Страницы

ГОНЧАРОВ ОСТРОВСКИЙ


ВОПРОСЫ   - по главам

Часть1

1. ? Чем необычно начало?  - Интерьер, портрет, предметный мир  как способы характеристики Обломова/назвать детали/  - Смысл образа Захара –
2-3 Гости Обломова – Перечислить, назвать род их занятий – Роль гостей в романе –Что объединяет всех гостей?/равнодушие к О, философия жизни – преуспевание, богатство на 1 месте/ -  Каково отношение Обломова к искусству?/Цитата или пересказ/ -
5 Авторская характеристика Обломова – Отношение О. к труду – почему уволился со службы? -  Какие понятия у О были синонимами? – Почему не служит, сторонится женщин? – Какие качества прибавились с летами/конец 5/
6 Характеристики О – Куда любил уходить от деловых забот? – Как относится к миру, к людям? – Назовите + и – О.
8 Как относится к своей неразвитости? – Что чувствует внутри? Каково отношение О. к себе? Как характеризует О.его отношение к учебе? А как родители относятся к образованию сына?
9 «Сон Обломова» Роль эпизода /
Роль пейзажа
Как жили в Обломовке: что считали главной заботой? что было культом? почему звучит мотив мертвого сна? что считали наказанием?
 как воспитывали О./ - отношение Обломова к матери, какой она ему вспоминается? что -и+ в отношении окружения к Облмову-ребенку?
роль повтора " а ребенок наблюдал..."
роль мотива сказки
Зачем автор обращает нас в детство героя?
+ и - обломовской идиллии : труд-наказание, равнодушие к миру, неприспособленность  -  доброта, радость, незлобивость, доброжелательность.
Какова норма жизни Обломова? Как она появилась? " "Норма жизни была готова и преподана родителями, а те приняли ее, готовую, от дедушки,  а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее целостность и неприкосновенность".

Часть 2

1.Как воспитывали Штольца Андрея Ивановича? – Как учился?  - Характеристика Ш – Составьте антонимический ряд  Обломов – Штольц - Чего боялся Штольц? Чему не было место в его душе? – Что настораживает в равновесии Ш.?
? Какова цель жизни О.? / отдых и покой/
? Какова цель Штольца?..................."Для чего мучиться весь век?" "Для самого труда. Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни". Получается,все для него - средство, а не цель. Ш. трудится ради самого труда, над целью не задумывался.
 


? Можно назвать О - Штольца антиподами?  Это два разных характера, 2 жизненных пути. Какой вам ближе?

4. Идеал жизни Обломова – Ш.и О. спорят о ценностях, смысле жизни, предназначении человека. ? Что говорит Обломов на этот счет. – Как О. характеризует светское общество? – Как идеал О. называет Штольц? – Цель Штольца – С чего началась жизнь О., по его мнению? – Исповедь О. В чем признается?

? Почему такие разные люди пронесли свою дружбу до конца? Что героев привлекает друг в друге?  / Почему нуждается О. в Ш.? А Штольц в О.?

конец 2 гл.  "Часто, отрываясь от дел, он ехал посидеть на широком диване Обломова, чтобы успокоить встревоженную или усталую душу" / поиск утраченного рая/

? что значат слова О. "имя нам  ЛЕГИОН?"

5. Какая деталь одежды исчезает из гардероба Обломова? – Каков «обломовский вопрос», который был глубже гамлетовского? – С кем Штольц знакомит Обломова? – Что покоряет О. в Ольге Ильинской?
6. Символичность детали «ветка сирени» - Какой план развился у Ольги по поводу Обломова?
8. Чего не предвидел Штольц, знакомя Обломова с Ольгой?
9. Как преображается Обломов? В связи с чем? – Закончите фразу Обломова: «Ах, если б испытывать только эту теплоту любви да не испытывать……………..» - Где назначает Ольга свидание? Зачем так высоко?
?Можно ли любовь Ольги назвать благотворительной и экспериментальной? Это настоящее чувство или игра в любовь - исполнение роли спасительницы?
? В чем сила любви?/стимулирует духовное развитие Обломова/
10. Какое письмо пишет Обломов Ольге? Чего боится в своей любви?  / боязнь не соответствовать Ольге/

11. Что-то не так в отношениях Ольги и Обломова. Что?  - подсказка  «Он  догнал жизнь, т.е…………………….»

ЧАСТЬ 3
Гл.2  «Он чувствовал, что праздник любви отошел, что любовь становится долгом». Прокомментируйте эти слова.
«Поэма минует, и начнется строгая история…» Какая? Чего боится Обломов?
Почему сравнивает Ольгу и Штольца? / они торопятся жить/. Как понимаете ээти слова?
Кто такая Агафья Матвеевна Пшеницына? Портрет.
Гл.3  Что значит «…поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее…»? Докажите справедливость этих слов.
Гл.4 ? Что беспокоит О., вызывает ужас? - ? Что нравится в доме Пшеницыной? – смысл слов «Деревню напоминают, Обломовку». – Что нравится в Пшеницыной? -  «Кто я такой? Зачм я у Ольги? Меня знают потому, что я «друг Штольца» - что беспокоит О.? – Как относится к слухам о своей свадьбе? – «Поблекло, отошло!» - раздалось внутри. ? Что это значит?
Гл.5  разговор с Ольгой. Что беспокоит О.?В чем признается ей? ? Почему его «убивает совесть»? Он лукавит?
Гл.6. Какая деталь гардероба появляется? Кто ее достает?
? Какова норма жизни для О.?
? Зачем написал Ольге, что простудился? ? Как меняется его образ жизни?/ спешит ли к Ольге, встречается с ней или ищет повод остаться дома? – Напоминает Обломов Обломова в начале повествования? Чем?
Гл.7. Мосты наведены, Ольга ждет О. в гости в воскресенье. Как готовится к его визиту? Дождалась? Как встретились Ольга и Илья Ильич? О чем они говорили?  ? пПочему рефреном звучит слово «обманул»?
Гл. 8 Письмо от поверенного. Почему у О. опустились руки? Какие призраки обступили его?
Гл. 9  ? В чем признается О. Ивану Матвеевичу?
Гл.11 разговор Ольги Ильинской и Обломова. ? В чем,по словам Ольги, она ошиблась? ? Что значат ее слова «а ты уже давно умер». ? Кого любила Ольга: Обломова или……………Обломова?
? Каков ответ на вопрос Ольги: « Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»?

Гл.12 О чем говорит деталь « Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат». ? Что случилось с Обломовым? О чем это свидетельствует?

ЧАСТЬ 4
? гл.1 Сколько времени прошло со времени болезни Обломова?  Где живет О./ на Выборгской стороне/   Как Агафья Матвеевна участвует в жизни О.? Как и почему она меняется? Почему автор говорит, что все ее хозяйство, толченье, глаженье ...получило новый, живой  смысл? / покой и и удобство О. было для нее обязанностью - теперь стало ее наслаждением/  Её отношение к О. бескорыстно? Докажите/ ставила за него свечку, сидела рядом, пока болел/ ? как О. относился к А.М.П.? Это любовь? Чем чувство к Ппшеницыной отличалось от чувства к Ильинской?
гл.2 приезд Ш. В чем признается О.?/крыльев нетЮ, не умеет ничего, лег бы и заснул/
гл.3 Что замыслили Иван Матвеевич и братец? Почему пьют за здоровье олухов?
гл.4встреча Ш. с Ольгой в Париже. Отъезд в Швейцарию. ? Ольга изменилась? Что решил Ш?/ не может жить без Ольги/ - Почему Ш. удивился, узнав, что Ольга любила  Обломова? Как Ольга и Ш. относятся к тому, что становятся женихом и невестой? Ольга - решительная женщина?
 Её качества /  стремление к деятельности, неудовлетворенность собой, доброта, искренность, страстность./
 Ш. похож на О.?/ прячет голову под крылышко 
 "Мы не пойдем Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно преживем трудную минуту..."
гл. 5 Как изменился О.?
 Почему О. попадает в трудное положение? Как помогает ему Пшеницына? Это жертва?
гл.6 - 7 приезд Ш. Как помогаетО?
гл. 8.прошло несколько лет. Ольга и Штольц в Одессе. Они счастливы?
гл.9 Как живут Пшеницына и Обломов? Они счастливы?
 Чем любовь к Ольге отлична от любви к Пшеницыной? / любовь - поклонение - любовь барская// любовь рассудочно-экспериментальная - любовь душевно-сердечная
 Что понял О.? Он лостиг идеала?
Почему Ш. говорит, что О. погиб?
гл.10. Прошло 5 лет. Где О?
 "Чистая, как хрусталь, душа" - Чья это характеристика?
ВОПРОСЫ  к зачету.
?Тематика и проблематика романа
? Это роман  о ...../ о трагедии непонимания, об одиночестве сердец, о человеке, который не хотел быть похожим на других, о любви, о доброте, о жизненных ценностях, о поисках идеала..... - продолжите
? Роль детали/халат - символ... апатии, духовной свободы/
? + и - Обломова. Двойственность его природы
? Обломов - коренной русский тип.
? Обломов - "лишний человек"
? В чем вина Обломова? / он изымает из жизненного обращения частицу света и добра, которая в нем заключена/
? Женские образы в романе.
? Обломов и Штольц.
? Что такое обломовщина?
? Идея романа  / осознание ценности духовного достояния, заключенного в герое

Обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность.


МОНОЛОГ КУЛИГИНА  -наизусть


  - Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать….. А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах две злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от, радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, — говорит, -потрачусь, да уж и ему станет в копейку» . 



            "ГРОЗА"      А.Н.ОСТРОВСКИЙ  
                          ПИСЬМЕННО.
1. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
2. ТЕЗИСЫ СТАТЬИ ДОБРОЛЮБОВА./СМ.НИЖЕ/ 

1.. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ                 
* род - драма
*год создания - 1859....
*жанр - драма(= трагедия, но в 19в. трагедией называли ХП с историческими лицами)
* социально-бытовая драма
*кто такие самодуры? /те, кто действует по собственной прихоти, унижая других/ /......................................
* автор статьи "Тёмное царство" - ..............................................
* Что такое "Тёмное царство - символ.................
* Назовите жертв темного царства:  
 * приспособившиеся жертвы..................... * смирившиеся жертвы........................ * жертвы противостоящие..................................
*Катерина и Варвара- их близость, родство кажущиеся, внешние.  Докажите это.  / Варвара ближе  к Кабанихе пониманием моральных ценностей: для нее уважить - угодить/как и для матери/ - для Каати - это понятие полно нравственного достоинства, то же самое касается понятий грех, любовь, наказание, честность. Бесстрашие В. - следствие ее неразвитости, духовного убожества, неглубокости, ее воля - без нравств.границ/ с.118


* выдели основные элементы композиции.
             КОМПОЗИЦИЯ
     ЭКСПОЗИЦИЯ
2 ЗАВЯЗКИ     1   1Д. ЯВЛ 5 - 1 СТОЛКНОВЕНИЕ КАТЕРИНЫ И КАБАНОВОЙ
                          2   1Д я. 7 ПРИЗНАНИЕ КАТЕРИНЫ В ЛЮБВИ К БОРИСУ

2 КУЛЬМИНАЦИИ
                         1 ПРИЗНАНИЕ В ИЗМЕНЕ
                         2  ПРОЩАНИЕ С БОРИСОМ
2 РАЗВЯЗКИ
                        1 ГИБЕЛЬ 5 д
                         2 БЕГСТВО ВАРВАРЫ С КУДРЯШОМ конец 4 д.
* Сформулируйте проблематику пьесы вопросами. 
Общее -  нравственная, социальная, психологическая проблематика

Главные проблемы:/ЗАПИШИ/


? Как совместить потребности свободной от природы личности с порабощением всех проявлений жизни в темном царстве?
 ? Как при этом согласовать  внутренне представление о нравственном законе с мёртвым моральным кодексом?

             ЗАПОМНИ И ЗАПИШИ
* Идея - утверждение величия человека, его права на свободу, на защиту своего чел.достоинства ,мысль о преемственности поколений, основанной на равноправии, взаимоуважении, осуждение насилия, деспотизма, самодурства
                   
* Смысл  образа ГРОЗЫ? /  гроза - результат развития исторических сил, когда низы уже не могут жить по-старому// внутренний конфликт//эмоц.фон.../


* "Из вашей воли ни на шаг" - это идея лишения человека свободы ради его блага. На чьих примерах / Борис, Тихон/ мы видим антигуманность этой идеи, ее унизительность? 

* Какие герои лишены духовной зрелости, самостоятельности, кто живет страхом свободы? Можно ли их назвать предателями? Докажите примерами. с.120-122
* Кто из героев обладает историей духовного развития? с.122
* Психологическая стадия конфликта Катерина - Кабаниха.
Она связана с мотивом утраты Катериной нрав.чистоты: до замужества она жила по законам  красоты, рая, в доме Кабановых у нее оказались подрезаны крылья - она начинает осознавать необходимость прорыва к свободе. Порядок в доме Кабанихи несовместим с природным чувством Кати/ видимость нравственности, ханжество/. Но при этом ее стремление к свободе выбора уже свобода полета в небо - ведь эта свобода дается путем обмана, измены - это уже скольжение над пропастью... 
? Как сохранить единство с миром, в котором нарушен нравственный закон? Как сохранить этот закон в себе, вступая в борьбу с миром?



* Сравните взгляды критиков. Какая т.з. вам интересна?
 Тезисы по статье Добролюбова прописать.
                         
             Д.И.Писарев

              Н.А.Добролюбов
«Мотивы русской драмы»
«Луч  света в тёмном царстве»
Это не трагедия, а обычная семейная неприятность,  «семейный курятник», К – не луч вовсе, она непоследовательна, нерешительна, часто действует спонтанно.
В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого "луч света в темном царстве" и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете. Грустно расставаться с светлою иллюзиею, а делать нечего; пришлось бы и на этот раз удовлетвориться темною действительностью.
 Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.









«Гроза»-самое решительное произведение О. Катерина- сильный, цельный русский характер, она – луч света в тёмном царстве, её гибель – страшный удар, нанесённый самодурной силе.

Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых. Поприще, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина?
Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Она не будет жертвой.. Она освобождена!
 Страшная борьба, на которую осуждена молодая женщина, совершается в каждом слове, в каждом движении драмы..
Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше. Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы эти мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью. Но ни то, ни другое — не в порядке вещей. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и прожила целый век; бесхарактерный сын ее не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твердость и самостоятельность до такой степени, чтобы отречься от всех нелепостей, внушаемых ему старухой; все окружающее не может перевернуться вдруг так, чтобы сделать сладкою жизнь молодой женщины. Самое большее, что они могут сделать, — это простить ее, облегчить несколько тягость ее домашнего заключения, сказать ей несколько милостивых слов, может быть подарить право иметь голос в хозяйстве, когда спросят ее мнения.
В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу.










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.