Страницы

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

МЕЧТА, -ымн. род. нет; ж. 1. Мысленный образ чего-л., представление о чём-л., сильно желаемом. Заветная м. Давняя м.М. о счастье. Лелеять, беречь мечту. М. провести отпуск на море.Осуществить мечту. 2. Предмет желаний, стремлений; желаемое событие. Хороший муж - м. каждой женщины. Иметь собаку было моей мечтой. Стать моряком - м. ребёнка. Красивое платье - м. девушки. Исполнилась м. М. не сбылась. // Разг. О чём-л., являющемся пределом желаемого для кого-л., самым желанным, почти не осуществимым. Не подарок, а м. Голубая м. 3. О том, что нереально, неосуществимо. Пустая м. Возврат любви - это только м. Напомнить о мечтах детства. 4. Процесс создания в воображении представлений о чём-л. желаемом, предполагаемом или несуществующем, фантастическом. М. об инопланетянах.Помогать мечте о лучшем. Разрушить мечту. Предаваться мечтам. 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, -и; ж. 1. То, что существует на самом деле, реальное существование чего-л.; реальность. 2.Объективные условия жизни людей, окружающая обстановка. Русская д. Современная д. В действительности (на самом деле). 



    1. ТЕЗИСЫ

     Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.


  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.


  • ЛИТЕРАТУРА


    1. А.П. Чехов «Чайка». «Крыжовник», «Вишневый сад», «Ионыч»;
    2. М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»;
    3. А.Н. Толстой «Аэлита»;
    4. И.А. Ильф и Е.П. Петров  «Золотой теленок»;
    5. Х.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка»;
    6. Б. Полевой  «Повесть о настоящем человеке»;
    7. Е. Замятин «Мы»;
    8. В.А. Каверин «Два капитана»;
    9. Дж. Лондон «Мартин Иден»;
    10. О. Хаксли «О дивный новый мир»;
    11. Дж. Оруэлл «1984»;
    12. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»;
    13. М. Де Сервантес «Дон Кихот»;
    14. Ф.С. Фицджеральд  «Великий Гэтсби», «Ранний успех», «Три часа между самолетами»; 
    15. Ш. Бронте «Джейн Эйр»;
    16. Г. Флобер «Госпожа Бовари»;  
    17. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Соловей и роза»;
    18. О. де Бальзак «Шагреневая кожа»;
    19. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»;
    20. Ч. Диккенс «Большие надежды»;
    21. Т. Драйзер «Американская трагедия»;
    22. А. Азимов «Двухсотлетний человек»;
    23. Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»;
    24. Дж. Уоллс «Замок из стекла»;
    25. Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»;
    26. Р. Йейтс «Дорога перемен»;
    27. А. Гавальда«35 кило надежды»; 
    28. Иэн Макьюен «Мечтатель»; 
    29. Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»;
    30. А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»;
    31. М. Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»;
    32. А. Рэнд  «Атлант расправил плечи»;
    33. К. Патерсон «Мост в Терабитию»;  
    34. Ф. Кафка «Замок»;  
    35. В.М. Шукшин «Микроскоп»; 
    36. О. Генри «Мишурный блеск»;
    37. Г. Гессе «Книжный человек»;
    38. Р. Шекли «Лавка миров»;
    39. Р. Матесон «Кнопка, кнопка»;  
    40. Дж. Джойс  «Аравия»;
    41. Г. Горин «Ежик- история о напрасной суете»
      1.  а также:


    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.
    О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.
    Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» многое пережила, чтобы воплотить свою заветную мечту. Женщина страстно желала вернуть своего любимого человека, который пропал. Она перепробовала все возможное, но так ничего и не узнала о его судьбе. И вот однажды она встретила незнакомца, который сделал пугающее предложение: взять крем, намазать все тело и ждать его звонка. После этого должна произойти встреча с иностранцем, который знает о Мастере то, что так хочет узнать Маргарита. Женщина очень испугалась, но решилась на этот шаг. Она навек оставила мужа и всю прежнюю жизнь в довольстве и праздности. Ей пришлось познакомиться с дьяволом и стать хозяйкой на его балу. Она вытерпела и боль, и страх ради любви. В результате героиня смогла вызволить Мастера, но исполнение мечты досталось ей дорогой ценой. Таким образом, чтобы получить желаемое, необходимо приложить усилия, ведь просто так грёзы не сбываются.
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»



    Ф. М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.
    Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.
    А. П. Чехов «Ионыч»
    В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.
    Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А. П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.
    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»



    Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.
    Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отчество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.
    А. Н. Островский «Гроза»
    В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.
    Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А. Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.
    И. А. ГончароВ «Обломов»



    В романе И. А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности (воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого. Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать, поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку непоправимыми и тяжелыми последствиями.
    Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы хотим. В романе И. А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать. Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она, молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который всячески тормозил процесс. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились. Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.
    А. Грин «Алые паруса»
    В произведении Грина «Алые паруса» героиня доказала на своем примере, что даже самые смелые мечты сбываются, если человек верит в них всем сердцем. Когда-то маленькая девочка получила предсказание, что за ней приплывет принц на волшебном судне с алыми парусами. Ассоль поверила в предначертание и стала ждать того таинственного незнакомца, хотя все вокруг смеялись над ее наивностью. Общество вымещало на ней негативное отношение к ее отцу, и девушка росла изгоем. К тому же ее считали сумасшедшей, ведь кто в здравом уме поверит в рассказы о сказочных кораблях и прекрасных принцах? Но героиня упорно верила в свою счастливую звезду, и не зря. Отважный мореход узнал о ее мечте и исполнил ее, решив поддержать красавицу. В итоге Ассоль дождалась исполнения своего желания, несмотря на то, что в нее никто не верил. Таким образом, чтобы реализовать свои грёзы, необходимо быть смелым и независимым человеком, преданным своему идеалу.
    Чтобы исполнить свою мечту, человеку иногда приходится многим пожертвовать. Например, Артур Грэй из повести «Алые паруса» вынужден был покинуть свой дом и разорвать связи с родными людьми, чтобы стать моряком. Его родители были известными аристократами, представителями древней династии. Их единственному сыну была уготована судьба дипломата, ведь отец был важным государственным чиновником. Однако мальчик хотел жить по-другому. Мрачная и помпезная атмосфера особняка его угнетала. Он хотел свободы и разнообразия путешествий. Но семья не одобряла его намерения. Тогда 15-летний юноша сбежал из дома. Ему, без сомнения, было тяжело пойти на этот шаг, но он смог выйти из зоны комфорта. Такова цена исполнения грёз.
    Н. В. Гоголь «Мертвые души»



    Разница между мечтой и желанием становится очевидной, когда мы узнаем, чего же человек хочет от жизни. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» хотел одного: обогащения. Ради этого он колесил по России в поисках помещиков, которые могли бы переписать на него тех крестьян, которые уже умерли. Так, аферист намеревался обманным путем получить ссуду, заложив десятки крепостных, которых на самом деле не было. Очевидно, что Чичиков не гнушался самыми низкими средствами в реализации своих планов. Он не побоялся поставить на кон свою честь, даже свободу, ведь за такие махинации можно попасть под суд. Но стоит ли результат такого риска? Неужели ради денег человек готов пожертвовать всем тем, что у него есть? Это очень мелочный повод. Для мечты простого стремления к наживе мало. Это всего лишь потребительское желание, которое легко удовлетворить. Оно есть у большинства людей, в нем нет ничего такого, что могло бы вдохновить человека. Настоящая мечта – это идеал, едва достижимое чудо, к которому тянется человек. А то, что так прозаично и банально, называется лишь сиюминутной прихотью – желанием.
    Один из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отличался особой мечтательностью. Манилов жил в грёзах, поэтому на словах он казался идеальным помещиком. Он мечтал построить каменный мост через пруд, поставить там палатки и ларьки для купцов, словом, организовать инновационные торговые площадки. Однако все завсегдатаи дома знали, что хозяин рассказывает эту байку не первый год. Также он производил впечатление начитанного и культурного человека, но книга на его столе уже два года открыта на четырнадцатой странице. Дворянин очень заботился о хозяйстве, но ничего в нем не понимал, поэтому управляющий его обворовывал. Манилов жил иллюзиями, которые питали его воображение. Ему достаточно было этих фантомов, он ничего не собирался делать для их реализации. Поэтому ни один из его грандиозных планов никогда не перестанет быть планом.
    А. П. Чехов «Крыжовник»
    Мечта – это прекрасная и вдохновляющая феерия, которая ведет нас по жизни к тому будущему, которое мы хотим. Но если грёзы превращаются в фанатическое стремление, близкое к одержимости, то они могут свести человека с ума. Пример описал А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник». Главный герой больше всего на свете хотел купить свою собственную усадьбу. Там он намеревался выращивать свои любимые садовые ягоды и жить в полном покое. Ради приобретения этого райского уголка он решил растратить всего себя. Мужчина женился по расчету, уморил супругу экономией и скаредностью, да и сам недоедал, лишь бы скопить денег на вожделенную покупку. Все увлечения, чувства, знания были забыты. Николай Иванович жил одной лишь мечтой. В итоге он добился своего, стал барином со своим поместьем и блюдечком кислого крыжовника. Но он жил в одиночестве и полной праздности, не имея ни семьи, ни любви, ни дела всей жизни. Герой стал духовно нищим, распугал всех друзей, даже брату было не по себе в его присутствии. Крайности до добра не доводят, даже если они проявляются в мечтах. Фанатизм разрушает внутренний мир человека.
    В рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» главный герой на своем примере доказал, что нельзя мечтать лишь о материальных ценностях, иначе личность мечтателя деградирует. Николай Иванович всю жизнь стремился лишь к обретению усадьбы, которой из-за долгов лишился его отец. Сын очень болезненно отреагировал на этот инцидент из семейной хроники, и, видимо, это событие повлияло на его мировоззрение. Он готов был пожертвовать всем, лишь бы приобрести поместье с участком, пригодным для выращивания крыжовника. Николай Иванович взял в жены богатую, но немолодую и некрасивую вдову, а вскоре довел ее до смерти своей скупостью. Подобное поведение оттолкнуло всех его знакомых и друзей. Он остался один, но с крыжовником, ведь купил дом и землю. После покупки его родной брат отметил, что новоиспеченный барин опустился и деградировал. Мелкая и эгоистичная мечта привела его к обывательскому существованию, которое никак нельзя назвать полноценной жизнью. Его сытое удовлетворение ничего общего не имеет со счастьем. Именно поэтому нельзя сказать, что все грёзы одинаково возвышенны и прекрасны.
    А. И. Куприн «Олеся»


    В повести А. Куприна «Олеся» героиня обладала мечтательной натурой, поэтому вообразила, что сможет обмануть судьбу. Она обладала магическими способностями, и с помощью карт сделала предсказание, которое предвещало ей боль от связи с возлюбленным. Но юная ведьма была слишком очарована Иваном, а потому позволила мечте об их любви стать явью. Их роман действительно продолжался легко и стремительно, молодые люди были без ума друг от друга. Видимо, из-за этого затмения сознания девушка поддалась разрушительным иллюзиям — поверила в то, что ей необходимо ходить в церковь и вести тот образ жизни, который нравится ее избраннику. Но реальность оказалась жестоким опровержением этого сладостного самообмана: Олесю сильно избили фанатичные прихожанки. Она поняла, что грёзам о союзе с Иваном не суждено пробиться через непонимание и предрассудки общества. Да и мечта о покорении судьбы тоже не сбылась: неумолимый рок следовал за жертвой по пятам. Очевидно, что реальность разрушает наши фантазии тогда, когда мы находимся под одурманивающими чарами любви и позволяем себе мечтать о том, что просто не может сбыться.
    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» мечта героя так и не сбывается, потому что он все время переносил срок ее реализации и, в конце концов, умер. Он всю жизнь работал, наживал капитал, строил свой бизнес, а потому мало времени уделял семье и досугу. Так, из человека он превратился в господина без имени и индивидуальных черт. Герой стал обыкновенным коммерсантом, в котором удавалось разглядеть лишь наличие денег. А ведь мечтал он о другом — о счастливой жизни с близкими людьми, о путешествиях и новых ощущениях. Но мужчина слишком поздно понял, что ему действительно дорого. Так и не доехав до заветной цели путешествия, он умер на первой же остановке. Все его грезы разбились о неспособность разобраться с приоритетами. Важное он отложил на потом, и в результате ничего не сбылось.
    Н. В. Гоголь  «Невский проспект»


    Не все мечты одинаково полезны для человека. Некоторых из них действительно стоит бояться. Например, художник из книги Гоголя «Невский проспект» увидел на главной улице города прекрасную незнакомку. Он тут же влюбился и последовал за ней в надежде на знакомство. Воображение творческого человека наделило девушку каким-то магическим очарованием. Он шёл за ней, и даже как будто бы видел с ее сторонне знаки внимания, но оказалось, что милая барышня вела его в публичный дом. Увидев злачное место, герой опешил и убежал прочь. Дома он отчаянно тосковал по молодой женщине, точнее по своему видению с Невского проспекта. Он наделял его внеземной красотой, обладающей гипнотическим притяжением. Он тут же задумал спасти свой идеал, вырвать его из лап порока. Но повторный визит в публичный дом показал, что желание было несбыточным. Девушка презрительно расхохоталась в ответ на проповеди художника. Все его иллюзии с грохотом разрушились. Он не смог этого пережить. Вывод можно сделать такой: не стоит впечатлительным людям гнаться за сомнительными идеалами. Им надо бояться своей разыгравшейся фантазии.

    §  Крушение надежд на воплощение мечты может больно ранить человека и лишить его стимула к жизни. Например, герой повести Гоголя «Невский проспект» разочаровывается в мечте о спасении прекрасной незнакомки. Юная брюнетка, которую он увидел на улице, оказывается работницей из дома терпимости. Пискарёв сильно переживает по этому поводу, но решает вызволить девушку из плена порока. Опиум сильно распалил его воображение, и в состоянии наркотического опьянения мужчина уже не мог адекватно воспринимать действительность. Придя в публичный дом, он стал проповедовать отказ от аморального образа жизни. Естественно, героиня только посмеялась над гостем. Она и не собиралась ничего менять. А Пискарёв не выдержал крушения надежд и покончил с собой. Несчастный человек просто не смог больше жить, лишившись своей безумной мечты, поэтому последствия разрушения грёз были столь трагичны.


    1. М.А. Булгаков  «Мастер и Маргарита»
      • Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.
      • О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.
    2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
      • Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.
      • Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.
    3. А.П. Чехов «Ионыч»
      • В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.
      • Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А.П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.
    4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
      • Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.
      • Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отчество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.
    5. А. Грин «Алые паруса»
      • Главная героиня – Ассоль – верит, что однажды за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша и заберёт её и её отца Лонгрена. Их семья живёт в небольшой деревушке на берегу моря и кормится лишь тем, что продаёт деревянные игрушки, которые мастерит Лонгрен. Ассоль и её отца не любят жители деревни, обвиняя главу семейства в гибели богатого лавочника. Они изгои, которым мало кто готов помочь, поэтому Ассоль мечтает уехать в прекрасную страну, где люди умеют любить и прощать, а не мечтают лишь о самом примитивном и грубом. И её желание исполняется.
    6. М. Горький «Старуха Изергиль»
      • Данко мечтает о свободе для людей своего племени, ради этого он не жалеет собственной жизни, вырывая сердце из своей груди, чтобы его ярким огнём осветить путь, по которому племя пытается выбраться из непроходимого леса и смрадных болот. Герой делает это, несмотря на то что люди озлобились на него и желают его смерти, не веря, что он сможет выполнить своё обещание и вывести их на волю. Данко любит и жалеет людей, поэтому и мечта его связана с ними, с лучшей жизнью для них, именно поэтому он без сожаления жертвует собой.
    7. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
      • В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.
    8. А.С. Пушкин «Метель»
      • В повести «Метель» А.С. Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью. Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель. В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой жизни.
    9. Л.Н. Толстой «После бала»
      • В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.
    10. А.Н. Островский «Гроза»
      • В пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.
      • Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А.Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.
    11. И.А. Гончаров «Обломов»
      • В романе И.А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности (воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого. Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать, поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку непоправимыми и тяжелыми последствиями.
      • Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы хотим. В романе И. А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать. Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она, молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который всячески тормозил процесс. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились. Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.

    Почему между мечтой и реальностью простирается пропасть?                   СОЧИНЕНИЕ
       Каждый человек хотя бы раз в своей жизни предавался мечтам. Кто-то мечтает о славе, кто-то — о карьере и большом заработке, а кто-то — о взаимной любви и простом счастье. Все мы мечтаем, но не у каждого из нас получается осуществить свои задумки. Так почему же между мечтой и реальностью простирается пропасть? Почему не всегда получается исполнить свою мечту? Этому есть много объяснений. Во-первых, мечте следует быть реальной, чтобы ее возможно было осуществить в жизни. Не стоит мечтать о чем-то заоблачном и совершенно недосягаемом. Человеку всегда следует трезво оценивать свои возможности и другие обстоятельства, прежде чем задумывать что-либо. Во-вторых, мечта так навсегда и останется мечтой, если человек не будет предпринимать никаких мер для ее реализации. Разве может человек, прозябающий свою жизнь перед экраном телевизора, неожиданно стать успешным бизнесменом или космонавтом? Разумеется, нет. И еще одно, очень важное правило для достижения своей мечты: мечта должна быть правильной. Да, именно правильной. Не следует мечтать о том, что в конечном итоге погубит твою жизнь и сделает тебя абсолютно несчастным человеком. Мечта должна быть окрыляющей, глубокой, стоящей и способствующей твоему духовному росту. Мечта — это то, ради чего человек живет, и очень важно выбирать такие мечты, которые благотворно скажутся на всей его дальнейшей жизни.

        Проблема мечты и реальности широко обсуждается в русских классических произведениях.
    Обратимся, например, к творчеству Ивана Алексеевича Бунина. В своих произведениях автор часто задумывается о мечте и ее влиянии на человеческую жизнь. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» показана весьма печальная история некоего Господина, которому автор не дал ни имени, ни фамилии. Этим приемом Бунин демонстрирует нам, что таких, как Господин, среди нас множество, и что его история не единственная в своем роде. Некий Господин всю жизнь работает, чтобы сколотить приличный капитал и отправиться в путешествие. Наконец, этот день настает, и мужчина действительно уезжает со своей семьей. Его всюду окружает богатство и достаток, но как он выглядит со стороны? Господин предстает перед читателем глупым, бездуховным, нравственно бедным человеком, вся жизнь которого заключается в пустом увеселении. Он только и делает, что ест, пьет да спит, более его ничто не тревожит. Я думаю, что Господин не всегда был таким, и как многие из нас, мечтал о более светлом, более духовном. Но, к сожалению, он пошел по ложному пути. Его мечты превратились в абсолютно бесцельное существование, которое в конечном итоге его и погубило. Он забыл об истинной мечте, о том, что хотел стать счастливым. Между его мечтой и реальностью пролегла бездонная пропасть. В конце концов Господин погибает самой глупой, самой нелепой смертью, которую только можно представить. Его не спасают богатства и нажитый капитал, он умирает подобно любому бедняку, и даже его семья не особо жалеет о кончине.
    На примере Господина Бунин показывает нам, насколько сильно человек может уйти от мечты, как сильно он может заблудиться и забыться в жизни. Этот герой вновь доказывает нам, что мечта должна озарять жизненный путь, и о ней никогда не стоит забывать.

        Обратимся к другому произведению Ивана Алексеевича Бунина под названием «Легкое дыхание» из цикла рассказов «Темные аллеи». В нем автор повествует нам о жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской, мечтающей о «легком дыхании», про которое она вычитала из книги отца. «Легкое дыхание» – это то, чем женщина может очаровать любого мужчину. В конце концов Оля действительно добивается своей мечты, но девушка совершенно забывается, и это заканчивается для нее печальными последствиями. Оля Мещерская выступает примером того, какой опасной может быть наша мечта. Героине следовало быть аккуратнее со своими грезами и не погружаться в забытье. Но тем не менее, мечта девушки действительно стала реальностью, в отличие от фантазий ее классной дамы. Бунин строит свой рассказ на антитезе, противопоставляя Олю Мещерскую ее классной даме. Как уже было сказано, Оля добивается своей мечты, хоть она и приводит к ее гибели, но что мы можем сказать о классной даме? Между ее мечтами и реальностью пролегает необъятная пропасть. Классная дама живет выдумками и фантазиями, но никак не способствует их осуществлению. Она думает о блестящей карьере брата, у которого для таковой нет ни способностей, ни возможностей; затем, после смерти Оли, ходит на ее могилу, хотя это никому совершенно не нужно. Глядя на этих двух героинь, мы убеждаемся, что необходимо действовать, чтобы осуществить свои мечты.

       В  заключениЕ  хочется вспомнить старинную русскую поговорку: «Человек без мечты, что птица без крыльев». Это действительно так. Человеку необходимо мечтать, чтобы жить и развиваться, но всегда стоить помнить о том, что необходимо выбирать правильные мечты, иначе между мечтой и реальностью может образоваться бескрайняя пропасть.






    Пословицы и поговорки о мечте и реальности:

    • Без желания дела не сделаешь. 
    • Без мечты не проживёшь.
    • Была бы охота — заладится любая работа.
    • Дурак мечтает о богатстве, мудрец — о счастье.
    • Мечта — крылья, не знающие усталости.
    • Человек без мечты  что птица без крыльев.
    • Не всё сбывается, о чём мечтается.


    Цитаты о мечте:

    • «Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал» (М. фон Э.-Эшенбах).
    • «Именно в мечтах рождаются новые идеи... Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни человека...» (А.С. Яковлев).
    • «Надо мечтать, как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее» (М.М. Пришвин).
    • «Есть две трагедии в жизни человека: одна - когда его мечта не осуществляется, другая - когда она уже
    • «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты» (Э. Рузвельт).
    • «Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней» (У.С. Моэм).
    • «Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл» (А. Франс).
    • «Мечта могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она высшая реальность? Она душа сущего» (А. Франс).
    • «Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию» (А. Франс).
    • «Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта!» (А.А. Блок).
    • «Мечты слабых - бегство от действительности. Мечты сильных формируют действительность» (Ю. Бестер). 
    • «Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить» (А. Эйнштейн).
    • «В горе, в несчастии утешают себя мечтами» (А. Гумбольдт). 
    • «Единственное, что разрушает мечты, это — компромисс» (Р. Бах).
    • «Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако тебе, возможно, придётся для этого потрудиться» (Р. Бах).
    • «Тот, кто мечтает, — предтеча того, кто мыслит. Сгустите все мечтания — и вы получите действительность» (В. Гюго).
    • «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям» (В. Гюго).
    • «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь» (В. Гюго).
    • «Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании» (А.Н. Радищев).
    • «Провидению не задают вопросов. Если действительность недоступна, чем плоха тогда мечта? » (Р.Б. Марсианские хроники).
    • «Действительность плохо вяжется с мечтами...» (П. Коэльо).
    • «Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне больше незачем будет жить на свете» (П. Коэльо  Алхимик).
    • «Лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты сражался» (П. Коэльо «На берегу»).
    • «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого» (Л.Н. Толстой).
    • «Воспоминание — это мечта о прошлом. Мечта — это воспоминание о будущем» (О. Муравьева).
    • «Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном» (Д. Карнеги).
    • «Все романтические мечты рассыпались в прах, соприкоснувшись с действительностью, холодом и одиночеством» (Э.М. Ремарк. Жизнь взаймы).
    • «Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет» (О. Уайльд).
    • «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего» (К.Г. Паустовский).
    • «Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем» (К.Г. Паустовский).
    • «Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком» (О.де Бальзак).
    • «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» (Н.В. Гоголь).
    • «Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным» (П. Буаст)
    • «Мечта и действительность сливаются в любви» (В. В. Набоков).
    • «Мечтам и годам нет возврата» (А.С. Пушкин)
    • «Мечтатель часто верно определяет будущее, но он не хочет дожидаться его. Он хочет своими усилиями приблизить его. То, на что природе нужны тысячи лет, он хочет видеть совершенным во время своей жизни» (Г.Э. Лессинг).
    • «Ничто так не губительно для мечты, как её реализация». (А. Шопенгауэр).
    • «В страстных мечтаниях все кажется возможным, но когда действительность вдруг предстаёт перед глазами, мы с ужасом возвращаемся к прежним взглядам» (Ж. Санд. Консуэло.)
    • «Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву» (Д.И. Писарев).

    Цитаты о реальности:


    • «Воздушные замки гораздо долговечнее настоящих» (С. Федин).
    • «Очень легко составлять планы, но еще легче их не выполнять» (В. Георгиев).
    • осуществилась» (Д.Б. Шоу).
    • «У всякого нормального человека бывает период, когда он предпочитает вымысел - факту, ибо факт - это то, чем он обязан миру, в то время как фантазия - это то, чем мир обязан ему» (Г.К. Честертон).
    • «Существует только один героизм: видеть мир таким, каков он есть, и любить его» (Р. Роллан).
    • «Мы сами творим свою реальность» (А. Ноэль).
    • «Ваша фантазия - предвестник той жизни, которая становится реальностью» (А. Эйнштейн).
    • «Действительность — это иллюзия, хотя и очень стойкая» (А. Эйнштейн).
    • «Реальность, словно мощная пощечина...»  (Д. Киз).
    • «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются» (О. фон Бисмарк)
    • «Единственная реальность – Жизнь!» (Р. Бах).
    • «Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, — начните делать то, что никогда не делали» (Р. Бах).
    • «Действительность порой творит настоящие чудеса» (В. Гюго).
    • «Вот какова сила музыки, самой могущественной из волшебниц: стоит ей взмахнуть своим жезлом и произнести магическое слово — и действительность исчезает, а призраки, рожденные вашим воображением, одеваются живой плотью» (М. Твен).
    • «У меня воображение, а у тебя действительность» (Ф.М. Достоевский).
    • «Постепенно действительность превращается в недействительность» (И.А. Бродский).
    • «И мне снилось, будто то, что я считал действительностью, есть сон, а сон есть действительность» (А.П. Чехов).
    • «Воображение — на то и воображение, чтобы восполнять действительность» (В.О. Ключевский).
    • «Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность» (У. Дисней).
    • «Реальность это не просто то, что существует само по себе, а то, что в значительной степени каждый из нас конструирует или изобретает» (И. Ялом).
    • «И я понял, что в истинной реальности нет ни счастья, за которым мы мучительно гонимся всю жизнь, ни горя, а лишь эта высшая точка, где нет ни вопросов, ни сомнений — и где не смеет находиться человек» (В. Пелевин).
    • «Намного легче похоронить действительность, чем избавиться от грёз» (Д. Митчелл).
    • «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь» (Ж. Верн).
    • «Опасно не отличать ту действительность, в которой мы живем, от той, в которой мыслим» (А. Генис).
    • «Величайшим гениям человечества никогда не удавалось воплотить в действительность свои идеалы…» (Д.К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки).










    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.