Страницы

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Э. Хемингуэй "Старик и море"

прочитать
 Старик Сантьяго живет рыбным промыслом. Действие повести относится к периоду, когда он доходит до крайней черты бедности – у рыбака даже нет сети для поимки мелкой рыбешки, которая могла бы стать наживкой при ловле крупной добычи. Однако гордость не дает ему просить взаймы и даже принимать помощь. Он полагается лишь на свои убывающие силы – в повести старик не раз высказывает мысль, что жизнь – это постоянная борьба. И он продолжает бороться, не теряя надежды на улов. Восемьдесят четыре дня подряд старик выходит в море и возвращается ни с чем. Неудачи нисколько не озлобили его – у этого человека своя философия. Море он воспринимает как одушевленную и весьма своенравную стихию. Хемингуэй говорит, что старик «постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».
Старик живет уединенно, единственным его товарищем является мальчик Манолин. Старик привязан к мальчику, он считает его не только учеником и собеседником, но и настоящим другом. Но, несмотря на то что круг общения старика формально ограничивается мальчиком, его нельзя назвать одиноким: «старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок». Старик чувствует единство со всеми живыми существами, в каком-то смысле обитатели океана для него – тоже люди. Он с нежностью смотрит и на ласточек, и на летучих рыб. В этом плане характерны его мысли о морских свиньях: «Они хорошие… Играют, дурачатся и любят друг друга. Они нам родня, совсем как летучая рыба». По мнению старика, человечество – лишь одна из разновидностей живых существ в природе, в которой все существа разумны.
Огромная меч-рыба, с которой старик сражается посреди океана в своей маленькой рыбацкой лодке, – серьезный и уважаемый противник. Старик относится к ней как к существу, наделенному разумом. Он разговаривает с рыбой и выражает ей свое восхищение: «Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты».
Поимка этой огромной рыбы становится для старика выполнением жизненного предназначения. Он говорит себе: «Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился. Где-нибудь рядом с этим косяком тунцов, может быть, плывет моя большая рыба». Когда этот самый важный в его жизни поединок заканчивается потерей добычи, ход мыслей старика почти не меняется: «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он. – Но ведь для этого я родился».
Силой своего упорства старику удается одолеть рыбу. Но впереди его ждет бой с совсем иным противником – подлыми акулами, которых привлекла к его лодке кровь большой рыбы. Исход этой схватки ясен – акул слишком много и ничто не отпугнет их от привязанной к лодке рыбы. Старик это понимает, но сражается до последнего. Потеряв гарпун, он привязывает к веслу нож, атакует акул деревянными обломками – всеми средствами защищает рыбу, которую он убил «для того, чтобы не умереть с голоду и накормить уйму людей». Старик уверен, что «человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Ему удается лишь отсрочить неизбежное. Он обращается к рыбе: «Мне жалко, рыба, что так получилось». Меч-рыба достается акулам – подлым хищникам, которые были не в состоянии тягаться с ней, когда рыба была жива. Старик думает о своем поражении спокойно – он даже не уверен, можно ли это назвать поражением: «А как легко остановиться, когда ты побежден! – подумал он. – Я и не знал, что это так легко… кто же тебя победил, старик? – спросил он себя… – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко ушел в море».
письменно1. Заполни таблицу: можно распечатать
 Проверяем  знание текста.

Вопрос
Варианты ответа
Правильный ответ
Имя старика.

Сантьяго
Манолин
Педро
Хуан


Имя мальчика.
Сантьяго
Манолин
Педро
Хуан



 Мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика – Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, а герои названы «старик» и «мальчик». Почему? Что этим хотел сказать автор?

Море в представлении
старика.
Мужчина
Женщина
Старик
Ребенок



Что хочет этим сказать автор?

Размер рыбины
18
3
5
12

Сколько дней длилась борьба старика и рыбы?
18
3
5
12

Продолжите фразу:
«Если бы…», которую несколько раз произносил герой.

Я был молодым
Я был здоров
Рыба была меньше
Со мной был мальчик.


Какую роль играет мальчик в повести?

Любимый сон
старика.

Большая рыба
Львы
Лес
Молодость



На протяжении повести старику снится его любимый сон: на  песчаную отмель выходят львы. Какова роль этого сна? Какое значение он имеет в конце повести?

Вывод: в повести поднимаются вечные проблемы: .....

письменно
2. Соотнесите события, происходящие в повести, с цитатами.
1. Первое упоминание о старике.
2. Выход в море.
3. Рыба тащит лодку от берега.
4. Старику удалось поймать рыбу.
5. Акулы нападают на лодку.
6. Старик возвращается.
7. Удивление, вызванное размерами рыбы.
А. Сняв мачту, он скатал на неё парус и завязал его. Потом взвалил мачту на плечо
и двинулся в гору. Вот тогда – то он  и понял всю меру своей  усталости.
Б. В темноте старик чувствовал приближение утра; загребая  вёслами, он слышал
 дрожащий звук – это летучая рыба выходила из воды и  уносилась  прочь.
В.Старик посмотрел на небо, потом на рыбу. Он глядел очень внимательно.«Сейчас  едва перевалило за полдень. А пассат крепчает. Лесы чинить теперь бесполезно.  Мы с мальчиком срастим их дома».
Г. На самом деле таких  линий не было. Была только тяжелая, заостренная
 голубая голова, большие  глаза и лязгающая, выпяченная, всеядная челюсть.
Д. До заката солнца осталось два часа, может быть, она еще выплывет за это время.
 Если нет, то она, может быть, выплывет при свете луны. А то, может быть, на
 рассвете.
Е. Вокруг лодки собралось множество рыбаков, и все они рассматривали то, что
Было к ней привязано; один из рыбаков, закатав штаны,  стоял в воде и мерил
 скелет веревкой.
Ж. Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки
были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают
солнечные лучи,  отраженные гладью тропического моря.



  10  класс

ГИ де МОПАССАН 1850-1893            НОВЕЛЛЫ

???????????????????????????????????????
Смысл названия
Матильда. Кто она?
Её мечты. Критерии счастливой семейной жизни
Идеал жизни Матильды
В чем смысл "расплаты" семьи Луазель? / деньги -мера самой жизни, жизнь и деньги отождествляются/
Почему г.Луазель принял решение купить новое ожерелье взамен утерянного?
Можно ли говорить о том, что жизнь героиня прожила зря?
В чем, по Мопассану, заключён урок жизни?
Матильда сама разрушила свою жизнь?





?????????????
у М. 2 новеллы с таким названием
Это "гимн любви"?
Хар-ка аббата Мариньяна. Какие изменения происходят  в душе священника под влиянием лунного света?
Комментарий ваш  " Быть может, Бог создал такие ночи, чтобы покровом неземной чистоты облечь любовь человеческую"
Можно ли утверждать, что природа и человек/аббат/ противопоставлены?
Что воплощает собой природа?/ высшее, духовное начало, благословляет любовь"
Сравни новеллу с рассказом Чехова  "Архиерей"
Композиция новеллы
Смысл образа лунного света


"СТАРУХА СОВАЖ"http://readeron.ru/book/1446/read

??????????????????????????????????

Отношение автора к прусским солдатам и т. Соваж?
Помему Соваж решила сжечь дом с постояльцами?
Почему её поступок "жестокое геройство"
Особенности композиции. Роль рассказчика
В каком новом аспекте изображена франко-прусская война

?????????????????????????????????

Где и в течение какого времени разворачиваются события
Описание Фифи
Образ прусского офицера
роль пейзажа в передаче идеи
Кульминационная сцена. Отношение автора к Рашель
Найдите худ.детали, определите их роль
Ваш комментарий концовки новеллы

                                        
Сформулируйте проблематику, используя метод вопроса, определите авторскую позицию

"ЛУННЫЙ СВЕТ"
проблема отношения человека к природе(?Как воспринимается аббатом ночь,лунный свет?
проблема влияния природы на человека(Как природа может воздействова на человека, преображать его)
проблема истинных и ложных ценностей
проблема отношения к женщине
проблема силы любви

"ОЖЕРЕЛЬЕ"
проблема любви( сущности любви, любовь истинная и ложная)
проблема ложных идеалов, представлений осчастье
проблема взаимоотношений человек-общество
проблема бесчеловечности общества
проблема власти денег/губительная сила, деньги- мера самой жизни/
проблема смысла жизни
проблема определения идеала семейной жизни

" СТАРУХА СОВАЖ"
проблема отношения к войне/ отношение к врагу, дифференциация армии/
проблема патриотизма
проблема гуманизма и жестокости/можно ли оправдать жестокость/
проблема жестокого геройства

" МАДЕМУАЗЕЛЬ ФИФИ"
проблема отношения к врагу
проблема патриотизма
проблема сохранения и проявления национального достоинства
проблема многогранности личности
проблема неоднозначности нравственной оценки человека
проблема жестокости и гуманизма
проблема безнравственности, вандализма/Фифи уничтожает культурные ценности, прусские офицеры пошлы/




     ГЕНРИК ИБСЕН  - норвежский драматург      1828-1906

"ПЕР ГЮНТ"
"КУКОЛЬНЫЙ ДОМ"
                                ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ
*интеллектуальная соц-психологическая  пьеса-дискуссия
*драма идей
*"запечатлеть духовный склад и образ мышления эпохи"
* открытый финал
* роль символов - их использование помогает читателю стать со-автором/автор не раскрывает смысл символов - даёт возможность это сделать читателю/
Кукольный дом
Миндальное печенье -1  сущность семейной жизни Хельмеров 2 символ тайной независимости , самостоятельности Норы
* аналитическая/ретроспективная/ композиция   говорят, Ибсен начинает пьесы тем, чем они обычно заканчиваются

проблема положения женщины в обществе, в семье
проблема взаимоотношения супругов
проблема лицемерия,ханжества, фальши
проблема самопожертвования
проблема свободы чел. личности
проблема нравственного выбора

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.