Страницы

уроки 7

"ТАРАС БУЛЬБА"    Н.В. ГОГОЛЬ

Образ Тараса Бульбы  "Характер, рождённый временем"

Задание дать характеристику героя

Назовите способы характеристики героя
Отношение с окружающими/жена-дети-запорожцы/
Интерьер
Речь
Поступки
Авторская характеристика






Охарактеризуйте Тараса по каждой составляющей 

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика.  2 жизненных пути


                 ОСТАП
                      АНДРИЙ
воспитание


Отношение к учебе


Отношение к друзьям


Речь


Манера держаться , внешность, особенности костюма


Отношение к родителям


Овладение военным искусством/Сечь/


Характеристика, данная Тарасом


Поступки


Смерть



Путь верного воина Сечи
товарищество
служение Отчизне
Судьба отказавшегося от Сечи ради страсти
любовь
домашний очаг


?????????????????
Почему в одинаковых условиях выросли разные дети?
Какие качества братьев обнаружились в бурсе?
Как держатся с родителями?
О чём думают по дороге в Сечь?
Найдите слова - характеристики, произнесённые Остапом и Андрием
Почему Андрий изменил Сечи: кто стал причиной? как проявил себя Андрий в отношении к полячке?
Андрий - предатель?
 Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательства?
Имеет ли человек право на выбор?
За что можно осудить А. , а что можно понять и принять?

А.и. О - - сильные характеры, но они разные, у них разные цели, приоритеты.

Одно должно быть в человеке непоколебимо -  верность, преданность Родине,следование общим нравственным ценностям, заповедям, принципам
                                                                                  


Образ Запорожской Сечи

? Что такое Запорожская Сечь?

Запоро́жская Сечь (укр. Запорiзька Січ) — название целого ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв., называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название места нахождения штаб-квартиры казаков — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края.(Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».)
Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества (то есть действующего в низовьях Днепра).
Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь. Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов. Этим объясняются подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть, собственно, на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.[3] Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управления[4][5][6], поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем
? Какие образы предваряют образ З.С? ( см. путь Тараса и братьев)
? Что лежит в основе этого смыслового единства?(З.С.-степь-дорога)
? Какой образный ряд связан с описанием степи?( солнце - свет-пространство -воля)
? Законы и обычаи З.С.
? Основной закон?
? Политическое, экономическое устройство ( демократизм)
? Отношение к труду, военному делу ( добровольное служение Отчизне)
? Смысл образа З.С.?


 РЕЧЬ О ТОВАРИЩЕСТВЕ

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.

Всё взяли бусурманы, всё пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!

Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества!

Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному - помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!

Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... ...

- Нет, так любить никто не может!





              А.П.ЧЕХОВ  "ХАМЕЛЕОН". ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО.
Цель:
- доказать комическую природу произведения
-определить средства создания комического
- сформулировать особенности поэтики Чехова-рассказчика


 РАЗМИНКА
юмор -................... -   сарказм - виды......................................
гипербола - 
гротеск - 

                                      " Смех сквозь невидимые миру слёзы"
"Хамелеон"
род
жанр
герои
цепочка событий
       ???? Какова природа описываемой ситуации( трагическая - комическая)
- смысл названия: значение слова
- анализ фамилий героев . Как называются Такие фамилии?
- есть ли примеры неожиданных поступков( слов, мотивов поведения и т.п.) ?
-есть ли примеры несоответствия?
-Художественная деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
 -  Найдите ХД в тексте
-Какое настроение рождается при чтении рассказа?


ИТОГИ
Для поэтики чеховских рассказов характерны
краткость(  =лаконизм, лапидарность)
быстрая завязка и развязка
наличие ХД
говорящие фамилии
юмористичность
Средства создания комического
неожиданность
несоответствие
гипербола     гротеск



                                ГОРЬКИЙ   "ДЕТСТВО"

                           ДЕД ВАСИЛИЙ КАШИРИН
 *внешность
  * биография
-"сирота, нищей матери сын..."
-от водовоза до цехового старшины"
*дед-глава семьи
*отношение к детям
*отношение к жене
*жестокость, мелочность , скупость

                                           БАБУШКА АКУЛИНА ИВАНОВНА
*портрет, особенности речи
*талантливость, одаренность бабушки
-сказительница
-танец
-кружевница
* истоки её мужества, жизнелюбия( детские впечатления, история жизни)
*на пожаре 4 гл
*умение стойко переносить все испытания, быть опорой для других

                                                           ЦЫГАНОК
*История появления в семье
*отношение к Ц. в доме Кашириных
*Ц. и Алеша ( 2 гл)
* Черты Ц -  ребячливость, простодушие, самоотверженность, жертвенность
*Раскрытие характера в танце
* Смерть Ц. Кто виновен в гибели?

                                                          ХОРОШЕЕ ДЕЛО
* почему этот человек "захватил и потянул к себе"?
* портретные детали
* особенности речи. Чем заслужил свое прозвище?
* отношение к герою в доме Кашириных. Чем вызвана враждебность окружающих к нему?
* почему Х.Д. запретил Алеше ходить к нему?
* Почему был изгнан?
* Как Алеша оценивает отношения свои с Х.Д.? Влияние героя на Алешу.

                                               АЛЕША ПЕШКОВ

1 АЛЕША- ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ
2 Чужой в семье Кашириных
3 Взаимоотношения с бабушкой  и другими членами семьи
4 Отношение Алеши к жестоким забавам сверстников, к "свинцовым мерзостям дикой русской 
5 Отзывчивость и чувствительность Алеши ко "всякой боли-своей и чужой"
жизни"
6 Дружба с Цыганком и Хорошим Делом. Влияние их на Алешу
7 Автобиографический характер повести

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.