Страницы

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ/литература// ЕГЭ РЯ/

                                      ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ/литература/
Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте,  в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.
После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).
Поразмышляйте:
а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе,
б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите,
в) какие доказательства приведете.
Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи.
Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).
Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).
Подумайте сразу о вступлении и заключении ( очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально ( одни и те же слова) или идейно ( одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать.
Напишите вступление.
Попробуйте мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.
Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).
Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.
Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.
Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.
Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи "в столбик" цитируются без кавычек.

                                          СОВЕТЫ ПО СТИЛИСТИКЕ

Советы по стилистике
 1) Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.
2) Повторение в соседних предложениях однокоренных слов делает речь монотонной и бедной. Такое повторение (тавтология) особенно часто встречается в письменных творческих работах учащихся, даже в одном предложении: «таким образом, в образе ... »; «организовал подпольную организацию»; «язык является общественным явлением»; «черты характера, характеризующие ... »; «показывая это, автор показывает ... »; «среди помещичьей среды»; «имел большое имение» и т. п.
3) Тот же недостаток - у рядом стоящих разных слов, имеющих одно значение: «целиком и полностью»; «молодой юноша»; «будущая перспектива»; «заранее предвидел»; «народный фольклор» и т. п.
 4) Избегайте таких повторений, используйте синонимы, например, при анализе стихотворений Пушкина:
5) Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи: «Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной, дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле оставляет учитель делами своих учеников ». (И.А. Фогельсон)
Требования к написанию сочинения
 А.С.Пушкин  изображает (описывает, воссоздаёт ...)
Он                  повествует (говорит, рассказывает ...)
Автор              раскрывает (отмечает, выделяет ...)
 Художник   воспроизводит (рисует, даёт набросок ...)
 Поэт воспевает (прославляет, поднимает ...)
Писатель разоблачает (высмеивает, иронизирует ...)
Друг декабристов чувствует (радуется, волнуется ...)
Классик знает (понимает, догадывается ...)
Мастер слова видит (замечает, выделяет ...)
Любимец народа вдохновляет (утверждает)

Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи: «Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной, дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле оставляет учитель делами своих учеников ». (И.А. Фогельсон)
                                                           советы
1) Приступая к написанию сочинения, необходимо продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;
 2) подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки (подобрать справочную и критическую литературу; ознакомиться с ней; подобрать цитаты; сделать выписки. Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать);
3) определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении (сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?). Предполагается прямой ответ на вопрос темы);
 4) определить жанр сочинения (это может быть сочинение- описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.);
 5) составить план, соблюдая последовательность развития мысли. Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов. Выделить вступление и заключение (обратите внимание на соразмерность частей: вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги);
 6) возможно использование эпиграфа (высказывания, цитаты) характеризующего основное содержание сочинения;
 7) последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать логически обобщающий вывод из частных фактов;
8) цитировать точно, без излишеств, к месту;
 9) стилистически грамотно оформить работу. Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи (напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме);
 10)перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы. (По А. И. Грищенко)

                                        Этапы работы по анализу темы:

 1. Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
 4. Продумывание заключения и вступления.

       Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее:

• хорошее знание текста художественных произведений, включённых в программу;
 • знание литературно-критических работ, посвящённых данным произведениям и их авторам; • знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
 • знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми те- чениями;
 • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, пони- мание эстетической природы художественного творчества;
 • владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
 • умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
 • наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
 • владение языковой и стилистической грамотностью

 Виды тем по литературе

 Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида. Различают следующие виды тем:
• проблемные;
 • сопоставительные;
 • обзорные;
• темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя;
 • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений);
 • анализ эпизода;
 • сочинение по цитате;
 • смешанные;
 • свободные.
1) Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится по- становка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательное соответствие с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
 2) Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопостав- ление) двух и более объектов по признакам, определённым формулировкой. В формулировку таких тем обычно включают несколько объектов, соединённых союзом и. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделен всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последователь- ность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений вытекающих из сравнения.
 3) Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В это случае в тему включают сопоставительные элементы. Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять. 4) Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т. п. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путём анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.
 5) Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказыва- ния, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении: если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать цитаты согласно теме и проблеме), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.Безусловно, большая часть тем сочетает элементы различных видов и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность, поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой - вы изберёте как ведущий.

Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру:
 вступление, 
основную часть,
заключение. 
                                      Учтите некоторые рекомендации:

• вступление:
 чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы. и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать. В сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и их определения, свидетельствующие о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуют эпоху создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;
 • основная часть:
 главное её содержание - это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая;
 • заключение:
 задача этой части - подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

                             Критерии оценивания сочинения 
Оценка «5» (пять)
 ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочётов.
Оценка «4» (четыре)
 ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошовыстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочётов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.
 Оценка «3» (три)
 ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность её раскрытия или не- которые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргу- ментирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочёты.
 Оценка «2» (два)
 ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощённого синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два)
                                                      сочинение по ЕГЭ ссылка ЕГЭ РЯ сочинениеhttp://ege.mggu-sh.ru/
  1. Как начать работу? Возможные варианты вступления:
    • Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским и не приписать им, например, «Пиковую даму»)
    • Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
    • Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
  2. Как обозначить проблему? Во-первых, проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (см. выше). Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).
  3. Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
    • Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
    • Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
    • Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
    • С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
    • Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
    • Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

      Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.
  4. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:
    • Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).
    • Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда (не всегда!) помогает название, но чаще всего в речи героя все же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться, каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. 

      Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
  5. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

    Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз. .
Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
1. Вступление.
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.
Вы закончили черновик. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!
И еще один совет. Положим, вам сложно обозначить проблему. Попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа). Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает: «каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу» (текст Н. Долининой из сб. 2006-2007 г.). Вы, конечно, можете задать вопрос: «Каждый ли человек…». Но такой вопрос будет звучать по меньшей мере глупо! Какой ответ можно дать на такой странный вопрос? Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова. Человек - открыть душу – красота мира. Согласны? В таком случае вопрос может звучать приблизительно так: Как влияет красота мира на человека, на его душу? Или так: Автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека. Это, конечно, довольно примитивный подход, но если нет других вариантов… Кроме того, в тексте может быть не одна проблема, а несколько, и часто бывает так, что в начале текста автор обозначает одну проблему, а к концу текста говорит о другой. Нужно несколько раз прочитать текст с карандашом в руке иподчеркнуть в тексте ключевые понятия (НА ЛИСТАХ С ЗАДАНИЯМИ ПИСАТЬ МОЖНО! НЕ ВЕРЬТЕ ЭКЗАМЕНАТОРАМ, КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ ОБРАТНОЕ!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.