Страницы

СЕРЕБРЯНЫЙ век


Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века) и характеризующееся небывалым подъёмом и расцветом лирики. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай ОцупСергей Маковский 

«Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в
1890-1917 год
 Название взято из поэмы античного поэта Гесиода "ТРУДЫ И ДНИ" (  о 5 веках существования человечества)) http://topinworld.ru/gesiod-trudyi-i-dni-chitat-onlayn.html

 
Если желаешь, тебе расскажу хорошо и разумно
Повесть другую теперь. И запомни ее хорошенько.
109 Создали прежде всего поколенье людей золотое
110 Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недосгаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
120 [Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.]
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
[Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая]
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
130 Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.
140 После того как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных,
Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
150 Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,
155 Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше —
Славных героев божественный род. Называют их люди
160 Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,
Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
170 Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
180 Зевс поколенье людей говорящих погубит й это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.]
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
190 И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
200 Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет




-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По-прежнему существует реализм, зарождается модернизм
модернизм - общее название новых направлений,противостоящих реализму
реализм                                                                            модернизм
                                                                        противостояние реализму
                                                        дискредитация здравого смысла
                                                  стремление к иррациональному

Литературные течения и объединения в поэзии

Символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А. А. БлокА. БелыйВ. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм = Адамизм[


Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип МандельштамМихаил ЗенкевичГеоргий Иванов и другие.

Футуризм


Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в КиевеХарьковеОдессеБаку.

Кубофутуризм


В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого,эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир ХлебниковЕлена Гуро,Давид и Николай БурлюкиВасилий КаменскийВладимир МаяковскийАлексей КручёныхБенедикт Лившиц.

Эгофутуризм


Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим ШершеневичРюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна».
Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай КлюевПётр ОрешинСергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм



Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатажанархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий МариенгофВадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.
                                                    РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ


символизм
Акмеизм
Адамизм
Футуризм
Будетляне
                                                            Представители
Д.Мережковский, Блок, Белый, Брюсов, Ф.Сологуб, В.Соловьёв, Бальмонт, Вяч.Иванов,З.Гиппиус
Н.Гумилев, Ахматова, С.Городецкий
«Цех поэтов»
Маяковский, Хлебников, И.Северянин, Бурлюки
                                                        Манифесты литературные/программа/
«Опричинах упадка и о новых течениях современной РЛ»
«Элементарные слова о символической поэзии»
«Наследие символизма и акмеизм»
«Некоторые течения в современной русской поэзии»
«Пощёчина общественному вкусу»
«Садок судЕй II «
                                                            Принципы, эстетика
Высшая реальность – тайна, потусторонняя жизнь, постигаемая через подсознание через использование символов
Символ
Мистическое содержание
Расширение худ.впечатлительности
Язык намёков
Мир – жёрнов,перемалывающий чел.судьбы – концентрировали в своей поэзии боль и разочарование эпохи, обращались к мотивам боли, тоски, смерти
Возвращение слову первоначального смысла, воспевание материальной природы, естественной жизни, открытие вновь ценности чел.жизни
Декларировали разрыв с традиц.к-рой9Сбросить Пушкина, Толстого  с корабля современности),утверждали эстетику современной урбанистической цивилизации,передавая ощущение гибели старого мира и рождения нового. Стремление передать хаотичный ритм жизни, мгновенную смену настроений через:
Звукоподражание
Словотворчество/окказионализмы=авторские неологизмы/
Свободный синтаксис
Отказ от знаков препинания


Реализм и модернизм вступают в сложные вз.отн-я, используя достижения друг друга, обогащаясь и развиваясь.                                                                Александр  БЛОК




                                                      

1. Это выучить
                                    *      биограф. данные
отец-=проф. Варшавского университета
дед -проф.ботаники, ректор Петербург. университета Бекетов


имение Шахматово
жена - Любовь Менделеева, дочь великого химика Дм. Менделеева


                    Высокие идеалы  и предчувствие перемен в лирике Блока

- увлечение философией Владимира Соловьёва, а именно идеей Мировой Души=Вечной Женственности=Софии=Царицы Небесной, которая станет знаком изменения и преображения всего сущего. Согласно теории, всё земное надо рассматривать через отношение к небесному, вечному. Поэт в стихах создает образ Вечной Женственности( у Блока это  образ ПРекрасной Дамы) , с которой связано ожидание хороших перемен, преображения людей, их жизни.  Близость к Мировой душе проявляется в любви к миру. А любовь мировая проявляется через любовь индивидуальную, в частности через любовь к женщине.

- Блок - символист
*сквозные образы-символы Блока   весна  заря  туманы  ветер  сумрак  тени  сны
ветер - знак приближения Мировой Души
утро весна - надежда на встречу с Прекрасной Дамой
заря  звезда солнце  белый свет = синонимы Прекрасной Дамы
зима  ночь  - разлука, торжество злого начала
синий лиловый цвет- крушение идеала
жОлтые цвета=пошлость жизни( через О)

- Блоку свойственно трагическое мироощущение, но его он воспринимает как свойство самой жизни; в его творчестве и в жизни чередуются душевный подъём и депрессия, разочарование
- поэт предчувствует перемены: ждёт хорошего от того, что происходит в стране, со временем понимает, что перемены несут трагедию

- предназначение поэта видит  говорить правду,  находить и     передавать гармонию, разъяснять смысл истории, служить Добру, Красоте, Истине

- считает, что человек, забывший Красоту и Добро, обречён на гибель

темы - соц, философ, нравств-эстетич.:
судьба России, отрыв интеллигенции от народа,  культуры - от нравственных истоков, соц. нищета, любовь


2. Прочитать стих-я стр.73-75, ответить на вопросы, найти в стих-х   тропы    символы  определить тему-проблему-идею
                             

                                              СЕРГЕЙ ЕСЕНИН


* биограф. данные
-село Константиново в крестьянской семье
-окончил учительскую школу со званием"учитель школы грамоты" в селе Спас- Клепики
- з брака, 3 детей, последний - с амер. танцовщицей Айседорой Дункан


                                                Творчество
- в Москве был членом Суриковского кружка( лит-муз, Суриков - поэт) - пробуждается интерес к общественным вопросам
- в Петрограде знакомство с Блоком, С.Городецким, Горьким, Н.Клюевым - поэтом, его приняли и прозвали "рязанским Лелем", "рязанским Дафнисом"
* Дафнис - герой-пастух, легендарный изобретатель пастушеской лирики
*Лель- слав. бог любви и брака
- В составе гр. "Краса" - пропаганда нац. старины, охранение быта русской деревни, Клюев взял над Есениным лит. и дух. руководство
- 1916г. - 1 сб. "Радуница" - стихи о крестьянской России
-с 1918г. отдаляется от деревни и ведёт богемный образ жизни, устремляясь к городу
- принял Революцию, но со временем приходит ощущение потерянности исчезавшей из-под ног историч. и нравственной почвы - крестьянского мира
- в конце настроение разочарования в новом строе
- Есенин - остался верен патриархальной Руси,  деревне. Ему претили насилие новых хозяев над деревней,, их бездуховность. Он - поэт деревенской Руси


                                          *Особенности лирики
1. народно-песенная основа лирики ( дед и баба пересказывали сказки, Библию, пели частушки, в доме постоянно были странники, поломники) - отсюда частушечные ритмы . напевность
2. цветопись
3. интимная интонация( лиричная, доверительная, задушевная)
4. использование диалектной лексики
5. сплав стилевых пластов - литер. языка+диалекты+узорочье метафор, церковно-религиозная струя, народно-песенная стихия - в этом своеобразие есенинского поэтического языка
6. Природа одухотворена
7. одно прир. явление изображено через другое                 Сыплет черёмуха снегом...
8. Основные темы: судьба деревни, тема Родины, любовь, предназначение человека, тема природы, философская тема( о жизни..)


!!! Выучить стих. наиз.
     Проанализировать с89-95, определить темы, назвать тропы



           
                                                   
                                                        Владимир              МАЯКОВСКИЙ
1. "Я сам" - автобиография
2. М-футурист - представитель пролетарской поэзии - трад. реалист, поэт- лирик
3. принял революцию, однако, видя перегибы в новом строе, считал своим правом указывать на существующие недостатки и бороться с ними,  что власти не нравилось, за что и пострадал
4. Многогранность поэта Маяковского: начинал как футурист, видел предназначение поэта в служении новому строю: поэзия - инструмент утверждения нового строя, поэт - выполняет социальный заказ, служа обществу, строю, людям, решая актуальные проблемы( соц, полит, культурн) - представитель пролетарской поэзии, при этом, несмотря на самобытность, новаторство поэзии, Маяковский - создатель истинной поэзии в лучших традициях реализма

                                ПОЭТИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО МАЯКОВСКОГО
1. Публицистичность, агитационность поэзии поэзии( ** публицистика - л-ра, посвящённая насущным соц. вопросам с целью воздействия на общественное мнение)
2. лесенка  - способ записи стих.строк (  усиление значения слова)
3. тоническая система
4. авторские неологизмы=окказионализмы( М. придумывает много новых слов - словотворчество)
5. яркие развёрнутые метафоры за счёт соединения несоединимого

                                     ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ поэта
М. считал, что поэт должен выполнять соц. заказ - в этом его главная задача : поэзией помогать решению насущных проблем - соц, политич, культур. ( например: существует к-либо соц. проблема - поэт затрагивает её в своих стихах)

                                                           

                 

                       МАРИНА  ЦВЕТАЕВА

1.      Творческий облик Цветаевой многолик: поэт, прозаик, драматург, исследователь литературы,  , парадоксальный мыслитель – истоки её многогранности- в её яркой индивидуальности

2.      Ощущение трагизма мира, в котором «уюта  - нет, покоя – нет».
3.      Лирический герой Цветаевой – не знает покоя, стремится к активному действию: жить – значит страдать, бороться, всё испытать, изведать;  тонко чувствует красоту, любит жизнь, это сильная, яркая личность
4.      Внимание к мелочам»Нет ничего не важного!»
5.      Психологизм, ассоциативность, алогизм, эмоциональность повышенная, напряжённость мысли, дисгармония стиля, разрыв слов на слоги, усиленная метафоричность, сочетание трагичности восприятия жизни,  её быстротечности, предчувствие смерти и  одновременная жажда жизни, любовь к ней, разорванность стихотворных строк
6.      Темы – любви      жизни и смерти     детства   дома   бессонности   Москвы    души  
7.      Любовь – открывает поэзию мира, раскрепощает, она нежна, мудра, делает человека щедрым душой
8.      Творчество поэта – святое, слово спасает душу художника,  оно противостоит небытию, смерти, являясь нравственной опорой, предназначение поэта-бороться с ограниченностью, косностью, бездуховностью,  у поэта есть дар пророчества

                                      ЦИКЛ  « СТИХИ О МОСКВЕ»

  Москва  -воплощение гармонии, она светла, в ней средоточие всех путей, это сердце Родины, часть души
Звучит мотив святости и праведности

  Москва – это Россия, с её фольклором, традициями, природой, народом, природой, то, что даёт силы







                             АННА АХМАТОВА ( ГОРЕНКО)

                                    Особенности поэтики
- ясный , понятный язык( от акмеизма)
- простая лексика
-внимание к мелочам, обыденным деталям
-психологизм - изображение внутреннего мира человека, психологически правдиво
-умение обрисовать характер, эмоцию ОДНОЙ деталью( перчатка, рука, кольцо, тюльпан в петлице)
-изображение внутреннего через внешнее
-её стихи - нечто похожее на большой роман - пунктирная сюжетность
-атмосфера тайны
-излюбленный приём - ОКСЮМОРОН сочетание несочетаемого) - "спокойно и жутко" и приём УМОЛЧАНИЯ, намёков, недосказанности, рауз
- она - поэт гармонии, учит умению оставаться человеком, учит духовной стойкости

                                  ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ

=ТЕМА ЛЮБВИ-центральная
=откровенность, искренность сочетается со строгой гармонией, лаконичной  ёмкостью языка - Ахматова- русская САПФО ( =САФО)
=не преувеличивает чувства - говорит о простом человеческом счастье и обычных горестях: разлука, измена, одиночество, отчаяние- что близко и понятно каждому
=любовь не изображается идиллически, безмятежно, а наоборот - в критическом состоянии: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства
=тема любви переплетена с темой творчества ( Муза иЛюбовь соперничают, но поэтическая слава не заменит счастья любви)
= любовь земная - это и любовь к миру, к земле, к народу
=идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради неё даже личным счастьем
=её поэзия - не только исповедь влюблённой женщины, это исповедь человека, живущего горем, болью родной земли, народа







                     

     НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

ФИЛОСОФСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ
* ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПОЭТ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОДЧИК
-  в период ученичества подражал Маяковскому, Блоку,  Есенину , затем нашёл оригинальный поэтический метод
-  переводы :  Рабле    Ш Руставели    де Костер   «Слово о полку Игореве»

 ОСНОВНАЯ ТЕМА ЛИРИКИ -  ФИЛОСОФСКАЯ
-   увлекался поэзией  Баратынского,   Тютчева,   Гёте,   Хлебникова
-   читал труды Г.Сковороды , работы К.Э.Циолковского 

-  в основе философской лирики Заболоцкого – НАТУРФИЛОСОФИЯ – представление и мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении.  Развитие мира происходит от хаоса к гармонии, основную роль в этом преобразовании природы играет человек, т.к. « сознание глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека» ( Тимирязеву К.),  но он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу
  
*** «Вчера, о смерти размышляя…»

              И ГОЛОС ПУШКИНА БЫЛ НАД ЛИСТВОЮ СЛЫШЕН,
              И ПТИЦЫ ХЛЕБНИКОВА ПЕЛИ У ВОДЫ.
              И ВСТРЕТИЛ КАМЕНЬ Я . БЫЛ КАМЕНЬ НЕПОДВИЖЕН,
              И ПРОСТУПАЛ В НЁМ ЛИК СКОВОРОДЫ.
 
***Поэма «Торжество земледелия»
   2. Страдания животных
 СМУТНЫЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ
СИДЕЛИ, НАПОЛНЯЯ ХЛЕВ,
           И РАЗГОВОР ВЕЛИ СВОБОДНЫЙ,
    ДУШОЙ ПРИРОДЫ ОВЛАДЕВ.


*** «Лицо коня»
ЛИЦО КОНЯ ПРЕКРАСНЕЙ И УМНЕЙ.
ОН СЛЫШИТ ГОВОР ЛИСТЬЕВ И КАМНЕЙ.
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ! ОН СЛЫШИТ КРИК ЗВЕРИНЫЙ
И В ВЕТХОЙ РОЩЕ РОКОТ СОЛОВЬИНЫЙ.

 ***
ЧИТАЙТЕ, ДЕРЕВЬЯ, СТИХИ ГЕСИОДА…


·        - Природа подвижна, это единство и противоборство стихий
·        Чувство постоянного обновления мира в целом и в каждой личности
                  КАК МИР МЕНЯЕТСЯ, И КАК Я САМ МЕНЯЮСЬ…


·     -   Радостное восприятие жизни и серьёзные философские переживания
·      -  Образное переживание философской мысли
·      -  Звукопись
·      -  Скульптурная изобразительность ( образы мира объёмны, осязаемы, их легко представить )

** «Север»
В ВОРОТЫХ АЗИИ, СРЕДИ ЛЕСОВ ДРЕМУЧИХ,
ГДЕ СОСНЫ ДРЕВНИЕ СТОЯТ, КУПАЯ В ТУЧАХ
СВОИ ЗАКОВАННЫЕ ХОЛОДОМ ВЕРХИ;
ГДЕ ВОЛКА ВАЛИТ С НОГ ДЫХАНИЕ ПУРГИ…
!!!!!!!!!!!!!!! стихи выучить





                                                   БОРИС ПАСТЕРНАК

* В начале творческого пути входит в поэтические группы "Центрифуга"( близкую футуристам) и    ЛЕФ (ЛЕвый Фронт искусства) вместе с Маяковским
* Автор романа "Доктор Живаго", за который был удостоен Нобелевской премии ( началась травля - отказался)

                        КАК МЕНЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАНЕРА ПОЭТА

 Вначале - увлечение прихотливыми, сложными и многообразными ассоциациями.
 Затем -  стремление писать просто, ясно, прозрачно, отвращение ко всяческой помпезности, парадности, выспренности( устар. = высокопарность, напыщенность, чрезмерная торжественность, украшенность) красивым, НО ничего не значащим фразам

                                 ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ
* любовь соединена с ощущением красоты и правды
*человек и вселенная мыслятся самостоятельно, но  в естественной связи, общности
* в природе, мире, истории ничего не надо менять, их законы сами всё сделают наилучшим способом
* Пастернак - человек и поэт, для которого главное - быть свободным, правдивым, морально честным во всём, моральные категории преобладали над социальными
* избегал выпячивания своей личности, своего творчества, не хотел прислуживаться
* старался откликаться на соц.проблемы, быть душой с новым строем, НО социалистическую действительность видел такой же КОСНОЙ (косность = отсталость, невосприимчивость к новому),  АМОРАЛЬНОЙ, как и прежнюю, капиталистическую
!!!* Пастернак видит, что в новом обществе произошли ЭТИЧЕСКИЕ перемены(и это для поэта трагедия ) :человеческое горе вызывает отнюдь не сочувствие,  а считается позором. А ведь отношение к бедным, убогим, скромным людям - это показатель нравственного состояния народа.  Ergo, общество морально испорчено, если в нём к "бедным людям", неуспешным  относятся презрительно.
* Отсюда - уход в мир ПРИРОДы, её КРАСОТы, т.к. она никогда НЕ меняет своей прекрасной, простой и ясной сущности
* кстати, поэт  внимателен ко всем подробностям природы, её состояниям, настроению, он ЛЮБИТ жизнь и хочет, чтобы её Все полюбили























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.