Страницы

РОДНАЯ - 5


   УРОК 1.

Задание:      1. презентация книги и      2. одного произведения русской литературы /литературной / авторской/ сказки, рассказа, повести и т.п./ 3. материал к уроку учить
!!!! Знать материал / выделен синим цветом/

                                     ПРЕЗЕНТАЦИЯ книги
1.Расскажите о книге / книгу взять с собой/: как выглядит обложка, есть ли суперобложка, какая информация на титульном листе , на форзаце и нахзаце  /1 -2мин/ минута
v  Обложка (переплет)
v  Суперобложка
v  Форзац 
v  Нахзац                                                                         термины знать                                                      
v  Титульный лист
v  Иллюстрация /
v  ФО́РЗАЦ, форзаца, муж. ( нем. Vorsatz). Двойной лист чистой бумаги, одной половинкой приклеиваемый к внутренней стороне крышек переплета, тогда как другая половинка остается свободной
v  НАхзац - задний фОрзац, элемент конструкции переплёта книги в виде односгибного листа плотной бумаги или конструкции из двух листов, соединённых полоской ткани.
v  Ти́тульный лист, ти́тул (лат. titulus — «надпись, заглавие») — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги...
v  Суперобложка — бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку.


                                      ПРЕЗЕНТАЦИЯ  произведения русской литературы

2. Расскажите об одном  произведении русской литературы / из презентуемой книги/. Назовите автора, название произведения. В нескольких предложениях обозначьте содержание/ сюжет/. Назовите героев – главных и второстепенных.Этот рассказ о ……. / 2-3 предложения/.  Сформулируйте главную мысль. Это произведение учит……., помогает стать…., помогает задуматься о…..

 УРОК 2.
ЗАДАНИЕ: 1. знать термины/правописание, ударение,толкование - их значение,смысл 2.

v  Обложка (переплет)
v  Суперобложка
v  ФОрзац 
v  Нахзац                                                                                                                             
v  Титульный лист
v  Иллюстрация 
* ФронтиспИс и фронтИспис
v  ФО́РЗАЦфорзаца, муж. ( нем. Vorsatz). Двойной лист чистой бумаги, одной половинкой приклеиваемый к внутренней стороне крышек переплета, тогда как другая половинка остается свободной
v  НАхзац - задний фОрзац, элемент конструкции переплёта книги в виде односгибного листа плотной бумаги или конструкции из двух листов, соединённых полоской ткани.
v  Ти́тульный лист, ти́тул (лат. titulus — «надпись, заглавие») — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги...
v  Суперобложка — бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку.
*  Фронтиспис, -а; м. [франц. frontispice от лат. frons (frontis) - лоб и aspicere - смотреть]  1. Рисунок или портрет, помещаемые перед титульным листом книги или на её первой странице. 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитать. Уметь отвечать на вопросы, связанные с содержанием написанного.

/Ярослав Владимирович Мудрый (978 – 1054) – с Ярославом Мудрым связывают создание первой библиотеки на Руси  /*Возможным доказательством существования библиотеки было то, что Софийский собор являлся крупнейшим центром книгоиздания на Руси, в 1037-1039 годах в нём был составлен первый летописный свод,/ Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа.


Иван Грозный принял знаковое решение – начать печатать книги на церковнославянском языке в Москве / 16 ВЕК/

Иван Федоров / 16 в / – один  из первых русских книгопечатников, имел отношение к созданию первой  книги  печатного двора  на Руси -  книга «АПОСТОЛ»

УРОК 3 

ЗАДАНИЕ 1. выразительное чтение вслух. 2. определить форму организации речи / стихи -проза/  3. определить род литературы / Э Л Д лиро-эпическое произведение /4. определить жанр - устно!!!


Л.Толстой
  «Два товарища»
 Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.  Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.  Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.   Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»  «А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
«Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:   — Сломайте!     Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.   Они легко переломали прутья поодиночке.  Отец и говорит:          — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
«Лгун»
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:«Помогите, волк! Волк» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:«Сюда, сюда скорей, волк!»Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

И.Дмитриев
«Два веера» 1805г.
В гостиной на столе два Веера лежали;
Не знаю я, кому они принадлежали,
А знаю, что один был в блестках, нов, красив;
Другой изломан весь и очень тем хвастлив.
«Чей Веер?» — он спросил соседа горделиво.
«Такой-то», — сей ему ответствует учтиво.
«А я, — сказал хвастун, — красавице служу,
И как же ей служу! Смотри: нет кости целой!
Лишь чуть «к ней подлетит молодчик с речью смелой
А я его и хлоп! короче, я скажу
Без всякого, поверь мне, чванства
И прочим не в укор,
Что каждый мой махор
Есть доказательство Ветраны постоянства».
— «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства? —
Сосед ему сказал: — Розалии моей
Довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней».

«Нищий и собака» 1803г.
Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! —
С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. —
Я сутки уж не ел... от глада умираю!»
— «Затем-то я и лаю, —
Собака говорит, — чтоб ты накормлен был».
Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.
 

«Отец с сыном»  1805г

«Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —
Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:
«Дороги лучшей нет,
Как телом и умом трудиться,
Служа отечеству, согражданам своим,
И чаще быть с пером и книгой,
Когда быть дельными хотим».
— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,
Втираться жабой и ужом
К тому, кто при дворе фортуной вознесется…»
— «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом!
И этак многим удается».

Рассказ Михаила Пришвина, который стоит прочесть школьникам. В нём автор вначале упоминает об удивительной способности мёртвых берёз подолгу стоять, как живые. Охотники порой их толкают, чтобы позабавиться. В одну из таких прогулок рассказчик с друзьями сделали небольшое открытие: каждый лесной житель обитает на своём «этаже». Это случилось, когда они обрушили берёзу, а в ней оказалось гнездо с птенцами. Их родители никак не могли найти их, пока разрушители не поправили положение. Как им это удалось, прочтите вместе с детьми. Произведение учит быть внимательным, помогать слабым и уметь исправлять собственные ошибки.




  МИХАИЛ ПРИШВИН                " Этажи леса"


У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.
Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает; у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.
Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить.Этажи леса
Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пенышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали.
Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах сели на рядом стоящих деревьях.
— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье: мы этого не хотели.
Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.
Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.
— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!
Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.
— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.
Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.
Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.
— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..
Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.
Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.



Фамилия ученика:………………………………………………..
 Вопрос
 ответ
1.       Какой троп использует автор в названии рассказа «Этажи леса»?

2.       Распредели животных по этажам:





этажи
животные
Вершина дерева

деревья

кустарники

земля

корни

3.       Что для берёзы является футляром?

4.       Зачем охотники сломали берёзу?

5.       Гнездо какой птички они разрушили?

6.       Как исправили свою ошибку охотники?

7.       Почему родители не могли найти птенцов?

8.       Запиши качества охотников/выбери нужное/:добрые, отзывчивые, жестокие, наблюдательные, смекалистые, глупые, безответственные, несознательные, сознательные

9.       Запиши главную мысль рассказа
1.       / касается жизни природы/


2.       /касается нашего отношения к природе/








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.