Страницы

уроки 8-9


  8    888888888888888888 8 КЛАСС 8 8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 
                             КАРАМЗИН  "БЕДНАЯ ЛИЗА"

Учу

1. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ 18 века, для которого характерны: 
 *культ чувства
 *герой - простолюдин
 *признание высшей ценностью - способность сострадать

                    чувствительность=сострадание

2. Психологизм - изображение внутреннего мира, переживаний в произведении

Ответь на вопросы:
Смысл названия
Почему Лиза - бедная?
Найти портреты героев, пейзажи - определить их роль в повествовании
Найти описания душевных переживаний героев.
Назови героев
Перечисли качества героев: Лизы, Эраста
Как автор относится к своим героям? Найди авторскую позицию/ в тексте найди слова, предложения, в которых чувствуется авторское отношение к героям/
Что значит фраза : "И крестьянки любить умеют"?



КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТЕКСТУ РОМАНА  А.С. ПУШКИНА                                                                                «Капитанская дочка»
        гл.1 «Сержант гвардии» 
? Куда был отправлен Гринёв  для прохождения службы?
?Какими словами благословил Петра Гринёва его отец?
1.        гл. «Вожатый»
? Кем оказался вожатый?
? Какой сон приснился Гринёву в дороге? Можно ли его назвать пророческим?
? Чем отблагодарил Гринёв вожатого – «человека, вызволившего его… из очень неприятного положения»?
2.        гл. «Крепость»
? Как называлась крепость, в которую приехал Гринёв?
? Назовите членов семьи Мироновых.
? Кто такой Швабрин?
3.        гл. «Поединок»?
? Чем объяснить название главы?
? Между кем была дуэль и что стало её причиной?
? Кого защищал Гринёв на дуэли?
? Каков исход дуэли?
4.        гл. «Любовь»
?  Объясните, почему глава так называется?
? Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринёва?
? Как родители Гринёва узнали о дуэли и ранении сына?
7.        гл. «Приступ»
? Какая судьба постигла родителей Маши Мироновой?
? Кто – Швабрин или Гринёв- присягнул Пугачеву?
? Кто спас от гибели Гринёва?
10. гл.  «Осада города»
?  Как Гринёв узнал о бедственном положении Маши?
? К чему принуждал Швабрин Машу7
? 14. гл. «Суд»
? За что арестовали Гринёва?
       ? В чём его обвиняли и по  чьему  лжесвидетельству?
? Кто и каким образом  помог Гринёву избежать наказания и восстановить репутацию честного человека, благородного офицера?
? Сколько раз Маша Миронова встречалась с Императрицей?
?  Как звали императрицу?



                                     Система образов романа «Капитанская дочка»

 Пётр Андреевич Гринёв                  Каким он был – таким он и остался?
1.        Повествование от первого лица. Герой - повествователь
2.        Эпиграф задаёт тон повествованиию
3.        Жизнеописание героя
4.        События- испытания
5.        Роль героя в исторических событиях
6.        Сюжет – этапы духовного формирования, нравственного становления героя, взросления человека, путь утраты иллюзий под ударами судьбы

Мария Ивановна Миронова         Гринёву- корешки, а Маше – вершки?
1.        Чем объяснить название романа
2.        Мария – женский идеал Пушкина
3.        Идеал-  совершенное воплощение чего-либо.
4.        Маша – нравственный идеал автора

Емельян Пугачёв 
                                                                 «Все мы люди, все человеки….»
1.        Пугачёв – реальное лицо и Пугачёв – художественный образ
*сравни описание портрета Пугачёва в «Истории Пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке» с.98, с.118,157)
*сопоставь истор.факты с событиями, изображёнными в романе. Что является в произведении худ.вымыслом?
2.        Проанализируй речь героя.
3.        Каким показан Пугачёв в отношениях с окружающими:
·         с  единомышленниками и сподвижниками;
·         с  Гринёвым
4.        Дайте характеристику Пугачева(перечислите качества, свойства натуры пушкинского Пугачёва)
5.        Как вы думаете, в чём смысл образа Пугачёва в романе?




ВЫВОДЫ

1.      Почему Пушкин обращается к историческим событиям?
2.      На чём акцентирует внимание ( аназиз эпиграфа, названия)
3.      Согласны ли вы с тем, что автор ориентирует читателя насоциально- нравственную проблематику?
4.      Какая проблема – главная?
5.      Как вы понимаете слова «честь», «долг»
6.      Как соотносятся в романе понятия « история – люди»?
7.      От чего и от кого зависит история?
8.      От чего зависит, какие люди?
9.      История оттеняет человеческий характер. Как?
                                      
ГОГОЛЬ    "ШИНЕЛЬ" 
                           "ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ ГОГОЛЕВСКОЙ  "ШИНЕЛИ" /Достоевский/

Род - эпос/в основе - сюжет/     рождение-------- - ----------- смерть.............посмертное существование

                                                                                                                             фантастика
жанр - повесть

тематика - / называем,определяем/ - герои, их соц.роли, качества, взаимоотношения с миром/

проблематика   ???????????????
                          проблема + сущ.в Р.п./
А позиция
Идея / осуждает, воспевает/

АНАЛИЗ ТЕКСТА
* О чем повесть?
* герой, кто он? / человек - маленький человек - титулярный советник/
* "в одном департаменте один титулярный советник" / типичность/
* история рождения, портрет, выбор имени/  запрограммированность существования обществом/
*"Что касается чина...."/роль вставной конструкции
*что известно об отношениях с коллегами? / жестокость, равнодушие мира/ Насколько они нормальны?/абсурдны/
* все ли одинаковы в отношении к герою?
* авторская позиция по этому вопросу/"Я брат твой"/
*отношение к работе? в чем 
* почему не продвинулся по службе?
* К чему сводится смысл его сущ-я? его радости, орг-я быта
* хар-ка речи/отрывками, частицами, предлогами/
*В чем двойственность оценки героя автором/1. духовное убожество,ограниченность внутр.  мира 
2. и в этом человеке есть стремление к красоте/
*как проводил время после работы/ тема одиночества/
* кто//что был/о/ его главным врагом? 
* мороз - символ чего...
*Чем становится для героя шинель?
ШИНЕЛЬ
МЕЧТА
ЦЕЛЬ
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ
СМЫСЛ
ДУХОВНАЯ ПИЩА
* Меняет ли А.А. история с шинелью? /
*Почему мечта  о шинели вызывает улыбку, иронию и сочувствие одновременно?/ убогость + способность к переживанию на дне затоптанной, исковерканной души.Человеческое неистребимо
*участь шинели
* роль образа значительного лица.
почему А.А. умер?
роль фантастического элемента/ идея бунта, возмездия/
*в чем абсурдностьА.А.? / он трагичен, не осознавая этого, он трагичен,т.к. он человек, т.к.порожден той силой, к-рая контрастирует с его человечностью"
* он добрый человек?
* каков смысл образа А.А.?
К чему призывает автор, что осуждает?

ТЕМАТИКА
-сущность "маленького человека"
-т.вз.отношений людей в обществе
-т. человек-государство
- т. равнодушия, жестокости, одиночества

ПРОБЛЕМАТИКА и АВТОРСКАЯ позиция по проблеме

- Какова природа маленького человека"? - двойственная: автор показывает его и-, и + качества
-Насколько нормален окружающий нас мир? - абсурден, жесток, равнодушен
- Почему человек оказывается одиноким?  - ------
? кто виноват в трагедии А.А.?
? Несёт ли государство ответственность за судьбу человека? - да
? Как влияют на человека обстоятельства, условия жизни, общества? - искажает, калечит, губит
? Человек- жертва общ. системы? - да
? Должен ли человек бороться за свою личность?

ИДЕЯ

Ненормален мир, в котором человек обречен на одиночество, страдания, мир, калечащий и губящий человека
Гуманизм Гоголя - в утверждении неистребимости человеческого  при самом жестоком социальном унижении
*каждый достоин жалости , сочувствия и уважения - Утверждение ПРАВА человека на сочувствие, на защиту своего чел.достоинства

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  по  "Истории одного города"
1. Термины знать:
сатира, Эзопов язык, фантастика, этнохороним, реализация метафоры, ирония, гротеск
2. Приемы сатирического повествования перечислить, объяснить
3. продолжи фразу "В осуждении зла кроется любовь к........................" Запомни
4. имена мировых писателей -  сатириков
5. 2 мотива, звучащие в произведении
6. Произведение  -это  сатира на..../власть, общественные порядки и на народ/
7. Что осуждает С.-Щ. во власти, а что  - в народе?/ пречисли отрицательные качества0
8. Продолжи фразу "Напомнить человеку, что он.............."
9. Какими изображает С.-Щ. градоначальников?
10. Развернутый ответ --------    Почему сатирик считал, что "идеализировать народ" - ВРЕДНО И НЕЧЕСТНО?
11. Актуальна ли сатира С-Щ. в наши времена?


ТОЛСТОЙ ЛЕВ    " ПОСЛЕ БАЛА"


? Какие чувства вы испытали,прочтя рассказ?
? Что вызвало у вас возмущение? Что/кто/ уважение?

? О чем говорили молодые люди с И.В. В начале рассказа? / о влиянии среды на человека и о личном совершенствовании/
? От чего/кого/ зависит наше совершенствование?

? Перед нами - история жизни Ивана Васильевича, хотя в несколько "свёрнутом" виде. Докажите,назвав факты его биографии / в юности молод,красив,богат,учился,любил  балы,веселье, мечтал поступить на военную службу,история любви, свидетель наказания, любовь на убыль, не поступил на военную службу,, нигде не служил/

? Какое событие повлияло на всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича?
? История любви И.В.  С какими 2 событиями она связана? / бал - после бала/
? Сравни


 БАЛ
 ПОСЛЕ БАЛА
Музыка,звуки
Мазурка,кадриль
Барабан,флейта, жесткая,нехорошая,неприятная, визгливая
 помилосердствуйте, всхлипывал
Будешь мазать?!
Место действия
Зала    какая?
Улица какая?
цвета
Белый,розовый
Черное,серое,красное,пёстрое
полковник
Отец….
Высокий военный……
Люди
Гости… хозяева..музыканты
Оголённый по пояс, черные люди
Состояние героя
«Я обнимал в то время весь мир»
Тоска,тошнота,ужас
? какой прием в основе изображения событий бала и после бала? / контраст, антитеза/? С какой целью использован?
? Как вы думаете, полковник - лицемер?  / он обманщик, жестокий человек, просто исполняет свой долг, "по закону" поступает / 
? У полковника был выбор? 
? Чего не мог понять и принять  И.В. в поступках полковника / любящий,нежный,добрый отец - жестокий военный/


? "Жизненный путь - это чреда нравственных выборов". Так ли это? Какие нравственные выборы сделал Иван Васильевич? Оцените их.
? Тематика / нравственный выбор, нравственный рост, Божий Закон - человеческий закон/
? Проблематика  
?Авторская позиция/ цель жизни - нравственный рост, человек несёт отв-ть за свой выбор/




99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999


"Мертвые души"
17лет - время создания
эпос
роман, поэма/ по Гоголю, т.к. много лирических отступлений, в к-рых явлен образ автора/
сюжет подсказан Пушкиным
"Вся Русь явится в нем!"
3 сюжетные линии, объединенные образом  ДОРОГИ
-------------- приключения Чичикова 1,11/
-------------- жизнеописания помещиков / 2-6/
-------------- деятельность городских чиновников / 7-10/
ЗАМЫСЕЛ
Данте А.                                                            Гоголь
"Божественная комедия"                                     "Мертвые души"
Ад -                                                                  1 том/ад русской жизни/ - уродливое в жизни,                                                                             мир негодяев, духовно пустых, обнищавших,                                                                                деградировавших/ - мир перевернутых                                                                                       ценностей, утраченных дух.ориентиров                                                                                       аморальных законов - образы                                                                                                      гиперболизированы, абсурдныы, гротескны,                                                                              карикатурны - чтобы показать                                                                                                     безнравственность мира
Чистилище                                                          2 том  - нравственное возрождение Чичикова
 Рай                                                                      3 том мир гармонии и совершенства

"Мертвые души". Смысл названия. 1. Омертвение душ 1. умершие крестьяне


ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИЧИКОВ                "Рыцарь копейки"



1.Чичиков П.И. Знакомство с героем. Имя, фамилия / апостол Павел / =Савл/ -самый ревностный противник Христа , затем последователь,приверженец   чи-чи-чирик/
2. 1 глава. В чем особенность Ч, отличие от других помещиков /усложнен, противоречив, изменчивость не Бог весть какой - но живой еще души/
? На какую черту обращаем внимание?
? Вещи Ч. - способ характеристики.
? Сквозной герой, сюжетообразующая роль 
2. Образ дан в развитии, в столкновении с препятствиями
3.гл11. Жизнь героя
? Зачем дана?
 ? Как это ЛО может вам помочь ответить на вопрос?

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!", но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости / гл.6/


 / формирование характера, его истоки, афера Ч.имеет биографические причины/:
- жизнь взглянула кисло-неприятно
- духовное завещание отца
-отцовское наставление впрок

- +/- Чичикова/ неуемная энергия, семейная идиллия, свободная жизнь ---   средства и пути достижения мечты, ложные шкала ценностей, преступление норм христианской морали/

- почему подлец?

 - смысл афер Чичикова

- Возможное преображение - духовное возрождение? / "Подумайте не о мертвых душах, а о своей живой душе, да с Богом на другую дорогу!"     "Это был не прежний Чичиков...Можно было сравнить его..состояние души с разобранным строением,к-рое разобрано с тем,чтобы строить из него новое..." / черновики 2 том/

-Чичиковщина -поведение, взгляды тех, кто занят приобретательством, устройством своего личного благополучия любой ценой .

                                                   . ЧИЧИКОВ

  1. Воплощение русской жизни XIX
  2. Энергичен и деятелен
  3. Не движется вперёд, а кружит и колесит: русская жизнь отторгает его
  4. Причины:
    1. Он из служилого дворянства
    2. Наставления отца (копейка, лесть)
  5. В школе:
    1. Изобретателен по делу денег
    2. Хорошие отношения с начальством
  6. Отношения с людьми:
    1. Избирателен
    2. Только те, что приносят пользу
    3. Перестают приносить – бросает
  7. Актерские способности
  8. Нетерпение, желание рискнуть идёт от русского задора
  9. «Чичиковщиной» заражены все герои поэмы
    1. И город
  10. Русская жизнь отторгает путь, которому следует Чичиков
  11. Тройка в финале – обновлённая Россия
    1. Вышла на праведные пути
    2. Вера в высокое предназначение Руси

 

Характеристика помещиков   9 класс / по группам, коллаж вам в помощь - в кабинете/


                       Ответь на вопрос   ( для ответа надо проанализировать все образы)
???
Почему Гоголь расположил помещиков именно в таком порядке? По степени духовной деградации( омертвения) или по принципу оживления - степени ответственности за данное им Богом???

Характеристика героев

 !!!!!!!!!!!!!Обратите внимание на следующее:
                                                                                 1.  Героев окружает ВЕЩНЫЙ мир ( мир Вещей). Через ВЕЩИ (предметы) автор раскрывает персонажа - таков прием художественный
                                                                                   2. автор использует прием зоологического уподобления
                                                                                    3. прием сравнения
                                                                                    4. а также  сарказм,гиперболу,гротеск,
                                                                                     бурлеск, алогизм
 УЧИМ
                                                      ГЛОССАРИЙ /= словарик/

   Алогизм -  1. Отсутствие логики в чём-л.; что-л. нелогичное, парадоксальное. А. поступка, мысли. 2. Лит. Стилистический приём, при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта.
  Бурлеск -  изображение "высоких" предметов "низким" стилем или "низких" предметов "высоким" стилем  - т.е.  комический эффект  достигается контрастом между темой и характером её интерпретации.
  Гипербола - преувеличение
  Гротеск -  чрезмерное преувеличение, сочетание неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде, сочетание уродливого и прекрасного, смешного и ужасного, высокого и низкого...
 Сарказм - вид комического / юмор - сатира - сарказм/,  язвительная насмешка, едкая ирония.
 МАНИЛОВЩИНА, -ы; ж. Неодобр. Мечтательно-бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие. Предаваться маниловщине. Пустая м. ●По фамилии Манилова - одного из героев произведения Гоголя "Мёртвые души" (1842)
 ЧИЧИКОВЩИНА -поведение, взгляды тех, кто занят приобретательством, устройством своего личного благополучия любой ценой .
   ПРОЖЕКТЁРСТВО, -а; ср. Ирон. Увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами. Пустое п. Не стоит заниматься прожектёрством.                                            
НОЗДРЁВЩИНА-  бесцеремонность, безудержная  наглость
                                                               ЗАДАНИЕ
                                                                                    
                  найдите описание - это ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. пейзаж
2. усадьба
3. сам помещик
 4. интерьер
5. торг
6. отъезд   и     всмотритесь во все детали ( не пропуская ничего)
                                  
                                                       ЗАДАНИЕ

определите основные черты помещика

- найдите примеры гиперболы, гротеска, бурлеска, иронии, сатиры или сарказма в описании

- найдите ключевые фраз, слова

- создайте коллаж "Образ помещика", используя материалы разной фактуры, основа может быть выполнена карандашом, красками и т.д.
!!! Обязательное условие: должны быть отражены детали, упомянутые в произведении( предметы, сравнения, уподобления, метафоры ит.д.)





"Один пошлее другого"

                                                                          кто есть кто?










МАНИЛОВЩИНА, -ы; ж. Неодобр. Мечтательно-бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие. Предаваться маниловщине. Пустая м. ●По фамилии Манилова - одного из героев произведения Гоголя "Мёртвые души" (1842)



МЕРТВЫЕ ДУШИ
 ЖИВЫЕ ДУШИ
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
    Приемы изображения
Сарказм, гротеск, алогизм
Бурлеск и травестия, зоологические уподобления
ПОМЕЩИКИ
ЧИЧИКОВ

ЧИНОВНИКИ
*Тема разоблачения чиновничьего мира
*Классификация : толстые
                                тонкие
*Черты
Бюрократизм
Мздоимство/=
взяточничество, лихо-
имство/
Праздность
Подлость
Злословие
Халатность

 Приемы изображения
Высокая патетика, юмор
НАРОД
+
Талантливость
Широта души
Живой бойкий ум
Удаль
Чувство юмора
Жизнеспособность
Способность к протесту( бунт в с. Вшивая Спесь, с. Боровки)
Вера в народ и его светлое будущее
-
Забитость
Узость духовного мира
Ограниченность, невежество
Пустословие
пессимизм
пьянство( чудо-сапожник Максим Телятников – лавка-обман продавцом гнилых кож )

Селифан   речи лошадям
Петрушка  благородное побуждение к чтению
Пелагея – «не знает, где лево, где право»
Д.Митяй и д.Миняй – бестолковые, запутались в постромках



  Темы
РОССИЯ
ДОРОГА

ЛО расширяют художественное пространство, создают широкую картину русской жизни того времени , целостный образ Руси – от бытовых деталей( тыквы – балалайки, описание гостиницы) до философских образов(птица-тройка), наставлений молодому поколению, предназначение писателя( 2 типа писателей)

Цель
Утвердить мысль о великом предназначении России, веру в счастливое будущее народа
        Осуждение крепостного права,  бег России вперед, движение к счастливому будущему



  Роман
  1. С начала работы называет романом
  2. Отсутствует стремление охватить всю полноту русской жизни
  3. Цель – показать только темные стороны жизни:
    1. Как в «Ревизоре»
  4. Реакция Пушкина на первые главы:
    1. Стал очень мрачен
    2. «Как грустна наша Россия!»
  5. Неудача с «Ревизором»:
    1. Поняли не так, как он хотел
  6. Решает: быть полноте!
    1. Вся Россия отразится там!
    2. Общенациональный хар-р!
Поэма
  1. Сюжет о похождениях Чичикова остаётся
  2. Но на 1 план – хар-ры помещиков
    1. Воссоздаются неторопливо
    2. Вбирают общероссийские явления:
      1. Маниловщина
      2. Ноздревщина
      3. Чичиковщина
  3. Повествование – летописный хар-р
    1. Претензия на всестороннее описание
    2. Интерес с авантюры на анализ противоречий русской жизни
  4. Социальные пороки из-за духовного омертвения людей
    1. Все хорошее связано с духовным преображением русской жизни
  5. Жанр «роман» перестаёт отвечать природе замысла – теперь «поэма»
  6. Ориентир на Данте:
    1. 1 том = ад современной русской реальности
    2. 2 том = намечается выход из ада к очищению и возрождению
    3. 3 том = торжество светлых начал
Тема дороги и её смысл
  1. Начало – разговор 2 мужиков:
    1. Колесо кривовато
    2. Бричка Чичикова символизирует путь, по которому едет Русь
    3. До Казани не доедет: русским пространством Чичикову не овладеть
  2. Дорога от Манилова к Коробочке:
    1. Монолог Селифана
    2. Речь относится не столько к Чубарому, сколько к Чичикову
  3. Символизм:
    1. Селифан не обращает внимания на Чичикова, но озадачен поведением брички
    2. Бричка = Россия
    3. Селифан = Вожатый
    4. Чичиков = Чубарый
  4. Путешествием Чичикова правит ещё случай:
    1. Встреча с Коробочкой окажется роковой для него – приведёт к разоблачению
    2. Как и встреча с Ноздревым
    3. Столкновение с экипажем губернаторши и её дочки
Идейное наполнение
  1. Шкатулка Чичикова – тайник его души
  2. Приём «овеществления»:
    1. Душа героев бедна и примитивна
    2. Пленена предметной стороной жизни
    3. Не нужен психологический анализ для проникновения во внутренний мир
    4. Вещи раскрывают хар-ры
  3. Манилов:
    1. Праздная мечтательность
    2. Чудом сохранил юношескую восторженность и инфатильность души
    3. Претензия на щегольство прикрывает пустоту и безобразие
    4. Его жизнь – это идеалы Чичикова, воплощённая мечта
  4. Коробочка:
    1. Противоположность маниловской мечтательности
    2. Куриный кругозор
    3. Шкатулка Чичикова напоминает «комод» Коробочки
    4. Не так примитивна, как кажется
    5. Сохранила взгляд на мир как на нечто целостное на примитивном уровне
      1. Форма влияет на содержание и цельна с ним
  5. Ноздрев:
    1. Безобразно широкая русская натура
    2. Пленник своих страстей
    3. Нет нравственного стержня
    4. Бог – он сам, его неограниченные капризы и желания
    5. Для его желаний нет границ
    6. Жизнь – насыщение самых низких чувственных инстинктов
    7. Ложь роднит с Хлестаковым
      1. Но его ложь небезобидна
      2. Подлое желание нагадить ближнему
    8. Душа его  как испорченная шарманка
  6. Собакевич:
    1. Обеими ногами на земле
    2. Ко всему – с черствой и трезвой практичностью
    3. Основательность и крепость
    4. Смысл существования – неуёмное насыщение
    5. Противник «высоких материй»
    6. Все люди – воры и разбойники
    7. Умён в своих пределах
    8. Описание «товара» − поэма о силе и таланте русского народа
      1. Сила речи
      2. Живость воображения
      3. Дар слова
    9. Такой же сочинитель, как Чичиков и Хлестаков
  7. Плюшкин
    1. Крайняя степень падения на пути Чичикова
    2. Характер показан в развитии
    3. Изнанка другого порока – прожигание жизни
Чичиков
  1. Воплощение русской жизни XIX
  2. Энергичен и деятелен
  3. Не движется вперёд, а кружит и колесит: русская жизнь отторгает его
  4. Причины:
    1. Он из служилого дворянства
    2. Наставления отца (копейка, лесть)
  5. В школе:
    1. Изобретателен по делу денег
    2. Хорошие отношения с начальством
  6. Отношения с людьми:
    1. Избирателен
    2. Только те, что приносят пользу
    3. Перестают приносить – бросает
  7. Актерские способности
  8. Нетерпение, желание рискнуть идёт от русского задора
  9. «Чичиковщиной» заражены все герои поэмы
    1. И город
  10. Русская жизнь отторгает путь, которому следует Чичиков
  11. Тройка в финале – обновлённая Россия
    1. Вышла на праведные пути
    2. Вера в высокое предназначение Руси




наизусть  отрывок.  "Мертвые души"

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? ( гл.11)

 или

 Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?  ( гл.11
  А.Н.Островский 9  1823-1886

 *драматург(более 50 пьес)
 *автор "пьес жизни"
*"Свои люди - сочтемся" - первая пьеса, принесшая успех

**изображая жизнь купечества,противоречия семейного, домашнего
    быта, отношения в семье - раскрывает противоречия СОЦИАЛЬНЫЕ
самодур - человек, действующий по собственной прихоти, 
   унижая других, не считаясь с другим мнением


                                            БЕДНОСТЬ  - НЕ ПОРОК
                            Изображение патриархального мира и угрозы его распада
_Каков сюжет?
Дайте характеристику героев
_В чем проявляется самодурство Гордея?
-О чем говорит концовка?
-Что высмеивается? 
От чего предостерегает автор?
-Что утверждает?

**Обличение самодурства, модных поветрий, связанных с отказом от патриархальных ценностей, забвением своего, национального, бездумного подражания чужому,
инородному, попытки казаться, высокомерия, гордыни, зазнайства, плутовства

** Утверждение верности патриархальным  традициям, национальным устоям, жизни по православным законам, важнейших ценностей - семьи, благосостояния, честным путем достигнутого, почитания родителей, верности слову данному, порядочности, любви к труду, скромности, порядочности



   ДОСТОЕВСКИЙ    "БЕЛЫЕ НОЧИ"



подзаголовок
Сентиментальный роман, Из воспоминаний мечтателя
??   В чем проявляется связь с романтической традицией
Идейная основа
В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни
Роман - любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба.
тема











проблематика






Тема мечтательства как формы протеста против пошлости жизни/
Достоевский объяснял мечтательство социальными условиями; его герой не в состоянии найти такую деятельность, которая соответствовала бы высокому человеческому идеалу : «...Много ли нас, русских, имеют средства делать свое дело с любовью, как следует; потому что всякое дело требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека. Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? А иная деятельность еще требует предварительных средств, обеспеченья, а к иному делу человек и не склонен, – махнул рукой, и, смотришь, дело повалилось из рук. Тогда в характерах, жадных деятельности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается, наконец, не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем»


?? Сформулируйте проблемы, затрагиваемые в произведении
пр. смысла счастья, любви, дружбы и т.п.
мечтательство
"С одной стороны, - декларирует писатель, - выдуманная жизнь уводит от подлинной действительности; однако сколь велика ее творческая ценность. А ведь в конечном итоге только это одно и имеет значение".
"Мечтательство" он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал о существовании "целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей". Они становятся мечтателями и "привязываются к своим воздушным замкам" "от гордости, от скуки, от одиночества".
Тип героя

Мечтатель, разновидность «лишнего человека»
«Я мечтатель, у меня так мало действительной жизни»

Черты героя

*бедный петербургский интеллигент
 *человек высокой духовной культуры
 * неприятие «пошлости жизни, неучастие в ней.     Он дорог писателю именно тем, что в мире пошлых, обывательских интересов чувствует себя чужим, неприспособленным. Сам мечтатель очень точно характеризует свою жизнь как «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем... тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого» Уходя в замкнутый, фантастический мир, мечтатель Достоевского обрекает себя на
* полное и трагическое одиночество. «...Действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный золотой уголок, который на самом деле часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нем притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».
*видит свою несостоятельность, ущербность, обречён на самоотречение и одиночество
*увидел в самой жизни то, что лучше, выше мечты, рприобщение к жизни – самое дорогое в жизни
*нравственная чистота, мягкость и полная самоотверженность в любви
* отсутствие эгоизма
идея
Это идиллия, авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства

СЧАСТЬЕ – это ИДЕАЛ БРАТСТВА и СОСТРАДАНИЯ, РАВЕНСТВА и ЛЮБВИ»
Композиция
4новеллы/4 ночи/+ 5 часть»Утро»
Задание: Найдите завязку – кульминацию -развязку

сюжет
Познакомиться/прочитайте в кратком изложении/
1. Дневное путешествие по городу и ночное неожиданное при­ключение главного героя. 2. Вторая встреча с Настенькой. Ее история. 3. Молодой человек выполняет просьбу девушки. 4. Настенька встречается со своим любимым. 5. История окончена. Письмо от Настеньки6. Романтик остается один. 7. Настенька вы­ходит замуж.







                              ШОЛОХОВ   МИХАИЛ
ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ 1956
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 1946Г. ВСТРЕЧА
ПРОТОТИП  был
ЖАНР- эпопейный рассказ - повествование, в котором описан критический момент из жизни народа, страны
КОМПОЗИЦИЯ  рамочная, обрамление, рассказ в рассказе

зачин АВТОР

рассказ АНДРЕЯ СОКОЛОВА

концовка АВТОР

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ -  от 1 лица

СЮЖЕТ - ............................................ жизнеописание АНДРЕЯ СОКОЛОВА

НАЗВАНИЕ  "СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"

судьба - участь-рок-фатум-жребий-предназначение-длоя-предопределение

"жизненный путь, пройденный человеком, народом, государством"

 ??? Почему выбрана такая тема - СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА?

1. ?Какова творческая задача?
- от кого - чего зависит наша судьба?
- важны события жизни и ли наше поведение в них?
 - от чего зависит наш выбор?
Ответ: Значит, задача - показать духовную сущность человека в определенных обстоятельствах - тяжелых, исключительных.
 2.? О чем говорит слово ЧЕЛОВЕК?

 ЧЕЛОВЕК

Андрей Соколов

ОТЕЦ
МУЖ
УЧАСТНИК ВОВ
ВОЕННОПЛЕННЫЙ
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
ТИПИЧНЫЙ ХАРАКТЕР

 Осмысление частной судьбы в свете трагедии всего народа, в жизни героя - великая народная трагедия военного времени.
 
М. Шолохов :" Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую , который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя РОДИНЫ. Хорошее имя  ИВАН."                                 
Вехи жизни Андрея Соколова
? На какие 3 периода делим его жизнь?
? Определите смысл каждого события жизни А.Соколова.
? Какие испытания выпали на долю?
? Сформулируйте проблематику рассказа/ анализируйте эпизод с т.з. содержания - формулируйте проблему/

М.А.ШОЛОХОВ " СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА              " Эпизод "В церкви"




Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. Сильно раненные наши не могли поспевать за остальными, и их пристреливали прямо на дороге. Двое попытались бежать, а того не учли, что в лунную ночь тебя в чистом поле черт-те насколько видно, ну, конечно, и этих постреляли. В полночь пришли мы в какое-то полусожженное село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. На каменном полу — ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и штанах, так что постелить и разу нечего. Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки. В большинстве это были младшие командиры. Гимнастерки они посымали, чтобы их от рядовых нельзя было отличить. И еще артиллерийская прислуга была без гимнастерок. Как работали возле орудий растелешенные, так и в плен попали.
Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе. Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твердо так говорит: «Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку». Я снял все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он все щупает и злобно так отвечает: «Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет». Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.
Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты ее так рванул». Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.
Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
Убитых! сложили мы в одно место, присели все, притихли и призадумались: начало-то не очень веселое… А немного погодя заговорили вполголоса, зашептались: кто откуда, какой области, как в плен попал; в темноте товарищи из одного взвода или знакомцы из одной роты порастерялись, начали один одного потихоньку окликать. И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела». Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, слева, а с другой стороны от него чей-то молодой голос отвечает: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?» Тот лениво так отвечает своему взводному: «Ну, окончил, и что из этого?» Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, — говорит, — остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».
Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, думаю, — не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело — вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, — думаю, — не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать».
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты — взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» — показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, — говорю, — держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» — а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!
   До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика»



ПРОБЛЕМА - это вопрос, то, что волнует, интересует, то, что требует разрешения.


                      ИДЕЯ, позиция АВТОРА


1. Бесчеловечность, ненужность войны
2. Сущность русского характера - в великодушии, силе духа, гуманизме, самопожертвовании,любви к жизни, к миру, чувстве человеческого достоинства, христианских добродетелях, нравственном здоровье, нравственной прочности, нравственной устойчивости и стойкости.
3.Ответственность за нравственный выбор
4.Нравственный выбор определяется духовной сущностью человека
5.Поступки Человека продиктованы не рассудком, разумом, а непосредственным чувством, лежащим в основе его существа: он держится тех правил морального поведения, к-рые впитал с молоком матери от предков и которые уходят в толщу народной жизни.
6. Смысл жизни Человека - в жизни для, ради других.

 Продолжи по образцу:
Тема: война - проблема жестокости, бесчеловечности войны - ? Каков характер войны? - АП: война бессмысленна, абсурдна, отвратительна
Тема:смысл жизни человека -
Тема: сущность русского женского, мужского нац.хар-ра -
Тема: поведение в бесчеловечных условиях - ? Как ведет себя человек? -------------- ? Чем продиктовано поведение человека ?........................
Тема: нравственный выбор --------- пр. нравственно
го выбора

 АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
                                     "МАТРЕНИН ДВОР"









 ПРАВЕДНИК, -а; м. 1. В христианстве: святой, прославившийся безгрешной непорочной жизнью, живший согласно религиозным заповедям и церковным предписаниям. Грешники и праведники. Спать, заснуть сном праведника (безмятежно, крепко). 2. (Ирон.). Тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. Подумать, какой п. нашёлся! Не притворяйся праведником. <Праведница, -ы; ж.


                                   От ЛЕСКОВа к СОЛЖЕНИЦЫНу
                                                              
                                                        Лесков создал иконостас русских святых и праведников.                                                                                                                                                М.Горький
                                                                                   Не стоит  селение без праведника.
                                                                                                                             Пословица
ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА появляется в творчестве Лескова в 70-е гг.
ВЕРА  в добрую природу человека, честность и человеколюбие: "У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться - они есть".
Открыл праведника в "каждом сословии, во всех группах"
"Лесковский человек" - знак особой человеческой личности, лицо не столько соц, сколько
 локальное. Это человек русской земли, таит загадку, хитринку, чудоковатость, он "такой -некий-этакой"
Лесковский праведник - человек, постигший истину, суть к-рой - в евангельской беззаботливости о себе - готовности помочь, в чувстве сострадания, бескорыстном служении людям( но каждый должен сам научиться любить и утешать), стерегущие душу России, простые , скромные люди редкой нравственной силы и чистоты, творящие подвиг человеколюбия, для к-рого смысл жизни - в ЖИЗНИ ДЛЯ ДРУГИХ.
В таких праведниках - залог счастливого будущего.


                                                      ОБРАЗ МАТРЕНЫ



 "И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.В самом деле! – ведь поросёнок-то при каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало.А она не имела…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся земля наша".




ПРОБЛЕМЫ
Пр. личность - государство
Пр. взаимоотношений
Пр.одиночества, жадности, зависти, душевной черствости - щедрости............
Пр. праведничества ? В чем смысл, сущность  праведничества ? Кто такой праведник?
Пр.сущности русского  женского характера?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.