Цели:
-формировать навыки анализа художественного текста;
-охарактеризовать особенности композиции рассказа;
-прийти к мысли о необходимости формирования нравственной культуры;
-развивать представление о философии всеединства;
-формировать представление о жизни как важнейшей ценности;
-воспитывать такие нравственные качества, как милосердие, неравнодушие, чувство ответственности за всё происходящее.
Ход урока
1. Слово учителя
Е.И. Носов - писатель, "опалённый огнём войны", возможно, поэтому так чутко реагирующий на малейшее проявление бездуховности, безответственности, нравственной расхлябанности и духовного убожества.
В жанровом отношении его творчество не отличается разнообразием: ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения даёт Е.Носову возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других классиков.
Е.И. Носов - писатель, "опалённый огнём войны", возможно, поэтому так чутко реагирующий на малейшее проявление бездуховности, безответственности, нравственной расхлябанности и духовного убожества.
В жанровом отношении его творчество не отличается разнообразием: ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения даёт Е.Носову возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других классиков.
? Знаете ли вы, как назывался рассказ первоначально?
? Чем можно объяснить смену названия? На что делает акцент автор новым заголовком?
? Когда образ куклы появляется в произведении впервые? Зачитайте фрагмент текста.
Фактически, большая часть произведения формально не связана с образом "главной" героини. Но это лишь на первый взгляд.
? На какие смысловые части делится рассказ? Составьте план:
а). Липина яма
б). Перевозчик Акимыч
в). Спустя несколько лет поехал и не узнал реки.
г).Избыл старый речной извоз Акимыча.
е). Встреча прошлой осенью
ж).Вот.гляди...
з). Похороны куклы..." Всего не закопать..."
? Каким композиционным элементам соответствуют названные части?
развёрнутая экспозиция............................
завязка.........................................................
кульминация...............................................
развязка.......................................................
Сюжет рассказа - адинамический, в нём мало действия.
?Как вы думаете почему?
Главное , по мнению автора, уже случилось . Что же это главное?
( глумление над куклой )
? Почему сей факт так потряс Акимыча? Это же всего неодушевлённый предмет.
- Составьте свой ассоциативный ряд к слову"Кукла" ( кукла - некий символ. Чего именно? Понятия могут быть абстрактные : детство - счастье - чистота-любовь- человек-душа....)
3. Виртуальное путешествие в мир куклы
3. Виртуальное путешествие в мир куклы
Финно-угорская кукла
Кукла тильда
4. Выступления обучающихся.
? Расскажите о своей любимой игрушке.
? Вспомните детские стихотворения (А.Барто), произведения( "В дурном обществе" В.Короленко) , в которых возникает образ игрушки. В чём особенность их изображения,отношений с ребёнком. Какую воспитательную роль играют (сыграли)эти произведения в нашей жизни?
5. Словарно-орфографическая работа
Детство человека - это "детство" человечества: как и дети, наши первобытные предки верили, что всё имеет душу. Это представление о существовании духа, души у каждой вещи называется
АНИМИЗМ.
Формой анимизма является АНТРОПОМОРФИЗМ - перенесение присущих человеку психических качеств явления природы.
? В основе какого тропа лежит антропоморфизм? (олицетворение).
6. Беседа
? Так почему всё же потрясло? Чем?
? Связана ли судьба куклы с судьбой Акимыча, военными страницами его жизни? Может. вид куклы ему что-то или о чём-то напомнил? (фашистская идеология, высшая раса - низшие расы, концлагеря, фашистские лаборатории, эксперименты; фашизм - преступление против человечества)
? Продолжите предложение, используя слова из вашего ассоциативного ря- да:"преступление" против куклы - это преступление против..........................
? Был ли этот случай единичным проявлением зла?
? Как вы понимаете слова "Многие притертепись к худу"?
? Есть ли предпосылки этого "худа" в рассказе?
? Почему рассказ начинается с экспозиции, не имеющей отношения к случаю
с куклой?
- прочитайте первое предложение, есть ли в нём метафорический смысл?
- что часами кружилось в омуте?
- о каком отношении к природе говорит эта деталь?
Экспозиция готовит нас к кульминационному событию, она - метафора состояния души человека - не только реку заилило, но и душу....
Так создаётся кольцевая композиция
равнодушие к ? равнодушие к
природе кукле
Мир един в своём многообразии, природа-кукла-человек-зверь - звенья единой цепи.
? Есть ли сила, противостоящая этому всеобщему равнодушию?
равнодушие к равнодушие к
природе ------ АКИМЫЧ ------- кукле
И всё же финал рассказа печален - "Всего не закопать..." О чём говорит Акимыч?
7. Наши выводы
Автор затрагивает проблемы ..........................................
Мир ед...............
Отношение к миру - проявление нашей..............................
Человек обязан соответствовать своему высокому................................
ПОМНИ: МИР ТВОЕЙ ДУШИ - В ТВОИХ РУКАХ!
Кукла тильда
4. Выступления обучающихся.
? Расскажите о своей любимой игрушке.
? Вспомните детские стихотворения (А.Барто), произведения( "В дурном обществе" В.Короленко) , в которых возникает образ игрушки. В чём особенность их изображения,отношений с ребёнком. Какую воспитательную роль играют (сыграли)эти произведения в нашей жизни?
5. Словарно-орфографическая работа
Детство человека - это "детство" человечества: как и дети, наши первобытные предки верили, что всё имеет душу. Это представление о существовании духа, души у каждой вещи называется
АНИМИЗМ.
Формой анимизма является АНТРОПОМОРФИЗМ - перенесение присущих человеку психических качеств явления природы.
? В основе какого тропа лежит антропоморфизм? (олицетворение).
6. Беседа
? Так почему всё же потрясло? Чем?
? Связана ли судьба куклы с судьбой Акимыча, военными страницами его жизни? Может. вид куклы ему что-то или о чём-то напомнил? (фашистская идеология, высшая раса - низшие расы, концлагеря, фашистские лаборатории, эксперименты; фашизм - преступление против человечества)
? Продолжите предложение, используя слова из вашего ассоциативного ря- да:"преступление" против куклы - это преступление против..........................
? Был ли этот случай единичным проявлением зла?
? Как вы понимаете слова "Многие притертепись к худу"?
? Есть ли предпосылки этого "худа" в рассказе?
? Почему рассказ начинается с экспозиции, не имеющей отношения к случаю
с куклой?
- прочитайте первое предложение, есть ли в нём метафорический смысл?
- что часами кружилось в омуте?
- о каком отношении к природе говорит эта деталь?
Экспозиция готовит нас к кульминационному событию, она - метафора состояния души человека - не только реку заилило, но и душу....
Так создаётся кольцевая композиция
равнодушие к ? равнодушие к
природе кукле
Мир един в своём многообразии, природа-кукла-человек-зверь - звенья единой цепи.
? Есть ли сила, противостоящая этому всеобщему равнодушию?
равнодушие к равнодушие к
природе ------ АКИМЫЧ ------- кукле
И всё же финал рассказа печален - "Всего не закопать..." О чём говорит Акимыч?
7. Наши выводы
Автор затрагивает проблемы ..........................................
Мир ед...............
Отношение к миру - проявление нашей..............................
Человек обязан соответствовать своему высокому................................
ПОМНИ: МИР ТВОЕЙ ДУШИ - В ТВОИХ РУКАХ!
.
Большое спасибо за этот материал, он нам очень пригодился.
ОтветитьУдалитьбуду стараться!
ОтветитьУдалитьОчень интересный и полезный материал !!!
ОтветитьУдалитьЯ согласен с Семёном, ОЧЕНЬ интересно.
ОтветитьУдалить