Страницы

СТАТГРАД


ВАРИАНТ 1

Часть 1

Подпись: (1)Если над человеческим ухом пропоёт петух, человек на время оглохнет: мощность петушиного крика составляет 130 децибел – то же самое будет, если стоять в пятнадцати метрах от взлетающего реактивного самолёта. (2)Однако петухи не теряют слух от собственного пения, <…> в тот момент, когда петух открывает клюв для крика, наружный слуховой проход у него сужается примерно на четверть, а мягкие ткани наполовину прикрывают барабанную перепонку. (3)У кур слуховой проход устроен немного иначе, и «заткнуть уши» они не могут, но потерять слух от близкого соседства с петухами им не грозит: куры слушают петухов не вплотную, к тому же у птиц слуховые рецепторы довольно быстро регенерируются.


1
 1
Укажите        варианты        ответов,       в     которых       верно       передана        ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)      От петушиного крика человек может на какое-то время оглохнуть, однако сами петухи, благодаря своим физиологическим особенностям, не страдают от громкости собственного пения, как и куры,  даже несмотря на то, что их слуховой проход устроен иначе.
2)      Крик петуха обладает огромной мощностью, которая равна силе звука взлетающего реактивного самолёта, если находиться на расстоянии всего 15 метров от него.
3)      В момент открывания клюва наружный слуховой проход петуха очень сильно сужается, а мягкие ткани наполовину прикрывают барабанную перепонку, поэтому петух не теряет слух от собственного громкого крика.
4)      Мощность петушиного крика составляет примерно 130 децибел, и такая громкость может на время оглушить человека, однако не наносит никакого вреда ни петухам, ни находящимся рядом с ними курам.
5)      Куры, как и человек, на какое-то время теряют слух, если находятся рядом с поющим петухом, однако благодаря быстрой регенерации слуховых рецепторов, свойственной всем птицам, быстро обретают его вновь.
Ответ: ___________________________.

2

2
 
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: ___________________________.



 3

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕРЯТЬ.  Определите  значение,  в  котором  это  слово  употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕРЯТЬ, -яю, -яешь; терянный; несов.
1)      Лишаться        кого-чего-нибудь           по     небрежности         или      роняя,       оставляя неизвестно где. Т. ключи, деньги.
2)      Лишаться чего-нибудь, переставать  обладать  чем-нибудь.  Т. надежду.  Т. авторитет.  Т.  доверие.  Т.  трудоспособность.  Т.  здоровье.  Т. вес   (в весе). Т. сознание. Т. почву под ногами  (перен.: лишаться  уверенности в своих действиях). Т. дорогу, направление (сбиваться с пути).
3)      Лишаться кого-либо, расставаться с кем-либо. Т. единомышленников, друзей. Журнал теряет подписчиков.
4)      Нести утрату в лице кого-либо умершего, ушедшего. Т. близких, родных. Безвозвратно, навсегда т. Войска теряют людей в отступлении. В связи с сокращением штатов отдел теряет многих хороших сотрудников.
5)      Тратить, расходовать нецелесообразно или терпеть ущерб от чего-нибудь.
Т. время. Т. средства на перевозках.
Ответ: ___________________________.
 4

4
 
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

столЯр  жАлюзи завИдно прозорлИва снятА
Ответ: ___________________________.



5

5
 
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное     слово.     Исправьте     лексическую     ошибку,     подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Я выхожу на МОРОЗНЫЙ воздух, стою под белой, как зеркало, луной, на белом снегу.
В коридоре валялись клочья шпагата и ОТРЫВКИ газет.
Он был безграмотен, не хотел учиться и, хотя своей сутулостью и близорукостью смахивал на человека образованного, на самом деле был НЕВЕЖДА.
Голос её слабел, но ирония, СЛОВЕСНАЯ меткость, образность речи нисколько не потускнели.
Странные дела случаются на свете: с иным человеком долго живёшь вместе и в ДРУЖЕСКИХ отношениях находишься, а ни разу не заговоришь с ним откровенно, от души.

Ответ: ___________________________.
6

6
 
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.


Ответ: ___________________________.
7

7
 
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее строгий тон

                  шесть щупалец
                  шестиста страниц
                  свежая салями
                  промок под дождем

Ответ: ____
_______________________.
8


8
 
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложе- ниями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с однородными членами Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное            употребление          падежной          формы        существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)      Сосновый, пронизанный солнцем бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера, до того воевавшего на знойном степном пыльном юге.
2)      Макар Игнатьевич, будучи человеком добрым, желающим всем помочь, не только помогал нуждающимся хлебом, но и одеждой, лекарствами.
3)      Его успехам способствовало многое: раскованная манера поведения, прекрасная внешность, несколько спортивных разрядов в прошлом, уверенность в свои силы.
4)      Едва Олеся, закончив все приготовления на кухне, входит в комнату, как тут же, схватив что-то нужное, выбежит в столовую.
5)      При нём был документ, удостоверявший личность защитника родины, сорок пять рублей денежного довольствия и предписание, дававшее право рядовому Алексею Михайловичу Холмогорову на плацкартный билет в любой конец широкой, необъятной страны.
6)      У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец или брат, и каждый из нас хотят, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос.
7)      Он одевается во всё чистое, хрустящее и бодрящее, ощущает в тщательно вымытом гостиничном номере застывший запах утюга и терпкость можжевельника, который держат в гардеробе от моли.
8)      Толпа, окружив группу танцующих мальчишек, сначала молча наблюдала за происходящим, а потом начала улюлюкать, кричать.
9)      Оглянувшись на мой голос, собака повернулась, постояла немного и побежала дальше по освещённой улице фонарями.

А
Б
В
Г
Д






 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
9


9
 
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1)      прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2)      сб..регать, обн..мать, зам..реть
3)      проск..чить, непон..мание, р..сток
4)      вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5)      п..риод, выб..рать, оз..рничать Ответ: ___________________________.

10
 
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)      пр..способь (для работы), пр..крыл, непр..хотливый
2)      в..езд (во двор), б..ют (по щеке), помест..е
3)      сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать
4)      опр..кинуть, пр..родина, под..брать
5)      ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый Ответ: ___________________________.

11
 
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)      застр..вать, милост..вый
2)      белорус..кий, скольз..кий
3)      гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости)
4)      издавн.., засветл..
5)      форел..вый, син..ватый
Ответ: ___________________________.


12
 
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)      предвид..вший, незыбл..мый
2)      пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т
3)      противореч..щий, выслуш..вший
4)      обездвиж..нный, натерп..шься
5)      щебеч..щий, (они) клокоч..т
Ответ: ___________________________.





13
 
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В своей жизни каждый человек (НЕ)РАЗ оступается и нередко даже не замечает этого.
Марфа Анатольевна, давно (НЕ)ВЫХОДИВШАЯ в свет, решила принять участие в благотворительном вечере.
Но люди в белых халатах были неумолимы – (НЕ)ПОЛОЖЕНО и точка. Бродяжья и легкомысленная, нисколько (НЕ)ХИТРАЯ, как полагали многие, простодушная душа её не лежала ни к даче, ни к земле.
К    числу      (НЕ)ДЕЙСТВУЮЩИХ             вулканов       относится,       например,       самая высокая из Кавказских гор – Эльбрус.

Ответ: ___________________________.


14
 
Определите        предложение,         в    котором       оба     выделенных         слова     пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я ТО(ЖЕ), как и отец, верил в нашу идею, (ПРИ)ЧЁМ не только разумом, но и сердцем.
(ЗА)ТЕМ       инструктор  объяснил           мне, что без специального снаряжения (В)ГЛУБЬ моря опускаться опасно.
О том, (НА)СКОЛЬКО тяжело было Кате в тот момент, Арсений узнал позже, (В)НАЧАЛЕ следующего года.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего дня дети играли на лужайке, взрослые ТАК(ЖЕ) были во дворе.
Поверните (В)ЛЕВО, пройдите по коридору с множеством кабинетов и, ЧТО(БЫ) вы ни услышали из-за дверей, не останавливайтесь, а идите прямо.

Ответ: ___________________________.


15
 
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В да(1)ом случае соверше(2)о однозначно могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собстве(3)о художестве(4)ой составляющей картины во многом обусловле(5)ы име(6)о единством цветовой гаммы.


Ответ: ___________________________.





16
 
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)      Рано или поздно между лидерами возникает скрытое соперничество или даже явная конкуренция.
2)      С высоты не только сами они но и их надежды и устремления казались мелкими и незначительными.
3)      Надо было либо встать и уйти либо вступиться за этого маленького человека и защитить его от нападок собравшихся.
4)      Институтов в этот момент не то брезгливо не то пугливо ютился на пороге собственного кабинета держал нараспашку дверь и выпроваживал гостя.
5)      Ранним утром над озером шёл ливень и буйствовала гроза. Ответ: ___________________________.

17
 
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы поднялись по трапу на верхнюю палубу и (1) увидев (2) светившиеся квадратные окна кают-компании (3) находившейся в носовой надстройке (4) пошли на этот свет (5) почувствовав себя (6) заблудив- шимися в ночи (7) путниками.

Ответ: ___________________________.


18
 
Расставьте  все         недостающие  знаки           препинания:        укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но (1) господа (2) забавный случай сей
Другой пример (3) на память (4) мне приводит: Ведь (5) каждый день пред нами солнце ходит (6) Однако ж (7) прав упрямый Галилей.
(А.С. Пушкин)
Ответ: ___________________________.


19
 
Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте  которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После знакомства с ним мне стало ясно (1) почему в самом ближайшем его окружении постоянно находились люди (2)  присутствие  (3)  которых (4) бывало мне тягостно.

Ответ: ___________________________.





20
 
Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте  которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне показалось (1) что (2) если описать всё словами так (3) чтобы вышла книжка (4) и (5) чтобы там было меньше психологии и больше событий (6) то я наконец перестану слишком много думать обо всём этом.


Ответ: ___________________________.


21
 
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и  тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уральские горы – уникальный для нашей страны природный объект – пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны.
(2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру – настолько древний и малоиссле- дованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал – примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались – крупных движений земной коры здесь не наблюдается.
(6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка – гора Народная на Приполярном Урале,  достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Урала гора Ямантау – находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.

Ответ: ___________________________.



Подпись: Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Мой дядя Пётр Демьяныч как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплёт его синтаксиса изъеден мышами.
     (2)Прасковья, – сказал он, обращаясь к кухарке. – (3)У нас мыши завелись?
   (4)А что ж мне делать? – ответила Прасковья.
   (5)Кошку бы ты завела, что ли...
   (6)Кошка есть; да куда она годится?
(7)И Прасковья указала на угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, белый котёнок.
   (8)Отчего же не годится? – спросил Пётр Демьяныч.
   (9)Молодой ещё и глупый. (10)Почитай, ему ещё и двух месяцев нет.
   (11)Так его приучать надо, воспитывать!
(12)Возвращаясь из гимназии, дядюшка зашёл в лавку и купил мышеловку. (13)За обедом он нацепил на крючок кусочек котлеты  и поставил западню под диван. (14)Ровно в шесть часов вечера под диваном вдруг раздалось «хлоп!».
     (15)Ага-а! – пробормотал Пётр Демьяныч, достав мышеловку, и так злорадно поглядел на крошечную мышь, как будто собирался поставить ей единицу. – (16)Пойма-а-алась, по-одлая! (17)Прасковья, неси-ка сюда котёнка!
    (18)Сича-ас! – отозвалась Прасковья и через минуту вошла, держа на руках потомка тигров.
    (19)Отлично! – забормотал Пётр Демьяныч, потирая руки. – (20)Ставь его против мышеловки... (21)Вот так...
(22)Котёнок удивлённо поглядел на дядю, на мышь, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись яркого лампового света и человеческого внимания, на него направленного, рванулся и в ужасе побежал к двери.
     (23)Стой! – завопил дядя, хватая его за хвост. – (24)Стой, подлец этакий! (25)Мыши, дурак, испугался! (26)Гляди: это мышь! (27)Гляди же!
(28)Ну? (29)Гляди, тебе говорят!
(30)Пётр  Демьяныч  взял   котёнка   за   шею   и   потыкал   его  мордой в мышеловку.
      (31)Гляди, стервец! (32)Возьми-ка его, Прасковья, и держи против дверцы... (33)Как выпущу мышь, ты его тотчас же выпускай!
(34)Дядюшка придал своему лицу таинственное выражение и приподнял дверцу... (35)Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух и стрелой полетела под диван... (36)Выпущенный котёнок задрал вверх хвост  и побежал под стол.
      (37)Ушла! (38)Ушла! – закричал Пётр Демьяныч, делая свирепое лицо. – (39)Мерзавец! (40)Постой же...


(41)Дядюшка вытащил котёнка из-под стола и потряс его в воздухе.
     (42)Каналья этакая... – забормотал он, трепля его за ухо. – (43)Вот тебе! (44)Вот тебе! (45)Будешь другой раз зевать? (46)Ккканалья...
(47)На другой день котёнка, после вчерашнего оскорбления забившегося под печку и не выходившего оттуда всю ночь, дядюшка снова взялся воспитывать – но история повторилась: после открытия дверцы мышь убежала, котёнок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок от мучителей-воспитателей и забился под диван.
(48)Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи... (49)После четвёртого (и последнего) неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал:
   (50)Ни к чёрту не годится!
(51)Прошёл год. (52)Тощий и хилый котёнок обратился в солидного и рассудительного кота. (53)Однажды, пробираясь задворками, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь... (54)Мой герой, будто припомнив дядюшкино воспитание, ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.
(55)Увы! (56)Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. (57)Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки – латинскому языку. (58)Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею,  волосы  мои   становятся  дыбом,  и,  подобно  коту,   я   ударяюсь  в постыдное бегство.
(По А.П. Чехову*)
* Антон       Павлович       Чехов      (1860–1904)        –    русский       писатель,       прозаик, драматург, классик мировой литературы.

22
 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)      От мышей пострадала книга Петра Демьяныча, поэтому он предложил Прасковье, своей кухарке, завести кошку.
2)      Обучая котёнка ловить мышей, Пётр Демьяныч проявляет терпение, обращаясь с домашним питомцем ласково и аккуратно.
3)      Когда котёнок впервые увидел мышь, он очень испугался.
4)      Дядя возился с котёнком почти год, но попытки научить животное  ловить мышей так и не увенчались успехом.
5)      Рассказчик считает дядю плохим учителем. Ответ: ___________________________.





23
 
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)      Предложение 7 содержит описание.
2)      В предложениях 12–14 представлено повествование.
3)      В предложении 22 представлено рассуждение.
4)      Предложение 36 указывает на причину того, о чём говорится в предло- жении 35.
5)      В предложениях 53–54 представлено повествование. Ответ: ___________________________.

24
 
Из предложений 47–49 выпишите фразеологизм. Ответ: ___________________________.

25
 
Среди      предложений         9–14     найдите       такое(-ие),       которое(-ые)        связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов.

Ответ: ___________________________.



Подпись: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков  (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.


26
 
«Чеховский текст синтаксически чрезвычайно богат: в нём присутст- вует  множество  разнообразных  конструкций,   в   числе   которых   – (А) ______ (предложения 2, 17) и (Б)______ (предложения 23, 24, 33).

Использование таких тропов, как (В)___ _ (в  предложении 1)  и (Г)______ ("таинственное выражение" в предложении 34, "солидного и рассудительного кота" в предложении 52), с одной стороны, сближает текст с разговорной речью, а с другой – делает его выразительным, художественным».
Список терминов
1)      вводные и вставные конструкции
2)      эпифора
3)      обращения
4)      просторечная лексика
5)      метонимия
6)      гипербола
7)      восклицательные предложения
8)      синонимы
9) 'эпитет
                                                ВАРИАНТ 2 


1)Обитающие в Австралии хохлатые бронзовокрылые голуби в буквальном смысле поют крыльями: когда они взлетают, маховые перья издают попеременно два звука – частотой 1,3 кГц, когда крыло идёт вверх, и частотой 2,9 кГц, когда крыло идёт вниз. (2)Оказалось, что «песня перьев» служит  сигналом  тревоги:  оба   звука   чередуются  с  разной   скоростью в зависимости от того, как часто птица машет крыльями. (3)Если высокие и низкие ноты чередуются не слишком быстро, окружающие голуби сохраняют спокойствие; если же ноты чередуются очень быстро, все вокруг понимают, <…>  их  товарищ пытается  улететь  от  опасности, и в тревоге снимаются с места



1
 
Укажите   варианты   ответов,   в    которых   верно   передана   ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)      Маховые перья австралийских хохлатых бронзовокрылых голубей издают попеременно два звука: частотой 1,3 кГц, когда крыло идёт вверх, и частотой 2,9 кГц, когда крыло идёт вниз.
2)      «Пение» перьев хохлатых бронзовокрылых голубей является сигналом тревоги для сородичей, если низкие и высокие звуки чередуются очень быстро.
3)      «Песня перьев» хохлатых бронзовокрылых голубей может служить сигналом тревоги для всех остальных птиц, способных различать звуки разных частот.
4)      Во время опасности австралийские хохлатые бронзовокрылые голуби могут издавать специальные звуки с помощью перьев.
5)      Благодаря способности издавать перьями звуки разных частот, хохлатые бронзовокрылые голуби предупреждают сородичей об опасности: слишком быстрое чередование высоких и низких нот служит сигналом тревоги.
Ответ: ___________________________.

2
 
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: ___________________________.


3
 
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛУЖИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛУЖИТЬ, несов.
1)      Делать что-н. для кого-чего-н., выполняя чью-н. волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-н. С. своему народу.
2)      Исполнять   где-н.   какие-н.   обязанности, работать  в  качестве кого-н.
С. в армии.
3)      Быть, являться чем-либо. С. примером. С. доказательством. С. признаком чего-л. Замкнутость мужа служит причиной её беспокойства.
4)      Только   3-е   л.    Выполнять   своё   назначение.   Старые   сапоги   ещё продолжают мне с.
5)      Отправлять церковную службу. С. обедню.  С.  молебен.  С.  всенощную. С. панихиду.
Ответ: ___________________________.

4
 
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
создАв  нажИвший накрЕниться  чЕрпать  нОгтя
Ответ: ___________________________.
5
 
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выде- ленному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ.
В группе, которую возглавит Сургеев, три членкора и два ДЕЙСТВЕННЫХ члена академии наук.
Рассуждали   они    о    том,    что    одиночество   весьма    ПРОДУКТИВНО в художественном отношении.
Штрум поморщился, это выражение сочувствия казалось УНИЗИТЕЛЬНЫМ.
Костёр разгорался туго, но жар его ОХВАТИЛ моё лицо, пар пошёл от мокрой телогрейки.
Ответ: ___________________________.



6
 
Отредактируйте  предложение:  исправьте  лексическую   ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.


Ответ: ___________________________.

7
 
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

дожить до девяноста лет
коробка КОНСЕРВОВ
нет рояли
глубочайшее озеро
вязаные свитеры

Ответ: ___________________________.



8
 
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложе- ниями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) неправильное употребление имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)      На конференцию, которая проходила в Москве, прибыли триста один участник из всех регионов России.
2)      На самом деле нас нервировал не стадион, а комендант стадиона дядя Вася, который безошибочно нас узнавал, даже если мы были в спортивной форме, и гнал из своих владений со злостью, не  угасавшей   с годами.
3)      Когда устраивались стрельбы, дня три кряду на полигон прибывали одна за другой роты.
4)      Войдя в номер гостиницы «Астория», в которой мне доводилось бывать уже не раз, на меня нахлынули воспоминания.
5)      Нина Черкасова не дала бы унизить шестилетнего сына своей подруги: если он шёл в кино или в театр, она всегда покупала мальчику лучшие билеты.
6)      Гусакова не могла не беспокоить неожиданная близость жилья, который тем не менее устало опустился на траву.
7)      Белов рассказывал про озеро Байкал, будто в большие морозы на нём замерзают при всплеске вóлны, да так и остаются замёрзшими громадами до оттепели.
8)      Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели  в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.
9)      Перечисляя в романе «Бесах» темы русского спора при начале очередной оттепели, Ф.М. Достоевский упоминает «уничтожение цензуры и буквы ъ».
А
Б
В
Г
Д






 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


9
 
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1)      попл..вок, скл..нение, оз..рять
2)      зан..маться, обж..гающий, предл..жение
3)      анал..гичный, пот..рять, разр..статься
4)      ст..лизовать, заб..рать, к..сание
5)      подск..чить, отн..мать, бл..стать Ответ: ___________________________.
10
 
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)      под..брал, поз..вчера, н..ладил
2)      не..быточный, чере..чур, бе..покойный
3)      пр..крыл, пр..строил, непр..ступная (скала)
4)      контр..атака, суб..ект, обол..ёшься
5)      от..скать, под..тожить, без..ндукционный Ответ: ___________________________.
11
 
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)      размаз..вать, развед..вательный
2)      выкорч..вать, застенч..вый
3)      кормил..ца, наста..вая
4)      эмал..вый, имень..це
5)      справ.. (от дома), половинч..тый Ответ: ___________________________.
12
 
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)      умо..шься, вид..мый
2)      кле..шь, будораж..вший (воображение)
3)      расстро..вшись, повад..шься
4)      колыш..щиеся (травы), (они) леч..т
5)      взлеле..вший, вер..щий (на слово) Ответ: ___________________________.



13
 
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Замечательные детские книги в их доме были подписаны аккуратным женским почерком далёкой и ни разу (НЕ)ПРИЕЗЖАВШЕЙ к ним родственницы из таинственного мира большой литературы.
Такие упругие ноги ещё долго могут идти, ещё впереди полным-полно всякого, ещё (НЕ)ПРОЖИТА судьба.
Ростом он был (НЕ)МЕНЬШЕ двух метров.
Егор собрал все (НЕ)НУЖНЫЕ бумаги и бросил их в мусорную корзину. Важно было (НЕ)ПРОСТО объяснить материал, рассказать что-то, а добиться понимания услышанного.

Ответ: ___________________________.

14
 
Определите  предложение,  в   котором  оба  выделенных   слова  пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
«И имейте (В)ВИДУ: ЧТО(БЫ) там ещё вы ни придумали, мне всё станет известно!» – закричал толстячок тонким голосом.
На подносах лежали камни (НА)ПОДОБИЕ кирпичей с золотыми вензелями императора и его супруги, а ТАК(ЖЕ) монеты нового чекана.
Только   у   дверей   сидел   (ОРДЕНО)НОСЕЦ  Решетов,   читая   книгу,   и (ПО)ТОМУ, как он увлёкся, было видно, что это его собственный роман.
Княгиня вышла к ней (НА)ВСТРЕЧУ и (ПО)ДРУЖЕСКИ взяла её под руку.
(В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ, откуда ни возьмись, у чугунной решётки вспыхнул огонёчек и стал приближаться к веранде.

Ответ: ___________________________.

15
 
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Солнечный свет падал через высокое окно, лишё(1)ое гардины, на обои цвета топлё(2)ого молока – местами они потемнели, приобретя оттенок жжё(3)ой умбры, но сохранили грубую текстуру исти(4)о дорогих обоев позапрошлого века: всё тот же стари(5)ый рельеф «бурбонских лилий», благородная труха поблёскивающей в утре(6)ем солнце позолоты.


Ответ: ___________________________.



16
 
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)      Учитель наш слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора но даже Лейбница и Ньютона.
2)      Семён Иванович брал по порциям или одни щи с пирогом или одну говядину.
3)      Трактирщик  то   помогал   некоторым  то   отбегал   в   сторону  и   всё командовал критиковал.
4)      В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками.
5)      Мать положила в мешок хлеба и соли и сахара. Ответ: ___________________________.
17
 
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сосредоточенный (1) он несколько секунд сидел неподвижно (2) просчитывая (3) пришедшую в голову (4) комбинацию (5) затем принялся листать свой ежедневник (6) набитый именами (7) и (8) переполненный списками дел.


Ответ: ___________________________.

18
 
Расставьте  все   недостающие  знаки  препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Что за погода (1) нынче (2) на дворе?
А впрочем (3) нет мне до погоды дела – и в январе живу, как в сентябре, настойчиво и оголтело.
Сентябрь (4) не отводи твоё крыло, твоё крыло оранжевого цвета.
Отсрочь твоё последнее число и подари мне промедленье это.
<…>
Нет (5) вы (6) не виноваты. Всё равно обречены менять окраску ветви.
Но всё это, что жёлто и красно,
что зелено, – пусть (7) здравствует вовеки.
(Б.А. Ахмадулина) Ответ: ___________________________.



19
 
Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте  которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А школа профучёбы (1) создание (2) которой (3) Скумбриевич ставил себе в особенную заслугу (4) всё время перестраивалась (5) что, как известно, обозначает полную бездеятельность.


Ответ: ___________________________.

20
 
Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте  которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ольгу томило мучительное однообразие её жизни (1) но (2) когда уже совсем становилось невмоготу (3) и (4) всё начинало казаться бессмыс- ленным (5) она говорила себе (6) что будни какой-нибудь известной актрисы ненамного разнообразнее её буден (7) и успокаивалась.


Ответ: ___________________________.

21
 
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, располо- женный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина – 50 километров, общая площадь поверхности – 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров – оно мелководно.
(6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна – Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, – Гдов.
(9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.

Ответ: ___________________________.



Подпись: Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Мой дядя Пётр Демьяныч как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплёт его синтаксиса изъеден мышами.
     (2)Прасковья, – сказал он, обращаясь к кухарке. – (3)У нас мыши завелись?
   (4)А что ж мне делать? – ответила Прасковья.
   (5)Кошку бы ты завела, что ли...
   (6)Кошка есть; да куда она годится?
(7)И Прасковья указала на угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, белый котёнок.
   (8)Отчего же не годится? – спросил Пётр Демьяныч.
   (9)Молодой ещё и глупый. (10)Почитай, ему ещё и двух месяцев нет.
   (11)Так его приучать надо, воспитывать!
(12)Возвращаясь из гимназии, дядюшка зашёл в лавку и купил мышеловку. (13)За обедом он нацепил на крючок кусочек котлеты  и поставил западню под диван. (14)Ровно в шесть часов вечера под диваном вдруг раздалось «хлоп!».
     (15)Ага-а! – пробормотал Пётр Демьяныч, достав мышеловку, и так злорадно поглядел на крошечную мышь, как будто собирался поставить ей единицу. – (16)Пойма-а-алась, по-одлая! (17)Прасковья, неси-ка сюда котёнка!
    (18)Сича-ас! – отозвалась Прасковья и через минуту вошла, держа на руках потомка тигров.
    (19)Отлично! – забормотал Пётр Демьяныч, потирая руки. – (20)Ставь его против мышеловки... (21)Вот так...
(22)Котёнок удивлённо поглядел на дядю, на кресла, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись, вероятно, яркого лампового света и внимания, рванулся и в ужасе побежал к двери.
     (23)Стой! – завопил дядя, хватая его за хвост. – (24)Стой, подлец этакий! (25)Мыши, дурак, испугался! (26)Гляди: это мышь! (27)Гляди же!
(28)Ну? (29)Гляди, тебе говорят!
(30)Пётр  Демьяныч  взял   котёнка   за   шею   и   потыкал   его  мордой в мышеловку.
      (31)Гляди, стервец! (32)Возьми-ка его, Прасковья, и держи против дверцы... (33)Как выпущу мышь, ты его тотчас же выпускай!
(34)Дядюшка придал своему лицу таинственное выражение и приподнял дверцу... (35)Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух и стрелой полетела под диван... (36)Выпущенный котёнок задрал вверх хвост  и побежал под стол.
   (37)Ушла! (38)Ушла! – закричал Пётр Демьяныч, делая свирепое лицо.
   (39)Мерзавец! (40)Постой же...
(41)Дядюшка вытащил котёнка из-под стола и потряс его в воздухе.

     (42)Каналья этакая... – забормотал он, трепля его за ухо. – (43)Вот тебе! (44)Вот тебе! (45)Будешь другой раз зевать? (46)Ккканалья...
(47)На другой день котёнка, после вчерашнего оскорбления забившегося под печку и не выходившего оттуда всю ночь, дядюшка снова взялся воспитывать – но история повторилась: после открытия дверцы мышь убежала, котёнок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок от мучителей-воспитателей и забился под диван.
(48)Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи... (49)После четвёртого неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал:
   (50)Ни к чёрту не годится!
(51)Прошёл год. (52)Тощий и хилый котёнок обратился в солидного и рассудительного кота. (53)Однажды, пробираясь задворками, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь... (54)Мой герой, будто припомнив дядюшкино воспитание, ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.
(55)Увы! (56)Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. (57)Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки – латинскому языку. (58)Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею,  волосы  мои   становятся  дыбом,  и,  подобно  коту,   я   ударяюсь  в постыдное бегство.
(По А.П. Чехову*)
* Антон  Павлович  Чехов   (1860–1904)  –   русский   писатель,   прозаик, драматург, классик мировой литературы.
22
 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)      В библиотеке гимназии мыши сгрызли несколько учебников латыни.
2)      Пётр Демьяныч хотел научить трёхмесячного котёнка ловить мышей, поэтому на протяжении недели давал ему «уроки».
3)      Котёнок сначала испугался, но, вероятно, не мыши, а яркого освещения и чрезмерного внимания к себе.
4)      Во время третьего «урока» котёнок исцарапал руки Петра Демьяныча и убежал к жалевшей его горничной Прасковье.
5)      Через год маленький, худой белый котёнок превратился в крупного кота, но так и не перестал бояться мышей.
Ответ: ___________________________.



23
 
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)      Предложения  9–10   содержат   ответ   на   вопрос,  сформулированный в предложении 8.
2)      Предложение   14   указывает   на   причину   того,   о   чём   говорится в предложении 13.
3)      В предложениях 34–36 представлено повествование.
4)      В предложениях 42–46 представлено описание.
5)      Предложение   58   указывает   на   следствие   того,   о   чём   говорится в предложении 57.
Ответ: ___________________________.

24
 
Из предложений 53–57 выпишите один фразеологизм. Ответ: ___________________________.
25
 
Среди  предложений   22–29  найдите  такое(-ие),  которое(-ые)   связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ___________________________.



Подпись: Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

26
 
«Рассказывая читателю почти анекдотичную историю с красноречивым названием "Кто виноват?", автор использует множество средств художественной выразительности, среди которых лексическое средство – (А)______ предложении 52), а также троп – (Б)______ (в предложениях 15, 35).

Использование такого приёма, как (В)______ (предложения 26, 27, 29), добавляет тексту экспрессии, а синтаксическое средство – (Г)___ (предложения 12, 53, 54) – делает его динамичным, насыщает важными деталями».
Список терминов
1)      контекстные антонимы
2)      эпифора
3)      литота
4)      ряды однородных членов предложения
5)      анафора
6)      односоставные предложения
7)      вводные слова
8)      сравнение

 
               9)обращения 

 
 



                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.