8 888888888888888888 8 КЛАСС 8 8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
КАРАМЗИН "БЕДНАЯ ЛИЗА"
Учу
Учу
1. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ 18 века, для которого характерны:
*культ чувства
*герой - простолюдин
*признание высшей ценностью - способность сострадать
чувствительность=сострадание
2. Психологизм - изображение внутреннего мира, переживаний в произведении
Ответь на вопросы:
Смысл названия
Почему Лиза - бедная?
Найти портреты героев, пейзажи - определить их роль в повествовании
Найти описания душевных переживаний героев.
Назови героев
Перечисли качества героев: Лизы, Эраста
Как автор относится к своим героям? Найди авторскую позицию/ в тексте найди слова, предложения, в которых чувствуется авторское отношение к героям/
Что значит фраза : "И крестьянки любить умеют"?
*признание высшей ценностью - способность сострадать
чувствительность=сострадание
2. Психологизм - изображение внутреннего мира, переживаний в произведении
Ответь на вопросы:
Смысл названия
Почему Лиза - бедная?
Найти портреты героев, пейзажи - определить их роль в повествовании
Найти описания душевных переживаний героев.
Назови героев
Перечисли качества героев: Лизы, Эраста
Как автор относится к своим героям? Найди авторскую позицию/ в тексте найди слова, предложения, в которых чувствуется авторское отношение к героям/
Что значит фраза : "И крестьянки любить умеют"?
КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТЕКСТУ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «Капитанская дочка»
гл.1 «Сержант гвардии»
? Куда был отправлен Гринёв для прохождения службы?
?Какими словами благословил Петра Гринёва его отец?
1. гл. «Вожатый»
? Кем оказался вожатый?
? Какой сон приснился Гринёву в дороге? Можно ли его назвать пророческим?
? Чем отблагодарил Гринёв вожатого – «человека, вызволившего его… из очень неприятного положения»?
2. гл. «Крепость»
? Как называлась крепость, в которую приехал Гринёв?
? Назовите членов семьи Мироновых.
? Кто такой Швабрин?
3. гл. «Поединок»?
? Чем объяснить название главы?
? Между кем была дуэль и что стало её причиной?
? Кого защищал Гринёв на дуэли?
? Каков исход дуэли?
4. гл. «Любовь»
? Объясните, почему глава так называется?
? Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринёва?
? Как родители Гринёва узнали о дуэли и ранении сына?
7. гл. «Приступ»
? Какая судьба постигла родителей Маши Мироновой?
? Кто – Швабрин или Гринёв- присягнул Пугачеву?
? Кто спас от гибели Гринёва?
10. гл. «Осада города»
? Как Гринёв узнал о бедственном положении Маши?
? К чему принуждал Швабрин Машу7
? 14. гл. «Суд»
? За что арестовали Гринёва?
? В чём его обвиняли и по чьему лжесвидетельству?
? Кто и каким образом помог Гринёву избежать наказания и восстановить репутацию честного человека, благородного офицера?
? Сколько раз Маша Миронова встречалась с Императрицей?
? Как звали императрицу?
Система образов романа «Капитанская дочка»
Пётр Андреевич Гринёв Каким он был – таким он и остался?
1. Повествование от первого лица. Герой - повествователь
2. Эпиграф задаёт тон повествованиию
3. Жизнеописание героя
4. События- испытания
5. Роль героя в исторических событиях
6. Сюжет – этапы духовного формирования, нравственного становления героя, взросления человека, путь утраты иллюзий под ударами судьбы
Мария Ивановна Миронова Гринёву- корешки, а Маше – вершки?
1. Чем объяснить название романа
2. Мария – женский идеал Пушкина
3. Идеал- совершенное воплощение чего-либо.
4. Маша – нравственный идеал автора
Емельян Пугачёв
«Все мы люди, все человеки….»
1. Пугачёв – реальное лицо и Пугачёв – художественный образ
*сравни описание портрета Пугачёва в «Истории Пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке» с.98, с.118,157)
*сопоставь истор.факты с событиями, изображёнными в романе. Что является в произведении худ.вымыслом?
2. Проанализируй речь героя.
3. Каким показан Пугачёв в отношениях с окружающими:
· с единомышленниками и сподвижниками;
· с Гринёвым
4. Дайте характеристику Пугачева(перечислите качества, свойства натуры пушкинского Пугачёва)
5. Как вы думаете, в чём смысл образа Пугачёва в романе?
ВЫВОДЫ
1. Почему Пушкин обращается к историческим событиям?
2. На чём акцентирует внимание ( аназиз эпиграфа, названия)
3. Согласны ли вы с тем, что автор ориентирует читателя насоциально- нравственную проблематику?
4. Какая проблема – главная?
5. Как вы понимаете слова «честь», «долг»
6. Как соотносятся в романе понятия « история – люди»?
7. От чего и от кого зависит история?
8. От чего зависит, какие люди?
9. История оттеняет человеческий характер. Как?
ГОГОЛЬ "ШИНЕЛЬ"
"ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ ГОГОЛЕВСКОЙ "ШИНЕЛИ" /Достоевский/
Род - эпос/в основе - сюжет/ рождение-------- - ----------- смерть.............посмертное существование
фантастика
жанр - повесть
тематика - / называем,определяем/ - герои, их соц.роли, качества, взаимоотношения с миром/
проблематика ???????????????
проблема + сущ.в Р.п./
А позиция
Идея / осуждает, воспевает/
АНАЛИЗ ТЕКСТА
* О чем повесть?
* герой, кто он? / человек - маленький человек - титулярный советник/
* "в одном департаменте один титулярный советник" / типичность/
* история рождения, портрет, выбор имени/ запрограммированность существования обществом/
*"Что касается чина...."/роль вставной конструкции
*что известно об отношениях с коллегами? / жестокость, равнодушие мира/ Насколько они нормальны?/абсурдны/
* все ли одинаковы в отношении к герою?
* авторская позиция по этому вопросу/"Я брат твой"/
*отношение к работе? в чем
* почему не продвинулся по службе?
* К чему сводится смысл его сущ-я? его радости, орг-я быта
* хар-ка речи/отрывками, частицами, предлогами/
*В чем двойственность оценки героя автором/1. духовное убожество,ограниченность внутр. мира
2. и в этом человеке есть стремление к красоте/
*как проводил время после работы/ тема одиночества/
* кто//что был/о/ его главным врагом?
* мороз - символ чего...
*Чем становится для героя шинель?
ШИНЕЛЬ
МЕЧТА
ЦЕЛЬ
ВОЗЛЮБЛЕННАЯ
СМЫСЛ
ДУХОВНАЯ ПИЩА
* Меняет ли А.А. история с шинелью? /
*Почему мечта о шинели вызывает улыбку, иронию и сочувствие одновременно?/ убогость + способность к переживанию на дне затоптанной, исковерканной души.Человеческое неистребимо
*участь шинели
* роль образа значительного лица.
почему А.А. умер?
роль фантастического элемента/ идея бунта, возмездия/
*в чем абсурдностьА.А.? / он трагичен, не осознавая этого, он трагичен,т.к. он человек, т.к.порожден той силой, к-рая контрастирует с его человечностью"
* он добрый человек?
* каков смысл образа А.А.?
К чему призывает автор, что осуждает?
ТЕМАТИКА
-сущность "маленького человека"
-т.вз.отношений людей в обществе
-т. человек-государство
- т. равнодушия, жестокости, одиночества
ПРОБЛЕМАТИКА и АВТОРСКАЯ позиция по проблеме
- Какова природа маленького человека"? - двойственная: автор показывает его и-, и + качества
-Насколько нормален окружающий нас мир? - абсурден, жесток, равнодушен
- Почему человек оказывается одиноким? - ------
? кто виноват в трагедии А.А.?
? Несёт ли государство ответственность за судьбу человека? - да
? Как влияют на человека обстоятельства, условия жизни, общества? - искажает, калечит, губит
? Человек- жертва общ. системы? - да
? Должен ли человек бороться за свою личность?
ИДЕЯ
Ненормален мир, в котором человек обречен на одиночество, страдания, мир, калечащий и губящий человека
Гуманизм Гоголя - в утверждении неистребимости человеческого при самом жестоком социальном унижении
*каждый достоин жалости , сочувствия и уважения - Утверждение ПРАВА человека на сочувствие, на защиту своего чел.достоинства
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по "Истории одного города"
1. Термины знать:
сатира, Эзопов язык, фантастика, этнохороним, реализация метафоры, ирония, гротеск
2. Приемы сатирического повествования перечислить, объяснить
3. продолжи фразу "В осуждении зла кроется любовь к........................" Запомни
4. имена мировых писателей - сатириков
5. 2 мотива, звучащие в произведении
6. Произведение -это сатира на..../власть, общественные порядки и на народ/
7. Что осуждает С.-Щ. во власти, а что - в народе?/ пречисли отрицательные качества0
8. Продолжи фразу "Напомнить человеку, что он.............."
9. Какими изображает С.-Щ. градоначальников?
10. Развернутый ответ -------- Почему сатирик считал, что "идеализировать народ" - ВРЕДНО И НЕЧЕСТНО?
11. Актуальна ли сатира С-Щ. в наши времена?
ТОЛСТОЙ ЛЕВ " ПОСЛЕ БАЛА"
? Какие чувства вы испытали,прочтя рассказ?
? Что вызвало у вас возмущение? Что/кто/ уважение?
? О чем говорили молодые люди с И.В. В начале рассказа? / о влиянии среды на человека и о личном совершенствовании/
? От чего/кого/ зависит наше совершенствование?
? Перед нами - история жизни Ивана Васильевича, хотя в несколько "свёрнутом" виде. Докажите,назвав факты его биографии / в юности молод,красив,богат,учился,любил балы,веселье, мечтал поступить на военную службу,история любви, свидетель наказания, любовь на убыль, не поступил на военную службу,, нигде не служил/
? Какое событие повлияло на всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича?
? История любви И.В. С какими 2 событиями она связана? / бал - после бала/
? Сравни
БАЛ
|
ПОСЛЕ БАЛА
|
|
Музыка,звуки
|
Мазурка,кадриль
|
Барабан,флейта, жесткая,нехорошая,неприятная, визгливая
помилосердствуйте, всхлипывал
Будешь мазать?!
|
Место действия
|
Зала какая?
|
Улица какая?
|
цвета
|
Белый,розовый
|
Черное,серое,красное,пёстрое
|
полковник
|
Отец….
|
Высокий военный……
|
Люди
|
Гости… хозяева..музыканты
|
Оголённый по пояс, черные люди
|
Состояние героя
|
«Я обнимал в то время весь мир»
|
Тоска,тошнота,ужас
|
? Как вы думаете, полковник - лицемер? / он обманщик, жестокий человек, просто исполняет свой долг, "по закону" поступает /
? У полковника был выбор?
? Чего не мог понять и принять И.В. в поступках полковника / любящий,нежный,добрый отец - жестокий военный/
? "Жизненный путь - это чреда нравственных выборов". Так ли это? Какие нравственные выборы сделал Иван Васильевич? Оцените их.
? Тематика / нравственный выбор, нравственный рост, Божий Закон - человеческий закон/
? Проблематика
?Авторская позиция/ цель жизни - нравственный рост, человек несёт отв-ть за свой выбор/
99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999
"Мертвые души"
17лет - время создания
эпос
роман, поэма/ по Гоголю, т.к. много лирических отступлений, в к-рых явлен образ автора/
сюжет подсказан Пушкиным
"Вся Русь явится в нем!"
3 сюжетные линии, объединенные образом ДОРОГИ
-------------- приключения Чичикова 1,11/
-------------- жизнеописания помещиков / 2-6/
-------------- деятельность городских чиновников / 7-10/
ЗАМЫСЕЛ
Данте А. Гоголь
"Божественная комедия" "Мертвые души"
Ад - 1 том/ад русской жизни/ - уродливое в жизни, мир негодяев, духовно пустых, обнищавших, деградировавших/ - мир перевернутых ценностей, утраченных дух.ориентиров аморальных законов - образы гиперболизированы, абсурдныы, гротескны, карикатурны - чтобы показать безнравственность мира
Чистилище 2 том - нравственное возрождение Чичикова
Рай 3 том мир гармонии и совершенства
"Мертвые души". Смысл названия. 1. Омертвение душ 1. умершие крестьяне
ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИЧИКОВ "Рыцарь копейки"
1.Чичиков П.И. Знакомство с героем. Имя, фамилия / апостол Павел / =Савл/ -самый ревностный противник Христа , затем последователь,приверженец чи-чи-чирик/
2. 1 глава. В чем особенность Ч, отличие от других помещиков /усложнен, противоречив, изменчивость не Бог весть какой - но живой еще души/
? На какую черту обращаем внимание?
? Вещи Ч. - способ характеристики.
? Сквозной герой, сюжетообразующая роль
2. Образ дан в развитии, в столкновении с препятствиями
3.гл11. Жизнь героя
? Зачем дана?
? Как это ЛО может вам помочь ответить на вопрос?
И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!", но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости / гл.6/
/ формирование характера, его истоки, афера Ч.имеет биографические причины/:
- жизнь взглянула кисло-неприятно
- духовное завещание отца
-отцовское наставление впрок
- +/- Чичикова/ неуемная энергия, семейная идиллия, свободная жизнь --- средства и пути достижения мечты, ложные шкала ценностей, преступление норм христианской морали/
- почему подлец?
- смысл афер Чичикова
- Возможное преображение - духовное возрождение? / "Подумайте не о мертвых душах, а о своей живой душе, да с Богом на другую дорогу!" "Это был не прежний Чичиков...Можно было сравнить его..состояние души с разобранным строением,к-рое разобрано с тем,чтобы строить из него новое..." / черновики 2 том/
-Чичиковщина -поведение, взгляды тех, кто занят приобретательством, устройством своего личного благополучия любой ценой .
. ЧИЧИКОВ
- Воплощение русской жизни XIX
- Энергичен и деятелен
- Не движется вперёд, а кружит и колесит: русская жизнь отторгает его
- Причины:
- Он из служилого дворянства
- Наставления отца (копейка, лесть)
- В
школе:
- Изобретателен по делу денег
- Хорошие отношения с начальством
- Отношения
с людьми:
- Избирателен
- Только те, что приносят пользу
- Перестают приносить – бросает
- Актерские способности
- Нетерпение, желание рискнуть идёт от русского задора
- «Чичиковщиной»
заражены все герои поэмы
- И город
- Русская жизнь отторгает путь, которому следует Чичиков
- Тройка
в финале – обновлённая Россия
- Вышла на праведные пути
- Вера в высокое предназначение Руси
Характеристика помещиков 9 класс / по группам, коллаж вам в помощь - в кабинете/
Ответь на вопрос ( для ответа надо проанализировать все образы)
???
Почему Гоголь расположил помещиков именно в
таком порядке? По степени духовной деградации( омертвения) или по
принципу оживления - степени ответственности за данное им Богом???
Характеристика героев
!!!!!!!!!!!!!Обратите внимание на следующее:
1. Героев окружает ВЕЩНЫЙ мир ( мир
Вещей). Через ВЕЩИ (предметы) автор раскрывает персонажа - таков прием
художественный
2. автор использует прием зоологического уподобления
3. прием сравнения
4. а также сарказм,гиперболу,гротеск,
бурлеск, алогизм
УЧИМ
ГЛОССАРИЙ /= словарик/
Бурлеск - изображение "высоких" предметов "низким" стилем или "низких" предметов "высоким" стилем - т.е. комический эффект достигается контрастом между темой и характером её интерпретации.
Гипербола - преувеличение
Гротеск - чрезмерное преувеличение, сочетание неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде, сочетание уродливого и прекрасного, смешного и ужасного, высокого и низкого...
Сарказм - вид комического / юмор - сатира - сарказм/, язвительная насмешка, едкая ирония.
МАНИЛОВЩИНА, -ы; ж. Неодобр. Мечтательно-бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие. Предаваться маниловщине. Пустая м. ●По фамилии Манилова - одного из героев произведения Гоголя "Мёртвые души" (1842)
ЧИЧИКОВЩИНА -поведение, взгляды тех, кто занят приобретательством, устройством своего личного благополучия любой ценой .
ПРОЖЕКТЁРСТВО, -а; ср. Ирон. Увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами. Пустое п. Не стоит заниматься прожектёрством.
НОЗДРЁВЩИНА- бесцеремонность, безудержная наглость
ЗАДАНИЕ
найдите описание - это ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. пейзаж
2. усадьба
3. сам помещик
4. интерьер
5. торг
6. отъезд и всмотритесь во все детали ( не пропуская ничего)
ЗАДАНИЕ
- определите основные черты помещика
- найдите примеры гиперболы, гротеска, бурлеска, иронии, сатиры или сарказма в описании
- найдите ключевые фраз, слова
- создайте коллаж "Образ помещика", используя материалы разной фактуры, основа может быть выполнена карандашом, красками и т.д.
!!! Обязательное условие: должны быть отражены детали, упомянутые в произведении( предметы, сравнения, уподобления, метафоры ит.д.)
кто есть кто?
4. интерьер
5. торг
6. отъезд и всмотритесь во все детали ( не пропуская ничего)
ЗАДАНИЕ
- определите основные черты помещика
- найдите примеры гиперболы, гротеска, бурлеска, иронии, сатиры или сарказма в описании
- найдите ключевые фраз, слова
- создайте коллаж "Образ помещика", используя материалы разной фактуры, основа может быть выполнена карандашом, красками и т.д.
!!! Обязательное условие: должны быть отражены детали, упомянутые в произведении( предметы, сравнения, уподобления, метафоры ит.д.)
"Один пошлее другого"
кто есть кто?МАНИЛОВЩИНА, -ы; ж. Неодобр. Мечтательно-бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие. Предаваться маниловщине. Пустая м. ●По фамилии Манилова - одного из героев произведения Гоголя "Мёртвые души" (1842)
МЕРТВЫЕ ДУШИ
|
ЖИВЫЕ ДУШИ
|
ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
|
Приемы
изображения
Сарказм, гротеск, алогизм
Бурлеск и травестия, зоологические
уподобления
ПОМЕЩИКИ
ЧИЧИКОВ
ЧИНОВНИКИ
*Тема разоблачения чиновничьего
мира
*Классификация : толстые
тонкие
*Черты
Бюрократизм
Мздоимство/=
взяточничество, лихо-
имство/
Праздность
Подлость
Злословие
Халатность
|
Приемы
изображения
Высокая патетика, юмор
НАРОД
+
Талантливость
Широта души
Живой бойкий ум
Удаль
Чувство юмора
Жизнеспособность
Способность к протесту( бунт в с.
Вшивая Спесь, с. Боровки)
Вера
в народ и его светлое будущее
-
Забитость
Узость
духовного мира
Ограниченность,
невежество
Пустословие
пессимизм
пьянство(
чудо-сапожник Максим Телятников – лавка-обман продавцом гнилых кож )
Селифан речи лошадям
Петрушка благородное побуждение к чтению
Пелагея – «не знает, где лево,
где право»
Д.Митяй и д.Миняй – бестолковые,
запутались в постромках
|
Темы
РОССИЯ
ДОРОГА
ЛО расширяют художественное
пространство, создают широкую картину русской жизни того времени , целостный
образ Руси – от бытовых деталей( тыквы – балалайки, описание гостиницы) до
философских образов(птица-тройка), наставлений молодому поколению,
предназначение писателя( 2 типа писателей)
Цель
Утвердить мысль о великом
предназначении России, веру в счастливое будущее народа
|
Осуждение крепостного
права, бег России вперед, движение к
счастливому будущему
|
Роман
- С начала работы называет романом
- Отсутствует стремление охватить всю полноту русской жизни
- Цель
– показать только темные стороны жизни:
- Как в «Ревизоре»
- Реакция
Пушкина на первые главы:
- Стал очень мрачен
- «Как грустна наша Россия!»
- Неудача
с «Ревизором»:
- Поняли не так, как он хотел
- Решает:
быть полноте!
- Вся Россия отразится там!
- Общенациональный хар-р!
- Сюжет о похождениях Чичикова остаётся
- Но
на 1 план – хар-ры помещиков
- Воссоздаются неторопливо
- Вбирают
общероссийские явления:
- Маниловщина
- Ноздревщина
- Чичиковщина
- Повествование
– летописный хар-р
- Претензия на всестороннее описание
- Интерес с авантюры на анализ противоречий русской жизни
- Социальные
пороки из-за духовного омертвения людей
- Все хорошее связано с духовным преображением русской жизни
- Жанр «роман» перестаёт отвечать природе замысла – теперь «поэма»
- Ориентир
на Данте:
- 1 том = ад современной русской реальности
- 2 том = намечается выход из ада к очищению и возрождению
- 3 том = торжество светлых начал
- Начало
– разговор 2 мужиков:
- Колесо кривовато
- Бричка Чичикова символизирует путь, по которому едет Русь
- До Казани не доедет: русским пространством Чичикову не овладеть
- Дорога
от Манилова к Коробочке:
- Монолог Селифана
- Речь относится не столько к Чубарому, сколько к Чичикову
- Символизм:
- Селифан не обращает внимания на Чичикова, но озадачен поведением брички
- Бричка = Россия
- Селифан = Вожатый
- Чичиков = Чубарый
- Путешествием
Чичикова правит ещё случай:
- Встреча с Коробочкой окажется роковой для него – приведёт к разоблачению
- Как и встреча с Ноздревым
- Столкновение с экипажем губернаторши и её дочки
- Шкатулка Чичикова – тайник его души
- Приём
«овеществления»:
- Душа героев бедна и примитивна
- Пленена предметной стороной жизни
- Не нужен психологический анализ для проникновения во внутренний мир
- Вещи раскрывают хар-ры
- Манилов:
- Праздная мечтательность
- Чудом сохранил юношескую восторженность и инфатильность души
- Претензия на щегольство прикрывает пустоту и безобразие
- Его жизнь – это идеалы Чичикова, воплощённая мечта
- Коробочка:
- Противоположность маниловской мечтательности
- Куриный кругозор
- Шкатулка Чичикова напоминает «комод» Коробочки
- Не так примитивна, как кажется
- Сохранила
взгляд на мир как на нечто целостное
на примитивном уровне
- Форма влияет на содержание и цельна с ним
- Ноздрев:
- Безобразно широкая русская натура
- Пленник своих страстей
- Нет нравственного стержня
- Бог – он сам, его неограниченные капризы и желания
- Для его желаний нет границ
- Жизнь – насыщение самых низких чувственных инстинктов
- Ложь
роднит с Хлестаковым
- Но его ложь небезобидна
- Подлое желание нагадить ближнему
- Душа его как испорченная шарманка
- Собакевич:
- Обеими ногами на земле
- Ко всему – с черствой и трезвой практичностью
- Основательность и крепость
- Смысл существования – неуёмное насыщение
- Противник «высоких материй»
- Все люди – воры и разбойники
- Умён в своих пределах
- Описание
«товара» − поэма о силе и таланте
русского народа
- Сила речи
- Живость воображения
- Дар слова
- Такой же сочинитель, как Чичиков и Хлестаков
- Плюшкин
- Крайняя степень падения на пути Чичикова
- Характер показан в развитии
- Изнанка другого порока – прожигание жизни
- Воплощение русской жизни XIX
- Энергичен и деятелен
- Не движется вперёд, а кружит и колесит: русская жизнь отторгает его
- Причины:
- Он из служилого дворянства
- Наставления отца (копейка, лесть)
- В
школе:
- Изобретателен по делу денег
- Хорошие отношения с начальством
- Отношения
с людьми:
- Избирателен
- Только те, что приносят пользу
- Перестают приносить – бросает
- Актерские способности
- Нетерпение, желание рискнуть идёт от русского задора
- «Чичиковщиной»
заражены все герои поэмы
- И город
- Русская жизнь отторгает путь, которому следует Чичиков
- Тройка
в финале – обновлённая Россия
- Вышла на праведные пути
- Вера
в высокое предназначение Руси
наизусть отрывок. "Мертвые души"
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся
закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли
душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то
востороженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к
себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на
облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и
сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть
куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром
мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо
над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся
недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? ( гл.11)
или
Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? ( гл.11
или
Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? ( гл.11
*драматург(более 50 пьес)
*автор "пьес жизни"
*"Свои люди - сочтемся" - первая пьеса, принесшая успех
**изображая жизнь купечества,противоречия семейного, домашнего
быта, отношения в семье - раскрывает противоречия СОЦИАЛЬНЫЕ
* самодур - человек, действующий по собственной прихоти,
унижая других, не считаясь с другим мнением
БЕДНОСТЬ - НЕ ПОРОК
Изображение патриархального мира и угрозы его распада
_Каков сюжет?
Дайте характеристику героев
_В чем проявляется самодурство Гордея?
-О чем говорит концовка?
-Что высмеивается?
От чего предостерегает автор?
-Что утверждает?
**Обличение самодурства, модных поветрий, связанных с отказом от патриархальных ценностей, забвением своего, национального, бездумного подражания чужому,
инородному, попытки казаться, высокомерия, гордыни, зазнайства, плутовства
** Утверждение верности патриархальным традициям, национальным устоям, жизни по православным законам, важнейших ценностей - семьи, благосостояния, честным путем достигнутого, почитания родителей, верности слову данному, порядочности, любви к труду, скромности, порядочности
ДОСТОЕВСКИЙ "БЕЛЫЕ НОЧИ"
подзаголовок
|
Сентиментальный роман, Из воспоминаний мечтателя
?? В чем проявляется связь с романтической
традицией
|
Идейная основа
|
В 40-х годах XIX в. российская
интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых
состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться
от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву
есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу
Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он
оставался верен начиная с молодости и до конца жизни
Роман - любовная история, здесь
отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна
быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба.
|
тема
проблематика |
Тема мечтательства
как формы протеста против пошлости жизни/
Достоевский объяснял мечтательство социальными условиями; его герой
не в состоянии найти такую деятельность, которая соответствовала бы высокому человеческому
идеалу : «...Много ли нас, русских, имеют
средства делать свое дело с любовью, как следует; потому что всякое дело
требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека. Многие ли,
наконец, нашли свою деятельность? А иная деятельность еще требует
предварительных средств, обеспеченья, а к иному делу человек и не склонен, –
махнул рукой, и, смотришь, дело повалилось из рук. Тогда в характерах, жадных деятельности, но
слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют
мечтательностью, и человек делается, наконец, не человеком, а каким-то
странным существом среднего рода – мечтателем»
?? Сформулируйте проблемы, затрагиваемые в произведении пр. смысла счастья, любви, дружбы и т.п. |
мечтательство
|
"С
одной стороны, - декларирует писатель, - выдуманная жизнь уводит от подлинной
действительности; однако сколь велика ее творческая ценность. А ведь в
конечном итоге только это одно и имеет значение".
"Мечтательство" он считал не только специфически
петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал
о существовании "целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и
несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих
скромных потребностей". Они становятся мечтателями и "привязываются
к своим воздушным замкам" "от гордости, от скуки, от
одиночества".
|
Тип героя
|
Мечтатель, разновидность «лишнего человека»
«Я мечтатель, у меня так мало
действительной жизни»
|
Черты героя
|
*бедный петербургский интеллигент
*человек высокой духовной
культуры
* неприятие «пошлости жизни,
неучастие в ней. Он дорог писателю
именно тем, что в мире пошлых, обывательских интересов чувствует себя чужим,
неприспособленным. Сам мечтатель очень точно характеризует свою жизнь как «смесь чего-то чисто фантастического,
горячо-идеального и вместе с тем... тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб
не сказать: до невероятности пошлого» Уходя в замкнутый,
фантастический мир, мечтатель Достоевского обрекает себя на
* полное и трагическое одиночество. «...Действительность
производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит
забиться в свой заветный золотой уголок, который на самом деле часто запылен,
неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться
общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нем притупляться талант
действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения,
доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей
жизни».
*видит свою несостоятельность, ущербность, обречён на самоотречение и
одиночество
*увидел в самой жизни то, что лучше, выше мечты, рприобщение к жизни –
самое дорогое в жизни
*нравственная чистота, мягкость и полная самоотверженность в любви
* отсутствие эгоизма
|
идея
|
Это идиллия,
авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие
чувства
СЧАСТЬЕ
– это ИДЕАЛ БРАТСТВА и СОСТРАДАНИЯ, РАВЕНСТВА и ЛЮБВИ»
|
Композиция
|
4новеллы/4 ночи/+ 5 часть»Утро»
Задание:
Найдите завязку – кульминацию -развязку
|
сюжет
|
Познакомиться/прочитайте в кратком изложении/
1. Дневное
путешествие по городу и ночное неожиданное приключение главного героя. 2.
Вторая встреча с Настенькой. Ее история. 3. Молодой человек выполняет просьбу
девушки. 4. Настенька встречается со своим любимым. 5. История окончена. Письмо
от Настеньки6. Романтик остается один. 7. Настенька выходит замуж.
|
ШОЛОХОВ МИХАИЛ
ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ 1956
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 1946Г. ВСТРЕЧА
ПРОТОТИП был
ЖАНР- эпопейный рассказ - повествование, в котором описан критический момент из жизни народа, страны
КОМПОЗИЦИЯ рамочная, обрамление, рассказ в рассказе
зачин АВТОР
рассказ АНДРЕЯ СОКОЛОВА
концовка АВТОР
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ - от 1 лица
СЮЖЕТ - ............................................ жизнеописание АНДРЕЯ СОКОЛОВА
НАЗВАНИЕ "СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"
судьба - участь-рок-фатум-жребий-предназначение-длоя-предопределение
"жизненный путь, пройденный человеком, народом, государством"
??? Почему выбрана такая тема - СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА?
1. ?Какова творческая задача?
- от кого - чего зависит наша судьба?
- важны события жизни и ли наше поведение в них?
- от чего зависит наш выбор?
Ответ: Значит, задача - показать духовную сущность человека в определенных обстоятельствах - тяжелых, исключительных.
2.? О чем говорит слово ЧЕЛОВЕК?
ЧЕЛОВЕК
Андрей Соколов
ОТЕЦ
МУЖ
УЧАСТНИК ВОВ
ВОЕННОПЛЕННЫЙ
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
ТИПИЧНЫЙ ХАРАКТЕР
Осмысление частной судьбы в свете трагедии всего народа, в жизни героя - великая народная трагедия военного времени.
М. Шолохов :" Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую , который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя РОДИНЫ. Хорошее имя ИВАН."
Вехи жизни Андрея Соколова
? На какие 3 периода делим его жизнь?
? Определите смысл каждого события жизни А.Соколова.
? Какие испытания выпали на долю?
? Сформулируйте проблематику рассказа/ анализируйте эпизод с т.з. содержания - формулируйте проблему/
М.А.ШОЛОХОВ " СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА " Эпизод "В церкви"
Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой
подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным
маршем. Сильно раненные наши не могли поспевать за остальными, и их
пристреливали прямо на дороге. Двое попытались бежать, а того не учли,
что в лунную ночь тебя в чистом поле черт-те насколько видно, ну,
конечно, и этих постреляли. В полночь пришли мы в какое-то полусожженное
село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. На каменном
полу — ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и
штанах, так что постелить и разу нечего. Кое на ком даже и гимнастерок
не было, одни бязевые исподние рубашки. В большинстве это были младшие
командиры. Гимнастерки они посымали, чтобы их от рядовых нельзя было
отличить. И еще артиллерийская прислуга была без гимнастерок. Как
работали возле орудий растелешенные, так и в плен попали.
Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе. Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твердо так говорит: «Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку». Я снял все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он все щупает и злобно так отвечает: «Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет». Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.
Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты ее так рванул». Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.
Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
Убитых! сложили мы в одно место, присели все, притихли и призадумались: начало-то не очень веселое… А немного погодя заговорили вполголоса, зашептались: кто откуда, какой области, как в плен попал; в темноте товарищи из одного взвода или знакомцы из одной роты порастерялись, начали один одного потихоньку окликать. И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела». Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, слева, а с другой стороны от него чей-то молодой голос отвечает: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?» Тот лениво так отвечает своему взводному: «Ну, окончил, и что из этого?» Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, — говорит, — остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».
Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, думаю, — не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело — вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, — думаю, — не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать».
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты — взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» — показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, — говорю, — держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» — а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!
До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки
помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый
раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого,
предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь
велика»Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе. Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твердо так говорит: «Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку». Я снял все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он все щупает и злобно так отвечает: «Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет». Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.
Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты ее так рванул». Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.
Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
Убитых! сложили мы в одно место, присели все, притихли и призадумались: начало-то не очень веселое… А немного погодя заговорили вполголоса, зашептались: кто откуда, какой области, как в плен попал; в темноте товарищи из одного взвода или знакомцы из одной роты порастерялись, начали один одного потихоньку окликать. И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела». Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, слева, а с другой стороны от него чей-то молодой голос отвечает: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?» Тот лениво так отвечает своему взводному: «Ну, окончил, и что из этого?» Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, — говорит, — остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».
Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, думаю, — не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело — вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, — думаю, — не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать».
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты — взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» — показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, — говорю, — держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» — а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!
ПРОБЛЕМА - это вопрос, то, что волнует, интересует, то, что требует разрешения.
ИДЕЯ, позиция АВТОРА
1. Бесчеловечность, ненужность войны
2. Сущность русского характера - в великодушии, силе духа, гуманизме, самопожертвовании,любви к жизни, к миру, чувстве человеческого достоинства, христианских добродетелях, нравственном здоровье, нравственной прочности, нравственной устойчивости и стойкости.
3.Ответственность за нравственный выбор
4.Нравственный выбор определяется духовной сущностью человека
5.Поступки Человека продиктованы не рассудком, разумом, а непосредственным чувством, лежащим в основе его существа: он держится тех правил морального поведения, к-рые впитал с молоком матери от предков и которые уходят в толщу народной жизни.
6. Смысл жизни Человека - в жизни для, ради других.
Продолжи по образцу:
Тема: война - проблема жестокости, бесчеловечности войны - ? Каков характер войны? - АП: война бессмысленна, абсурдна, отвратительна
Тема:смысл жизни человека -
Тема: сущность русского женского, мужского нац.хар-ра -
Тема: поведение в бесчеловечных условиях - ? Как ведет себя человек? -------------- ? Чем продиктовано поведение человека ?........................
Тема: нравственный выбор --------- пр. нравственно
го выбора
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
"МАТРЕНИН ДВОР"

ПРАВЕДНИК, -а; м. 1. В христианстве: святой, прославившийся безгрешной непорочной жизнью, живший согласно религиозным заповедям и церковным предписаниям. Грешники и праведники. Спать, заснуть сном праведника (безмятежно, крепко). 2. (Ирон.). Тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. Подумать, какой п. нашёлся! Не притворяйся праведником. <Праведница, -ы; ж.
От ЛЕСКОВа к СОЛЖЕНИЦЫНу
Лесков
создал иконостас русских святых и праведников.
М.Горький
Не стоит селение без праведника.
Пословица
ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА появляется в творчестве Лескова в 70-е гг.
ВЕРА в добрую природу человека, честность и человеколюбие: "У нас не
перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если
стать присматриваться - они есть".
Открыл праведника в "каждом сословии, во всех группах"
"Лесковский человек" - знак особой человеческой личности, лицо не столько соц, сколько
локальное. Это человек русской земли, таит загадку, хитринку, чудоковатость, он "такой -некий-этакой"
Лесковский праведник - человек, постигший истину, суть к-рой - в
евангельской беззаботливости о себе - готовности помочь, в чувстве
сострадания, бескорыстном служении людям( но каждый должен сам научиться
любить и утешать), стерегущие душу России, простые , скромные люди
редкой нравственной силы и чистоты, творящие подвиг человеколюбия, для к-рого смысл жизни - в ЖИЗНИ ДЛЯ ДРУГИХ.
В таких праведниках - залог счастливого будущего.
ОБРАЗ МАТРЕНЫ
ПРОБЛЕМЫ
Пр. личность - государство
Пр. взаимоотношений
Пр.одиночества, жадности, зависти, душевной черствости - щедрости............
Пр. праведничества ? В чем смысл, сущность праведничества ? Кто такой праведник?
Пр.сущности русского женского характера?
ОБРАЗ МАТРЕНЫ
"И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки –
выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о
бок.В самом деле! – ведь поросёнок-то при каждой избе! А у неё не было.
Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не
признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – и потом
зарезать и иметь сало.А она не имела…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась,
чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За
одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем
своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам,
золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не
скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…Все мы
жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого,
по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся земля наша".
ПРОБЛЕМЫ
Пр. личность - государство
Пр. взаимоотношений
Пр.одиночества, жадности, зависти, душевной черствости - щедрости............
Пр. праведничества ? В чем смысл, сущность праведничества ? Кто такой праведник?
Пр.сущности русского женского характера?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.