Страницы

ОГЭ сочинение по фразе и по слову

                                                7 КЛАСС      9 - НИЖЕ

                                          СОЧИНЕНИЕ ПО  СЛОВУ

                                "  Что такое....................................................?"

1. Вступление. Тезис - объяснение значения слова + комментарий к нему ( расскажите, насколько часто  это качество, свойство встречается в нашем мире и т.п., нужно ли оно нам)
2. 2  примера -аргумента, подтверждающих ваше мнение
                             -первый - из текста    2 - из жизненного опыта
3. Заключение- вывод.  Дайте оценку этому качеству, надо ли его воспитывать, культивировать

* 3 - 4  абзаца
* последовательность изложения мыслей
* аргументы + комментарии к ним обязательны
* знание определений понятий

                       Как правило, предлагаются термины из области этики
                  Используй слова
Нравственное качество( = моральное)
духовная ценность
способность




                                                   СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ВЕЛИКОДУШИЕ, -я; ср. Наличие высоких душевных качеств; щедрость души, благородство, снисходительность. Проявить в. В порыве великодушия. 


Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь
  • Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.
  • Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.
  • Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.
  • Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.
  • Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.
  • Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.

ЗАБОТА, -ы; ж. 1. о ком-чём. Беспокойная мысль о чём-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности. Жить без забот. Много забот у кого-л. З. о будущем, об урожае. З. о пропитании, о потомстве, о детях, о здоровье. // (с инф.). Дело, задача. Твоя з. устроить ребёнка в ясли. З. обеспечить себе кусок хлеба. 2.Внимание к нуждам, потребностям кого-л.; попечение о ком-л. З. о больном. Проявить заботу. Благодарность за заботу. //обычно мн.: заботы, -бот. Хлопоты. Не избежать вечных забот по хозяйству.  Без забот. Беспечно, легкомысленно. Не моя (твоя, его и т.п.) забота. Не моё дело; меня не касается. Не было заботы! О неожиданном и неприятном деле.
ЛЮБОВЬ, -бвитв. -бовью; ж. 1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-л. Материнская л. Л. к другу.Сыновняя л. к матери. * Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой (Лермонтов). // Чувство расположения, симпатии к кому-л. Л. к одноклассникам. Братская л. ветеранов войны. 2. Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. Жениться по любви. Первая л.Страстная, пылкая л. Девичья л. К ним пришла л. Вечная л. * Любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем (Пушкин).Совет да любовь (пожелание жениху и невесте, молодым супругам). // Разг. Половые отношения, интимная связь. Быть в любви с кем-л. Крутить л. с кем-л. Заниматься любовью. Прижить в любви ребёнка (родить от внебрачной любовной связи). 3. чья, кого. Разг. О человеке, внушающем такое чувство. Моя л. Эта девушка - л. моего сына. 4. к чему. Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л. Л. к театру. Л. к книгам. Относиться с любовью к приключенческой литературе. //Пристрастие к чему-л., предпочтение чего-л. Л. к сладкому. Л. к труду. Из любви к искусству (о бескорыстной работе, деятельности, отвечающей склонности человека, его желаниям и т.п.). 
ДРУЖБА, -ы; ж. 1. Отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости, общности интересов и т.п. Многолетняя, старая, давняя д. Крепкая, прочная, верная д.Горячая, искренняя нежная д. Братская, мужская, солдатская, фронтовая д. Завязать дружбу с кем-л. Жить в любви и дружбе.Сделать что-л. из дружбы, в знак дружбы. Водить дружбу с кем-л.(поддерживать такие отношения). Сделать что-л. не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из расположения). 2. Отношения между народами, странами, государствами, основанные на доверии, взаимопонимании и невмешательстве во внутренние дела друг друга. Д. народов. Политика мира и дружбы. Договор о дружбе и взаимопомощи. Встреча глав государств проходит в обстановке дружбы и взаимопонимания. Нерушимая, непоколебимая д. Посадить дерево дружбы (как символ таких отношений между народами). Поезда, рейсы дружбы (в СССР: туристические поездки в дружественные страны с какой-л. культурной или общественно-политической целью).<Дружеский; Дружественный (см.). 


ПОДВИГ, -а; м. 1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический п. // чего или с опр. Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный п. П. труда. П. чести, славы. П. искусства.// чего. Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви. П. страсти. П. преданности, самопожертвования. 2. мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон. О неблаговидных поступках, похождениях, проделках. Подвиги на любовном поприще
ГЕРОИЗМ, -а; м. Самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига. Г. защитников Родины. Г. жителей блокадного Ленинграда
МУЖЕСТВО, -а; ср. Присутствие духа в опасности, в беде и т.п.; храбрость, бесстрашие. Беззаветное м. Проявить м. Воспитание мужества. М. не покидало кого-л. // Душевная стойкость, смелость. Иметь м. признаться в чём-л
БЛАГОРОДСТВО, -а; ср. 1. к Благородный (1-2, 4 зн.). БЛАГОРОДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно. 1. Отличающийся безукоризненной честностью, самоотверженностью, великодушием; свойственный ему. Это был на редкость б. человек. Б-ые чувства. Б. поступок, порыв. Б-ая задача, идея, мысль. // Проникнутый самоотверженностью, великодушием. Б-ая цель. Б-ые черты лица. 2. Выделяющийся своими особыми качествами, изяществом; исключительный. Б-ая красота. Б-ая простота линий.  2.Высокая нравственность, самоотверженность и честность.Проявить б. по отношению к товарищу. 
МИЛОСЕРДИЕ, -я; ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить м. Чувство милосердия. Накормить кого-л. из милосердия. Сестра милосердия (устар.; =медицинская сестра). Брат милосердия(устар.; о мужчине, выполняющем обязанности сестры милосердия). <Без милосердия, в зн. нареч. Очень сильно, немилосердно. Ломать что-л. без милосердия. Огонь жжёт без милосердия. 
СОЧУВСТВИЕ, -я; ср. 1. Отзывчивое, участливое отношение к горю, переживаниям кого-л.; сострадание. Проявить с. Искать сочувствия у друзей. С. чужому горю. Сделать что-л. из сочувствия к кому-л. 2. Благожелательное отношение к кому-, чему-л.; поддержка, одобрение. Выразить полное с. чьим-л. планам. Обращение писателя к исторической теме встретило общее с.
СОСТРАДАНИЕ, -я; ср. Сочувствие, жалость, вызываемые чьим-л. страданием, несчастьем. Испытывать глубокое с. к кому-л.Вызвать, возбудить в ком-л. с. Сделать что-л. из сострадания.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср. Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л.

     Сочинение
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.      
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с  детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)






                                                     9 КЛАСС


ЛЮБОЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ состоит из
ТЕЗИСа
                   АРГУМЕНТов
                                                 ВЫВОДа

Тезисом, с которого вы начинаете сочинение, является ИЛИ объяснение смысла слова, ИЛИ истолкование смысла фрагмента(фразы) текста, ИЛИ комментарий по поводу высказывания на лингвистическую тему.  ТО, что вы НАПИСАЛИ вначале, и ЕСТЬ ТЕЗИС. Его НАДО вам ДОКАЗАТЬ. Это вы делаете во втором абзаце, приводя  2 примера из ТЕКСТА ( в случае соч. по слову 1 пример из текста + 1 пример из жизни)


СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ФРАЗЕ


Сочинение-рассуждение С2.2 ГИА 2012 Алгоритм написания сочинения по Егораевой Г.Т.
1.Аналитическая работа с текстом
1) Что важно автору проследить в повествовании? Размышляем о смысле последних фраз текста, формулирование тезиса.

2) Работа над сочинением

 Вступление.(Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых,… Во-вторых,…
Вывод. Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что …

 Памятка.
 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить. 3. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. 4. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. 5. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. 6. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). 7. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).


 Варианты вступления.

 Смысл последних строк текста...../можно указать ФИО автора/ говорит нам о том, что…
  Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  Я считаю, что мысль автора  текста, выраженная в следующем фрагменте ".............", заключается в том, что …
 Автор текста ............./ФИО автора/ привлекает читателя к размышлению над вопросом...
 По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  Смысл данного отрывка/финальные строки/ я понимаю так: …
  В  фразе"............"  автор../ФИО/ выражает мысль о том, что…



 Текст
 (1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал. (2)- Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка. (3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. (5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.(9)И однажды веник зацвел. (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега. (12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение. (14)- Багульник! - буркнул он и пошел прочь. (15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами. (19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством. (21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался? (24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто... (26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте. (27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём. (28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: "Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!" (35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков: (38)- Она тебя ждет. (39)- Ты болей, не волнуйся... (40)- Я болею... не волнуюсь...(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать. (42)- Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы. (44)- Тебе не попадет дома? (45)- Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю. (46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем. (47)- Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся... (48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса. (49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника... Сочинение-рассуждение Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением писатель хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа. Поначалу одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки Коста тоже вызывал неприятные чувства. Это подтверждают предложения № 2 , 15 - 18. Но однажды ребята и учительница изменили своё мнение о Косте. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 19, 20. Из указанных примеров следует, что это произошло благодаря неожиданно расцветшему багульнику, прутики которого Коста принёс в класс (предложения 5-11). Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, Женечка сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам (предложения 27 – 48). Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце. Таким образом, обращаясь вновь к последнему предложению данного текста, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так же неожиданно, как красота багульника. (190 слов) Задание С2.2 Напишите сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.(8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


 Сочинение . 
      Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое.       
        Попробую доказать справедливость своего суждения. Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.
       Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27.Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти. 
          Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз - потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

    
                                                            ШАБЛОНЫ


ШАБЛОН - 1

КАК НАЧАТЬ?                    ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

  1 Текст  такого-то автора заканчивается словами: "................".  На мой взгляд, речь идет о том, что......................
   2 Текст  такого-то автора заканчивается словами: "................". По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
   3 Текст  такого-то автора заканчивается словами: "................". Я понимаю эти строки так:
  4. В тексте такого-то автора есть следующие строки: "......................". Думаю, речь идёт о том, что.......................



АРГУМЕНТЫ  их 2
  Попробую доказать справедливость своего суждения.
................................................../высказываете мысль/ - это подтверждает предложение №..
      
..........................................................  . Это доказывает предложение№...

ВЫВОД

Таким образом, ......................
Итак, ........................................

пример сочинения см. выше

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
ШАБЛОН - 2
В тексте ФИО автора рассказывается о…….(вкратце основное)
Первый аргумент, связанный с высказыванием.
Второй аргумент, связанный с высказыванием.
Именно эту мысль раскрывает автор в заключительных предложениях текста. (толкование цитаты)

14.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «— Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!»

                                             Пример:
В тексте Ю.Олеши рассказывается о друзьях Пушкина. В дружной веселой компании лицеистов все восхищались стихами юного поэта. А самым большим поклонником был Виленька.
Виленька считал поэзию частью своей жизни. Однако стихи давались ему очень непросто. В то время как Пушкин сочинял стихотворения легко. Произведения «удивительного сверстника» восхищали Виленьку, он уважал талант Пушкина, любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин. Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство.
Настоящую дружбу не может разрушить нелепая шутка. Именно поэтому Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремился во что бы то ни стало загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться. Для него дружба и преданность Пушкина несомненны.
Вот почему в заключительных предложениях текста Виленька восклицает: «— Ах, Пушкин! … Ведь я знаю, что ты добрый друг!» Эти слова мальчика еще раз подчеркивают крепость и нерушимость дружбы между героями.

_______________________________________________________________________________ СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ ПО СЛОВУ

  ШАБЛОН 14.3.       

Что такое……? Каждому знакомо и привычно это слово, но не каждый сможет четко объяснить, что оно обозначает. Для меня ….. - это….. (даем свое понимание, как можно подробнее) В тексте ФИО есть пример ……
Аргумент из текста.
Кроме того, расскажу о ……………. (аргумент из жизни)
Таким образом,…………….(вывод).





   ВАРИАНТ 1

14.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то  такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 Текст изложения
 Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
 Текст КИМ

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
                                                                 Сочинение
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.      
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с  детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)
Материал по теме
Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество.
 Словарь русских синонимов

Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.
Проявления человечности в повседневной жизни
  • Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
  • Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
  • Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
  • Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
  • Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
Крылатые выражения о человечности

·         Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.
- Георгий Александров -
·         Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта.
- Конфуций -
·         Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
- Василий Сухомлинский -
·         Любовь, надежда, страх и вера, вместе взятые, составляют человечность. Это знаки, приметы и свойства человечности.
- Роберт Браунинг -
·         Человечность – это осмысленное чувство, только воспитание его развивает и укрепляет.
- Клод Адриан Гельвеций -
·         Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.
- Жан-Жак Руссо


                        ВАРИАНТ 2

14.3.Природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в нём отведено животным, которые не только умиляют нас, но и порой поражают своими благородством, способностью любить и жертвовать собой. Чтобы подтвердить свои слова, приведу конкретные примеры.

          В тексте М. Лоскутова рассказывается о странной собаке с нелепой кличкой Борожай. Странности этого сторожевого пса заключались в том, что он был труслив и сентиментален, играл с цыплятами и даже нянчился с котятами. А однажды во время пожара ценой собственной жизни Борожай спас телёнка. Этот пёс - хороший пример того, как нужно относиться к тем, кто слабее и беззащитнее тебя.

          Известны также случаи, когда животные бросаются на помощь людям. Например, в 2004 году в Таиланде во время цунами слон спас маленькую девочку, которая в момент стихии находилась на пляже.  Как только по берегу ударила огромная волна, слон подхватил ребёнка своим хоботом, водрузил себе на спину и побежал в сторону ближайшей возвышенности. Животное тщательно прикрывало малышку своим телом от каждого очередного удара волны. Так, благодаря слону, девочка осталась жива.

          Поистине, мир живой природы ещё будет удивлять нас невероятными историями, и нам, людям, можно многому поучиться у братьев наших меньших. (179 слов)

  (1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.   (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.   (13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду? (23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.   (32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. (По М. Лоскутову)






14.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой те¬зис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:

14.3.Что такое дружба? Каждому знакомо и привычно это слово, но не каждый сможет четко объяснить, что оно обозначает. Для меня дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, поддержке, понимании. Друг поможет в трудную минуту, поднимет настроение. Рядом с настоящим другом не страшны никакие беды.
 В тексте Ю.Олеши есть пример истинной дружбы. Пушкин и Виленька – друзья с юности. Виленька восхищался талантом своего «удивительного сверстника», любил его. Теплой дружбой отвечал мальчику и Пушкин.
Маленький поэт ценил стремление Виленьки к поэзии, его старание и упорство. Нелепая шутка Пушкина не стала преградой дружбе героев. Пушкин, прочтя «обидные строки» в адрес своего друга, тут же почувствовал угрызения совести, бросился просить прощения, стремясь во что бы то ни стало загладить вину. Но Виленька и не думал обижаться.
Также приведу в пример своего друга. Мы вместе с самого детства, и я уверен в его верности и честности. Ему я могу доверить любой секрет, на него могу рассчитывать в трудную минуту. Так же и он не сомневается во мне. Он знает, что я всегда помогу и поддержу. Надеюсь, наша дружба никогда не разрушится.

Таким образом, дружба очень важна для каждого человека. Истинная дружба выдержит любые испытания. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.