Страницы

РОДНой - 5


  
1 УРОК.  РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык — это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ  /Иван Мележ, писатель/.    -выучи наизусть
Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/

Запомни выделенное синим цветом.

Русский язык – средство общения и мышления. / это функции  языка/
 Язык – это система знаков.
Речь – это язык в действии.
Язык тесно связан с жизнью общества: он обслуживает его, выступая в качестве средства межнационального общения / объяснить/.
Русский язык – государственный язык РФ / к примеру, в Канаде 2 гос.языка: англ. и франц./
Русский язык  - родной язык русского народа. / объясни/
Русский язык – язык художественной литературы /объясни/.
Русский язык связан с культурой русского народа. Каждое общество, обслуживаемое конкретным языком, имеет и национальную культуру. Эта культура получает отражение в языке.
Пример/объясни /
Русс. В Тулу со своим самоваром    =  анг. В Ньюкасл со своим углем= немец. На Рейн со своей водой.
Еще пример: «взвесить полкило яиц» - для русского фраза бессмысленна, а для жителя Финляндии имеет смысл,т.к. там яйца продают на вес.

**************************************************

Для пересдачи. Прочитай фразы выше. Вставь пропущенные слова/ так было на проверочной /


Русский язык – средство ...........................и.........................
 Язык – это система ........................
Речь – это .............. в ...........................
Язык тесно связан с жизнью........................: он обслуживает его, выступая в качестве средства меж................................. общения .
Русский язык – ........................................язык РФ
Русский язык  - родной язык русского народа. / объясни/
Русский язык – язык художественной литературы /объясни/.

Русский язык связан с ................................... русского народа. Каждое общество, обслуживаемое конкретным языком, имеет и национальную культуру. Эта культура получает отражение в языке.





УРОК 2 - УСТНО!!!

ПРОЧИТАЙ. ВСТАВЬ БУКВЫ. ЗАПОМНИ , КАК ПИШУТСЯ СЛОВА.

Сергей Скачко -  1. вставь пропущенные буквы 2.стихотворение для   диктанта  /запомни знаки/
С бл..гоговеньем пр..касайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори св...тло и упивайся
Бе з/с брежным рус...ким языком.
В..здушно лёгок, сочен, вкус..н,
Суров и неж...н, многолик.
Во всех    м..лодиях искусен
Наш уд...вительный язык.
Ему к лицу и термин  у. з/с. кий,
И междометий вздох и клич,
Г...рдись, что понима...шь рус...кий,
Ст..райся глуб...ну постичь.

ПРОЧИТАЙ /    для ознакомления  /

                                  МАЛЫЕ жанры фольклора

Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету, обычно предполагается как вопрос для отгадывания.
Большинство ученых связывает их возникновение с довольно распространенным явлением в жизни древних –с иносказательной, тайной речью, которая использовалась и в военных, и в дипломатических делах, и в повседневной хозяйственной жизни. Её необходимость обусловливалась многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека.
В 1865 году в Удмуртии впервые стали организовывать вечера, где старые загадывали загадки молодым по темам.

Значение загадок велико: они  развивают ум, дают возможность точно определять предмет.                                                                                 / рассуждение/
Художественное своеобразие загадок:
1) олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ:
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
  1. разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Прямое сравнение: Длинна, как дорога,
Коротка, как блоха(Жизнь)

Я, как песчинка, мал и землю покрываю,
Я из воды, и сам её рождаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (Снег)

Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно.
(Подсолнух)
Отрицательное сравнение или противопоставление:
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.(Книга)
Строение загадок:
  1. загадка - краткое сообщение из одного предложения:
Стоит Антошка на тонкой ножке.(Гриб.)
  1. загадка – рассказ:
Шла девка с гор, несла на себе семь кож,
а как её раздевали, все над ней рыдали. (Лук)                      / повествование/
3. загадка – описание:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (Петух)                    / описание/
  1. загадка – вопрос:
Кто родится с усами? (Кот)
  1. загадка – задача:
Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек? (4)

ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ
  • предмет, о котором загадывается загадка, не называется;
  • говорится о похожем на него предмете;
  • называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.

Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть,ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности,помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи,придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.
Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, который во многом остаётся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках,переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей,к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению.
Как отличить пословицу от поговорки?
Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но поговорка в еще большей степени чем пословица, передает эмоционально- экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать прежде всего чувства говорящего. Например, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».
Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами.Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла,чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.Таково выражение «Свинью подложить», то есть устроить кому-нибудь неприятность.Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Разницу между ними народ выразил в пословице: «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречение на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений.
Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица - непростое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни,наблюдения народного ума.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия,переходить из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа.
Насильственное крещение в христианскую веру легло рубежом в народном сознании и вызвало к жизни пословицу«Добрыня крести мечом, Путята – огнем». Пословицы, появившиеся после крещения Руси, стали сочетать древнейшие языческие представления с новой верой – воедино соединились языческие боги и христианские святые: «Егорий и Влас – всему богатству глаз».
Веками жили в народе пословицы, отражавшие зависимость крестьянина от светских и духовных феодалов:от князей и монастырей. Не менее четко выразилась в пословицах непосредственная связь крестьянского труда с природой и зависимость от ее капризов, прочность сложившегося патриархального уклада в семье, в «мире» (общине).
В эпоху сложившихся феодальных отношений крестьянство стало крепостным. Появилось много пословиц о крепостных порядках. Крестьяне, осознавшие свое бесправие, говорили: «Мирская шея толста» (вынесет много).
Нашествие татаро-монгольских завоевателей обострило чувство связи с родной землей.Многочисленные патриотические пословицы русского народа восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи».
Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на деревню: «И дорог товар из земли растет».Вступление на путь товарно-денежных отношений, превращение крестьян в товаропроизводителей отразились в тысячах пословиц, проницательно вскрывающих безжалостные законы рынка: «Денежка не бог, а полбога есть». «Деньгам все повинуется».
В пословицах отразился не только «большой» мир важнейших общественных отношений, но и мир «малый» - жизнь частная, отношения людей друг к другу в семье, в домашней жизни. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора,сокрушался ли о здоровье близких, размышлял ли о скоротечности жизни – на все случаи были пословицы.
Вы, наверное, думаете, что в наши дни поговорки и пословицы не появляются уже. Еще как создаются, а случается, что и непосредственно у нас на глазах. Просто мы зачастую основательно не прислушиваемся к словам собеседника, а они могут нести глубочайший смысл. Не пропускайте мимо своих ушей умные изречения, запоминайте все поучительное и с большой охотой и радушием, делитесь мудростью со всеми теми, кому она нужна. Ведь всякая пословица недаром сказывается, так, во всяком случае, говорит народная мудрость. Их любят и ценят, их разумеют и с большим желанием безустанно повторяют вновь и вновь. А иначе и быть не могло, ведь поговорки и пословицы — эта золотая нить любого языка, учитель и помощник.


Урок 3
Орфоэпия - наука, изучающая правила / =  нормы/ произношения слов
правило = норма
орфоэпическая норма
                                                     учить
1. правильно ставим ударение

слИвовый     грУшевый  кУхонный
красИвее

тОрты бАнты Иксы шАрфы  свЁкла
 жалюзИ  квартАл  каталОг
газопровОд  нефтепровОд мусоропровОд

звонИт  долбИт сверлИт  включИт  включИшь

избалОванный избаловАть

2. Варианты произношения/  оба варианта допустимы/

твОрог  и творОг
кулинАрия  и кулинарИя
мЕльком и мелькОм 
тЕфтели и тефтЕли

3.



 Твердый согласный перед Е
Мыгкий согласный перед Е
ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика  сви/ тэ / р
ма[к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с[х']ема, к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель.

  
4.                              Ознакомиться !!



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации"
Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко Ирина Леонидовна  -     запомнить

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 782 с.


Урок 4


1.      Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.

  1. Мама__________________ чехол на чемодан.
  2. Девочка________________ куклу Катю.
  3. Старший брат___________ сестру.
  4.  Сегодня девочка________ новые туфли.
  5. Брат___________________ часы на руку.
  6. Мальчик_______________ стрекозу на булавку.
  7. Девочке подарили игру « ________ медвежонка».
  8. Бабушка_________________ внука.
  9. Бабушка______________ новое пальто.
  10. Космонавт_________________ скафандр.

2. Задание : Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость/ вспомнить определение,см.Учебник РЯ 1 часть/

1. Стая
А. Верблюдов
2. Табун
Б. Коров
3. Караван
В. Любопытных
4. Отара
Г. Демонстрантов
5. Косяк
Д. Овец
6. Стадо
Е. Рыб
7. Толпа
Ж. Пчел
8. Колонна
З. Голубей
9. Рой
И. Лошадей
10. Группа
К. Туристов

Проверка работы.
( 1.З, 2.И, 3.А, 4.Д, 5.Е, 6.Б, 7.В, 8.Г, 9.Ж, 10. К)

6.К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора.
Речь идет о тавтологии. Тавтология - повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. (Переписать в тетрадь)
Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.

Задание: Исправьте ошибки
Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали.
Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.

Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.

7.      Задание. Засоряют нашу речь, делают ее неправильной слова- паразиты, слова-сорняки. Найдите эти слова в стихотворении.

Такая, в общем, история.
Жил- был этот, как его.
Ну, и значит, и того.
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так сказать.
А жену звали Ну…
А соседа звали Это…
А его родители-
Видишь ли и Видите ли…
А еще какой- то Э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну, и значит, и вообще…
                    Э. Мошковская.


Урок 5

                                       ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Грамматические нормы – это правила образования и использования форм разных частей речи и синтаксических конструкций/ правильно образовываю форму слова и правильно строю предложение-располагаю слова в предложении/

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.
Послушайте :
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зуб.
- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?
А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?
В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

                                            Давайте запомним некоторые из них.
*     Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:
Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить,преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

От каких глаголов вы не образовали нужную форму?/ они выделены/
Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).
2.                                                                        Запоминаем/смотрим на окончание/
·          *  Доктора  профессора  директора  НО   диспетчеры  инженеры  бухгалтеры  шофёры тренеры
·       *   КрЕмы  супы  договоры
·       *   двухСОТ  трёхСОТ четырехСОТ пятиСОТ  шестиСОТ семиСОТ восьмиСОТ девятиСОТ   нельзя ! двухста и т.п./
·        * красивее и более красивый// тоньше и более тонкий // громче и более громкий// длиннее и более блинный   и т.п.  
·          НЕЛЬЗЯ  более красивее!!/ длиньше
·         *Р.п.мн.ч. много яблок чулок мест  НО носков помидоров
·        *  Р.п.ед.ч.много солдат партизан
·        * по приездЕ
·       *  по окончанИИ  по прибытИИ / не -  Ию
·          
*
Начальная форма
 Прош.время   муж.род
Сохнуть
Промокнуть
Замерзнуть
Окрепнуть

Он сох
Он промок
Он замерз
Он окреп


                       Урок 6         Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). 

Виды речевой деятельности: устная речь/говорение, слушание/  и письменна речь/ чтение и письмо
                                                     Качества правильной речи:
– Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
– Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
– Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
– Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)


– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)


– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)


Интонация - совокупность характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи
Пауза остановка,перерыв в звучании
темп – скорость, интенсивность
Громкость  - интенсивность,сила звука
Тон –высота звука, движение голоса         
Тембр – окраска звука/бархатистый, неповторимый, бархатный, приятный/ 
Логическое ударение – выделение слова силой голоса



                               скороговорки / выучить 5/ - можно свои



1. Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал. Лара ландыши брала, рада ландышам была.

2.    Бобры храбры, идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

3.    Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин.


4.    Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.

5.  Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

урок 7



           Язык художественной литературы.
 Тема : Литературная сказка. Рассказ

1 задание

1) Прочитайте текст. Определите, к какой функциональной раз-
новидности языка/ стиль языка/ он принадлежит.

Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма ти-
хонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в
густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой ро-
сою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой — точно
говорят мягким теням ночи:
— Не бойтесь — это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяют-
ся солнцу, как придворные красавицы своему королю, кла-
няются и поют:
— Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кру-
жились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зе-
лёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над мо-
рем.
                                                                (М. Горький)
2) Какой троп создаёт образную систему текста?

3)Это сказка народная/фольклорная/ или авторская?

4) Определите тип речи, к которому относится текст./ описание, повествование, рассуждение/. Элементы
какого ещё типа речи использованы в тексте? 


2 задание

Прочитайте текст.

1) Объясните, почему этот текст относится к
жанру рассказа, а не сказки.
2)Найдите в нём завязку.
3) Найдите в нём кульминацию.
4) Найдите в нём развязку.

Бурундук
Однажды мы с Вадиком Свечкиным прогуливались за городом.
Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой. Пригляделся — на макушке бурундук.
Мы подошли к дереву. Бурундук вцепился в ствол и замер, а лиственница всё покачивалась. «А вдруг на голову прыгнет?» — подумал я и отошёл подальше.Вадик потряс лиственницу,как будто поймал большую рыбу. Бурундук не удержался и поехал вниз. Он прыгнул в снег, подняв хвост, похожий на ржаной колос.
И тут же забрался на соседнюю лиственницу, как будто по винтовой лестнице. Но и там долго
не удержался. Перепрыгнул на третью — и устал. Вадик стряхнул его в снег и накрыл шапкой.
У меня нашёлся полотняный мешочек, вроде кармана с завязками. Туда мы и вывалили из шапки бурундука.
Дома мы нашли деревянный ящик от посылки. Посадили туда бурундука и накрыли крышкой. А утром я крышку отодвинул — пусто в ящике и дырка прогрызена. Убежал бурундук под пол к мышам, а оттуда в лес на свою лиственницу.
(По А. Дорофееву)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.