Страницы

"На человека ты,кукла, вполне походила" (по рассказу Е.И.Носова "Кукла").

Цели:
-формировать навыки анализа художественного текста;
-охарактеризовать особенности композиции рассказа;
-прийти к мысли о необходимости формирования нравственной культуры;
-развивать представление о философии всеединства;
-формировать представление о жизни как важнейшей ценности;
-воспитывать такие нравственные качества, как милосердие, неравнодушие, чувство ответственности за всё происходящее.
                                            

                                                                Ход урока


1. Слово учителя                                                   



 Е.И. Носов - писатель, "опалённый огнём войны", возможно, поэтому так чутко реагирующий на малейшее проявление бездуховности, безответственности, нравственной расхлябанности и духовного убожества.
  В жанровом отношении его творчество не отличается разнообразием: ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения даёт Е.Носову возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других классиков.                                                                                                    





2. Беседа                                                                                                                        

                                                             
? Знаете ли вы, как назывался рассказ первоначально? 
    
? Чем можно объяснить смену названия? На что делает акцент автор новым заголовком?

? Когда образ куклы появляется в произведении впервые? Зачитайте фрагмент текста.
Фактически, большая часть произведения формально не связана с образом "главной" героини. Но это лишь на первый взгляд.
? На какие смысловые части делится рассказ? Составьте план:
а). Липина яма
б). Перевозчик Акимыч
в). Спустя несколько лет поехал и не узнал реки.
г).Избыл старый речной извоз Акимыча.
д).Военная история Акимыча.
е). Встреча прошлой осенью                                        
ж).Вот.гляди...
з). Похороны куклы..." Всего не закопать..."
? Каким композиционным элементам соответствуют названные части? 
 развёрнутая экспозиция............................
 завязка.........................................................
кульминация...............................................
развязка.......................................................
Сюжет рассказа - адинамический, в нём мало действия.
?Как вы думаете почему?
Главное , по мнению автора, уже случилось . Что же это главное? 
( глумление над куклой )
? Почему сей факт так потряс Акимыча? Это же всего неодушевлённый предмет.
   - Составьте свой ассоциативный ряд к слову"Кукла" ( кукла - некий символ. Чего именно? Понятия могут быть абстрактные : детство - счастье - чистота-любовь- человек-душа....)

3. Виртуальное путешествие в мир куклы                 






       матрёшка                                                                                           
                                                                                                 Финно-угорская кукла       

                                      Кукла тильда




4. Выступления обучающихся.
? Расскажите о своей любимой игрушке.
? Вспомните детские стихотворения (А.Барто), произведения( "В дурном обществе" В.Короленко) , в которых возникает образ игрушки. В чём особенность их изображения,отношений с ребёнком. Какую воспитательную роль играют (сыграли)эти произведения в нашей жизни?

5. Словарно-орфографическая работа
  Детство человека - это "детство" человечества: как и дети, наши первобытные предки верили, что всё имеет душу. Это представление о существовании духа, души у каждой вещи называется
 АНИМИЗМ
 Формой анимизма является АНТРОПОМОРФИЗМ - перенесение присущих человеку психических качеств явления природы.
 ? В основе какого тропа лежит антропоморфизм? (олицетворение).

6. Беседа

? Так почему всё же потрясло? Чем?
? Связана ли судьба куклы с судьбой Акимыча, военными страницами его жизни? Может. вид куклы ему что-то или о чём-то напомнил? (фашистская идеология, высшая раса - низшие расы, концлагеря, фашистские лаборатории, эксперименты; фашизм - преступление против человечества)
? Продолжите предложение, используя слова из вашего ассоциативного ря- да:"преступление" против куклы - это преступление против..........................
? Был ли этот случай единичным проявлением зла?
? Как вы понимаете слова "Многие притертепись к худу"?
? Есть ли предпосылки этого "худа" в рассказе?
? Почему рассказ начинается с экспозиции, не имеющей отношения к случаю
   с куклой?
  - прочитайте первое предложение, есть ли в нём метафорический смысл?
  - что часами кружилось в омуте?
  - о каком отношении к природе говорит эта деталь?
 Экспозиция готовит нас к кульминационному событию, она - метафора состояния души человека - не только реку заилило, но и душу....
 Так создаётся кольцевая композиция
равнодушие к                                  ?                         равнодушие к
 природе                                                                     кукле

 Мир един в своём многообразии, природа-кукла-человек-зверь - звенья единой цепи.

? Есть ли сила, противостоящая этому всеобщему равнодушию?

равнодушие к                                                                                   равнодушие к
природе                      ------                     АКИМЫЧ       -------                   кукле

И всё же финал рассказа печален - "Всего не закопать..." О чём говорит Акимыч?

7. Наши выводы

Автор затрагивает проблемы ..........................................
 Мир ед...............
 Отношение к миру - проявление  нашей..............................
 Человек обязан соответствовать своему высокому................................



                                 ПОМНИ: МИР ТВОЕЙ ДУШИ - В ТВОИХ РУКАХ!
















                                                 

   

   .

4 комментария:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.