволен чем-либо — рад чему-либо. 
 Дорожить чем-либо — ценить что-либо.
 Думать о чем-либо — задумать что-либо.
 Наградить чем-либо — удостоить чего-либо.
 Наполнить чем-либо — полон чего-либо. 
 Начать что-либо — приступить к чему-либо.
 Отчитываться в чем-либо — давать отчет о чем-либо.
 Опираться на что-либо — упираться во что-либо.
 Писать о чем-либо — описывать что-либо. 
 Платить за что-либо — оплачивать, оплатить  что-либо.
 Полон чего-либо — переполнен чем-либо 
 Поделиться чем-либо — рассказать о чем-либо.
 Признаться в чем-либо 
 Предостеречь от чего-либо — предупредить о чем-либо.
 Разочароваться в чем-либо — быть недовольным чем-либо.
 Указывать на что? 
 Удивляться чему-либо — быть удивленным чем-либо
 Уделять внимание чему?
 Упрекать в чем-либо — попрекать чем-либо.
 Удивляться чему-либо — восхищаться чем-либо
 Поражаться чему - либо
рецензия на - отзыв  о
заведующий, управляющий   ЧЕМ?

 ВОПРОС 7

        ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ОШИБОК

                         Виды грамматических ошибок

1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8)нарушение в построении  сложного предложения

9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


ВОПРОС 7 - ТАБЛИЦА   ===    ВСЕ ПО ВОПРОСУ 8 -     ВЫУЧИ - И 5 БАЛЛОВ В КАРМАНЕ!


Виды ошибок
                       правило
ошибки
1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

·         Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, наперерез  + сущ.в ДАТ.п.

·         По приездЕ

·         По окончан ИИ  по завершенИИ   по предъявленИИ

·         Правила управления/см. «Факультатив»

Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла вдвое.

 Согласно программы и Устава….

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Уверенность в победу
Вера в победе

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
·          и          согласуются в роде, числе

                      Все  , кто  ушёЛ,  пришлИ.

·         Сочи  / город – м.р./  встречаЛ / м.р./
·         Миссури/ река – ж.р./ вышлА / ж.р./
·         Онтарио / озеро – с.р./ обмелелО / с.р./
·         Жалюзи / мн.ч./ потемнелИ / мн.ч./
·         Фрау выступила, мсье уронил, пальто упало, кенгуру выскочил

·         Род несклоняемых собственных  ИС- географических названий-  определяем по родовому слову

·         Род несклоняемых ИС нариц. так:

·         Средний. Большинство несклоняемых заимствованных неодушевленных имен существительных относятся к среднему роду (пальто, метро, шоссе).
·         Мужской. К несклоняемым существительным мужского рода относятся заимствованные слова со значением:
·         Лиц мужского рода (денди, маэстро, мсье);
·         Названия животных и птиц (фламинго, кенгуру);
·         Названия вида занятий, профессий (конферансье, атташе).
      Женский. К женскому роду относятся заимствованные несклоняемые существительные со значением:
·         Лиц женского пола (леди, мадам);
·         Названия животных, когда по контексту понятна их половая принадлежность (примеры: самка шимпанзе, маленькая коала).
Исключения! Род заимствованных несклоняемых существительных может зависеть от их значения и видовой принадлежности. Примеры: пенальти (м. р.) – штрафной удар, кольраби (ж. р.) – сорт капусты, латте (м. р.) – напиток, авеню (ж. р.) – широкая улица, салями (ж. р.) – сорт колбасы.



Те, кто придут позже, займут свободные места.Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Сухуми раскинулась на самом берегу моря.


Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.Шоссе расположен рядом с домом.
Кольраби мне понравилось.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


·         Я читаю журнал  «МурзилкА»/ есть родовое слово журнал, поэтому приложение в кавычках «Мурзилка» не изменяется, т.е. стоит в ИМ.пад.
·          Я читаю  «МурзилкУ».  / нет родового слова журнал, поэтому приложение в кавычках «МурзилкУ» изменяем.

О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
На премьере оперы "Бориса Годунова» присутствовало 7 тысяч зрителей.
Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
«Евгений Онегин» я знаю наизусть.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами

·         Части двойного союза должны стоять около   ОЧП, рядом, перед  ними
Люблю не только яблоки, но и груши.
·         Не путать части двойного союза:
не только…, но и
как…, так и
не столько…, сколько
хотя и.., но
·         ОЧП должны быть однотипными
*Умываться и пить / 2 глаг/
*Весел и счастлив / веселый и счастливый / 2 рктких или 2 полных/
*2 причастных оборота или 2 придаточных

·         Очп должны быть одного смыслового ряда:
Люблю  яблоки, груши, персики / не  путать родовое и видовое/
·         Нельзя употреблять одно общее слово при ОЧП, управляющих разными падежами:
Люблю  родину/ Вин.п./   и горжусь ею / ТВ.п./
/нельзя: люблю и горжусь родиной/
Книга не толькопредназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Мы не только собирали значки, но и марки.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает каккинофильмы, а такжетелепередачи на любой поверхности.

Мы радостны и счастливые.

Я попросил умыться и чаю.
Доктор,назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

·         Деепричастие и сказуемое относятся к ОДНОМУ  и ТОМУ  же подлежащему, т.е.обозначают действия одного и того же ОДНОГО лица, а не разных лиц
Рисуя, я сломал карандаш. /  Я и рисовал, и сломал – одно лицо/
 неправильно: Заканчивая чертёж, карандаш сломался. Получается, карандаш сам заканчивал чертеж –заканчивал человек, а сломался карандаш .


·         Сказуемое при деепричастии должно быть глаголом, нельзя его употреблять при сказуемом, выраженном категорией состояния.
Уезжая из дома, не стоит грустить./нельзя: Уехав из дома, мне стало грустно/.



Используя этот крем, кожа ваша станет нежной.
 Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Найди неверные варианты, верные отметь +
Открыв окно, я залюбовался видом города.  Открывая дверь, она громко скрипнула.  Брат, склонив голову набок, что- то писал. Возвращаясь домой, шёл дождь.
Разложив игрушки на диване, дети начали какую- то интересную игру.
 Кое- кто из малышей ,занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


Приехав в Москву, мне стало весело.

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

·          Определяемое слово стоит  до или после причастного оборота, но НЕ внутри него!
Мальчик     , читающий книгу,…..
Читающий книгу     мальчик
·         Причастие ставим в том же роде, числе и падеже, что и слово, от которого оно зависит

мальчикА, читающЕГО книгу
мальчикОМ, читающИМ книгу
мальчикЕ, читающЕМ книгу










·         Определяемое слово не должно быть оторвано от причастного оборота

Мы шли по проваливающемуся снегу под ногами.
1.      Найди причастие
2.      Границы прич.оборота
3.      Найди определяемое слово/то, от которого зависит причастие/.Где оно находится?

В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол.
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
 1.Найди причастие
2.Найди определяемое слово, поставь от него вопрос кпричастию
3. проверь по окончанию вопроса окончание причастия

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение
ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение
ЧТОБЫ

форма 1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;

* личные местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательныеместоимения  мой, твой заменяются местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное.


Капитан , что все шли купаться./ Капитан крикнул: «Купаться!»/




Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.






Журналист  сказал,, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.

8)нарушение в построении  сложного предложения

·         Используем один союз  в придаточной части
·         Придаточное должно занимать свое место
·         Союз должен соответствовать типу придаточного предложения
 Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Тот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился .
Пожар возник (почему?), для того чтобы кто-то не выключил электроприборы.
9) ) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ОЧП – сказуемые должны быть ОДНОГО времени и вида:
               читаЛ и писаЛ

Бабушка вяжетшарф и подарилаего своему внуку.
Они разбредалиськто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику. Он что-то весело напевал и  присвистывает.
 В романе изображены проблемы, стоящие в то время особенно остро

сжигать мосты     в пух и прах   не по дням, а по часам   ушки на макушке   бездонная бочка     забирать последнее    вздохнуть свободно   воспрянуть духом    положить на обе лопатки     запереть душу на замок     тут как тут      с глазу на глаз   мастер на все руки   заварить кашу   задирать нос   обвести вокруг пальца   из кожи вон лезть   во всё горло   глаза разгорелись   нет  в помине   держать язык за зубами   до глубины души   собаку съесть      доводить до белого каления        дать маху      брать верх        тише воды, ниже травы       держать камень за пазухой          пасть духом   воспрянуть духом      из одного  теста   жить чужим умом   мысли лезут в голову      семимильными шагами    спустя рукава   засучив рукава   за чужой счёт    сломя голову   как в воду канул       бить баклуши        тёртый калач      за тридевять земель   во все лопатки   валять дурака       след простыл      на краю света    стреляный воробей     с ума сошёл   что было духу    из сил выбиваться    с гулькин нос    душа в душу    считать ворон    как кошка с собакой плевать в потолок    хоть отбавляй     хоть пруд пруди    пойти на попятную   в мгновение ока    пятки засверкали   дать слово    с младых ногтей  глас вопиющего в пустыне куда Макар телят не гонял   ничтоже сумняшеся  камо грядеши  козел отпущения  провалиться сквозь землю  к шапочному разбору  шапками закидать   турусы на колесах  сапоги всмятку /чепуха, бессмыслица /  альфа и омега  между Сциллой и Харибдой прокрустово ложе прометеев огонь  гомерический хохот эзопов язык  убить бобра  диву даваться  дело табак  пускать петуха       без памяти         язык проглотить   рубить с плеча хлопать глазами  мизинца не стоить  бередить рану  крутить носом ухо режет 

иметь в виду  в конце концов  в первую очередь  первым делом  лезть в голову  себе на уме  шутка сказать  куда ни шло  на босу ногу  тертый калач  стреляный воробей  ума не приложу  бить ключом  белая ворона  держи карман шире  взять за бока  брать в свои руки  вылететь в трубу играть первую скрипку  ставить в тупик  второе дыхание абсолютный нуль  дойти до точки  дойти до ручки   щекотливый вопрос, положение  закадычный друг, товарищ  иметь значение - играть роль  удельный вес/ роль кого-то /    отдать концы  страх, злость берет  сгорать от стыда   краеугольный камень  сесть в лужу, в калошу потупить голову, взор  опустить глаза  повесть нос, голову  надуть губы   насупить, нахмурить   брови  выйти на орбиту  звездный час   момент истины  точка опоры  склонить голову  задавать тон  чувство гордости  кровь проливать  втоптать в грязь вертеть хвостом  благим матом во всю ивановскую   потерять дар речи   с открытой душой   рукой подать  до мозга костей  до последней капли крови   не находить себе места  бабушка надвое сказала все глаза выплакать  бросает в жар  кланяться в ножки  положив руку на сердце бросать в краску  витать, парить в облаках  на всех парах, парусах  парить, витать в эмпиреях/часть неба в огне в античной натурфилософии /     со щитом - на щите семимильными шагами закинуть удочку рукой податьжить в ладу сбивать с толку воспрянуть духом  лезть в бутылку   попасть пальцем в небо  каким ветром  мелко плавать  легкая рука  золотые руки не робкого десятка  уши развесить  смотреть в оба  переламывать себя  вести начало  пальцем не пошевелить  положить под сукно  понять с полуслова  пропади все пропадом выйти из себя портить кровь  переходить границу говоря по совести  делать нечего  достать со дна моря  сбил с панталыку  добро пожаловать  пришлось по душе  ювелирная работа заклятый враг  повернуться лицом  в двух шагах близко к сердцу  жить чужим, своим умомвпасть в детство  гнуть спину  брать свои слова назад /обратно мороз по коже держать в струне/в узде/  точить лясы  хоть бы хны - хоть бы что  на отшибе /быть, находиться/

                       







СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

* МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ 

-АФФИКСАЦИЯ - перечислить
- СЛОЖЕНИЕ
-СЛОЖЕНИЕ С АФФИКСАЦИЕЙ
- УСЕЧЕНИЕ
- ОБРАТНОЕ СЛ/ОБРАЗОВАНИЕ

                    * НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
  
- ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ / появление нового значения/
-ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ /сращение/
-МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ/переход одной ч.р. в другую/

                         СПОСОБЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ 

СУППЛЕТИВИЗМ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСА
ИЗМЕНЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ
ЧЕРЕДОВАНИЕ В КОРНЕ
ИЗМЕНЕНИЕ УДАРЕНИЯ


      ПРИСТАВКИ  ПРИСТАВКИ  ПРИСТАВКИ  ПРИСТАВКИ  

                                                               Их  3 вида
Пре-  при-


Надо  запомнить


  На З -  С-
Зависят от следующей буквы

ЗНАЧЕНИЕ

Пре- 1. = пере-
          2. = очень
При-  присоединение
           Приближение
           Близость
           Результат
           Неполное д.
          Действие в интересах
НЕ  ИЗМЕНЯЮТСЯ

ДО-
ПЕРЕ-
ПРА-   « древность»
ПРО-  « в интересах»
О-
ОТ-
ОБ
ОБО-
ПОД-

С-
-З       ЗВонк.
-С      ГЛУх.

прервать
премилый
предание
приданое
пришить
приблизить
пришкольный
приехать
присесть
присмотреть
------========+++++++++++
приумножить-преумножить
прибывать-пребывать
приёмник- преемник
призирать сироту-презирать врага
приуменьшить-преуменьшить
преклонить  в знак уважения колени– приклонить к земле(+сблизить)

Прабабушка
Пророссийский

Подшипник

Обдурить

ПЕРЕделать

Сделать
Сжечь
Сбить и т.д.


беСФорменный
беЗРаботный

череСполосица
чреЗмерный

раСписание
раЗбить
роЗыск
роСсыпь

ниЗвергнуть
ниСпослать

вЗбежать
вСпугнуть

иСпугать
иЗвести








                    Грамматические ошибки




                            ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ОШИБОК


1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 8) ошибка в построении СП

 9) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

                                                                        ТРЕНИНГ
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером.
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный».
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке.
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения.
В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
Через дня четыре он добрался до своей деревни.
1 Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей.
2  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
3 Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
4 Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
5 Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
6 Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
7 Через подобные ситуации порой гибнут люди.
8 Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
9 Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
10 Они перестают понимать и доверять друг другу
11 Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
12 С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
13 Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
14 Гражданин , вошедший в автобус, должны  рассчитаться  за проезд.
15 В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 
16 Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.
17 ак как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
18 В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
19 Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
20 Все, кто не попали на премьеру,  были расстроены.
21 Нельзя не преклоняться его героизмом. 
22 Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
23 Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
24 О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
25 Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
26 Автор описывает о событиях послевоенного времени.
27Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.

28 Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

29 Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.

30 Настоящий героизм проявился при боях за Москву.

31 От утра до вечера он трудился в своей редакции.
32 Он чуть не погиб через предательство друга.

33 Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны.
 34 Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью.

35 Как коренной москвич он любил и гордился столицей.
36 Маша сказала маме, что я  очень виновата перед тобой.
37 Капитан приказал, что все купались. 
38 Мы с удовольствием побывали на премьере "Щелкунчик".
39  У фильма "Сталинграда" много поклонников.



ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 1
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Всекто бывал на Бородинском поле,обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

Б. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.

2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»

3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами
Г. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого
Д. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.
5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Е. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Ж. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
7) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
З. Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.
8) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения.
И. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность
9) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

10) Нарушение структуры причастного оборота

11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.


ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 2
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
1 ) Нарушение связи подлежащего и сказуемого
Б. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили виски.
2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В. Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
3) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения.
Г. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.
4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д. Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.
5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Е. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
6) Нарушение структуры причастного оборота
Ж. Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо».
7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.
З. Тем, кто были постарше, предложили стулья.
8) Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов

И. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
9) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами.

10) Нарушение согласования причастия с определяемым словом.

11) Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

12) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Переводя на другой язык стихотворение, оно теря ет свою красоту.
1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.
Б. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях.
2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.
3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами.
Г. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого
Д. В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру.
5) Неправильное употребление несогласованного приложения-имени собственного.
Е. Ряд новых домов стояли на окраине села.
6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Ж. Требуется специалист по ремонту компьютеров, соглас ного выехать на дом.
7) Неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.
З. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
8) Неправильное употребление обособленных второстепенных членов и придаточного предложения.
И. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.
9) Нарушение согласования имени прилагательного с определяемым существительным

10) Нарушение структуры причастного оборота

11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

ЕГЭ 2015: задание 7
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ВАРИАНТ 4
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
1 ) Нарушение связи подлежащего и сказуемого
Б. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.
2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В. Я часто сталкивался с представителями светского общества, незаслуженно ставящих себя выше простых рабочих.
3) Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения.
Г. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку, необходимо повторение всего школьного курса.
4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д. Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца.
5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Е. В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях.
6) Нарушение согласования причастия с определяемым существительным.
Ж. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
7) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.
З. Те, кто ещё недавно снисходительно смотрел на Виталия, начал уважительно обращаться к нему по отчеству.
8) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами.
И. Дети идут в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители.
9) Неправильное употребление двойных союзов

10) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

11) Нарушение порядка слов в сложноподчинённом предложении.

12) Нарушение структуры причастного оборота





А
4
8
2
5
Б
7
3
3
10
В
5
9
7
6
Г
8
11
1
4
Д
3
10
8
7
Е
10
5
4
8
Ж
11
2
9
9
З
6
1
5
1
И
2
 6
6
11

http://neznaika.pro/test/russian/ -    тесты по ЕГЭ

                                             ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ   - 3 таблицы

                                           
                 1.   ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИС

ПРИМЕТА
УСЛОВИЕ            ВЫБОР
ПРИМЕР

суффикс  -ИЩ-
М-с.р.     -  Е
Ж.р.           -А
домищЕ
жарищА

Суффикс  -УШК-
                    ЮШК-
                    -ИШК-
Одуш. м.р.  + ж –А

Неод.        
                                                                              
ВолчишкА   братишкА вдовушкА

домишкО

на    –ЬЯ --ЬЕ
Ударная основа      -ИЙ
Ударное окончание -ЕЙ
певУнья – певунИЙ
семьЯ- семЕй 
 ружьЁ – ружЕй



копьЁ- копИЙ

на    –ИЙ-ИЕ-ИЯ
                     



            -ИИ
санаторИИ
зданИИ
армИИ




На острИЕ
В забытьИ

на       -ОВ
            -ЁВ
           -ИН-
            ЫН
Русская фамилия    -ЫМ

Нерусская фамилия -ОМ
Насел. Пункт             -ОМ
ПушкинЫМ

ДарвинОМ
БородинОМ

2скл Р.п.
Разговорное
Часть от целого
Количество            -У-Ю

Много  мало+
Фразео-
-К У

                                  -А-Я
определение
чаЮ
състь сырУ
кусок сырУ
  стакан чаЮ
много народУ
ни слухУ  ни духУ
сахарК У

плантация чаЯ
 стакан янтарного чая

 Мн.ч.   им.п.
Одуш. На –ЕР
Неодуш. –ТОР –СОР      -                             Ы/-И
Одуш. –ТОР-СОР книжн.

Одуш.Нейтр. –ТОР СОР -                             А/-Я
инженерЫ
редукторЫ
лекторЫ

профессорА  директорА


Различия 
    Стилистические  
     Смысловые  
Шоферы – шофера
Лагери- лагеря  учители – учителя

 М.р. 2 скл.
Парные
Национальность на -Н/Р
воин. подразд     нулевое

ед.измер.


                 -ОВ





Сапог   чулок
Болгар                      Улан  гусар  солдат  партизан 
Ватт   ампер

носкОВ
якутОВ
пять            драгунОВ
граммОВ  омОВ

Тв. п.  ж.р.
Устаревшее    -ЬМИ
Фразео-           -ЬМИ

                                      
                         -АМИ



            но
лошади
дочери
……..
Лечь костЬМИ  хлопнуть    дверЬМИ

КостЯМИ   дверЯМИ


лошадЬМИ
дочерЬМИ


Песня
Песнь
бАржа
баржА
    Песен
    Песней
    Барж
    Баржей


                                             2.    РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ  ИС
МУЖ.Р
ЖЕН.Р.
СР.Р.
ИСКЛЮЧЕНИЯ
1Лицо муж.пола
2.животные/звери, птицы…/

ОН

Лицо жен.пола



    ОНА
Неодушевлённые предметы


   ОНО
Протеже
Визави
              М.р. и Ж.р.             
Хиппи  
 инкогнито
Денди
Атташе


Шимпанзе
какаду
Мадам
Фрейлен
леди
Какао
Кашпо
такси
Жюри представительнОЕ
Жалюзи
           цветнЫЕ

авеню
цеце
кольраби    Ж.р.
салями
иваси
           
сирокко
торнадо       М.р.
сулугуни
кофе
пушту
хинди
бенгали
эсперанто(=языки)
пенальти


      
   ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ                                                               МН.ч.
Носк ОВ
                чулОК

Партизан
солдат
5 уланов
7 драгунов
 Отряд улан
   драгун

Болгар
Турок
осетин

Килограммов
каратОВ
омОВ
ампер

Карат
ом
помидорОв
томатОВ
апельсинОв
мандаринОВ

яблок


Дел
мест


Туфель
Вафель
Цапель
Нянь
кочерёг
рельсОВ
рельс

рейтуз
ВыкрутасОВ
заморозкОВ
лохмотьЕВ
подмастерьЕВ
устьЕВ

Сумерек
Потемок
нападок
верховьЕВ
верховий
свечЕЙ
коленЕЙ
яслЕЙ
 плеч
прожекторЫ

слесарИ
прожекторА

слесарЯ
лекторЫ
ораторЫ
авторЫ
бухгалтерЫ
диспетчерЫ



гербЫ
кремЫ
договорЫ
выборЫ





докторА
профессорА
директорА
офицерЫ
инженерЫ           на –ер//-ёр
шоферЫ

Мужи
Зубы
Крюки
Счёты
Проводы
учители
Мужья
Зубья
Крючья
Счета
Провода
учителя
полИс
полЮс  - полюсА//полюсЫ




      СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ                                              



 СЛИТНО
ДЕФИС


1Авто агро био гео гидро зоо макро  мотто нео палео пан стерео метео теле фото

2И.п.+..   семЯдоля времЯисчисление



3Пов. Накл.+..  вертишейка

4Аббревиатуры  профком

5Борт+…  бортмеханик






6…..+метр   вольтметр

7 НО Трудодень  трудочас



8Ньюйоркцы  алмаатинцы


















9 полчаса
НО поллитровка



10полумера



1Термины механизмы

2Буква+…  альфа-частица

3Блок-
4Пресс-

5 Юго-запад

6 НО  Перекати-поле

7 Вице-лейб-унтер-экс- штаб-

8Названия растений  в составе с гл, союзами, частицами не-тронь-меня



9Ед.измерения
 человеко-день
        грамм-молекула
             вольт - секунда

10  Оценка+..... горе-руководитель

11Антонимы, синонимы, ассоциации
Купля-продажа   правда-истина     Имя-отчество

12 профессия  степень звание   должность
филолог-лигвист
член-корреспондент
генерал-адмирал

13 гео название  сущ+сущ
сущ+прил
Орехово-Зуево
Гусь -Хрустальный(но Ясная Поляна)

14 пол -апельсина
     пол -лимона
     пол-Европы


15Ла-  Ле- Сан- Сент-
 -бей  -сина  -заде  -паша
-Ибн


СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ


СЛИТНО
ДЕФИС

1 от сл/соч
Левобережный-левый берег
Сергиевопосадский – Сергиев Посад










2Термин научно-технический, выражение книжное с  частью:
-Высоко  низко  узко  тонко  выше..плоско..мало..сильно.. крупно..

НО народнохозяйственный



-Одна часть самостоятельно НЕ употребляется:
Верхнее нижнее средне ранне поздне обще

Узкогрудый общепонятный

3 наречие на О Е+……..

4 ИЧ+….
Сорокаградусный
двухлетний
Столетний
Девяностолетний


5. от слитных ИС
Паровоз – паровозный
Плодоовощи - плодоовощной


НО антисоциалдемократический(есть приставка )



НО    тарасобульбовская
         козьмапрутковские
         веропавловские





НО  великорусский
       Великосветский













5.   нарицательное западносибирская река

 НО Центральноафриканская республика
1 от ОЧП
Русско – польский
Русский И польский

2. от неоднородых определений
Официально-деловой
Официальный деловой

3.оттенок качества,цвета
Уныло-однообразный


3. термины





4. военно-… массово-народно-….научно-...
учебно-….

















5От сущ. через дефис
Юго-запад – юго-зпападный



Социал-демократический



6. сочетания имя+фамилия 2 фамилии имя+отчество

вальтер-скоттовский
Иван-Иванычев
Ильфо-петровский

7. 1 часть на ИКО АТ ИСТ  ОВ
исторИКО-архивный
складчАТо-бороздчатый


8. общественно-

Но общественно полезный
Общественно необходимый



9. гео названия с ЮГО- СЕВЕРНО-ЗАПАДНО-
Западно-Сибирская

10 .перестановка в сл/соч
Литературно-художественная – хужодественная литература




РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1. ЛИЧНЫЕ я мы ты вы он она оно они        его её их / кого?/
2. ВОЗВРАТНОЕ себя себе собой
3. ВОПРОСИТЕЛЬНО-ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ  - не что иное, как вопросы именных частей речи -ИС,ИП, ИЧ  кто что кого чего кому чему кем чем о ком о чем какой какая какое какие каков какова каково каковы чей чья чьё чьи который, -ая - ое -ые сколько

4.притяжательные   его её их / чей?/!!!!            мой твой наш ваш свой
5. определительные любой иной другой весь вся все всё всякий каждый сам самый всяческий всяк/ устар/   
6. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ  тот этот такой таков столько
7. НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ  некто  нечто  некоторый несколько  кое-кто кто-либо кто-нибудь  какой-либо какой-то какой -нибудь сколько-то сколько-нибудь и т.п.  кое  у кого  кое с кем и т.п.
8. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ  НИКТО НИЧТО НИКОГО НИЧЕГО НИКЕМ НИЧЕМ  некого нечего некем нечем некому нечему  ни у кого  ни у чего   не  с  кем  не  с  чем    и т.п.
                 ГЛАГОЛЫ           ГЛАГОЛЫ         ГЛАГОЛЫ     ГЛАГОЛЫ          ГЛАГОЛЫ

различие стилистическое
ОБЩЕЛИТ.НОРМА
РАЗГ//ПРОСТОРЕЧ.

ПОЛОЩЕТ
КУДАХЧЕТ
МУРЛЫЧЕТ
МАШЕТ
РЫЩЕТ
 кличет
 мяукает
сыплет
щиплет

ПОЛОСКАЕТ
КУДАХТАЕТ
МУРЛЫКАЕТ
МАХАЕТ
РЫСКАЕТ
 кликает
мяучит
сыпет
щипет

различие смысловое
Брызгает
«спрыскивать, окроплять»
Двигает
«перемещать»
Капает
«падать каплями, льет по капле»
1Метает
«бросать» в спорте»
Метает копьё
2 Метает
«прошивать стежками»
Метать шов
Брызжет
«разлетаться каплями,  разбрасывать капли»
Движет
«руководить, побуждать»
Каплет
«протекать»
Мечет
«направлять, разбрасывать»
Мечет икру,взоры,  гром и молнии

                                                     
лазить, лажу, лазишь, лазит, лазим;   [не лазию, лазиешь]          

лазать, лазаю, лазаешь, лазает, лазаем;                                      

ездить, езжу, ездишь;ездит                                                         пов.  ЕЗДИ             ЕЗДИТЕ

ехать, еду, едешь, едет;                                                              пов. ПОЕЗЖАЙ  ПОЕЗЖАЙТЕ


класть, кладу, кладёт; прош. клал, клала                                      пов. КЛАДИ          КЛАДИТЕ

положить, положу, положишь  ;положил, положила, положило    пов. ПОЛОЖИ     ПОЛОЖИТЕ

лечь, лягу, ляжешь; лёг, легла                                                     пов.  ЛЯГ                 ЛЯГТЕ 

бежать, бегу, бежишь,бегут                                                        пов. БЕГИ              БЕГИТЕ



                                                     ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение    

              
 ПОЕЗЖАЙ – ПОЕЗЖАЙТЕ
  ЕЗДИ - ЕЗДИТЕ
     ЛЯГ-ЛЯГТЕ
       КЛАДИ-КЛАДИТЕ
   ПОЛОЖИ-ПОЛОЖИТЕ
         БЕГИ-БЕГИТЕ
   ?      ЛАЗиТЬ ЛАЗаТЬ

лазай лазайте( в нек. словарях с пометой "разг".)
лазь лазьте

НЕЛЬЗЯ
       МОЖНО


ЛАЗИЙ-ТЕ
ПОЛОЖЬ-ТЕ
ПОКЛАДИ-ТЕ
БЕЖИ-ТЕ

ЕЗЖАЙ-ТЕ
ЕДЬ-ТЕ


ЕЗДИЙ
ЕХАЙ


ЛЯЖ-ТЕ
  
ЛАЗЬ    ЛАЗАЙ
ПОЛОЖИ
КЛАДИ
БЕГИ
ПОЕЗЖАЙ

ЕЗДИ


ЛЯГ

             МОЖНО
                                               
ПРОЩУ ПРОЩЕНИЯ  ИЗВИНИТЕ  ПРОСТИТЕ ( НЕЛЬЗЯ извиняюсь)
                                  
                         НАДЕВАЮ ВЕЩЬ      ОДЕВАЮ КОГО-ТО   

                                       ЕМ  ЕДИТЕ  

                                            КУШАТЬ ПОДАНО     БУДЕШЬ КУШАТЬ( к ребёнку)

                                            ОПЛАТИТЬ  ПРОЕЗД   ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД 

    ЗАКОНЧИТЬ ДЕЛО   ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ   

     САДИТЕСЬ, пожалуйста ( НЕЛЬЗЯ  присаживайтесь)       

        ПОЛОЖИТЕ, КЛАДИТЕ ( НЕЛЬЗЯ  ложите покладите)

 ВЫЙТИ из автобуса  ( НЕЛЬЗЯ   сойти, сходите)

 ПОСТРИЧЬСЯ               ПО
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ       ПО 
НАСМЕХАТЬСЯ / НА СМЕХ /
                                             ПОДЧЕРКНУТЬ  /   НО  ПОЧЕРК /


СОХ
ПРОМОК
ЗАМЕРЗ
ОКРЕП 

                                                 ВЫЗДОРОВЕЮ      ВЫЗДОРОВЕЕШЬ

                                               
БАЯТЬ  БЛЕЯТЬ  ВЕЯТЬ  РЕЯТЬ  ЛАЯТЬ  КАЯТЬСЯ  ХАЯТЬ  ЧУЯТЬ  НАДЕЯТЬСЯ  ЛЕЛЕЯТЬ  СЕЯТЬ  ТАЯТЬ  ЧУЯТЬ  ЧАЯТЬ  МАЯТЬСЯ


                                                        ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

1. ОБРАЗУЮТСЯ ОТ   ГЛАГОЛА

2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  ВИДЯЩИЙ - САМ ВИДИТ  
                                                                                                                     СТРАДАТЕЛЬНЫЕ  -ВИДИМЫЙ - ЕГО ВИДЯТ


3. ВРЕМЯ - 2           НАСТОЯЩЕЕ                           ПРОШЕДШЕЕ


   
ОСНОВА ИНФИНИТИВА   /  =прош. t  /
 ОСНОВА  НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ 
                      = 3 ЛИЦО/они/
                       ВИДЕ -  ть
                             ВИД – ят    2 СПР
 ПРОШЕДШЕЕ t  ГЛАГОЛА

      ВИДЕЛ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
               ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
                                        ВИДЕВШИЙ

               СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ   
                                        ВИДЕННЫЙ          

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
           ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
                                        ВИДЯЩИЙ    2 СПР

               СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ   
                                        ВИДИМЫЙ   2 СПР       

ДЕЕпричастие    СОВ. В
увидЕ- в
            -ши
           -вши
ДЕЕпричастие НЕСОВ.в
 Вид   - Я


1  ОБРАЗУЕМ ОСНОВЫ  

ЧИТАТЬ     ЧИТА-   ЧИТА-
ПИСАТЬ      ПИСА-  ПИШ-
ГНАТЬ           ГНА-   ГОН-
СТЕЛИТЬ    СТЕЛИ-  СТЕЛ-

2.  В ПРИЧАСТИЯХ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ  ГЛАСНЫЕ

                                                                                                                                             ЗА      ВИ      СИТ  от

А
Я
Е                  НН    Н                                                                                                          ОТ ИНФИНИТИВА                       
Ё
!!     И- выпадает, замена  на     Е


ТО, ЧТО В ОСНОВЕ ИНФИНИТИВА           перед        Ш  ВШ                    ОТ ИНФИНИТИВА

Е    ЕВШ
И    ИВШ                        
Я   ЯВШ 
       и т д .


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

У/Ю                                            1 СПР                   О/Е            
                                   Щ                                                                М                                       ОТ СПРЯЖЕНИЯ                                       
А/Я                                              2 СПР.                     И








                                                       ИСК.            ДВИЖИМЫЙ         БРЕЗЖУЩИЙ

    ЗАДАНИЕ

Вставь букву  объясни выбор

           НАПРИМЕР  ПРОЧИТ..ННЫЙ    - ПИШУ А, Т.К.  А Я Е Ё   - ПРОЧИТАТЬ


ОБИЖ..ННЫЙ    ПОСТРО..ННЫЙ  ВООРУЖ..ННЫЙ   ЗАСЕ..НННЫЙ 

ОБИД..ВШИЙ  ПОСТРО..ВШИЙ   ВООРУЖ..ВШИЙ   ЗАСЕ..ВШИЙ

СЕ..ЩИЙ  СТЕЛ..ЩИЙ   СТРО..ЩИЙ  ГОН..ЩИЙ

    ЧИТА..МЫЙ        ВИД..МЫЙ




Н НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ



                            НН
                              Н
Полное причастие
* есть приставка(кроме не-)
* сов.в.
* есть зав.слово
Краткое причастие
Отыменное ИП краткое,если  2н н
тумаННа ---тумаННый
Отыменное ИП краткое,если 1 н
СерьёзНа - -- серьезНый
Отглаг. ИП – исключения
даННый
деланный
медлеННый
желаННый
жемаННый
свящеННый
обещаННый
отчаяННый
чваННый
чекаННый


неждаННый
негадаННый
невидаННый
неслыхаННый
нечаяННый
недремаННый

                           но!  Конченная работа
                              названная пьеса

Отглагольные ИП

Жареный   варёный  солёный

Названый(брат)
Посажёный(отец)
ПрощёНое воскресенье
кончеНый человек
Незваный
Непрошеный
Смышлёный
воронёный

Наречие, если в Ип  НН
мужествеННо---мужествеННый
Наречие, если в Ип  Н
серьёзНо-----серьёзНый

ИС, если образовано от ИП/причастия с НН
Бесприданница
Мошенник
Ставленник
Посланник
Избранник
Пленник
Именинник
Странник
Собственник
Лиственница
ИС, если образовано от ИП/причастия с Н
Масленица
Гостиница
Гостиный
Труженик
Варение
Конопляник
Путаник
Печатник
Ветреник /ветреница


Раненный в плечо – времен. состояние
ранеНый – пост. признак
ИН отыменные с суф.. – онн-  -енн-
Основа Н + Н
ИН отыменные с суф   -Ан-  -Ян-  -ИН-
Оловянный
Деревянный
стеклянный
Ветреный                       пьяный
Свиной                             синий
Рдяный                            зелёный

ИП отглагольные на –ованный  -ёванный
Но   пережёванный
  жёваНый  коваНый   клеваНый

Сложные слова
Златотканый     штопаный-перештопаНый








                                   НАРЕЧИЯ
ДЕФИС
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
ВО-ПЕРВЫХ
В-СТО-ДВАДЦАТЬ-ПЕРВЫХ
ПО-ДРУЖЕСКИ
ПО-УНТЕРОФИЦЕСКИ( хотя унтер- офицерский)
ПО-МОЕМУ(хотя по моему мнению)
ПО-ОСЕННЕМУ( хотя по осеннему саду)
ПО- ВИДИМОМУ
ПО-ЛАТЫНИ(хотя по латыни пять)
ТОЧЬ-В- ТОЧЬ
НЕЖДАННО-НЕГАДАННО
ЧУТЬ-ЧУТЬ
ТИХО-МИРНО
ТИХО-ТИХО
ЕЛЕ-ЕЛЕ
ГДЕ -ТО
ГДЕ-ЛИБО
КАК-НИБУДЬ
КОЕ-КАК
НА-ГОРА

ВООБЩЕ

ВРУЧНУЮ
ВДВОЕ
ВТРОЕ





ВРАССЫПНУЮ
ВСЛЕПУЮ
ВРУКОПАШНУЮ
НАВСТРЕЧУ(хотя на встречу с другом)
НАВЕРХ( НО на  верх холма)
ПОНИЗУ( НО по низу оврага)
НАУТРО( НО отложил на утро)
НАБОК( на  бок)
ВДАЛЬ /  в даль океана/
ВДАЛИ/ в дали морской/
ПОСЕРЕДИНЕ
ВГЛУБЬ / в глубь леса/

Налево
Направо
Наконец
Вначале
Сначала
Ввек
Вверх
Вниз и т.п.

КСТАТИ
ВОКРУГ
НЕВТЕРПЁЖ
ВПОТЬМАХ
НАСМАРКУ
ВДРЕБЕЗГИ
ДОТЛА
ДОНЕЛЬЗЯ
ИССТАРИ
НАСМЕРТЬ
ВООЧИЮ
НЕСПРОСТА
НАЛИЦО
ЗАПАНИБРАТА
АНИЧЬЮ
ВОЕДИНО
ВМИГ
ВКОНЕЦ
СПЛЕЧА
НАВСЕГДА
НЕКСТАТИ
НАРАСПАШКУ
В    ОБЩЕМ

ПО ОДНОМУ /= поодиночке/
ПО   ДВОЕ
ПО   ТРОЕ
БОК  О   БОК
НА  МИГ
ДУРАК  ДУРАКОМ
ДУША В ДУШУ
НА  ДОМ
НА  БОКОВУЮ
НА  МИРОВУЮ
НА  ПОПЯТНУЮ

 В   ОБНИМКУ
В   ОБТЯЖКУ

ПОД   УЗДЦЫ
ПОД   МЫШКОЙ
ЗА   ГРАНИЦУ
ВО   СТО   КРАТ
В   КОНЦЕ   КОНЦОВ
ПОД  КОНЕЦ
С  ПАНТАЛЫКУ
ДО  СВИДАНИЯ
НА  ПАМЯТЬ
НА  ДОМ
НИ  НА  ГРОШ
ДО  УПАДУ
БЕЗ УСТАЛИ
БЕЗ  ТОЛКУ
ДО  ЗАРЕЗУ
С  ХОДУ
С  ВИДУ
НА  СЛАВУ
НА  БЕГУ
НА  ДИВО
ПО  СОВЕСТИ
С  ВЕДОМА
С  РАЗМАХУ
НА  СОВЕСТЬ


В  ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПОТОМУ
ПОЭТОМУ
ПОЧЕМУ
ОТЧЕГО         !!!!!!!!!
ОТТОГО        не путать
ЗАЧЕМ
ЗАТЕМ
ПОЧЁМ

Сравни

По тому мосту
По этому случаю
По  чему / по каким признакам/ты судишь?
было от чего печалиться
 от того и наберёшься, с кем поведешься
за  чем пойдёшь, то и найдёшь
вслед за  тем раздался выстрел
били по чём попало



                                                             
 ПРЕДЛОГИ

 Другие части речи
Несмотря    на
                               = хотя  вопреки           2
Невзирая   на


Не  смотря = не  взирая  на прохожих
НАВСТРЕЧУ = к

На  встречу с друзьями
НАСЧЁТ = о

На  счёт в банке
ВМЕСТО = за

В  место  встречи прибыл
ВРОДЕ = НАПОДОБИЕ= как

В  роде, числе /   на подобие треугольников
ВВИДУ = из-за
   В  виду  острова( = в окрестности, в поле зрения)
ВСЛЕД  ЗА  ТЕМ

Иду  след в  след
ВСЛЕДСТВИЕ =  из-за

В  следствие  в  следствии = процесс
ПОСРЕДИ     ПОСРЕДИНЕ



         
     ИМЕТЬ  В  ВИДУ

    
     ВПОСЛЕДСТВИИ
ИЗ-ЗА
ИЗ-ПОД
ПО-НАД




В  ТЕЧЕНИЕ
В  ПРОДОЛЖЕНИЕ  =   во время чего
В  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В  течение  в течении  реки, болезни
В  продолжение, в продолжении фильма, книги = часть



В  ВИДЕ
В  СВЯЗИ  С
ПО  ПРИЧИНЕ
ЗА  ИСКЛЮЧЕНИЕМ





                                                                 ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ



Зато /  тоже   / также / чтобы / притом/ причём / итак                                                                                       1



                               






             СОЮЗЫ

Так как /    так что   /  то  есть  /  как только  / потому  что  /  оттого  что   /   затем чтобы /  а  также / если бы
 Не  то… не  то  / как будто                                                                                2


Вследствие  того   что  /   благодаря тому   что / для того чтобы   
подобно тому как                              3       


Несмотря на  то  что /  с  тех пор как                                                        4


В  связи с  тем  что                                                                                            5



        ОТТОГО  ОТЧЕГО
                    ПОТОМУ  ПОЧЕМУ
                                           ЗАЧЕМ ЗАТЕМ
                                                                  ПОЭТОМУ



      НАРЕЧИЯ

ЗАТО = но

За    то  дерево
ЧТОБЫ = что, для того чтобы

Что  /бы / прочитать
ТОЖЕ=ТАКЖЕ= и

То    /же/  самое
Так   /же/ , как и я
А ТАКЖЕ


ИТАК,…

 И так каждый день
ПРИТОМ =ПРИЧЁМ = вместе с   тем= к тому же

При   том   заявлении
/каком?/
При   чём останешься
/ с  чем? Что останется/
ОТТОГО = ПОТОМУ    ОТЧЕГО =ПОЧЕМУ
ЗАЧЕМ = для чего   ЗАТЕМ = для того
ПОЭТОМУ
 От того  дерева
  По  тому мосту

ВСЛЕД ЗА  ТЕМ = этим

 ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО                 6

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  ТРЕНИНГ                                                        ДЕЛАЕМ В КЛАССЕ
КАМЕНЬ СОРВАЛСЯ  И ПОЛЕТЕЛ В БЕЗДНУ.
ОН                 И СМЕЯЛСЯ   И     ПЛАКАЛ .
Я ВЫНУЛ ИЗ ЯЩИКА СПИСКИ РОМАНА И ТЕТРАДИ  И  НАЧАЛ ИХ ЖЕЧЬ.
ИВАН  НЕ СТАЛ ПОДНИМАТЬ РАЗЛЕТЕВШИХСЯ ЛИСТКОВ  И   ТИХО И ГОРЬКО  ЗАПЛАКАЛ.
Я СЛЫШАЛ РАЗГОВОРЫ ПЬЯНЫЕ И ТРЕЗВЫЕ РОБКИЕ  И ОТЧАЯННЫЕ.
ТЕПЕРЬ ПРИТИХ И ОН  И ЛЕТЕЛ БЕЗЗВУЧНО.
ИВАН ЛЕЖАЛ В ИСТОМЕ И ПОГЛЯДЫВАЛ ТО НА ЛАМПОЧКУ  ТО  НА АБАЗУР  ТО НА ЛУНУ.
КОФЕ  ИЛИ ЧАЙ?
КОФЕ  ИЛИ  ЧАЙ  ИЛИ  КАКАО?
НЕ  ТО СНЕГ С ДОЖДЁМ  НЕ  ТО  ДОЖДЬ  СО  СНЕГОМ.
МЫ  НЕ  ТОЛЬКО  ТАНЦЕВАЛИ ПОЛЬКУ  НО  И  ПЕЛИ  МАРСЕЛЬЕЗУ.
В НАШЕМ ГОРОДЕ ЕСТЬ КАК  АВТОБУСЫ  ТАК И ТРОЛЛЕЙБУСЫ.
МАЛ  ДА  ВОНЮЧ.
В ДЕРЕВНЕ ОСТАЛИСЬ  СТАРИКИ  ДА  СТАРУХИ.
ТОЛЬКО МАЛЬВЫ ДА НОГОТКИ  ДА КРУЧЁНЫЙ ПАНЫЧ ЦВЕЛИ ГДЕ-ТО ПО ДОРОГАМ.
МАЛ  ЗАТО  УДАЛ.
ОН ХОРОШО ПЕЛ  ДА И ТАНЦЕВАЛ НЕПЛОХО.
ВЗЯЛ  ДА И СКАЗАЛ.
СЛУШАЛ  СЛУШАЛ   ДА И ЗАСНУЛ.
НИ СТУДЕНТЫ НИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ  НИ АДМИНИСТРАЦИЯ  - НИКТО  НЕ БЫЛ ПРОТИВ.
НИ СВЕТ  НИ ЗАРЯ
НИ ДВА  НИ   ПОЛТОРА
НИ РЫБА НИ    МЯСО
НИ ТО НИ СЁ
И ТАК  И   СЯК
              

                                       ИСКЛЮЧЕНИЯ


1 КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

зОревать    
 рОсток  РОстислав РОстов  рОстовщик  рОсток  рОсточек  вырОсток подростковый   отрАсль
пОлог
плОвец   плОвчиха   плЫвуны
сочЕтать   сочЕтание
рОвесник   урОвень  порОвну  рАвнина
скАчок  скАчу
утварь

рАвнять   = делать  одинаковым,  равным,  равным по размеру, величине, равноценным, уравнивать, сопоставляя, давать одинаковую оценку
уравнять в правах  приравнять поступок к подвигу
сравнять в оплате

рОвнять   -  делать ровным, гладким
сровнять с землёй

ВЫрОвнять -
  1. сделать ровным, гладким 
  2. выпрямить в горизонтальной или вертикальной плоскости, расположить по прямой, направить вдоль прямой /военн. спорт/   Выровнять ряд
ВырАвнЯть - выравнять строки 


пОДрОвнять - сделать более ровным    Подровнять дорожку, волосы, грядку

ПодрАвнять -  сделать одинаковым    размер участка, строчки 



ПОрАвняться , -яюсь, -яешься; совер.с кем (чем). Двигаясь, приблизившись, оказаться рядом с
 кем-чем-нибудь.   Велосипедисты поравнялись друг с другом



УрОвнять    дорогу

УрАвнять    в правах

ПорАвнять  концы верёвок
ПорОвнять дорогу

Спортивные, военные команды    рАвн -  Равнение, равняйсь




2. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

цЫц  цЫплёнок   цЫган  цЫпочки
шОв  шОрох  капюшОн  трущОба  чащОба    трещОтка    ножОвка


3. ПОСЛЕ ПРЕФИКСА

взИмать
сверхИнтересный
межИнститутский

4. СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

оловяННый  деревяННый   стекляННый
свиНой  пьяНый  рдяНый  зелёНый   сиНий  багрЯный
ветреНый

5. ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

медлеННый  неждаННый  негадаННый  невидаННый  неслыхаННый  даННый 


движИмый    брезжУщий 

6. ГЛАГОЛЫ

брить  стелить  1 спр
гнать дышать  слышать  держать  4 на - ать
терпеть вертеть обидеть зависеть  ненавидеть  видеть  смотреть  7 на -еть 

ляг  лягте




  




 РУССКИЙ ЯЗЫК                                            

Сочинение - описание коми игрушки 6б

1. Прочитайте материал, найдите определение слов "кукла", "игрушка" в толковом словаре.


Все игрушки отличает одна особенность: за ними спрятан богатый пласт верований, представлений о мире и человеке, присущий всем финно-угорским народам. Куклы исстари наделялись магическим смыслом, отождествлялись с потусторонними силами, несли определенную энергетику. Несмотря на общие качества, ребячьи забавы у каждого народа имели и свою изюминку.

Например, коми куклы почти никогда не имели глаз, носа, ушей... Их лицо оставалось без росписи, так как считалось, что, обретя черты, они могли ожить и напугать ребенка.

Из каких только материалов народы-сородичи не мастерили игрушки! Традиционная ненецкая кукла, к примеру, изготавливалась из утиного клюва. По древним верованиям самодийских народов, именно птица являлась матерью-прародительницей. Сделав куклу из клюва птицы, мать-ненка пыталась оградить свое чадо от зол и напастей.

У коми-пермяков при изготовлении игрушек в ход шли и трава, и солома, и щепка. В Удмуртии кукол очень часто делали из глины. А также из лоскутков, при этом не используя ни ниток, ни иголок. Скрепленные таким образом обрезки тоже служили оберегом. Кстати, удмурты кукол делали и из полешков, оборачивая их куском ткани. А марийцы свои игрушки тщательно пеленали в холсты.

Здесь, как нигде, куклы были в ходу и в чести. Марийских девочек, впрочем, как и их сверстниц из других финно-угорских регионов, замуж выдавали рано. В дом мужа девочка-жена приносила целый ворох холщовых кукол, иногда до ста штук. Это считалось добрым предзнаменованием: где много куколок, там много детей.

Тулово кукол из соседней с Коми Кировской области сделано из мешочков с зерном. Зерновым нутром игрушки начинялись осенью, после обмолота урожая. Всю зиму дети играли такими кукляками. А весной мешочки вскрывали и сохранившееся таким образом зерно бросали в борозды. Считалось, что эти зернышки наполнились положительной детской энергетикой и дадут хорошие всходы. А кукол из чесаного льна давали  играть больным детям. По поверьям, недуг уходил в лен, куклу после этого сжигали.

2.Рассмотрите изображение  коми куклы -закрутки



3. Познакомьтесь с технологией изготовления куклы -закрутки.

Технология изготовления куклы-скрутки (показ последовательности изготовления).

Изготовление туловища.

1. Скрути лоскут не очень туго, начиная с левого среза.
2. Перевяжи скрутку нитками в двух местах, чтобы получилось шея и талия куклы.

Изготовление головы.

1. Положи в центр белого лоскута ткани комочек ваты. Получилась заготовка для головы.
2. Вложи туловище в заготовку для головы. Перевяжи голову нитками.

Изготовление блузы и рук.

1. Подогни образовавшиеся углы еще раз внутрь, сложи и перевяжи ниткой, чтобы получились руки.

Изготовление сарафана и передника.

1. Возьми лоскуток ткани, оберни на талии куклы, завяжи ниткой, опусти вниз, поправь складки.
2. Возьми лоскуток ткани поменьше, приложи спереди, также завяжи ниткой на талии.
3. Оберни талию тесьмой и завяжи ее концы.

Изготовление головного убора.

1. Выбери треугольную заготовку, завяжи на голове куклы сзади.
2. Или завяжи ленточкой в виде ободка 




4.  Опишите куклу - закрутку подробно.

5. Проанализируйте прочитанный материал, подумайте, чем вы воспользуетесь в своём сочинении.

!!!!! Не ПЕРЕПУТАЙ: мы описываем куклу(предмет) - как она выглядит; не стоит пересказывать процесс её изготовления.


 6. Напиши сочинение.
!! Соблюдайте соотношение частей: всупление и заключение не должны превышать объём основной части

  План.

1. Вступление.
а). Игрушка, её роль в жизни человека.
б). У каждого народа есть своя национальная игрушка( кукла) - ( можно привести пример и сказать несколько слов  об игрушке какого-н. народа: матрёшка - русская....и т.д.)
в). Коми куклы( можете сказать, что у коми куклы своя изюминка, особенность).
2. Описание куклы- закрутки( РАССКАЖИТЕ, КАК ОНА ВЫГЛЯДИТ ПОДРОБНО - ВСЁ, ЧТО ВИДИТЕ на картинке).
3. Кукла - не просто игрушка. Кукла как отражение национального менталитета.( уточни значение слова "менталитет")



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.