Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
ДОБРОТА - душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
ЖЕСТОКОСТЬ - крайняя суровость, безжалостность, беспощадность
литература
а также:
Д.С.Лихачев "Письма о добром и прекрасном"- Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»;
- В.К. Железников «Чучело»;
- Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»;
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»;
- А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»;
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Соловей и роза», «Кентервильское привидение»;
- А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»;
- Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»;
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
- Дж. Роулинг «Гарри Поттер и …» (все книги);
- П.Ф. Нилин «Жестокость»;
- П.В. Санаев «Похороните меня за плинтусом»;
- Г. Мелвилл «Моби Дик, или белый кит»;
- Х. Ли «Убить пересмешника»;
- Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»;
- Ч. Диккенс «Рождественская история», «Большие надежды», «Приключения Оливера Твиста»;
- Дж. Толкин «Властелин колец» (все книги);
- Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»;
- К.С. Льюис «Хроники Нарнии»;
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»;
- Б. Стокер «Дракула»;
- Д. Киз «Таинственная история Билли Милигана», «Цветы для Элджернона»;
- М. Зусак «Книжный вор»;
- Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»;
- А. Дюма «Три мушкетера»;
- А.К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса»;
- Э. Бронте «Грозовой перевал»;
- Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»;
- В. Гюго «Собор Парижской богоматери»;
- Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»;
- Дж. Фитч «Белый олеандр»;
- С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля»;
- Т. Драйзер «Американская трагедия»;
- У. Шекспир «Макбет»;
- Д. Дюморье «Ребекка»;
- Дж. Лондон «Морской волк», «Любовь к жизни»;
- Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»;
- Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»;
- У. Голдинг «Повелитель мух»;
- Д. Митчелл «Облачный атлас»;
- Э. Портер «Полианна»;
- Дж. Стейнбек«О мышах и людях»;
- О. Бальзак «Шагреневая кожа»;
- Э. Керет «Грустная история семьи Муравьед»;
- Б.Л. Васильев «Великолепная шестерка»;
- Р. Брэдбери «Все лето в один день»;
- Б. Фредерик «Приказ есть приказ»;
- В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»;
- А.И. Куприн «Изумруд»;
- М. Гелприн «Канатоходец»;
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист»;
- У. Эко «Оно»;
- В.А. Осеева «Бабка»;
- Р. Матесон «Кнопка, кнопка»;
- Ф.С. Фицджеральд «Лед и пламень»;
- А. Азимов «Смертный приговор»;
- Э. Золя «Плечи маркизы»;
- Д. Росс «Фернандо, совсем необычный пес»;
- Х.Х. Андерсен «Девочка со спичками»;
- Л.Н. Толстой«Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
- М.А. Булгаков «Записки юного врача»;
- В.П. Астафьев «Людочка»;
- А.И. Солженицын «Матрёнин двор»;
- А.П. Чехов «Крыжовник»;
- В.М. Шукшин «Чудик»;
- К.Г. Паустовский «Телеграмма»;
- Т. Кенэлли «Список Шиндлера»;
- М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
- С-Щедрин сказка «Дурак»
- И.Курамшина «Эквивалент счастья», «Сыновний долг»
- В.Дегтев «Разумные существа», «Выбор»
- Платонов «Юшка», «Возвращение»
- Л.Андреев «Кусака»
- Р.Брэдбери «Вельд»
- Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
- И.Бунин «Лапти»
- В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"
- Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном "Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым".
а также:
Письмо шестое
Цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.
Письмо седьмое
Что объединяет людей
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего, человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, перевести через дорогу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным и т. д. и т. п. – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю: истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Жестоким человека
способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил,
выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека
принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Натальей Григорий
поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной
ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что
чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали
несправедливые обстоятельства.
Черствость и жестокость
в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно
бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие
заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит
несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К
Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие,
убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать
хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно,
когда безвозвратно потерял родных и близких.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Жестокость окружающего
мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки
мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание –
восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников
убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования,
а следом, не намеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит
герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В
тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели
и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться
от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
Жестокое отношение детей
к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым,
Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он
не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери.
Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для
него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами
старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности
своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к
сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
В романе «Отцы и дети»
И. С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев
Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак
Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме
племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и
грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с
Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином.
Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед
другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить
конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от
нигилистических идей и возвращается в семью.
И. А. Гончаров. «Обломов»
Главный герой романа И.
А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и
добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча
с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу.
Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце
красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно
принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне
радуется за друга и бывшую возлюбленную. На примере Обломова автор
демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна, и оценивается людьми
по достоинству.
Добрым человеком в
романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без
поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и
расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не
сделала его жестоким человеком. Он был добр со своим другом-неудачником
Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз
отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на
воспитание его сына. За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной
жизнью с Ольгой Ильинской.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Главный герой повести
Тарас Бульба воспитывает своих двух сыновей истинными казаками: смелыми и
отважными. После учебы в Киеве отправляет их в сечь закалить характер. Но
казаки как раз сражений ни с кем не ведут, что Тараса не устраивает, поэтому он
смещает кошевого и отправляет войско вместе с сыновьями на поляков. Из-за
жестокости Бульбы кровопролитные битвы уносят жизни сотни людей, жители
осаженного города Дубно мрут от голода. Поэтому читатель не проявляет доброты и
сострадания к старику, когда он лишается своих обоих сыновей.
Примером доброты в
повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» выступает Андрий, младший сын казака Тараса
Бульбы. В войне с поляками решено было взять измором Дубно. Казаки окружили
город в блокадное кольцо, чтобы препятствовать доступу провизии. Ночью к Андрию
пробирается служанка панночки, которую он случайно повстречал в Киеве, и
передает послание с просьбой дать немного еды для умирающей матери. Андрий
проявил доброту и решил лично отнести мешок с хлебом голодающим, ведь, по его
мнению, женщины и дети не должны страдать от войны.
А. И. Солженицын. «Матренин двор»
Пример истинной доброты
– героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда
не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах
других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке.
Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отав ей среди зимы на
разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает
под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без
праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно
делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Доброта свойственна
Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он
встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик.
Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к
Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за
вспыльчивость. В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время
уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает
добро.
Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости, наносит увечья башкирцу, отрезав язык, нос и уши. Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.
Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости, наносит увечья башкирцу, отрезав язык, нос и уши. Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Эгоистом и жестоким
человеком предстает перед читателем главный герой романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» офицер царской армии Григорий Печорин. Ради забавы
доводит мечтательного молодого юнкера Грушницкого до отчаяния и на дуэли
убивает его. Не жалеет он и красавицу Бэлу. Из-за Григория были убиты ее отец и
брат, а после и ее настигла смерть от руки Казбича, желающего отомстить
Печорину. Героем двигают лишь собственные прихоти. Такое поведение по отношению
к другим несправедливо и жестоко.
Проявление доброты в
Печорине замечаем лишь изредка. Например, ему жаль слепого мальчика, а, увидев
горюющую старуху, он первым кидается на преступника, зарубившего ее сына
Вулича, и, рискуя жизнью, связывает злодея. Если бы Григорий чаще проявлял
сочувствие к людям, то мог бы стать истинным героем своего времени.
Н. В. Гоголь «Шинель»
В повести Н. В. Гоголя
«Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается
по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия
Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель,
которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет
переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши
приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают
на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия
Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается,
доброму и не способному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит
беззаконие, лицемерие и отсутствие истинных ценностей.
Доброта по
отношению к людям, ее роль в жизни человека. Что делает человека добрым? Как
человек учиться доброте?
Дж. Бойн "Мальчик в полосатой пижаме".
Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа ,немецкий военный офицер, нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно неинтересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.
Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»
- Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
- Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
- Истинная и ложная доброта.
- Доброта и жестокость на войне
ПОСЛОВИЦЫ
- Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
- Большая душа, как большой костер, - издалека видна.
- Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
- Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро.
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
АФОРИЗМЫ
- «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (Г.Д. Торо).
- «Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью» (М. Аврелий).
- «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми» (Конфуций).
- «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» (Конфуций).
- «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (А. Шопенгауэр).
- «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» (К. Боуви).
- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).
- «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу» (В.О. Ключевский).
- «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками» (Л. Толстой).
- «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле» (Л. Толстой).
- «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру» (Л. Толстой).
- «Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются» (Л. Толстой).
- «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Толстой).
- «Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба» (Л. Толстой).
- «Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге» (К. Ушинский).
- «Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы» (М.Э. Эшенбах).
- «Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы» (С. Моэм).
- «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой» (К. Мелихан)
- «Будь добрым к тем, кто от тебя зависит» (У. Маали).
- «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства» (Б. Дизраэли).
- «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта» (Ф. Бэкон).
- «Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло» (В. Вольф).
- «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней» (О. Бальзак).
- «Доброта лучше красоты» (Г. Гейне).
- «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность» (Ж. Гюйо).
- «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А. Чехов).
- «Награда за доброе дело — в самом его свершении» (Р. Эмерсон).
- «Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад» (Гейне).
- «Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным себялюбием» (Ф. Вольтер).
Цитаты о жестокости:
- «Жестокость не может быть спутницей доблести» (М. Сервантес).
- «Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (В. Гюго).
- «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми» (Ж.-А. Б. де Сен-Пьер).
- «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» (Сенека).
- «Всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека).
- «Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят, и ты узнаешь, что хочется им того же» (Сенека).
- «Трусость — мать жестокости» (М. де Монтень).
- «Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду» (М.Э. Эшенбах).
- «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости» (Ф. Ницше).
- «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным» (М.Т. Цицерон).
- «Жестокость и страх пожимают руки друг другу» (О. Бальзак).
- «Жестче всего тот, кто мягок из корысти» (Л. Вовенарг).
- «С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами» (Т. Браун).
- «Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой» (К. Маркс).
- «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов» (Т. Рузвель).
- «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями» (Д.Б. Шоу).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.