Страницы

ШАБЛОН

    ТЕРМИНЫ
Тема - предмет разговора, о ЧЁМ 
Проблема - вопрос, требующий разрешения( что не так, что волнует, над чем задумывается)
Комментарий - разъяснение, интерпретация - объяснет, какая проблема, в чем , как прявляется ( перефразируйте то, что написано)
Авторская позиция = отношение автора ( прямо или через подтекст)=главная мысль=идея - то, ради чего текст написан, что хотел выразить, передать, к чему призвать  ЗАЧЕМ  обратился к теме, поднял проблему
Ваша т.з.=личная позиция
Аргументы=пример из ХП, а также  из жизни, истории

 КОМПОЗИЦИЯ
Проблема
   Комментарий проблемы
      Формулировка авторской позиции
           Выражение собственной т.з.( согласие-несогласие), объяснение причины согласия-несогласия
                 2 аргумента-примера в защиту высказанной вами т.з.

РЕКОМЕНДАЦИИ
* выдели в каждом абзаце ключевые слова,  фразы, одно предложение
* составь тезисный план( используй назывные предложения - т.е. предложения односоставные с ГЧ-подлежащим/) - 1 тезис - 1 абзац/например:
1. Культурный ДОЛГ России
2. СИЛА благотворительности.
*переделай назывной план в вопросный, например:
1. В чём культурный долг России?
2. Чем хороша благотворительность, в чем её сила, мощь?
* думай, какой вопрос можно поставить к содержанию всего текста.

   ШАГ 1
           ШАБЛОН

1. Известный......................Ф.И.О.  задаётся вопросом:...................................................?
2. Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна(+ актуальность поставленной проблемы не вызывает сомнений), поскольку........................................................
3 Автор убеждён ..........................................
     Ф.И.О. отмечает...........................................
         Он(она) считает........
              Кроме того, автор напоминает.................................
                          В заключение (учёный, поэт.....и другой контекстный синоним) приходит к выводу................................../=наконец, автор высказывает т.з., что........./
                          По убеждению......................., 
4. Главная мысль текста состоит в том,....................................................
5. Трудно не согласиться с мнением авторитетного учёного(=..........................) в том, .......//=
Думается, что автор совершенно прав, полагая.............................
6. Можно привести ряд примеров, подтверждающих данную т.з.//=справедливость данной мысли подтверждается рядом примеров из.............
7. Аргумент 1
8. Аргумент2
9. Следовательно, ...........................//= Итак, ......... Т.о,,................................... Из сказанного следует, что.................................


       
ШАГ 2
После того как вы освоили ШАГ 1, можно приступать к ШАГУ2

1. "Время собирать  камни" -           ИЩЕМ, СОБИРАЕМ

ЭТАП 1      "Ищем проблему"

* выдели в каждом абзаце ключевые слова,  фразы, одно предложение
* составь тезисный план( используй назывные предложения - т.е. предложения односоставные с ГЧ-подлежащим/) - 1 тезис - 1 абзац/например:
1. Культурный ДОЛГ России
2. СИЛА благотворительности.
*переделай назывной план в вопросный, например:
1. В чём культурный долг России?
2. Чем хороша благотворительность, в чем её сила, мощь?
* думай, какой вопрос можно поставить к содержанию всего текста.
Т.О., ты сформулировал проблемы текста, остановись на одной проблеме.

                       !!!!!!!!   не путай слова тема    и                проблема, вопрос

ЭТАП 2   " Ищем комментарии" 2  ПРИМЕРА - ИЛЛЮСТРАЦИИ

* определи тип речи - автор в тексте ОПИСЫВАЕТ, или ПОВЕСТВУЕТ, РАССКАЗЫВАЕТ,  или  РАССУЖДАЕТ, говоря о той проблеме, которая тебя интересует
*  Теперь надо найти в тексте предложения, которые созвучны той проблеме, которую ты будешь освещать. Помни, что эта проблема выделена АВТОРОМ, т.ч. ты постоянно обращаешься к тексту, озвучивая /комментируя/ проблему мыслями АВТОРА - НО избегай цитирования, заменяй то, что написано в тексте, другими словами, фразами....

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Как отличить комментарий от позиции А

Комментарий - это объяснение, в чем, как проявляется проблема, какого она рода..
Позиция автора - это ответ на вопрос, что надо сделать, чтобы проблемы не было, как её решить, призыв автора


ЭТАП 3  "Формулируем позицию автора"

* Подумай, к чему автор призывает, чтобы проблему, которую ты комментировал, решить
* Кстати, здесь можно применить цитирование, полное или частичное -   ИНОГДА позиция автора сформулирована в тексте

!!!!!!!!!!!!!!!!!  Рекомендую  вначале определить   позицию автора, а потом искать комментарии

ЭТАП 4  "Выражаем своё мнение "

* Скажи, что согласен с авторской позицией
* Напиши - почему

ЭТАП  5 - 6  " Ищем аргументы -  примеры" / ПО ЖЕЛАНИЮ/

* примеров - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22222222222222222222222222222222222     - ДВА
* примеры не из текста( забудь о шаблоне ГИА)
* один обязательно литературный, второй - может быть житейским
* Примеры берем из ПРОИЗВЕДЕНИЙ- художественных, научных, публицистических

ЭТАП 7 "Делаем вывод - заключение"

* обобщаешь информацию в сочинении    ИЛИ
* даешь оценку сказанному                          ИЛИ  выбери  1/одно/
*высказываешь предположение                  ИЛИ
*призываешь к действию, пожелание




2. "Дом, который построил Ты" -                КОНСТРУИРУЕМ, МОДЕЛИРУЕМ

ЭТАП 1
*Записываем  вопросы - проблемы, поднятые в произведении.
* Эти и другие вопросы ставит в своём произведении ........................./ данные автора текста/.  Однако наиболее детально автор рассматривает проблему......................................, актуальность которой не вызывает сомнений, поскольку.......  .

ЭТАП 2
* Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, ........../автор/  ( рассуждает, описывает, повествует, приводит данные, вспоминает, обращается к .., приводит... ).......... .
*  Автор убеждён ..........................................
     Ф.И.О. отмечает...........................................
         Он(она) считает........
              Кроме того, автор напоминает.................................
                          В заключение (учёный, поэт.....и другой контекстный синоним) приходит к выводу................................../=наконец, автор высказывает т.з., что........./
                          По убеждению.......................,                              
                                                                                              - ---- фразы   на выбор
ЭТАП 3
*Позиция автора выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: "............." //  Позиция автора довольно ясна. ............ волнует(беспокоит, тревожит, радует, печалит, возмущает) то, что....// Автор, оставляя читателю право выбора, чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?). Он убеждён:.......

 ЭТАП 4
* Я согласен с т.з. автора и тоже считаю, что.............// нельзя н6е согласиться с автором текста в том, что....

 ЭТАП 5-6
* В доказательство вышесказанного приведу следующий литературный пример. ..............// В доказательство( в подтверждение)   справедливости своего мнения приведу следующий литературный пример.......... . // Об этом неоднократно говорили ( писатели - классики.... и т.д.)   Вспомним..... В этом произведении....

ЭТАП 7
* Хочется верить, что...// Итак, всё сказанное позволяет .....................// в заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:.............//



                                                 ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА


(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет. (9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11) Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12) И еще – «вникай сам». (13) В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. (14) Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» (15) А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров. (17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18) Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. (В. Розов) 
*********************************************************************************************************
                                 
                                                ИТОГОВЫЙ ШАБЛОН
ЗНАТЬ


1Вступление
2Проблема  - 1,её придерживаемся на протяжении всего сочинения
3Комментарий проблемы .  Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
4Авторская позиция – кратко, но чётко
5 Ваша позиция  - согласен и почему!,т.е.комментарий вашей позиции
6 Заключение

 ВЫУЧИТЬ И СДАТЬ             ??????????????  Этими и другими вопросами задаётся............................./указать ФИО и статус: писатель, публицист, критик и т.д./. Однако наиболее детально автор рассматривает (вид проблемы)  проблему.          
              Актуальность поставленной автором /нравственной-социальной – философской-экологической/ проблемы не вызывает сомнений,поскольку…………………………………………...........................................................
                    Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О рассказывает о(вспоминает, повествует, обращается к)…         Автор отмечает…       Автор убежден  .......      Как отмечает автор, …
        Позиция автора данного текста довольно ясна:...........................................
        Нельзя не согласиться с автором в том, что.....................................................
       В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример        // Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.//       В этом произведении // Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики//      Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении...
        Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним         дополнительным аргументом в пользу того, что…//Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…//Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется,//    является дополнительным аргументом в пользу того, что../
       В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну……//        Хочется верить, что…..//

     
     
*****************************************************************************                                                                СЛОВА
Мин.слов – 150, при подсчёте учитываем и самостоятельные, и служебные ч.р.
Инициалы + фамилия=1 слово 
/ всё же -2 слова  / 
всё-таки – 1 слово
 5 лет – 1 слово/
пять лет -2 слова


                                                
                                                                          Шаблон

           
                 ??????????????  Этими и другими вопросами задаётся............................./указать ФИО и статус: писатель, публицист, критик и т.д./. Однако наиболее детально автор рассматривает)  проблему…чего?…………………..          
              Актуальность поставленной автором /нравственной-социальной – философской-экологической/ проблемы не вызывает сомнений,поскольку…………………………………………...........................................................

              Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О рассказывает о(вспоминает, повествует, обращается к)…         Автор отмечает…       Автор убежден  .......      Как отмечает автор, …

             Позиция автора данного текста довольно ясна:...........................................

             Нельзя не согласиться с автором в том, что.....................................................

      ПО ЖЕЛАНИЮ - не оценивается     
  В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу  литературный пример        // Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.//       В этом произведении // Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики//      Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении...

             Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним         дополнительным аргументом в пользу того, что…//Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…//Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется,//    является дополнительным аргументом в пользу того, что../

           В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну……//        Хочется верить, что…../



1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику.(6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
(13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
 (15)А что? — заинтересовался староста.
 (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..
(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
                                                                        (По А. Дорохову*)

   СОЧИНЕНИЕ  по тексту А.Дорохова


проблема
Как правильно вести себя в обществе? Что влияет на формирование самооценки человека? Есть ли разница в правилах поведения человека в городе и деревне? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Дорохов, поднимая проблему воспитанности, а именно критериев воспитанности/кого считать по-натоящему воспитанным).
Комментарий /+ 2 иллюстрации из текста/
Эта проблема актуальна во все времена. В любом обществе важно найти правильный подход людям, стараться своим поведением не доставлять им неудобства. А.Дорохов раскрывает данную проблему на примере героя, который оказался в совершенно непривычном для него окружении. Герой считал себя"отлично воспитанным" человеком. Он умел вежливо поздороваться, внимательно выслушать собеседника, не употреблял грубых слов... Однако стряпуха, у которой он жил во время студенческой практики, назвала его "серым". Этот случай заставил героя задуматься над тем, "что же такое хорошо воспитанный человек"?
Позиция автора
Через мысли героя раскрывается позиция автора. А.Дорохов считает, что правила поведения существуют в любом обществе, однако они разные, зависят от условий, в которых живет человек. "Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними".
Ваша позиция+комментарий
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в разном обществе существуют разные нормы поведения. Но где бы ты ни оказался, важно уважать людей вокруг, стараться не обременять их. Тогда ты и будешь по-настоящему воспитанный человек. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.
А1
Петра Гринева в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" можно считать примером хорошо воспитанного, благородного человека. В любой жизненной ситуации он поступал честно, проявлял уважение к людям вокруг. Его благородство оценил даже идейный враг Пугачев.
А2
Кроме того, приведу в пример невоспитанного, грубого Митрофана из произведения Д.Фонвизина "Недоросль". Этот герой, наоборот, не был знаком с нормами поведения в обществе. Считая себя лучшим, он оскорблял и унижал окружающих, а потому был неприятен всем, кроме безумно любящей матери.
заключение
Таким образом, понятие "воспитанный человек" относительное, разные люди имеют свои представления о том, кого считать таким. Однако все согласятся, что главный критерий воспитанности - вежливость и уважение окружающих.
                                           КЛИШЕ 

При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языкуобойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?
  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления
  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
Для отражения авторской позиции
  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
  • Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт:  эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав  произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.