Страницы

ПРОБЛЕМА -КОММЕНТАРИЙ-ПОЗИЦИЯ А-ВАША Т/З-2 АРГУМЕНТА-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 http://likbez24.ru/index.php/chasts/item/242-kak-opredelit-problemu-teksta-multimedia


А.Вампилов                "Писать надо о том, от чего не спится по ночам"

ПРОБЛЕМА, -ы; ж. [греч. pro/blēma] 1. Сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании; задача, не имеющая пока решения. Жгучая, острая п. Научные, методологические проблемы. Экономические, политические, экологические проблемы. 

1. Читаем внимательно текст
2. Определяем стиль



Публицистика
художественный

1.       О чем размышления
2.       Ищем ключевые слова

                 Называем героев
         Определяем их соц.роли,
         взаимоотношения с миром
               Характеризуем их действия,    поступки
             Перечисляем их качества







               З СПОСОБА СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ



ПРОБЛЕМА + слово  в Р.П.
ВОПРОС
 ЦИТАТА из текста

Проблема предательства



Что такое предательство?

«..не знаю, спас он меня или предал?»

    3 шага формулирования проблемы
 1.  О чем или о ком текст?
 2.  Что автор говорит об этом "о  чем" или "о ком"? - как к этому относится?/осуждает - утверждает/
 3. Задаем вопрос

"Колобок"
1. О ком говорится?   
2. Какой он -  Колобок? Эти качества осуждаются или приветствуются?
3. ? по этим качествам. 

Проблема текста – это то, ради чего создавался текст. Синонимами к словам «проблема текста» могут быть слова: вопрос, задача. В основе проблемы лежит некое противоречие, конфликт. Расскажу, как я определяю проблему текста «тремя шагами».
Шаг первый: определяю тему текста, т.е. задаю вопрос «о чём или о ком этот текст?». Ну, допустим, о лошади. Это тема текста.
Шаг второй. Определяем идею текста. Мало ли что мог написать автор о лошади? Может быть, он убеждал нас в её верности хозяину или утверждал красоту её бега. Так что второй вопрос «что автор рассказал о лошади в этом тексте?» Допустим, написал о плохом содержании лошадей в современных племенных совхозах. Это уже идея текста. До определения проблемы текста остался один шаг.
Шаг третий. У нас нет текста, но по теме и идее понятно, что автора волнует проблема сохранения племенных животных. Проблему можно записать и в форме вопроса: «Как сберечь для потомков это удивительное животное?». Идея может быть выражена и цитатой из текста, если она соответствует роли проблемы. Например: «Что же вы делаете, современные коневоды?»
Проблем в тексте может быть несколько. Выбирайте одну, которая вам интересна и вы сможете её аргументировать. Обязательно надо научиться определять проблему. Иначе о чём писать? Ведь ваше сочинение - это не рассуждение на свободную тему, а сочинение по заданным параметрам. Проблему надо прокомментировать, позицию автора по отношению к этой же проблеме выразить, своё отношение опять же к проблеме высказать, да ещё и аргументировать (желательно 2 примера из художественной, публицистической или научной литературы).
Ключи
1. Колобок
2. Доверчивый и легкомысленный. Осуждает
3. Как уберечь себя от беды?

 Феликс Кривин "Полусказки"  http://lib.ru/PROZA/KRIWIN/kriv31.txt

    ЛЮБОВЬ

Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию. Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная...

    КОПИЛКА

- Учитесь жить! - наставляла глиняная Копилка своих соседей по квартире. - Вот я, например: занимаю видное положение, ничего не делаю, а деньги - так и сыплются. Но сколько бы денег ни бросали в Копилку, ей все казалось мало. - Еще бы пятачок! - вызвякивала она. - Еще бы гривенник! Однажды, когда Копилка была уже полна, в нее попытались засунуть еще одну монету. Монета не лезла, и Копилка очень волновалась, что эти деньги достанутся не ей. Но хозяин рассудил иначе: он взял молоток и... В один миг лишилась Копилка и денег и видного положения: от нее остались одни черепки.


               

                         ПРОБЛЕМА  =  ВОПРОС
??????? – ряд вопросов
Как преодолеть, поступать…
В чём ценность, сущность…
Чем отличается…
Что значит… происходит, если..
Каким путём ……
Нужно ли…
Что влияет на…
Почему так важно…нужно…
Как связаны….научиться…..
С какими …..
В чём причина…
Какие качества…
Проблема смысла….нравственной оценки…формирования… мировосприятия…воспитания…умения…выбора..трусости..влияния( +/-)… благородства..совести
Что происходит с человеком, если он совершает поступок против своей совести?
Проблема совести
Как мы должны относиться друг к другу?  Является ли   внешняя красота непременным условием успешных взаимоотношений? Красота – обязательная составляющая любви? Этими и другими вопросами задается известный современный писатель Ф.Кривин. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему  силы любви, её преобразующей силы.
КОММЕНТАРИЙ

Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- традиционна эта проблема или нова?
- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
           -  если нова, то что стало причиной ее      появления?
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно),  по мнению автора, что…
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в   средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном… .
Актуальность поставленной автором/нравственной-социальной – философской-экологической/ проблемы не вызывает сомнений, поскольку………………………………………….
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О рассказывает о(повествует, обращается к)…
Автор отмечает…
Автор убежден…
Как отмечает автор, …

Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья
и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы
Примеры
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения).
Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О.
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?).
Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме роли книги в жизни человека.
В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества.
Речевые клише:
- В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает
 (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…
- Текст писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
- Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.
2) Комментарий проблемы
Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование,
а анализ   постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
 Можно выделить два типа комментария:
1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы,
которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста
 (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема?
 (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- традиционна эта проблема или нова?
- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
- если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О.
рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О.
 повествует о… . Особенно грустно (страшно),  по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного  комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель
 не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас.
Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации.
Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является
результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… .
 Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации.
Участники дискуссии уверены в одном… .
3) Позиция автора
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
 Для того  чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:
1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише:
- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…».
 Ф.И.О. убежден: …
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы,
но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
- Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной
лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … .
4) Формулирование собственного мнения
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить,
используя следующие речевые клише:
1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений
 русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….
2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили
 в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…
3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О. . Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны.
 Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется,
является дополнительным аргументом в пользу того, что…
4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости
 своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…
5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…
К сожалению, в наше время часто..
Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя
следующие речевые клише:
1)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что….
Готов объяснить свою точку зрения.
2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы
 автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…
3)Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме.
Я сомневаюсь в том, что…
5) Доказательство собственной точки зрения
Типы аргументов:
- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- примеры из читательского опыта;
- ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа;
- выводы науки и статистические данные;
- события из жизни страны;
- обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:
- тезис,
- аргументация,
- вывод.
Речевые клише:
Первый аргумент:
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример.
 Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
В этом произведении…
- Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики.
 Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним
 дополнительным аргументом в пользу того, что…
- Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется,
является дополнительным аргументом в пользу того, что..
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта,
 которые доказывают необходимость (важность) …
!!!Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
6)Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой,
обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.
Цели заключения
Примеры
1)Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.
3)Сделать прогноз, высказать предположение
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
4)Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию
В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и , часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою  исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности.








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.