Страницы

ВРЕМЯ

 Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают как пространственно-временную модель конкретного произведения.




ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
 Биографическое: детство, юность, зрелость, старость.(«Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого.)
Историческое:Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.(Отцы и дети» И.С.Тургенева.)
Космическое:Представление о вечности и вселенской истории. («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.)
Календарное:Смена времени года, будней и праздников.(Русские народные  сказки; И.С.Шмелев "Лето господне".)
Суточное:День и ночь, утро и вечер.(Рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына.)
Встречается в лирике и полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно» или Ф.И.Тютчева «Волна и дума» — временную координату таких произведений можно определить словом «всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности», «Минута», не говоря уже о более глубинных образах.
ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
Линейное:соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы.(«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина.)
Циклическое:события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д.(Поэма «Труды и дни» Гесиода".)
Замкнутое: ограниченное сюжетными рамками.(Рассказ «Муму» И.С. Тургенева.)
Открытое: включенное в конкретную историческую эпоху. (Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого.

ЦИТАТЫ
«Любишь ты жизнь? Тогда не теряй времени; ибо время -ткань, из которой состоит жизнь».Б.Фраклин
«Время разбрасывать камни – время собирать камни» /Ветхий Завет.кн. Экклезиаста
«Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время – всего дороже» А.В.Суворов
«Каждое потерянное мгновение – потерянное дело, потерянная польза». Ф.Черстерфилд
«Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни» Ч.Дарвин
«Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени». А.Данте
«Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают». Платон
«Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают» Г.Лихтенберг
«Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый жалуется на его нехватку: он убивает дни на одевание, еду, сон, пустые разговоры, на размышление о том, что следует сделать, и просто на ничегонеделанье». Ж.Лабрюйер
«Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну». Ф.Бэкон
«Ничего не откладывать на завтра – вот преимущественно секрет того, кто знает цену времени». Э.Лабуле
«Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет». Жан Поль
«Один час сегодня стоит двух часов завтра». Т.Фуллер
«Завтра» – великий враг «сегодня»; «завтра» парализует наши силы, доводит нас до бессилия, поддерживая в нас бездействие. Э.Лабуля
«Скорость нужна, а поспешность вредна» Ф.В.Суворов
«Если ты не будешь спешить, то будешь видеть ясно и отчетливо, в торопливости человек действует слепо и неблагоразумно». Тит Ливий
«Промедление с легким делом превращает его в трудное, промедление же с трудным делом превращает его в невозможное».Д.Лоример
Без прошлого нет будущего. М.Ломоносов
Жизнь, как известно, один раз даетсяи летит чудовищно скоро;не успеешь оглянуться, уже срок:
Вернуться нельзя. Можно не пропустить. В.М.Шукшин
.
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть» Ф.Достоевский
«С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба». Д.Гранин

«Времена не выбирают: в них живут и умирают» А.Кушнер

 " Человек бессмертен.  Он бессмертен не потому, что только он один из всего живого наделён неистощимым голосом, а потому, что у него есть душа, обладающая свойствами СОСТРАДАНИЯ,  ПРИНОШЕНИЯ себя  В ЖЕРТВУ и ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ" . У.Фолкнер

ПОНЯТИЕ "ВРЕМЯ"  
Время - Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет
Время - Период, во время существования кого-чего-нибудь
Время Категория глагола, специальными формами относящая действие в плане настоящего, прошлого или будущего
Время - Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний. Оно неотвратимо, неповторимо, необратимо. Мы перед ним бессильны
Время - Определенный момент, в который происходит что-нибудь
Время- Период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь
Время -Период, эпоха
Время -Подходящий, удобный срок, благоприятный момент
Время -Пора дня, года

Время-Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами

ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ
 *Время – форма существования материи. Наша жизнь протекает во времени, она – чреда событий
*Мы бессильны перед временем и подчиняемся объективным законам природы: стареем, движемся от рождения к смерти…
*Мы не можем на него повлиять, но от того, как мы им пользуемся, чем наполняем  –
зависит качество нашей жизни, её смысл.
* Изображение времени, времяпрепровождения – способ характеристики героя, выражения авторской позиции / «Вишнёвый сад», «Обломов» «Господин из С-Ф»/
Образно говоря, мы можем время замедлить,остановить, заставить двигаться по кругу, продлить  -это, в свою очередь, зависит от «качества» нашей жизни

ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА
* Мы рождаемся в определённый период истории, в определённую эпоху
*Время проверяет наше право называться Человеком. Время проверяет нашу силу духа, способность любить,  защищать те ценности, которые ты считаешь самыми важными и необходимыми для твоего бытия, и оставаться Человеком.А.С. Пушкин  старался жить так, чтобы  «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», чтобы не утратить того, что мы называем самостояньем человека.
* Умение противостоять эпохе, отстаивая важнейшие духовные ценности, например свободу
Время-это испытанье».
* Испытание войной,  революциями, репрессиями,  режимом, наконец, безвременьем. Скажите, в творчестве каких писателей звучит тема «Человек и его время»?
 Лермонтов и его размышления о судьбе поколения в «Думе» и «Герое нашего времени». / испытание безвременьем/
Булгаков, которого не сломала эпоха сталинизма и, соединив 3 временных пласта в «Мастере и Маргарите», он провозгласил единственно верные христианские заповеди для людей и далекого Ершалаима, и Москвы 30 – годов.
ЧТО ЧИТАТЬ
А.Блок «На поле Куликовом», А. Ахматова «Реквием», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А.Толстой «Петр Первый».


Л.Толстой "Детство" http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0010.shtml


Р.Д.Брэдбери "И грянул гром" http://bookz.ru/authors/bredberi-rei/r_grom/1-r_grom.html

«Господин из Сан-Франциско»
  Философская притча о жизни и смерти, о быстротечности жизни,неизбежности смерти, о величии и непостижимости «живой жизни» для ограниченного ума, о бесконечности времени, о беспредельности мира
  В рассказе2 восприятия мира, времени,  2 точки зрения  – автора и героя:
·         У господина всё по плану, время конкретно день на корабле тоже распланировано по часам / подробное, нарочитое  описание подробностей роскошной жизни пассажиров верхней палубы – средство проявления А позиции/.Он не думает осмерти – но она его настигает внезапно, накануне Рождества : так происходит вечно – за смертью рождение – и сейчас, и 2 тыс. лет тому назад.
·         Чтобы показать бессмысленность, пошлость жизни «хозяев жизни», автор замечает, что некогда на Капри жил римский император Тиберий, о котором теперь напоминают только развалины дворцов. -  они уходят бесследно, растворяясь во времени
·         При описании окружающего мира автором  отражается «ЖИВАЯ жизнь», время и пространство раздвигаются безгранично. Отсчет времени идёт на тысячелетия, на исторические эпохи / ветхозаветные библейские  времена – Римская империя – начало христианской эры/


Так частная история, весьма непримечательная, превращается в философские раздумья о быстротечности времени, о связи времён, о смысле жизни
Т.о., через категорию времени, через образ времени автор размышляет на разные темы,  затрагивает различные проблемы / показывает быстротечность жизни, наше бессилие перед законами природы смысл жизни, предназначение, бездуховность существования/ - и философские, и соц-нравственные, выражает свою позицию.

 Пушкин "Медный всадник"  вступление делится на две части: описание диких просторов, на которых "будет город заложен", и /"прошло сто лет"/гимн  современной поэту северной столице. Категория времени - способ выражения авторской позиции - прославление преобразовательской д-ти Петра

В.Шаламов "Последний бой майора Пугачёва"http://bookz.ru/authors/6alamov-varlam/posledni_885/1-posledni_885.html

Многие его рассказы показывают то, как сталинские годы сломали судьбу огромному количеству людей. Но также Шаламов обращает внимание и на многие нравственные проблемы человека. Те жесткие и критические условия, в которых оказывались люди не по своей воли, раскрывали их истинную натуру.
Некоторых такие препятствия и невзгоды сломали, а некоторые пережили этот бой с честью и достоинством. Этой темы и касается знаменитый рассказ Варлама Шаламова - "Последний бой майора Пугачева".
Бой героя за свое человеческое "я". Этот рассказ считается самым динамичным произведением в сборнике "Колымские рассказы", он отличается острым сюжетом и особой художественной выразительностью. В центре внимания - побег из сталинского лагеря, который теоретически невозможен.
Уже в фабулу рассказа заключен весь драматизм подобной темы."Последний бой майора Пугачева" - смелый и сильный рассказ, который не мог быть открыто опубликован в период "оттепели". Ведь Шаламов раскрывает непобедимый и мощных дух людей, которые за свою свободу готовы отдать жизнь.
На его героя нельзя смотреть без восхищения, а события, показанные в рассказе, производят неизгладимое впечатление на читателей. Шаламов демонстрирует то, что были люди, которых не изменили лагеря - ни фашистские, ни сталинские. Дух этих людей силен и свободен, и они готовы рискнуть всем, что у них есть - жизнью, чтобы вырваться из адской машины неволи.
Поэтому "Последний бой майора Пугачева" - это история настоящего подвига, который главный герой совершает ради того, чтобы оставаться самим собой. Это и показывает его истинное, подлинное "я" - он готов бороться за свою свободу, за свою правду, даже если это приведет его к смерти.
Подобный герой и раскрывает основной замысел автора - в одной личности собраны все те характеристики, которые и показывают настоящий русский дух. Герои, которые предпринимают попытку побега из лагеря, изначально знают о том, то спасение практически невозможно.
Но они готовы рискнуть, и это вызывает восхищение и уважение. Подобным сюжетом Шаламов хотел подчеркнуть, что человека можно поместить в самые ужасные условия и создать самые жесткие обстоятельства, но сила его духа и личности все равно останется вместе с ним.
Но нельзя упускать и того, на что Родина толкает таких людей - ведь они смело сражались за нее и ее народ, и пережили немецкие лагеря. За это их и отправляют в другой лагерь, и становится понятно, как власть обходиться с людьми, которые героически защищали свою землю и своих соотечественником.
Творчество Валама Шаламова этому и посвящено, как участник этих событий, он хочет наглядно это показать, и раскрыть внутреннюю часть этой системы и то, как она влияла на жизни многих невинных людей.

«Последний бой майора Пугачева» наглядно пока­зывает, как Родина обошлась с людьми, сражавши­мися за нее и провинившимися лишь в том, что по воле судьбы они оказались в немецком плену.

Курамшина Ирина "Драгоценная  коллекция" http://grafomanam.net/works/41966

стихотворение А.Кушнера
Времена не выбирают...

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно снять.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный,
Но дымится сал чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время -это испытанье.

Не завидуй никому...


Старуха Изергиль
Вишнёвый сад
один день Ивана Денисовича
Отцы и дети

Лёгкое дыхание
Г-н из Сан-Франциско


И.С.Тургенев
Стихотворение в прозе
Завтра! Завтра!
Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на неё, на себя, на будущее… О, каких благ он ждёт от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять - и хорошо делает.
''Вот завтра, завтра!'' - утешает он себя, пока это ''завтра'' не свалит его в могилу.
Ну, а раз в могиле - поневоле размышлять перестанешь.
Май, 1879
Комментарий: следует обратить внимание на слова и синонимичные сочетания слов, обозначающие время (завтра – каждый день – будущее)  После прочтения стихотворения вывод напрашивается сам: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему...(Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

У прошлого есть запах, вкус и цвет,
Стремление учить, влиять и значить,
И только одного, к несчастью, нет –
Возможности себя переиначить.
                                                 (И.Губерман)
Всему на свете истинную цену
Отменно знает время – лишь оно
Сметает шелуху, сдувает пену
И сцеживает в амфоры вино.
(И.Губерман, российский писатель, прозаик)

Ксения Архипова 
Ты рисуешь меня на холсте понимания, 
Тонкой кистью разлуки без права на встречу.
И неточность портрета не стоит внимания,
Вряд ли кто-то заметит. И я не замечу. 

Я вошла в твою жизнь легким оттиском прошлого,
Отраженьем надежды, на смерть обреченной.
Вряд ли люди посмеют сказать что-то пошлое,
Если ты нарисуешь меня обнаженной...
Назови мой портрет "Молодая Романтика",
А натурщицу... можешь обнять на прощанье.
Расставанья до встречи - нелепая практика.
Мы с тобою друг другу даны в наказанье...

Нам не будет покоя, не будет прощения,
И не будет спасенья в молитве и вере.
Для тебя я - портрет в лабиринте забвения,
Словно взгляд Беатриче в душе Алигьери...

Аркадий Григорьевич Вичужанин
Время, остановись!
Сутками, час за часом,
Наша проходит жизнь.
Хочется крикнуть властно:
«Время! остановись»!
Год за годом планета
В новой встает красе.
Песни не все пропеты,
Стихи не сложены все.
Осилив земное бремя,
Ракеты уходят ввысь.
Хочется крикнуть: «Время!
Время! Остановись!»
Жизнь коротка на свете.
Знаний и сил не жалей:
Спеши и за время это
Сделать все для людей.

Андрей Дементьев
Ни о чем не жалейте
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
И.Анненский
Минута
Узорные ткани так зыбки, 
Горячая пыль так бела, - 
Не надо ни слов, ни улыбки: 
Останься такой, как была; 
 
Останься неясной, тоскливой, 
Осеннего утра бледней 
Под этой поникшею ивой, 
На сетчатом фоне теней... 
 
Минута - и ветер, метнувшись, 
В узорах развеет листы, 
Минута - и сердце, проснувшись, 
Увидит, что это - не ты... 
 
Побудь же без слов, без улыбки, 
Побудь точно призрак, пока 
Узорные тени так зыбки 
И белая пыль так чутка... 


Ф.И.Тютчев
О Время! Вечности подвижное зерцало! –
Все рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..

Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?..

Иосиф Бродский
Век на исходе. Бег
времени требует жертвы, развалины…
Подай ему чувства, мысли, плюс
воспоминания. Таков аппетит и вкус
времени. Не тороплюсь,
но подаю. Я не трус; я готов быть предметом из
прошлого, если таков каприз
времени, сверху вниз смотрящего — или — через плечо —
на свою добычу…

Г.Р.Державин.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Стихотворение написано  за два дня до смерти поэта
Павел Великжанин
Время уходит сквозь пальцы, как кровь,
Хлещет струей из разорванной раны,
Стрелки царапают вечность… Но вновь
Молча застыли громады-курганы.
А за кулисой театра теней
Лишь силуэты скользят вдохновенно,
Тихо колеблется маятник дней,
Словно дыхание спящей Вселенной.

Евгений Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Злые волшебники
Андрей Андреевич
Прокофий Прокофьевич
Авдотья Петровна
Анна Ивановна
Главный герой сказки
Петя Зубов и его друзья по несчастью
Маруся Поспелова,
Зайцев Вася и
Наденька Соколова.

А.Кушнер
Времена не выбирают...
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно снять.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный,
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому...

Осип Мандельштам
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

А.А.Ахматова
Что войны, что чума? — конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?
О. Хайям
Коль день прошел, о нем не вспоминай,
Пред днем грядущим в страхе не стенай,
О будущем и прошлом не печалься,
Сегодняшнему счастью цену знай!

Д.Гранин
Музей забытых старых вещей
 (очерк)
 Однажды в мастерской у художника Владимира Сергеевича Васильковского я увидел альбом, куда он рисовал людей 30-х годов. По памяти. Взрослые тёти и дяди из его детства. Я листал страницы и узнавал. Рисунки ожили, задвигались, из памяти стали появляться люди, одетые в костюмы тех лет, знакомые, как будто художник подсмотрел мои воспоминания. Наши улицы, наш двор, извозчиков… Это был город, в котором прошло детство нас обоих. А главное, я вспоминал ещё и разные вещи, которые тогда были, а теперь их нет. Одни вещи стали ненужными, другие изменились, третьи, может быть, вернутся.
Вот тогда мы решили собрать всё, что сохранилось у нас в памяти: художник нарисует, а я расскажу, чтобы как-то запечатлеть облик той реальности, потому что у нас, к сожалению, почти нет музеев истории нашего советского быта Такие музеи, конечно, будут, но есть вещи, которые в эти музеи не попадут, их туда невозможно поместить, — например, треск берёзовых поленьев в печке…
Старые вещи всего лишь знаки, оставленные прошлой жизнью. Иному кажется, что они торчат как ненужные пни, но для внимательной души годовые кольца хранят размах тенистых крон, что шумели тут, треск морозов, иссушающий зной давнего лета.
Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. В детстве с вещами устанавливаются особые отношения, интимные. В детстве вещи разговаривают, живут. Лю6ые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав… Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. Вещи могут вернуться. С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба. Конечно, вернуть те чувства нельзя. 3еркала беспамятны. Из их глубины не извлечь былых отражений. 3еркала не стареют, стареют их рамы. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет.
Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. Воодушевление и зов…Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..

Б.Слуцкий
Время
Счастье - это круг. И человек
Медленно, как часовая стрелка,
Движется к концу, то есть к началу,
Движется по кругу, то есть в детство,
В розовую лысину младенца,
В резвую дошкольную проворность,
В доброту, веселость, даже глупость.

А несчастье - это острый угол.
Часовая стрелка - стоп на месте!
А минутная - спеши сомкнуться,
Загоняя человека в угол.

Вместо поздней лысины несчастье
Выбирает ранние седины
И тихонько ковыряет дырки
В поясе - одну, другую,
Третью, ничего не ожидая,
Зная все.
Несчастье - это знанье.







1. Время:
Проблемы века
Время поиска
Время рассказать о человеке…
Человек и время
Общество и эпоха
Время мужания
Время испытаний
Пора взросления
Время, вперед!
Герой(и) нашего времени
« О времена, о нравы! » ( Марк Туллий Цицерон)
История - ключ к пониманию народа
Писатель – судья своего времени
" Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)
« Времена не выбирают, в них живут и умирают » ( А.С.Кушнер)

« В наши подлые времена человеку совесть нужна » ( Н.Коржавин)




Примерные темы сочинений
в форме вопроса
в форме цитаты
в форме назывного предложения
В форме повествовательного предложения
Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
"Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский)
Герой своего времени
Шагнувшие в бессмертие
Что значит жить, опережая время?
«Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица)
Взгляд через века
Память неподвластна времени
Что значит родиться не в своё время?
«Времена не выбирают...» (А.Кушнер)
О скоротечности времени
Время – лучший лекарь душевных ран
Историческое время – стрела или вихрь?
«Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик)
Потерянное время
Победившие  время
Какое оно, время?
«На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец)
Человек и эпоха
Время может отнять у нас все, кроме любви
Что неподвластно времени?
«Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев)
Старая фотография
Писатель – летописец истории страны
Надо ли торопиться жить?
«Связующая нить времён...» (Б.Пастернак)
Время поиска
Истинные нравственные ценности – на века
Можно ли победить время?
«У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир)
Ценности времени
Воспоминания помогают жить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.