Страницы

ДОСТОЕВСКИЙ

    ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.

                                          "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком"
    




"Преступление и наказание"

1. История создания романа
• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...
В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

2. Сюжет, композиция, жанр
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета.

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в таблицах


Особенности композиции романа также связаны с его содержанием 
ПреступлениеНаказание
Занимает 1 часть повествованияОписывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступленияРассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

Жанр романа
роман
? социально-бытовой
? детективный
? любовный
? психологический
? философский
? религиозный
3. Символика цвета, имен и чисел в романе
Основной цвет романа - желтый:
Герои
Встречается желтый цвет
Раскольников
Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович
Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов
Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица
Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя
Его значение в романе
Раскольников
«Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
София
Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Разумихин
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
Лизавета Ивановна
«Елисавета» - почитающая Бога.
Число «три» в романе
Герой
Как связан с числом «3»
Марфа Петровна
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня
Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
Марфа Петровна
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
Свидригайлов
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Раскольников
Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников
Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Дуня
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
Разумихин
Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
Свидригайлов
Вручает Соне три билета.
Марфа Петровна
«Три раза приходила» к Свидригайлову.
Раскольников
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
Соня
В ее комнате три больших окна.

Число «семь» в романе
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь, эпизод романа
Как связано с числом «7»?
Сам роман
Состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа
Состоят из 7 глав.
7 часов вечера
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
7 лет каторги
Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
7 лет
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
7 детей
У портного Капернаумова.
Раскольников в 7 лет
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов
До дома старухи-процентщицы.
4. Теория Раскольникова 
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании.
Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.
Основная формула теории Раскольникова
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
5. Причины преступления
Социальные
Философско-психологические 
Крайняя степень нищеты героя.
Желание проверить теорию.
Болезненное и раздраженное со­стояние героя.
Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
Всеобщая несправедливость жизни.
Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.

Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.

Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

  
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1
...ну да, чтоб ограбить...
2
...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
3
Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил...
4
Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
5
И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
6
И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...
6. Хроника преступления
Было задумано
Произошло на самом деле
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.
Чуть не пропустил назначенный срок.
Поменять шляпу на картуз.
Забыл, пошел в шляпе.
Взять топор в кухне.
В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
Должен был быть осторожным и преду­смотрительным.
Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.
Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.
Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.
7. Петербург в романе
• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.
1. Двойственность Петербурга
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площадиВеличественная, прохладная Нева.
2. Совпадение состояния героев и города
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.
8. Интерьеры в романе
Герой
Где он живет
Раскольников
Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть дли­ной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).
Соня
«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).
Мармеладовы
Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, поме­щалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеен­чатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).
9. Двойники Раскольникова

Петр Петрович Лужин
Аркадий Иванович Свидригайлов
Теория
«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»
«Человеку все позволено»
Поступки
Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.
Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.
Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.
Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.
Заканчивает жизнь самоубийством.
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова
Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.
10. Две правды в романе
Соня
Раскольников
преступники
Преступает нравственный закон.
Преступает уголовный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.
Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения.
Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.
Мания превосходства и вседозволенности.
Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами.
Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни

       ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

1.
Петербург в описании А.С. Пушкина
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит...
А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как "град Петров". Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург - город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений: Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".
Петербург в описании Н.В. Гоголя
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях», в «Шинели» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести "Невский проспект" (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
Отрывок 
"Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде".

Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев"роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".
Отрывок
":И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного"
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит, прежде всего, людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает "сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются" 
Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

Писатель-произведение-Описание города
А.С.Пушкин-«Медный всадник»-Величественный, стройный, великолепный, могущественный, «золотой» город
Н.В.Гоголь-«Петербургские повести» «Шинель»-Загадочный, таинственный, фантастический, город, где сходят с ума
Н.А.Некрасов-«Размышления у парадного подъезда» и другие- Обманчивость города. Город, где нищета, голод, людей унижают, где смерть
Ф.М.Достоевский - ?

Л.БЕТХОВЕН.   СИМФОНИЯ № 7 часть 2



2.

• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.
1. Двойственность Петербурга
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площадиВеличественная, прохладная Нева.
2. Совпадение состояния героев и города
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

2.

 Пейзажи
Ч.1 гл.1  - отвратительный колорит городского дня
2-2         повторение предыдущей картины // " великолепная панорама Петербурга"
  2-6     вечерний Петербург
  5-5    вид из окна Раскольникова
6 - 5/6    грозовой вечер накануне самоубийства Свидригайлова
Интерьер (комната, квартира):
Ч.1, гл.1,
Ч.1, гл.2 Ч. 2, гл.7 - "проходной угол" Мармеладова
Ч. 1, гл. 2 кабак, исповедь Мармеладова
Ч.1, гл.3 каморка Раскольникова
Ч.3, гл. 5,
Ч.4, гл.4 комната-сарай Сони
Ч.4, гл.5.
Ч.6 гл. 3 - трактир, в котором исповедуется Свидригайлов
 Улица (перекрестки, площади, мосты):
Ч.1, гл.1, пьяный в телеге
Ч.1, гл.5,
Ч.2, гл.2, сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние
Ч.2, гл.1,
Ч.2, гл.6, шарманщик и толпа женщин у "распивочно-увеселительного заведения"//сцена на мосту
Ч.5, гл 5, смерть Катерины Ивановны
Ч.6, гл.8
 Трактир:
Ч.1,гл.1
Ч.1, гл 2 кабак, исповедь Мармеладова
Ч.2, гл.6,
Составляющие образа
        Характерные признаки
1.
Пейзаж.
Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
 Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.
2.
Сцены уличной жизни.
– ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре;
– сцена с утопленницей;
– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».
3
4.
Интерьеры.
Портреты.
Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Комната Сони-“уродливый сарай”.
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.
В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.  Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами
 итог С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
Контрольные вопросы:
– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара).
– Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота, что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать. Раскольников:  «Грязно, пакостно, гадко, гадко!»).
– Какое  впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).
– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого». Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).
– Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестницаузкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помояхВсе кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)
– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат» вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).
– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.
– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.  Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).
– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).
– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).
– Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).
– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).
Стадия рефлексии.
 Составьте синквейн по данному произведению
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Фраза
Ассоциация.
                                                                  

Петербург в романе “Преступление и наказание»

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке; на улицу и медленно, как бы в нерешительности отправился к К-ну мосту». Из следующих абзацев читатель улавливал, что дело происходило в Петербурге, вблизи Сенной площади. И если он был петербуржцем, он без особого труда мог догадаться, что молодой человек идет по Столярному переулку к Копушкину мосту через Екатерининский канал (или, по-тогдашнему, «канаву»). И когда дальше рассказывалось о том, как, пройдя «ровно семьсот тридцать шагов», молодой человек «подошел к преогромнейшему дому, выходившему первой стеной на канаву, а другою – на улицу», читатель понимал, что речь идет о садовой улице. Современный писатель рассказывает, как он в наши дни бродил по переулкам, где происходит действие «Преступление и наказание», держа в руках роман как путеводитель. Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных стихах Пушкина. И Пушкин уже провидел социальные контрасты, терзавшие Северную Пальмиру. Однако Пушкин еще не придавал теневой стороне блистательной столицы империи первостепенного значения. Достоевский произвел полный переворот в психологии восприятия и художественного изображения Петербурга. Он вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга. Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он жил, на Острова. «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы. он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек. проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни. он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.» Два мира, разделенные пропастью, но неразрывно связанные друг с другом. Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга, с их жалким людом, с их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в его внешности, а в социальных контрастах, динамичных и трагических, перетиравших в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы. Великолепный Петербург был рядом, но Раскольников видел его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам он не мог выбиться из духоты, толкотни, вони, «столь известной каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Смрадные распивочные, оборванные пьяные, озабоченный, спешащий народ, серый отвратительный и грустный колорит улиц рождали в нем «чувство глубочайшего омерзения». В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубка, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории. Для Достоевского Петербург – мёртвый город, насилие над природой. Медный всадник посреди болота. В нем причудливым образом сплелись элементы европейской и российской цивилизаций. Он полон парадоксов и фантастики. Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них – город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно. Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде не теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Образ Петербурга прочно ассоциируется в русской литературе с желтым цветом. Правда, это стало вполне очевидно уже после Достоевского, в поэзии XX века. Так строки «петербургских» стихов Блока: «В эти желтые дни меж домами мы встретимся.», «И на желтой заре фонари.»; Анненского: «Желтый пар петербургской зимы.», «И Нева буро-желтого цвета.»; Мандельштама: «.к зловещему дегтю подмешали желток.». Вероятно, и в романе Достоевского обилие «желтого» как-то связано с самим ощущением Петербурга, его общего колорита. Желтый цвет – основной «цвет» романа. В квартире старухи-процентщицы комната «с желтыми обоями», мебель из «желтого дерева», картинки «в желтых рамках». Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему бросается в глаза «желтый диван» в комнате старухи. Само лицо героя после болезни становится «бледно-желтым». «Желтое» лицо и у Мармеладова. На Петровском острове «ярко-желтые» домики. Этот перечень можно бы продолжать и дальше. Желтый – это как бы цвет того мира, того пространства, где было задумано и совершено преступление. В Петербурге Гоголя есть те же «серые, желтые и грязно-зеленые дома», с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «.он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Так входит в роман тема города и человека. Достоевский – писатель-гуманист, он протестует против существования губительного зла. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновение («улица вдруг блеснет»), фантастика, контрасты – вот Петербург Достоевского. Образ Петербурга в романе символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой – является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей. «Чрезвычайное потрясение» Величина Достоевского-художника обусловлена, в частности, тем, что он с поразительной остротой и глубиной осознавая всю грандиозность и далеко идущие последствия той исторической ломки, которая началась в России в 60-х годах XIX века. Он чувствовал, что надвигаются по размаху социальные, технические, идейные и нравственные перевороты, которые действительно и произошло уже после его смерти, в XX веке. И главное здесь вовсе не в прямых «пророчествах» и предсказаниях будущих событий (хотя и их можно найти Достоевского), а в необычайно ясном и углубленном видении тогдашних, современных Достоевскому процессов и фактов, в которых выражалась подготовка и нарастание грядущего всемирно-исторического переворота. Достоевский вполне определенно говорил о том, что в современном ему обществе господствует «чрезвычайное экономическое и нравственное потрясение: .Прежний мир, прежний порядок. отошел безвозвратно. Все переходное, все шатающееся». Вскоре после окончания «Преступления и наказания» он писал: «Порассказывать толково то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии – да разве не закричат. что это фантазия!». Конечно, это «чрезвычайное потрясение» только лишь началось в эпоху, когда Достоевский создавал «Преступление и наказание», и лишь наиболее чуткие и проницательные люди могли предвидеть его последствия. Те процессы и факты, которые поставил в центр внимания Достоевский, многим его современникам представлялись всего лишь случайными и исключительными явлениями, не воплощавшими в себя существа исторического развития. И само отражение этих явлений в романе Достоевского многие рассматривали именно как «фантазию» или в лучшем случае как опыт изображения патологических и уникальных характеров и ситуаций. Стремясь схватить существо «чрезвычайного потрясения», обусловленного начавшимся переходом к новому состоянию мира, Достоевский обращается к конкретным жизненным фактам - в том числе к тем, которые повседневно отражаются на страницах газет. В самом начале работы над «Преступлением и наказанием» он писал, объясняя реальные истоки своего замысла: «Есть. много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела». Исходя из этих «фактов действительной жизни», Достоевский и создал «переступающих» нормы людей – и весь преступный мир романа, преступный Петербург. «Я смутно предчувствовал всю мою будущность в эти смертельные три часа нашего въезда.» Он смотрит на город своей судьбы, на глухую и величественную панораму надвигающейся столицы: кажется, никогда еще не возникало у него подобного чувства – такого грозного ощущения грядущей беды, такого мучительного сомнения в неотменности выбора: «Весь этот спектакль решительно не стоит свечей».


                                 ИСТОКИ  БУНТА  РАСКОЛЬНИКОВА

 РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ  на субботу - ответы - закладки
социальные
философские
психологические
? роль пейзажных и интерьерных зарисовок в понимании соц. протеста Р.

? какое впечатление производит город?

?Каковы нравы, человеческие отношения в этом городе?

? Что можно сказать об условиях существования Р?
 5-4
"А знаешь ли ты, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!"

/На тему  убийства Д. натолкнуло дело Пьера-Франсуа Ласенера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество, главным героем становится студент Родион Раскольников, и роман получает название «Преступление и наказание»./

? Одинок ли Р. В своём бедственном положении?

? Как живут мать Р. И его сестра Дуня?

? Почему Дуня решает выйти замуж за Лужина?

 1-3 письмо матери

? Каково материальное положение Мармеладовых?

 1-2

? Когда о теории  узнаем?

? В чем её суть?

? О чем свидетельствует подслушанный  в трактире разговор?

? Одинок ли Р. В своих мыслях?
/ 60-е гг. 19в. – время, когда рушатся нравственные устои, увлечение бонапартизмом - форма диктаруры, идея сверхличности»
Наполеон Бонапарт - 1 консул
           Луи Наполеон Бонапарт - его племянник/
            
? объясните смысл слов «тварь ли я дрожащая или право имею»?

? Какие аргументы опровергают теорию?
как себя чувствует?
Кого убил?
Кого подвел?
Как относится к Свидригайлову?
С/у Свидригайлова/

Ч.1-гл.6 – разговор офицера и студента

  - 3-5 суть теории излагает П.П.(напечатана в газете "Периодическая речь")
3-6 « Старушонка вздор, не в ней дело..Я не человека убил,я принцип убил, а переступить не переступил, на этой стороне остался...Эстетическая вошь я..."

5-4 разговор с Соней

" Я действительно хотел помочь матери, но и это не совсем верно.. ..Если б только я зарезал из того, что голоден был, я бы..счастлив был!.. А я трус! ...Я хотел  Наполеоном сделаться – оттого и убил»
" Я ведь только вошь убил..бесполезную, гадкую, зловредную" - " Это человек-то вошь!" 
"  Пошёл ли бы Наполеон или нет?..Я не Наполеон"
 " Не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! ..Я просто убил, для себя убил, для себя одного.. я убил, не столько деньги нужны были, как другое"
" Смогу ли я переступить или нет..Тварь ли я дрожащая или право имею" "А старушку эту чёрт убил"

р-р с Соней 6-7

// «Ведь  ты кровь пролил! – Которую все проливают, которая льётся  и  всегда лилась на свете»
? Несколько психологических хар-к Р.

? Одинок ли Р?

? Почему помогает пьяненькой девочке?

  1-4

? Как характеризует его участие в судьбе Мармеладовых?

? Переживает ли за существование родных7

? Как отреагировал на известие о причинах замужества Дуни?

7 Какие мысли угнетают Р?

? Это события  - до или после убийства? О чем говорит сей факт? Как характеризует Р?

? на что испытывает его жизнь( ч..ть)?

Психология – 1. совокупность псих. процессов= психика=душевный склад=душевные переживания  2. Наука  процессах псих.д-ти

Д. берёт человека в момент духовного кризиса, религиозного перелома, отпущенным на волю, вышедшим из-под закона. Его интересует судьба человека в свободе, переходящей в своеволие


Цель: Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием идеи раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское и сформировать собственное отношение к теории раскольникова; способствовать воспитанию гуманизма, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: Учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица (на доске).
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся знают содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя, поддавшегося идеям наполеонизма; анализируют диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).
Форма проведения: Урок-исследование.

Ход Урока
I. Организационный Этап

II. Постановка Цели И Задач Урока.Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с миром Ф. м. Достоевского, с множеством его миров, пересекающихся и параллельных, не поддающихся осознанию и единому истолкованию.
Произведения Ф. м. Достоевского трудно понимать даже зрелым взрослым людям. Однако есть в его творчестве пласты, открывающиеся тем, кто пытается понять жизнь, задать ей самые коренные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. «Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов писателя. Вместе с тем это один из наиболее удачных его романов. Об этом романе мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
III. Работа Над Темой Урока
1. вступительное слово учителя
— роман «Преступление и наказание» — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного сча стия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого». Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на ка ждом шагу в своей жизни испытывает тяжёлые лишения и унижения.
Он мечтал быть честным и полезным обществу; он очень любил мать и сестру, на чью долю выпала бедность в далёкой провинции, он надеялся, что, закончив образование в университете, сможет изменить свою судьбу. Во время частых монологов с самим собою, занимающих добрую часть романа, Раскольников решает переменить свою судьбу ловким убийством старой безнравственной ростовщицы, существование которой с самой снисходительной точки зрения приносило людям только вред.

Необыкновенные тонкость и глубина психологического авторского наблюдения отразились в каждой мелочи, описывающей подготовку и совершение убийства.
Можно сказать, что ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде в своих разнородных описаниях преступлений в русскоязычной литературе не было ни до, ни после Достоевского.
2. Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)
Š Прочитайте отрывок из книги современного писателя Вячеслава Пьецуха, подумайте и ответьте: какими были ваши ощущения во время и после чтения романа Ф. м. Достоевского.
«Не знаю, как на кого, а на меня чтение действует расслабляюще, нездорово. Стоит мне накануне углубиться в какую-нибудь злостно-художественную вещь, особенно если она относится к сокровищнице XIX столетия, как ближе к ночи я начинаю бредить… Коли это будет, предположительно «Преступление и наказание», то меня обуревает такое чувство, точно вовсе не раскольников, а я сам ненароком зарубил топором двух женщин, причём я доподлинно осязаю ладонью шершавое топорище и с часу на час ожидаю появления следователя Порфирия Петровича, который грозно и одновременно вкрадчиво постучится во входную дверь».
Š Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина: «… И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старуха-процентщица, своя лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?
3. аналитическая беседа по первичному восприятию романа
Š Какие чувства пробудил в вас роман? О чём заставил задуматься?
Š На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Š Какие особенности романа затрудняли чтение?
Š На чьей стороне симпатии Ф. м. Достоевского в романе?
Š В чём причина преступления раскольникова?
Š Какими вы видите улицы Петербурга, которыми бродил Раскольников?
Š расскажите о внешнем облике людей, встречающихся ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?
Š Каково ваше ощущение, когда вы «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?

Š Поразило ли вас что-либо в отношениях людей друг к другу? что именно?
4. Слово учителя: «Социальные и философские истоки бунта

Раскольникова»
— «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»,— писал В. Шкловский. Поэтому главные вопросы урока — не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено и что толкнуло героя на этот путь? может быть, раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Каковы же причины этого поступка?
Причины, побудившие Раскольникова к убийству
Внешние — идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние — состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
5. Коллективная работа по составлению таблицы «развитие

идеи Раскольникова в зависимости от его состояния» (на доске)
Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния
Развитие идеи
Состояние раскольникова
Первая встреча с     Алёной Ивановной
Отвращение
Разговорстудента  офицера в трактире
Нечёткие и пугающие мысли совпали со словами студента, побуждая тем самым Раскольникова к действию
Месяцмучительных раздумийвтесной комнатёнке, похожейна гроб; сидя в углу, паук
«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накапливалась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»


Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, её описание
Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Внешние впечатления: рассказ мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре
Ужас. «Да разве то будет?»
Сон, в котором сконцентрировалось всё вселенское горе
Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
Сила идеи. Случайная встреча  с Лизаветой на Сенной              
Час пробил
V. РефлексияПодведение Итогов Урока
1. обобщающая беседа
♦ Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
♦ что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
♦ В чём состоит «наполеонство» раскольникова?
♦ через что переступает Раскольников, совершая преступление?
♦ В чём суть внутренней борьбы раскольникова до преступления?
♦ Каким образом повлияли на него встреча с мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?
♦ С какой целью вводит Ф. м. Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?
♦ Почему теория раскольникова изложена в романе после убийства?
♦ Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
♦ Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то в чём смысл этого преступления?
♦ Каким образом в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории раскольникова?

2. Заключительное слово учителя
— «так как убийство замышлялось и исполнилось раскольни-ковым в одиночку и читатель в первой части романа почти не имеет дела ни с кем, кроме самого преступника, то вся характерная сила таланта Достоевского могла развернуться свободно в этом своего рода внутреннем дневнике раскольникова. Оттого он производит здесь вполне цельное и вполне подавляющее впечатление. Вы словно сами сидите в нём, в его воспалённом и смущённом мозгу, тревожно бредите с ним на его одинокой постели, трусливо крадётесь с ним за топором в конурку дворника, делаетесь вместе с ним обезумевшим автоматом-убийцею в роковых тёмных комнатках старой ростовщицы.
Что автор действительно горько и тяжело пережил на самом себе последовательные ощущения своего героя, что он действительно передумал и выстрадал всем своим существом каждый оттенок мысли раскольникова, когда писал эти замечательные страницы,— в этом сомневаться невозможно. только такое всецелое перенесение себя в душу своего героя в состоянии было дать такое удивительно правдивое и удивительно выразительное изображение.
Эта инстинктивная «проба» предстоявшего, но ещё далеко не решённого убийства, которою начинается роман; это что-то роковое, словно вне человека стоящее, что непобедимо толкает его волю туда, против чего она упирается, эта нераспутываемая сложность побуждений, ужасающих и влекущих,— переданы автором с неподражаемым правдоподобием.
«Вдруг он вздрогнул: одна, тоже вчерашняя, мысль опять пронеслась в его голове. Но вздрогнул он не оттого, что пронеслась эта мысль. Он ведь знал, он предчувствовал, что она непременно «пронесётся», и уже ждал её; да и мысль эта была совершенно не вчерашняя. Но разница была в том, что месяц назад, и даже вчера ещё, она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечта, а в ка-ком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это… Ему стукнуло в голову и потемнело в глазах».
Автор не назвал вам этой мысли, не объяснил ничего, но не правда ли, читатель, на вас пахнуло холодом ужаса, как от чего-то невыразимо страстного, что неминуемо готовилось впереди словно без воли и ведома человека?» (Е. Марков)
                                                        21 апреля  ЗАДАНИЕ для 10 класса
1.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - 3 вопроса
 -  продолжи фразу  1) " человек есть тайна..."
 - история создания романа ( самое главное - выделено)

 История создания романа


 Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание», 1866 г- создана и напечатана
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...
В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

 - Петербург Достоевского  главное - выделено


• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.
1. Двойственность Петербурга
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площадиВеличественная, прохладная Нева.
2. Совпадение состояния героев и города
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.


2. эту таблицу знать, цитаты воспроизводить


        ИСТОКИ  БУНТА  РАСКОЛЬНИКОВА



социальные
философские
психологические
? роль пейзажных и интерьерных зарисовок в понимании соц. протеста Р.

? какое впечатление производит город?

?Каковы нравы, человеческие отношения в этом городе?

? Что можно сказать об условиях существования Р?
 5-4
"А знаешь ли ты, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!"

/На тему  убийства Д. натолкнуло дело Пьера-Франсуа Ласенера, французского   убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество, главным героем становится студент Родион Раскольников, и роман получает название «Преступление и наказание»./

? Одинок ли Р. В своём бедственном положении?

? Как живут мать Р. И его сестра Дуня?

? Почему Дуня решает выйти замуж за Лужина?

 1-3 письмо матери

? Каково материальное положение Мармеладовых?

 1-2
? Когда о теории  узнаем?

? В чем её суть?

? О чем свидетельствует подслушанный  в трактире разговор?

? Одинок ли Р. В своих мыслях?
/ 60-е гг. 19в. – время, когда рушатся нравственные устои, увлечение бонапартизмом - форма диктаруры, идея сверхличности»
Наполеон Бонапарт - 1 консул
           Луи Наполеон Бонапарт - его племянник/
            
? объясните смысл слов «тварь ли я дрожащая или право имею»?

? Какие аргументы опровергают теорию?
как себя чувствует?
Кого убил?
Кого подвел?
Как относится к Свидригайлову?
С/у Свидригайлова/

Ч.1-гл.6 – разговор офицера и студента

  - 3-5 суть теории излагает П.П.(напечатана в газете "Периодическая речь")
3-6 « Старушонка вздор, не в ней дело..Я не человека убил,я принцип убил, а переступить не переступил, на этой стороне остался...Эстетическая вошь я..."

5-4 разговор с Соней

" Я действительно хотел помочь матери, но и это не совсем верно.. ..Если б только я зарезал из того, что голоден был, я бы..счастлив был!.. А я трус! ...Я хотел  Наполеоном сделаться – оттого и убил»
" Я ведь только вошь убил..бесполезную, гадкую, зловредную" - " Это человек-то вошь!" 
"  Пошёл ли бы Наполеон или нет?..Я не Наполеон"
 " Не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! ..Я просто убил, для себя убил, для себя одного.. я убил, не столько деньги нужны были, как другое"
" Смогу ли я переступить или нет..Тварь ли я дрожащая или право имею" "А старушку эту чёрт убил"

р-р с Соней 6-7

// «Ведь  ты кровь пролил! – Которую все проливают, которая льётся  и  всегда лилась на свете»
? Несколько психологических хар-к Р.

? Одинок ли Р?

? Почему помогает пьяненькой девочке?

  1-4

? Как характеризует его участие в судьбе Мармеладовых?

? Переживает ли за существование родных7

? Как отреагировал на известие о причинах замужества Дуни?

7 Какие мысли угнетают Р?

? Это события  - до или после убийства? О чем говорит сей факт? Как характеризует Р?

? на что испытывает его жизнь( ч..ть)?

Психология – 1. совокупность псих. процессов= психика=душевный склад=душевные переживания  2. Наука  процессах псих.д-ти

Д. берёт человека в момент духовного кризиса, религиозного перелома, отпущенным на волю, вышедшим из-под закона. Его интересует судьба человека в свободе, переходящей в своеволие

                                                        ОБОБЩЕНИЕ
Крайняя степень нищеты героя –помочь себе
Всеобщая несправедливость жизни. Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.   Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни. Встреча на бульваре с девушкой – помочь другим
 - теорияделение людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»
-разрешение «крови по совестидабы осчастливить человечество»
желание проверить себя на «соответствие» теории
 Душевные муки и поиски выхода из тупика
Уязвлённая гордость, уверенность в своей исключительности
Сострадание к чел.горю, большое сердце

3. индивидуализм - 1. Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.
2. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя обществу
4. "Маленькие люди" - расскажите о них
Мармеладовы
Раскольниковы
Лизавета Ивановна "почитающая Бога"
Лебезятников
Разумихин ("Рассудкин")
ОБОБЩЕНИЕ
В романе автор изображает разные оттенки психич. переживаний "маленьких людей". Жизнь города рождает нищету, калечит психику. НО ВСЁ- ТАКИ "маленькие люди" предпочитают быть жертвами, а не  палачами. К такому выводу приходит и Раскольников.


    ДВОЙНИКИ  ДВОЙНИКИ   ДВОЙНИКИ   РАСКОЛЬНИКОВА


Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений постреформенного времени, когда в обществе наиболее ярко проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип «новой» нравственности. Однако Ф. м. Достоевский сохранил веру в человечность, в победу принципов нравственности. Переломный характер своей эпохи писатель ярко отразил через тончайший анализ психического склада личности, глубоко проникнув в противоречия мысли, сознания, всей духовной жизни современного ему человека.
В центре романа — Родион Раскольников и его теория о вседозволенности избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность этой теории, возродить зерно человечности в душе героя. Главной целью своего произведения Ф. м. Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство несостоятельности, ложности теории Раскольникова. автор стремился привести своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит и вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча играют важную роль в душевной эволюции героя. Очень большое значение в этом смысле приобретают образы «двойников» Раскольникова — Свидригайлова и Лужина.
9. Двойники Раскольникова

Петр Петрович Лужин
Аркадий Иванович Свидригайлов
Теория
«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»
«Человеку все позволено»
Поступки
Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.
Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.
Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.
Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.
Заканчивает жизнь самоубийством.
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова
Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.
Вариант 1. Пётр Петрович Лужин
♦ Кто такой Лужин? что мы знаем о нём?
♦ Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? (ч. 2, гл. 5)
♦ Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова? Почему?
♦ Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?
♦ Зачем Лужину брать в жёны бесприданницу?
♦ Почему появление Лужина в романе затянуто? Почему в начале романа мы много узнаем о нём?
♦ Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
♦ Почему в романе показана вначале Алёна Ивановна, а потом лужин?
♦ Как раскрывается лужин в словах: «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
♦ Почему Лужин боится полиции?
♦ можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
♦ Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…», связана с теорией Раскольникова?
Вариант 2. Аркадий Иванович Свидригайлов

3-4 описание героя
♦ что вы знаете о жизни Свидригайлова до его приезда в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нём и рассказы самого Свидригайлова.
♦ Какие чувства этот человек вызывает у вас?
♦ Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни?
♦ Какое мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после чтения письма матери?
♦ Каким увидел Свидригайлова раскольников впервые? Какие детали внешности Свидригайлова особенно запоминаются ему?
♦ Какой звуковой фон использует Ф. м. Достоевский, описывая эту встречу?
♦ Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым?
♦ Какие поступки Свидригайлова особенно ясно показывают, что это человек со сложным характером, в душе которого есть задатки и добра, и зла?
♦ Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а раскольников не признает такого пути?
♦ В чём же заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? (Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего», ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает человека в Раскольникове. Сталкивая двух этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её бесчеловечность.)

---------------------------------------------------------------------

— Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели образы так называемых «двойников» Раскольникова и попробовали понять, определить их роль в романе.
У Свидригайлова, как и у Раскольникова, тоже есть «своего рода теория, то же самое дело, по которому <…> единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» Свидригайлов — сильный человек с сильным характером. И эти его слова ни в коей мере не говорят о том, что он так же, ка и Р., строит свою жизнь согласно теориям.Он не задумывается над тем, «тварь ли он дрожащая или право имеет». Нет, он просто всю свою жизнь считает, что имеет право. Он не выводит постулаты, как поступать хорошо, а как плохо. Его жизнь - видоизменённая теория Р., ставшая реальностью.
Автор хочет нам показать, что стало бы, если бы планам Раскольникова суждено было сбыться. Свидригайлов не проверяет себя, и если он и виновен в смерти других людей, то предпочитает думать, что так и должно было быть. Ничем не прикрытый, всепоглощающий цинизм — вот итог всех наполеоновских теорий, при которых человеческая жизнь оценивается в медный грош. Однако Свидригайлов не так порочен и глуп, как кажется на первый взгляд. Он понимает, что в жизни всё должно быть уравновешено, и поэтому, совершив зло, он делает добро, чтобы сильно не отягощать свою совесть. Оттого и преследуют Свидригайлова мистические сны и приведения. И как Раскольников преступил через жизнь, через кровь старухи-процентщицы, так и Свидригайлов преступает через кровь, только через собственную. Смерть, самоубийство Свидригайлова — это отказ от наполеоновских теорий, отказ от того факта, что одна личность может распоряжаться жизнью и смертью других людей, но также смерть эта — ещё одна жертва, принесённая на алтарь теории всевластия, но жертва во имя искупления грехов.
Свидригайлов
Доведение до смерти жены; преследование Дуни; виновность в самоубийстве Филиппа; циничный вариант «теории Раскольникова»; проснувшаяся совесть, раскаяние приводят к самоубийству.
**************************************************
Вместе с первым упоминанием о Свидригайлове мы также видим имя некоего Лужина Петра Петровича. Это тоже двойник Раскольникова. Их способы достижения цели очень похожи. Но цель у них разная. У Раскольникова — доказать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у Лужина — воспользоваться преимуществами этих людей без каких-либо доказательств. Лужин — отражение, но отражение грязное, крайнее проявление теории Раскольникова.
Лужин
Деньги — единственный бог; беспредельная беззастенчивость и наглость; стремление произвести выгодное впечатление; готовность «переступить все препятствия»; жизнь по принципу «всё дозволено»; отсутствие угрызений совести; судейский слог; нравственный нигилизм что он так же, как и Раскольников строит свою жизнь согласно теориям.
 Домашнее задание
1. Перечитать эпизоды романа, связанные с Соней (ч. 1, гл. 2; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4).
2. Ответить устно на вопрос: «В чём «правда» Сони?» Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

                                                          CОНЯ МАРМЕЛАДОВА


Соня
Раскольников
преступники
Преступает нравственный закон.
Преступает уголовный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.
Чтобы проверить правильность своей теории,приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения.
Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.
Мания превосходства и вседозволенности.
Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами.
Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни

СОНЯ
1-2  разговор с Мармеладовым в трактире
1-4 " Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит
2-7 смерть Мармеладова
3-4 Соня в гостях у Раскольникова
4-4   у Сони, "Где тут про Лазаря" "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился" чтение Евангелия про воскресение Лазаря
5-3 обвинения Лужина в краже.Защита А.С.Лебезятникова
5-4 признание в убийстве. О мотивах
Эпилог письма Сони. Приезд Сони на каторгу. Отношение к ней каторжан. "Их воскресила любовь"

СНЫ РАСКОЛЬНИКОВА
1-5
3-6
Эпилог - сон о моровой язве - о трихинах

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.